В.С. Никитин. Белинский – не «западник», а витязь русскомыслия

В.С. Никитин. Белинский – не «западник», а витязь русскомыслия

В XIX веке в бой с русофобами открыто вступили славянофилы. Один из их лидеров К.С. Аксаков (1817–1860) в работе «Записка о внутреннем состоянии России» писал: «Внешнее величие России, при императорах, точно блестящее, но внешнее величие тогда прочно, когда истекает из внутреннего. Нужно, чтобы источник был не засорен и не оскудевал... Если внутренность дерева вся истлела, то наружная кора, как бы ни была крепка и толста, не устоит, и при первом ветре дерево рухнет к всеобщему удивлению. Россия держится долго потому, что еще не исчезла ее внутренняя долговечная сила, постоянно ослабляемая и уничтожаемая; потому что еще не исчезла в ней допетровская Россия. Итак, внутреннее величие – вот что должно быть первою главною целью народа и, конечно, правительства... Современное состояние России представляет внутренний разлад, прикрываемый бессовестной ложью».

Аксаков дает совет, что для борьбы со злом, возникшим в России, нужно «понять Россию и возвратиться к русским основам, согласным с ее духом».

Известный литературный критик В.Г. Белинский (1811–1848), оценивая деятельность славянофилов, отмечал такие положительные стороны их воззрений, как их справедливую критику слепого подражания Западу и космополитизма, их обращение к самым важным вопросам русской действительности, их отрицательное отношение к крепостному праву. Но при этом он резко критиковал славянофилов за идеализм их философии, её связь с религией, за их нежелание коренного изменения политического строя в России.

Славянофилы были носителями либерально-помещичьего мышления, а Белинский создавал основу революционно-демократического мировоззрения. Он указывал на разрыв славянофилов с научным миропониманием и утверждал, что метод «славянолюбов» является догматическим, а не диалектическим. В идеализации славянофилами старого «допетровского» строя Белинский видел попытку сохранить «помещичью» Россию. Он называл славянофилов «витязями прошедшего и обожателями настоящего» и говорил, что «славянофил – это барич, который изучал народ через своего камердинера». Белинский был против демонизации Запада и считал, что можно и нужно перенимать у него ту «цивилизованность», которая полезна России.

В то же время Белинский не менее, чем «квасной патриотизм», осуждает и космополитизм. «Без национальностей, – говорит он, – человечество было бы мёртвым логическим абстрактом, словом без содержания и звуком без значения». Он не одобрил переход Чаадаева, автора «Философского письма» в католицизм и его западномыслия. Чаадаев видел возможности прогресса в распространении религии в народе, а Белинский, наоборот – в отсутствии в нём религиозности.

Показательно, что Белинский боролся против возвеличивания религиозных начал и со славянофилами, и с западниками. В «Письме к Гоголю» он писал, что «православная церковь всегда была опорой кнута и угодницей деспотизма, льстецом власти и поборником неравенства». Белинский доказывал, что Россия видит своё спасение не в мистицизме, а в успехах цивилизации, что ей нужны не проповеди и молитвы, а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, права и законы, сообразные не с учением церкви, а со здравым смыслом и справедливостью.

Белинского в истории литературы представляют как сторонника западничества. Но сам он это отрицал, говоря: «Мы знаем Россию и любим её больше всякой другой страны. Но преданность интересам русского народа следует сочетать с критическим отношением к нему, во всем соблюдая меру». Белинский подчёркивал, что познание и показ жизни с отрицательной стороны нужны для того, чтобы побудить нас к её изменению, чтобы помочь нам понять, какой она должна быть.

Всё это подтверждает, что Белинский Виссарион Григорьевич продвинулся дальше других современников в осознании сути русскомыслия, и русофобы не прощают ему этого даже в XXI веке. Они всячески препятствуют изучению его теоретического наследия патриотами России, наклеивая на Белинского ярлык западника. Я советую всем прочитать книгу Е.М. Филатовой «Белинский» из серии «Мыслители прошлого», изданную издательством «Мысль» в 1976 году в Москве. В ней показана эволюция мышления Белинского от идеализма к диалектическому материализму, к осознанию необходимости синтеза науки и искусства для познания законов жизнедеятельности и необходимости сплава теории и практики для претворения идей в жизнь.

Белинский осознал, что истина существует не в науке, а в жизни, поэтому нужно идти к ней не от научных схем, а от познания действительности. Нужно уметь прочувствовать и понять «дух времени», «суть эпохи» и их взаимосвязь с конкретным пространством и народом.

Белинский очень глубоко осознал общность науки и искусства, заключающуюся в стремлении к истине. Он писал, что «наука отражает действительность через материальный мир природы, а искусство – через духовный мир человека. В научном познании главную роль играет мысль, а в поэтическом – чувства. Для искусства характерна образная форма выражения чувств, а наука выражает мысли в форме понятий. В процессе познания истины философ доказывает, а поэт показывает, и оба они убеждают, только один логическими доводами, а другой – картинами».

Белинский отмечает, что «наука может только анализировать явления, а литература способна к синтезу». Он утверждает, что «истинно художественное произведение точнее отображает жизнь, чем зеркало... Искусство воспроизводит жизнь, как выпуклое стекло – в этом его могучая познавательная сила».

Вот так Белинский В.Г. демонстрирует характерную для русскомыслия чёткость выражения мысли и глубокое осмысление процесса познания истины. Его мудрость очень необходима сегодня патриотам для борьбы с русофобией и для возрождения русскомыслия.

В.С. НИКИТИН, председатель Координационного совета ВСД «Русский Лад»

(Из книги «Русофобия и русскомыслие в судьбе России»)


Читайте также

А. Бендюг. Из окна трактора А. Бендюг. Из окна трактора
Есть книжка одной словацкой писательницы, посвящённая событиям в Словакии в 1944-1948 годах. И там описан сельский «кулак». Работящий, сильный, цепкий во всех отношениях, передовой касательно техники,...
20 мая 2024
Реликвия рода Хомутниковых. Казачья шашка из Элисты Реликвия рода Хомутниковых. Казачья шашка из Элисты
Элиста – город довольно тихий и спокойный. Жизнь в нем течет своим размеренным чередом. У меня он всегда ассоциировался с летом и невыносимой жарой, когда воздух буквально дрожит перед глазами, а, взо...
20 мая 2024
Амурская область. В Свободном прошло собрание отделения Всероссийского движения «Русский Лад» Амурская область. В Свободном прошло собрание отделения Всероссийского движения «Русский Лад»
17 мая в городе Свободном состоялось собрание Свободненского отделения Всероссийского движения «Русский Лад», которое является народно-патриотической организацией, союзной КПРФ. На собрании было офор...
20 мая 2024