Реликвия рода Хомутниковых. Казачья шашка из Элисты

Элиста – город довольно тихий и спокойный. Жизнь в нем течет своим размеренным чередом. У меня он всегда ассоциировался с летом и невыносимой жарой, когда воздух буквально дрожит перед глазами, а, взобравшись на склон недалеко от самого центра города, можно было увидеть его, утопающий в знойной желтизне, как на ладони. Много в нем тихих закоулков и, в общем-то, довольно уютных местечек, в которых можно было бы спрятаться от летней жары и хорошо провести время.
Одним из таких мест для меня является наш национальный музей имени Пальмова. Мне нравится приходить иногда туда и подолгу рассматривать различные экспонаты. Это невероятное чувство, когда ты можешь хоть ненадолго, но соприкоснуться с многовековой историей целого народа. Правда, это потрясающе? Тогда, мы, кажется, пошли туда вместе с моей хорошей подругой и обсуждали какую-то не очень серьезную тему.
В который раз я вошла в зал, посвященный событиям Гражданской и Великой Отечественной войн. Мой взгляд сразу упал на стенд, посвященный Василию Алексеевичу Хомутникову. Я видела его и прежде, но что-то заставило меня остановиться напротив него, вглядеться повнимательнее в черты лица мужчины, изображенного на портрете. Знаете, иногда приходит такое необычное осознание каких-то элементарных вещей, о которых ты никогда прежде не задумывался особенно.
Вот он перед моими глазами, Герой войны, человек небывалой духовной силы, прошедший через ад и сохранивший верность Родине. Но вдумывались ли вы когда-нибудь по-настоящему в смысл этих слов? Вы не замечали, что большинство людей хранит семейные реликвии, оставшиеся именно после войны? Это кажется логичным, ведь Великая Отечественная война – событие, кардинально изменившее ход истории, оно затронуло, без преувеличения, весь мир. И то, что люди несут память об этих временах, очень важно. Мы еще долго стояли в том зале, а я все рассматривала этот небольшой стенд. Рядом с ним была витрина, под которой хранились шашки. Одна из них – Василия Алексеевича Хомутникова.
Мне в ту минуту это казалось невыносимо важным, и я спросила про шашку у сотрудницы музея – Ирины Алексеевны Каруевой. Она рассказала мне немного, все, что знала сама: шашка старинная, еще дореволюционная, представляет собой раритетную ценность. Кажется, она отметила мою активную заинтересованность вещью, так что посоветовала за большей информацией обратиться к внуку великого Героя – Хомутникову Хонгору Петровичу. Что я и сделала, совершенно для себя неожиданно. Хотя, разве не так должны начинаться все важные и действительно интересные события?
Хонгор Петрович Хомутников – человек очень интересный и активный. Он с радостью откликнулся на мою просьбу и согласился на встречу. Он рассказал мне много вещей по-настоящему важных и значимых, не только с научно-исторической точки зрения, но и в плане личностном, человеческом. Мне, как представительнице молодого поколения, эта встреча показалась вдвойне ценна, благодаря общению с человеком, повидавшим мир и готовым поделиться своими опытом и наблюдениями, а, что самое главное, открытым для разговора. Перед моими глазами предстал путь Героя, Героя национального, прошедшего через небывалые трудности. Только вообразите это себе!
Хонгор Петрович показал фотографию 1912 года. На этом снимке казаки-калмыки станицы Денисовской области Войска Донского перед отправкой на действительную военную службу в полной амуниции, где на переднем плане сидит молодой казак Василий Хомутников.
Участие калмыков в воинах Российского государства отражено во многих исторических научных изданиях, художественных произведениях в России и за рубежом. Замечательный русский поэт, патриот земли русской, Федор Глинка написал военно-патриотическое произведение «Ура» времен Восточной (Крымской войны») в котором есть строки:
«Я видел, как коня степного
На Сену пить водил калмык,
И в Тюильри у часового
Блестел, как дома, русский штык!».
А шашка, оказалось, была настоящей семейной реликвией Хомутниковых. Свое оружие казаки обычно передавали из поколения в поколение, как святыню и память о предках. Хонгор Петрович показал мне тогда фотографию, на которой были запечатлены казаки-калмыки перед отправкой на службу. Они были полностью вооружены, обмундированы, а на переднем плане сидел сам Василий Хомутников, бравый молодой солдат. Станичный атаман, напутствуя его, сказал: «Ты дал клятву служить Отчеству и в руках у тебя родовая шашка, которая принадлежала славным твоим предкам – казакам. Береги ее и держи крепко в руках, не посрами имени своих дедов и отцов!». На протяжении всей долгой военной службы у Василия Хомутникова было много различного оружия, но больше всего он ценил и бережно, трепетно относился именно к шашке, принадлежащей его роду. После войны она оказалась у сына Василия Хомутникова – Виктора, который вскоре передал ее своему брату Петру. И от него шашку получил по наследству сам Хонгор Петрович, который решил передать оружие на хранение в музей.
Услышав эту историю, я глубоко задумалась. Что вообще значит семейная реликвия? Это может быть абсолютно любой предмет, не имеет особого значения, что это именно. На мой взгляд, гораздо важнее то, что он несет с собой. Это воспоминания о человеке, который владел этим предметом, память о нем и о тех делах, которые он совершил. То, что люди хранят вещи с войны очень важно, как я уже, кажется, говорила выше. Они несут воспоминания, отголоски того времени, которое никогда не должно повториться. Они напоминают обычным людям о той цене, которую заплатил народ в этой войне, пожертвовав всем ради светлого будущего. Оружие само по себе не имеет особого смысла, оно его приобретает в руках человека, который им владеет. Шашка несет в себе призрак присутствия героя войны совсем рядом с вами, она рассказывает его историю неслышно, без слов, и каждый незначительный рубец на ее лезвии, мельчайшая потертость – это все его история. Так кто же все-таки такой Василий Алексеевич Хомутников, Герой Великой Отечественной войны?
Родился он пятого декабря 1891 года в станице Денисовской Сальского округа Азово-Черноморского края в семье потомственного донского казака. В 1912 году его призвали на службу в царскую армию, и за храбрость и отвагу, проявленные в годы Первой Мировой войны, он был награжден Георгиевским крестом. Он дослужился от рядового казака до офицерского чина подхорунжего, командира казачьей сотни, и в 1917 году его застала Февральская революция. Вместе с другими казаками Василий Хомутников принял участие в Октябрьской революции 1917 года и в это же время вступил в партию большевиков. Василий Хомутников, как и его многие соратники, принял идею революции и строительства нового мира.В годы Гражданской войны он принимал активное участие в установлении народной власти в Монголии. По заданию правительства возглавил первую советскую экспедицию в Тибет и в 1925 году был награжден Орденом Красного Знамени, который являлся высшей наградой того времени.
В 1938 году по сфабрикованному делу Хомутников был снят с работы и исключен из рядов партии. В течение полутора тяжких лет он добивался справедливости и, в конце концов, в 1939 году был восстановлен в рядах ВКП(б).
В годы Великой Отечественной войны Василий Алексеевич воевал вместе со своими сыновьями Петром и Владимиром, он было командиром 110-й Калмыцкой кавдивизии, участвовал в обороне Москвы и был смертельно ранен при взятии города Будапешта. По решению командования 2-го Украинского фронта, его тело было отправлено на родину в город Москву, где он был похоронен на Новодевичьем кладбище с воинскими почестями.
Прослужив в войсках более 30 лет, за свои подвиги был награжден двумя Орденами Красного Знамени, Орденами Отечественной войны I степени и Красной Звезды, медалями «20 лет РККА», «За оборону Москвы», «За оборону Кавказа», «За взятие Будапешта» и др. Как минимум, четыре представления к боевым орденам, в силу различных обстоятельств, не заслуженно остались не реализованными.
Вся эта история заключена в вещах самого героя. Они – часть его, они хранят тепло его рук и какие-то обрывки фраз. Шашка, некогда крепко вложенная в широкую ладонь героя, вставшего на защиту родины, покоится долгие годы в национальном музее. Мимо нее плывут дни и бесчисленные люди, их история переплетается и сливается в нечто целое, единое. И ведь не случайно говорят, что слова «род», «народ», «благородство», «Родина»– все они имеют общий корень. Все это пронизывает наши судьбы, это – единая история одного народа, а семейные реликвии, словно маленькие огоньки, передаваемые из рук в руки в кромешной темноте текущего времени.
Список использованной литературы
1. В годы суровых испытаний: Боевой путь 110-й ОККД. 3-е изд. – Элиста: Калм. кн. изд-во, 2003. – С. 301.
2. Калмыкия в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Документы и материалы. – Элиста: Калмиздат, 2005. – С. 270-271.
3. Басхаев А. Н. Калмыки. Под ратным знаменем России. (Калмыки на военной службе Российского государства во второй половине XVII–XXвв) А. Н. Басхаев. – Элиста: ЗАО «Джангар», 2010. – С. 217.
4. Максимов К. Н. 110-я Отдельная Калмыцкая Кавалерийская дивизия в военной истории Калмыкии / Теегин герл. – Элиста: Калм. кн. изд-во, 2003. – С. 72.
5. В боях за Северный Кавказ. – Элиста: Калмиздат, 1973. См. документ № 2. Из приказа войска войскам Северной группы войск Закавказского фронта № 0285 от 30.09.1942 г. – С. 109-110.
6. НА РК, ф. Р-131, оп. 3, д. 82, л. 19.
7. Калмыкия в партизанском движении 1941-1945 гг. / Документы и материалы. – Элиста: Калм. кн. изд-во, 2006. – С. 13.
8. Максимов К. Н. Великая Отечественная войны: Калмыкия и калмыки. КИГИ РАН. – М.: Наука, 2007. – С. 362-363.
9. В боях за Северный Кавказ. Воспоминания воинов 110-й Отдельной Калмыцкой кавалерийской дивизии. – Элиста: Калм. кн. изд-во, 1973. – С. 120-121.
10. Бембеев В. Ш. Человек из легенды. – М.: Научно-издательский центр «Контекст», 1991.
11. Заднепрук А. И., Заярный А. С,, Гучинов М. И., Илишкин Н. У., Бимбаев М. Т. В годы суровых испытаний: Боевой путь 110-й Отдельной Калмыцкой кавалерийской дивизии. 3-е изд. – Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 2003.
12. Коваева Н. Х. История, которая умалчивается. – Элиста: Контекст, 1992.
13. Стенографический отчет XVII съезда ВКП (б). – М.: Партиздат, 1934.
14. В. А. Хомутников: Жизнь и деятельность / В. Н. Бадмаев, У. Б. Очиров [и др.] – Элиста: АУ РК «РИА «Калмыкия», 2018. – 160 с.: ил.
15. Хомутников Х. П. Жизнь и судьбы в годы репрессий. / Х. П. Хомутников. – Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2013. – 108 с.
16. Хомутников Х. П. Они воевали за Отечество / Х. П. Хомутников. – Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2016. – 144 с. ил.
Саглара УТНАСОНОВА