Категория свободы в религиозной философии Н.А. Бердяева и мировых религиях – христианстве и исламе
18 марта исполнилось 150 лет со дня рождения выдающегося русского мыслителя Николая Александровича Бердяева (1874-1948). В честь юбилейной даты предлагаем читателям статью, посвящённую вопросу о категории свободы воли в философии Бердяева, а также в христианстве и исламе. Имеет ли человек свою свободную волю и как она взаимодействует с божественным предназначением? Статья представлена на конференцию «Российская цивилизация: история, проблемы, перспективы», которая состоится в Иркутске 13 апреля.
***
Самой главной темой, рассматриваемой религиозными философами, выступает свобода воли. А важной частью проблемы свободы выступает свобода вероисповедания, имеющая глубокие мировоззренческие, нравственные и законодательные стороны, вызывающие интерес и продолжающие оставаться актуальными для человека в условиях современности. Свобода вероисповедания является немаловажным фактором социальной и личной свободы, это дает возможность любому человеку самостоятельно выбирать, исповедовать и практиковать свою религию.
Н.А. Бердяев оказал значительное влияние на развитие философии и религиозной мысли не только в России, но и за ее пределами. Дискуссии среди философов, теологов и биографов Бердяева не утихают по сей день. Историк русской философии В.В. Зеньковский говорит: «Излагать философские идеи Бердяева очень трудно – и не столько потому, что у него много противоречий, что он сам довольно презрительно относился к философской систематике, а потому, что его мышление, по его собственному признанию, “афористично” и “фрагментарно”» [7, с. 719].
Взгляд Бердяева на свободу в труде «Философия свободного духа» [4] довольно смелый и отличается коренным образом от традиционных религиозных взглядов. Он утверждает, что свобода появилась раньше, чем мир, сотворенный Богом. Свобода — это Ничто, первый акт творения. Свобода не дана Богом человеку. Тогда, по теории Бердяева, Бог не является источником свободы. Он никак не может влиять на то, чего не сотворял, а вот мир, который Он сотворил, подвластен Ему, а это второй акт творения. И зло, которое породила свобода, не имеет к Богу никакого отношения.
Бердяев считал, что истинная свобода заключается не только в освобождении от внешних ограничений, но и в осознании собственной внутренней природы и потенциала. Свободу Бердяев видел как нечто важное, врождённое для человека. Через эту свободу человек познает духовную жизнь, всю таинственную глубину, которая неразрывно связана с предвечным состоянием [1].
Бердяев считал, что только через духовную жизнь и религиозную практику можно избавиться от страстей, ложных идей, предубеждений, которые заслоняют человека от Бога и от свободы внутри себя, навязывая ежесекундно ложные смыслы во вне. Философ призывает нас при выборе между справедливостью и свободой выбирать свободу, лишь на человеке лежит ответственность за свои действия, за свой выбор, за эту свободу.
Таким образом, для Бердяева свобода не ограничивается простым выбором между альтернативами, она предполагает активное участие человека в процессе творчества и самоопределения. Свобода в его философии связана с глубинным пониманием человеческой сущности и стремлением к духовному развитию. Он утверждал, что свобода проявляется в создании новых ценностей, идей, идеалов, в творческом самовыражении и самореализации.
Несмотря на то, что сам Н.А. Бердяев преподносил себя как религиозный философ, его понимание свободы определенным образом отличается от понимания свободы классической православной церковью. Согласно взглядам философа, свобода дается как от Бога, так и от мистического, внутреннего опыта философствования. То есть человек может стать свободным, познав опыт философствования изнутри и не получив в итоге свободу от Бога [2].
Ориентированность Н.А. Бердяева на человека в концепции свободы является главным фактором, обеспечивающим его итоговое мировидение. Как известно, классическое православие ориентировано на Бога и на его всепрощение.
Н.А. Бердяев, в свою очередь, задавал вопрос:
«Почему так страдает человек в этом мире? И возможно ли оправдание Бога при таком количестве страданий? Вот вопрос, который так мучительно задавал себе Достоевский. Радищев, отец русской интеллигенции, с малолетства потрясен был страданиями человеческими. Это очень русская тема. Жалость к страдающим, сострадание к невинным страдальцам сначала переживается как богооставленность, а потом ведет к богоборчеству. Основная тут тема – тема безвинного страдания. Она поставлена книгой Иова. И не дай Бог походить нам на утешителей Иова. Есть в мире страдание, которое не есть наказание за грехи. Наиболее ясна связь страдания с телом, которое ограничивает бесконечные стремления человека, с которым связана мучительная борьба за существование» [1].
Делался акцент на том, что человек страдает от того, что отвернулся от Бога. Именно полученная свобода позволила человеку в определенном плане отвернуться от Бога, перестать быть богочеловеком. Однако, полностью лишить свободы человека Бог не может, так как свобода человека частично пошла непосредственно от первородной свободы, которое не контролируется никем, даже Богом. Следовательно, можно сделать вывод, что свобода была дана не только Богом, но и первородными силами, о которых мы еще не до конца осведомлены.
Именно этот факт отличает классическое понимание свободы православной церковью и понимание свободы философом Н.А. Бердяевым.
Православие, по мнению философа, является самой разумной религией, однако и оно не может объяснить до конца сущность первородных сил, где мы изначально и получили часть своей свободы. Следовательно, Н.А. Бердяев в определенном плане балансирует между православным взглядом на свободу и собственным взглядом на свободу. В этой связи выделяем, что концепт «свободы» является довольно сложным и многогранным концептом, который часто в дискурсе творчества философа носит изменчивый характер [3].
Обратимся к трактовке свободы в исламе. Согласно канонам ислама, Аллах дал человеку свободу и, одновременно, большую ответственность. Если вы не можете справиться с ответственностью, вы до конца не будете свободным человеком. Свободный человек ответственен как перед Аллахом, так и перед своими близкими людьми. В отличии от философии Н.А. Бердяева, никакой первородной свободы не было, свобода была дана только от Аллаха. Ислам отвергает то, что у Аллаха может быть избранный народ. Все народы равны перед Аллахом, всем народом дана свобода как главный дар Аллаха.
Ислам запрещает поклоняться Аллаху, если вы боитесь высших сил. Страх несовместим со свободой, это поклонение униженных рабов. Ислам говорит о том, что необходимо быть свободным человеком в душе и в делах, поклоняться Аллаху только в силу благодарности за творение, но никак не в силу страха.
Философия Н.А. Бердяева говорит о том, что быть свободным означает принимать ответственность за свои будущие действия. Следовательно, большая свобода, которая исходит от Аллаха, предполагает собой большую ответственность перед близкими и друзьями, перед теми, кто вам дорог. Согласно исламу, вы несете колоссальную ответственность исключительно перед Аллахом за все ваши действия и все ваши мысли. Ваше тело должно быть чистым, и ваши мысли также должны быть чистыми. Только тогда у вас есть право носить дар свободы.
Чтобы понять свободу воли в исламе давайте обратимся к священной книге мусульман Корану. «И не будет для верующего мужчины или для верующей женщины, если Аллах и Его посланник решат какое-то дело, чтобы они выбирали по своему решению» [8, 33:36]. «Ему известно то, что на суше и в море. Даже лист падает только с Его ведома. Нет ни зёрнышка во мраках земли, ни чего-либо свежего или сухого, чего нет в Ясном Писании» [8, 6:59]. «Он – Создатель небес и земли, и, если Он решит что-то, Он только говорит ему: «Будь!» – и оно будет» [8, 2:117]. «Вы не захотите ничего, если не захочет Аллах. Поистине, Аллах знающий и мудрый» [8, 76:30].
Читая эти цитаты, можно абсолютно точно сделать вывод о том, что у человека нет свободы в чем либо, человек полностью предопределен к конкретным действиям и намерениям. Или посмотрим еще одни цитаты из Корана: «Мы наставили его (человека) на путь, либо быть благодарным, либо неверным» [8, 76:3]. «Если бы твой Господь захотел, все бы люди на земле уверовали. Ты ли будешь принуждать людей к тому, чтобы они уверовали? Не было такого, чтобы кто-то уверовал, кроме как с разрешения Аллаха. А скверное он оставляет для тех, кто не размышляет» [8, 10:99–100]. «Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует» [8, 18:29]. Тут мы видим, что допускаются ограниченная свобода выбора.
Следовательно, можно сказать, что свобода в философии Н.А. Бердяева является относительно близкой к философии свободы в исламе, но не тождественной ему.
В заключение хотелось бы отметить, что тема исследования философии свободы Н.А. Бердяева является актуальной в настоящее время. Есть убеждение, что основные выводы из исследования можно подвести тезисно:
Философ Н.А. Бердяев утверждал о том, что свобода дана Богом и только перед Богом мы являемся ответственными за данную им свободу. Необходимо отделять свободу, данную Богом от ложной свободы, которая вступает в синонимию с концептом вседозволенности. При этом каждый человек способен стать до конца свободным, только воссоединившись с Богом. Проще всего это можно сделать, если говорить о творческом процессе, так как при помощи творчества можно добиться свободы мысли, творить по образу и подобию Бога. Именно мысль отделяет человека от животного, именно полет мысли символизирует истинную свободу.
Согласно философии Н.А. Бердяева, первородная, иррациональная свобода не сотворена Богом, она существует вне времени и привычного для нас понимания пространства. Иногда, в страстном творческом порыве, слушая «поток сознания», мы имеем потенциал приобщения к первородной свободе. Именно это делал Бог, когда создавал людей. Однако, в целом, первородная свобода хаотична и не имеет даже базовой упорядоченности.
Ближе всего к философии Н.А. Бердяева по отношению к свободе являются православная философия.
Исходя из всего вышеперечисленного, в исследовании было рассмотрено понимание концепта свободы Н.А. Бердяевым сквозь призму различных религий. Было выявлено, что концепция свободы Н.А. Бердяева близка к православной философии, не являясь ей полностью тождественной в силу отсутствия у православия концепта «первородной свободы».
Есть убеждение, что в настоящее время философия Н.А. Бердяева по отношению к свободе требует глобального переосмысления, что было частично сделано в этой работе.
Библиография:
1. Бердяев Н.А. «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической метафизики», Париж: YMCA-Press, s.d. [1939], 224 стр.
2. Бердяев Н. А. Философия свободы / Н. А. Бердяев. – Москва : АСТ, 2005. – 506 с. – (Философия. Психология : ФП). – EDN QWKXAD.
3. Бердяев, Н. А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого [Текст] / Николай Бердяев. - Москва : АСТ : Астрель, 2011. - 639 с.;
4. Бердяев Н. А. Философия свободного духа / Н. А. Бердяев. – Москва : Республика, 1994. – 480 с. – (Мыслители ХХ века). – EDN TJMLWL.
5. Бойко А. В. Богословие Книги Иова и Книги Екклесиаста как переходный этап к Новозаветному Откровению / А. В. Бойко // Труды Минской духовной академии. – 2019. – № 16. – С. 33-57. – EDN CDNUMB.
6. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы : [роман] / Ф. М. Достоевский. – Москва : Дрофа : Вече, 2002. – 910, [1] с. – (Библиотека отечественной классической художественной литературы в 100 томах: БК).
7. Зеньковский, В. В. История русской философии / В. В. Зеньковский ; вступительная статья В. Сербиненко. – Москва : Фолио, 2011. – 878 с. – EDN QCDTUJ.
8. Коран / пер. смыслов : Э. Р. Кулиева. – 6-е изд., испр. – Москва : Умма, 2007. – 686, [1] с., [1] л. цв. ил. – (В пер.).
Александра НИКУЛИНА, г. Иркутск