Жизнь и творчество дальневосточного писателя Всеволода Никаноровича Иванова

Жизнь и творчество дальневосточного писателя Всеволода Никаноровича Иванова

Всеволод Никанорович Иванов оставил значительный след в истории Дальневосточного региона. Изучение его биографии и творчества на основе архивных материалов позволяет более глубоко понять историю российского Дальнего Востока, его культурное наследие и вклад в развитие искусства и литературы России.

Фонд Всеволода Никаноровича Иванова в Государственном архиве Хабаровского края (ГАХК) был сформирован в 1964 году. Он состоит из 201 единицы хранения за период с 1899 по 1963 год и размещен под номером P-1103. В фонде хранятся разнообразные материалы, отражающие жизнь и творчество писателя:

- Автобиографии, дневники, записные книжки;

- Рукописи произведений (повести, романы, рассказы, пьесы);

- Переписка с писателями, критиками, издательствами;

- Документы о службе в армии и на Дальнем Востоке;

- Материалы о творческих поездках и встречах с читателями;

- Фотографии, вырезки из газет и журналов;

Фонд содержит уникальные документы, которые не опубликованы и не известны широкому кругу исследователей. Они могут стать основой для новых научных работ и публикаций о жизни и творчестве Всеволода Никаноровича Иванова.

Архивные документы, хранящиеся в фонде № P-1103 ГАХК, предоставляют ценные сведения о его биографии, общественно-политической деятельности и литературном наследии. Материалы архива раскрывают разнообразие творческих интересов Иванова, его вклад в развитие прозы, драматургии и публицистики. Они позволяют проследить эволюцию его художественного метода, отражают влияние на его творчество социально-политических событий эпохи.

Всеволод Никанорович Иванов родился 7 (19) ноября 1888 г. в городе Волковыске Гродненской губернии в семье уездного преподавателя графических искусств. В 1896 г. семья переселилась в Ржев Тверской губернии, в 1897 г. – в Кострому, где будущий писатель получил начальное образование и поступил в Костромскую мужскую гимназию. В 1905 г. активно участвовал в демократических кружках Костромы. Здесь ему довелось впервые услышать будущих лидеров революции – Я.М. Свердлова, М.В. Фрунзе, Е.М. Ярославского и др.

В 1906 г. Всеволод Никанорович продолжил образование, поступив на историко-филологический факультет (кафедра философии и русской истории) Санкт-Петербургского университета, а также совершенствовал свои знания в научных семинарах и немецких университетах – Гейдельбергском и Фрайбургском.

После окончания университета в 1911 г. Иванов был призван на службу в армию и направлен в Тамбов, в пехотный полк. Осенью 1913 года, сдав экзамены на звание прапорщика, он вернулся в Петербург, намереваясь заняться научной деятельностью в университете. 16 июля 1914 вступил в брак с учительницей Ногогоровой Анной Владимировной, однако счастливой и безмятежной жизни молодоженам не было суждено увидеть. Наступила Первая мировая война.

Служил он в основном в 107-м запасном пехотном полку, дислоцирующемуся в Перми, где значительно продвинулся по службе: сначала командовал ротой, затем учебной командой, при этом неоднократно командировался в действующую армию. Здесь же осенью 1916 года Иванов написал первое произведение – «Наставление для борьбы за укрепленную полосу». Тогда же опубликовал серию рассказов «Любовь и служба Касьянова». 27 августа 1916 г. Высочайшим указом подпоручик Иванов был награжден орденом Св. Анны третьей степени за отлично-ревностную службу, а 20 сентября 1917 г. — произведён в поручики: начальствовал над учебной командой унтер-офицерской школы, доставлял к линии фронта обученное пополнение.

С февраля 1918 г. Иванов начал заниматься преподавательской деятельностью, оставаясь активно работающим журналистом. Всеволод Никанорович, будучи тогда сторонником конституционной монархии, характеризовал это время, как тревожное («страх ударял в ноги»). Остаться «над схваткой» оказалось невозможным. В декабре 1918 г. Иванова мобилизовали на военную службу в Сибирскую армию под командованием адмирала Колчака и направили на работу в газету «Сибирские стрелки», откуда вскоре был освобожден от службы по ходатайству Пермского университета.

С этого времени начался драматический путь идейных поисков, заблуждений и противоречий в жизни Всеволода Никаноровича. В мае 1919 года, незадолго до взятия Перми Красной Армией, Иванов через Екатеринбург выехал в Омск, туда же диктатор вызвал и профессора Устрялова, который, в свою очередь, и пригласил Всеволода Никаноровича в «Русское бюро печати» — пропагандистский орган правительства Колчака, ведший активную пропаганду. Иванов заведовал сначала печатным, а позднее — газетным отделом, находясь в непосредственном подчинении у Болдырева, отвечающего за внутриполитическую информацию. В августе 1919 года «Русским бюро печати» было решено начать издание газеты под названием «Наша газета», главным редактором которой был назначен Всеволод Никанорович, выступающий инициатором ее создания.

Статьи и репортажи Иванова, причем и в других омских изданиях, быстро сделали его влиятельной фигурой, но поработать пришлось недолго, так как политическая ситуация в Сибири менялась постоянно, в результате чего армии Колчака потерпели жесткое поражение. Сам адмирал попал в плен и вскоре был расстрелян, а остатки его армии ушли в Забайкалье и на Дальний Восток. У Иванова выбора не было – он считался непримиримым борцом с Советской властью, поэтому оставался в составе Белой армии, с тяжелыми боями отступая до самой российско-китайской границы. Начались его эмигрантские скитания.

«У меня было три жизни: первая – в Дореволюционной России, вторая – заграницей и третья – в Советском Союзе и каждую я начинал ни с чего, уходил в чем был, даже зубной щетки не прихватывал», – вспоминал Всеволод Никанорович на склоне своих лет в интервью журналу «Вопросы литературы» (№ 1. 1964 г.)

С 1923 г., переехав на непродолжительное время в Шанхай, Всеволод Никанорович приступил к работе над книгой «Мы», носящей подзаголовок «Культурно-исторические основы русской государственности». Книга имела успех, так как в ней анализировалась история России в части её связи с Азией. Почти одновременно с «Мы» он издал в Харбине в 1926 г. небольшой сборник историко-лирических, исполненных тоской по Отчизне стихов под названием «Беженская поэма», а с 1928 г. занимал пост главного редактора русского издания китайского официоза «Гун-Бао» («Общественная газета»), которую финансировал китайский «олигарх» Гуань Хун-и, остававшийся всё время существования газеты её директором.

После событий, произошедших на КВЖД в 1929 г., Иванов понял, что оставаться долее без отечества для него немыслимо, и вскоре официально обратился в Харбинское консульство СССР с заявлением о том, что лояльно воспринимает Советский Союз, никогда не предпримет ничего против Советской власти и готов по мере своих возможностей и способностей оказывать всяческое содействие ее представителям в Китае.

С этого времени Иванов начинает сотрудничать с ТАСС. С 1931 г. он официально поступил на работу в советскую газету «Шанхай Геральд», выходившую на английском и русском языках, и получил советский паспорт. В тот период было сильным японское влияние в северном Китае, в том числе в Харбине. Из-за столкновения с японской миссией Иванов был вынужден покинуть газету «Гун Бао». Некоторое время он преподавал в Харбинском педагогическом институте, потом с головой ушел в литературу. Вчерне было написано «Сказание об Антонии Римлянине», созданы философские этюды по диалектической логике, исторической повести «Дело человека», «Философия Владимира Соловьева» и др. Состоялся ряд его публичных выступлений на историко-философские темы.

Примерно в то же время Всеволод Никанорович закончил историко-биографическую книгу «Рерих – художник, мыслитель». Преклонение автора перед мудростью искусства художника, тоска по Родине, гордость за принадлежность к России составляют содержание этой книги. В предисловии к ней автор пишет: «Родина и Красота – вот о чем думалось тогда, в те ночи. И ведь всегда Родина наша, Россия родится в наших сознаниях и бурях и в Красоте. Бури – форма, Красота – содержание, без которых не понять целого, как не понять формы слюдяного древнего фонаря, если не вставить внутрь свечи. Художники, музыканты, поэты и писатели тоже светят ясным, незакатным светом, озаряя тысячелетнюю нашу историю...»

С момента получения советского гражданства труды Иванова через ТАСС начали попадать в центральную советскую прессу: «Правду», «Известия» и др. Написал в это время крупные исторические произведения – «Манчжурия и КВЖД», «Китай и его 24-я революция». Особой силы творческая работа Иванова достигла в 1941 г., с началом Великой Отечественной войны. В ТАСС, в должности политического комментатора «Голосов Советского Союза» в Шанхае, Всеволод Никанорович выступал по три раза в неделю и пользовался большим вниманием немцев и японцев, а также и союзников. Каждое его выступление представлялось в немецко-японскую цензуру в 11 экземплярах, в японских концлагерях для английских граждан среди заключенных были особые переводчики, которые переводили его комментарии своим собратьям.

Разгром милитаристской Японии и освобождение Красной Армией Северо-Восточного Китая положили конец эмигрантским скитаниям Всеволода Иванова. Он получил возможность вернуться на Родину: с августа 1945 г. Иванов поселился в Хабаровске. проводя много времени в краевой центральной библиотеке.

После возвращения на Родину писателю было непросто «встроиться» в непривычную обстановку советской жизни того времени, найти общий язык с окружающими, которые нередко относились к нему насторожённо или даже враждебно. Первое десятилетие жизни в Хабаровске писатель посвятил переработке произведений о Китае, их идеологической и художественной адаптации к советской действительности. «Волчьим литературным билетом», называл Иванов отторжение его произведений литературными кругами и критикой, а попытку «стать советским писателем» — авантюрой, понимая, как «трудно на старости лет <…> делать жизнь в который раз» (Государственный архив Хабаровского края [ГАХК]. Ф. Р-1103, О. 1. Д. 156. Л. 4). Только после издания нескольких книг («Тайфун над Янцзы», «Шаньдунь», «Путь к алмазной горе», «Великий поход», «Дочь маршала» и др.), в 1957 г. Иванов был принят в Союз писателей СССР и был отмечен правительственными наградами. Повести, посвященные сложному периоду освободительной борьбы китайского народа, свидетельствуют о глубоком знании истории, быта, нравов, культуры Китая. Одновременно пишет рассказы на исторические темы, о природе, о своих современниках-дальневосточниках (сб. «Валька» и др.). Писал также и для детей: «Весенняя повесть об ящике на окне», фантастическая повесть «Золотой бурундук» и др.

Отдавая должное произведениям Всеволода Никаноровича о Китае, необходимо признать главной творческой удачей писателя его художественные хроники и повествования на темы русской истории. Роман-хроника «На нижней Дебре» (Хабаровск, 1958) воссоздал события Первой русской революции 1905 г. Это летопись с ее исторической конфликтами и анализ характеров в их развитии. Роман овеян романтической дымкой юности, первой любви, первых открытий мира, мира жестокого и одновременно прекрасного, неповторимого, требующего от человека утверждения красоты, любви и гуманизма. Наиболее ярко писатель проявил себя как художник слова и как историк в повествовании «Черные люди». Некоторые критики назвали его энциклопедией русской истории второй половины XVII века. Сам писатель выражался о своем творении так: «...моя книга «Черные люди», повествующая о том, что было у нас в стране триста лет тому назад, предназначена для молодежи, для разведчиков будущего...»

На другом историческом материале в цикле повестей под названием «Императрица Фике» (Хабаровск, 1967) Иванов продолжил тему созидательного начала в русском народе. В повести «Иван III» речь идет о том, как в борьбе против татарского ига зрело национальное самосознание русского народа, отстаивавшего независимость Руси. Писатель показывает роль боярского сословия и простого люда Москвы. Повесть должна была найти продолжение в оставшейся неоконченной работе «Александровская слобода». В книге «Александр Пушкин и его время» (Хабаровск, 1970; переизд. Москва, 1980) поэт предстает и как волшебник слова, и как живая эмоциональная натура

В автобиографии, написанной в 1950-е гг., Иванов написал: «Лет мне много, времени осталось мало, а опыта накопленных знаний в области истории России довольно много. Все это хотелось бы оставить после себя в литературе. Думаю и начинаю работать, кроме всего прочего, над фундаментальной исторической темой под названием «Воспоминания» в 5 томах. Однако успех этой работы будет зависеть от количества и загрузки тех дней, которые остались теперь до смерти». Всеволод Никанорович успел закончить «Воспоминания», однако целиком они не опубликованы. В журнале «Дальний Восток» (1987. № 7, 8) опубликована работа «Юность и свобода, повествование о времени и о себе» – первый том «Воспоминаний» (события до 1905).

Незадолго до своей кончины Иванов записал в дневнике: «Нужно иметь за собой происхождение — историческое хотя бы. А главное, нужно иметь и уметь давать чувствовать, что ты не обыватель, что ты нужен Родине и даже после смерти, нужен ей твой дух...». 9 декабря 1971 г. Всеволод Никанорович скончался от диабета, оставив большое литературное наследие, свою историческую правду, свою любовь и преданность русской истории.

В память о выдающемся советском писателе была установлена мемориальная доска, расположенная по улице Калинина, 76 на доме, где жил и работал Всеволод Никанорович.

Дальнейшее изучение жизни и творческого наследия Иванова по материалам Государственного архива Хабаровского края представляет большой интерес для углубления наших знаний об одном из ярких представителей советской литературы XX века.

Алина СОКОЛОВА, г. Хабаровск

(доклад для сборника молодёжной конференции «Российская цивилизация: история, проблемы, перспективы»)

Читайте также

Фантастика идей. О книге Р. Вахитова «Коммуникатор» Фантастика идей. О книге Р. Вахитова «Коммуникатор»
Читателям нашего сайта хорошо знаком Рустем Вахитов – философ и публицист из Уфы, теоретик левого евразийства. Недавно он стал лауреатом 1-й премии в конкурсе «Русский Лад – 2024» в номинации «Публици...
7 июля 2024
Торжественное заседание Президиума РАН в Петербурге Торжественное заседание Президиума РАН в Петербурге
В пятницу 5 июля в историческом здании Академии наук на Университетской набережной прошло расширенное заседание Президиума Российской академии наук, посвящённое 300-летию создания РАН. В нём приняли у...
7 июля 2024
Ближневосточная банда Ближневосточная банда
Вслед за Палестиной тень войны нависла над Ливаном. Причины те же — стремление правящих кругов Израиля отвлечь население от своих провалов. США, желающие сохранить контроль над регионом, заняли лицеме...
7 июля 2024