В.С. Никитин. Князь Владимир Мономах – проповедник правого дела

В.С. Никитин. Князь Владимир Мономах – проповедник правого дела

В развитие русскомыслия большой вклад внёс князь Владимир Мономах. Он был крупнейшим политическим деятелем Древней Руси, воином и мыслителем. При нём Русь отдыхала от половцев. Став в 1113 году великим князем, он быстро «обуздал» удельных князей и заставил их действовать во благо общерусского дела.

В конце жизни Мономах написал «Поучение», как мудрое наставление будущему главе государства, князю. Подчёркивая, что с властью возрастает ответственность, Мономах, прежде всего, призывал князя быть справедливым. Он поучал, что в основе правосудия должна лежать «Правда». Отсюда «оправдывать» – значит судить по справедливости. Уже тогда в понятие «правды» вносилось представление о недопустимости смертной казни. Мономах считал, что нет споров, которые невозможно было бы решить «добром». Он наставлял, что недовольные должны написать «грамоту с правдой», и спор будет разрешён мирно, без кровопролития.

«Поучение» Мономаха было основано на древнем русском правоверии. В нём был отброшен христианский индивидуализм с его установкой на личное спасение. Он был заменён характерной для русского коллективистского общества идеей общеполезного (правого) дела, служащего мирским интересам. Труд для Мономаха был высшим мерилом «богоугодности» человека. Он считал, что труд обогащает человека знаниями, а знания плодят свободу, сообщают деяниям смысл и истину. Но главное – они дают человеку удовлетворённость собой, собственной жизнью.

В книге «Философская мысль средневековой Руси» А.Ф. Замалеев подчеркивает, что «политико-правовое воззрение В. Мономаха противостояло идеологии православной церкви того времени». За это он был «наказан» церковью и не причислен к лику святых, хотя этой чести были удостоены и менее заслуженные князья». Княжение Мономаха и его сына Мстислава было последней попыткой сохранения политического значения Киева и великокняжеского единодержавства. С середины XII века власть фактически перешла к боярству, на стороне которого выступила церковь. За 30 лет (1146–1176) на великокняжеском престоле сменилось 28 князей. Одновременно усилился натиск половцев, которых приходилось принуждать к миру.

В.С. НИКИТИН, председатель Координационного совета ВСД «Русский Лад»

(Из книги «Русофобия и русскомыслие в судьбе России»)

Читайте также

Имам Али и Владимир Мономах: две традиции, один идеал Имам Али и Владимир Мономах: две традиции, один идеал
Иногда история разрывается на куски: Восток и Запад, ислам и христианство, Киев и Куфа. Но если вслушаться — не в факты, а в дух — то можно услышать странное: голоса, звучащие в унисон. Имам Али ибн А...
18 апреля 2025
Победный флаг творил сын кузнеца Победный флаг творил сын кузнеца
В преддверии 80-летия Великой Победы вспомнится, естественно, и подвиг водружения над поверженным 1 мая 1945 г. рейхстагом штурмового флага 150-й ордена Кутузова II степени Идрицкой стрелковой ди...
18 апреля 2025
Яркая и замечательная жизнь Яркая и замечательная жизнь
Сегодня мне хочется рассказать об одном из известнейших и, без преувеличения, легендарных людей города Алатыря, участнике Великой Отечественной войны и ветеране труда Анатолии Фёдоровиче Шильникове, к...
18 апреля 2025