Человек труда как идеальный образ человека будущего
Начиная с 50-х годов двадцатого века, ведущую роль в мире стала играть идеология потребления, что продолжается и в наши дни. Само потребление является одной из так называемых «естественных потребностей» человека, а как говорится, «что естественно, то не безобразно».
Между тем человека можно охарактеризовать как существо естественно-искусственное, в том смысле, что он лишь в той мере человек, в какой выступает проектом самого себя, и в этом контексте то, что естественно в нем, то безобразно, ибо образ Божий в человеке — это именно способность творческого пересоздания своего естества, одухотворения природного, плотского начала в себе и воплощение духовного; говоря словами Федорова: «крылья души» должны стать «телесными крыльями»: «Человеку будут доступны все небесные пространства, все небесные миры только тогда, когда он сам будет воссоздавать себя из самых первоначальных веществ, атомов, молекул, потому что тогда только он будет способен жить во всех средах, принимать всякие формы и быть в гостях у всех поколений...» (Федоров 1995-2000/1, с. 405). В рамках же современного капиталистического, «неродственного», общества происходит бесконечное потребление человеком товаров и услуг, где главным является не использование их по назначению, а сам факт потребления.
Для преодоления негативных последствий идеологии «общества потребления» одним из лучших вариантов нам водится создание и культивирование в массах образа человека-созидателя, человека, для которого трудиться на благо общества будет так же естественно, как дышать. Одновременно снимется проблема излишнего потребления: человеку будет интереснее не покупать вещи, а создавать их.
Огромный вклад в формирование образа человека будущего внес известный советский ученый и писатель-фантаст Иван Антонович Ефремов. Все мы родом из детства, и общество труда формируется, прежде всего, особым воспитанием каждого его члена. Иван Ефремов в книге «Туманность Андромеды» особо это подчеркивает. Для поддержания стабильности любой системы необходимо иметь опору в каждом ее элементе, каковым является каждый человек. Для этого необходима особая образовательная система.
Основа системы образования в «Туманности Андромеды» — прививание каждому ребенку с юных лет осознания необходимости труда, который сам по себе отнюдь не обязательно-принудителен, но является процессом творческим, от которого человек получает удовольствие. Труд не должен быть легким и необременительным, иначе он не будет приводить к достижению все новых высот личного развития, он должен быть по силам ребенку.
Несмотря на мир, состоящий из стандартов, окружающих человека будущего по версии И.А. Ефремова, каждого из них развивают с учетом личных характеристик и так, чтобы ребенок, вырастая, получил широкое, актуальное на момент выпуска образование, освоил научное мышление. Вместе с тем человек будущего обязан строго контролировать эмоции, принимать и понимать общественную этику и мораль. Тем самым, для человека будущего в «Туманности Андромеды» характерны отказ от накопления материальных благ (частная собственность отсутствует) и тяга к творчеству и труду: «Мы учим вас гораздо большему счастью отказа, счастью помощи другому, истинной радости работы, зажигающей душу. Мы помогали вам освободиться от власти мелких стремлений и мелких вещей и перенести свои радости и огорчения в высшую область — творчество» (Ефремов 1993, с. 201).
Труд необходим людям, без него они перестают быть мыслящими существами, постепенно деградируя от безделья. Именно поэтому общество будущего состоит из упорных тружеников и мечтателей, для которых жизнь — это борьба. Они понимают, что свобода — не вседозволенность, а ответственность и тяжкий груз, но к этому каждого человека готовят с детства. «Действительность свободы сурова, но вы подготовлены к ней дисциплиной вашего воспитания и учения. Поэтому вам, сознающим ответственность, дозволены все те перемены деятельности, которые и составляют личное счастье. Мечты о тихой бездеятельности рая не оправдались историей, ибо они противны природе человека-борца» (Ефремов 1993, с. 202).
Здесь необходимо отметить, что «мечты о тихой бездеятельности рая», как это со всей ясностью показал Н.Ф. Федоров, противны и природе самого христианства, в котором автор «проекта общего дела» подчеркивал именно активный, деятельностный, преобразовательный пафос. Вместе с тем, как с сожалением приходиться признать, слова И.А. Ефремова в значительной мере справедливы в отношении исторического христианства (что было гениально показано в диалоге Великого Инквизитора с Иисусом Христом из самого «федоровского» романа Достоевского). Мировоззренческая общность И.А. Ефремова с русским религиозным космизмом и русской религиозной философией в целом гораздо глубже и существеннее, чем принято считать.
Да, Иван Антонович позиционировал себя в качестве атеистического мыслителя, но это был, если можно так выразиться, очень православный атеизм, т. е. И.А. Ефремов зачастую обосновывал с естественнонаучных позиций интуиции русской религиозно-философской традиции (в конце концов, с точки зрения современной эпистемологии, одни и те же факты могут послужить основанием диаметрально противоположных теорий — в зависимости от культурной традиции, к которой принадлежит исследователь, часто ее даже не осознавая). Так, принципиальный для Ефремова тезис об антропоморфности всех носителей разума имеет содержательные параллели в русской религиозно-философской традиции — прежде всего, в главном труде Николая Страхова «Мир как целое» и в статье В.О. Соловьева «Идея сверхчеловека». Но вернемся к основной линии нашего рассуждения.
Собственно, система воспитания, отображенная Иваном Антоновичем в «Туманности Андромеды», состоит из лучших идей практиков и теоретиков педагогики (Томас Мор, Ян Амос Коменский, Песталоцци, Гельвеций, Жан-Жак Руссо). Ученики делятся на 4 возрастных цикла, процесс обучения в которых происходит раздельно. Основная часть занятий в школе проводится на воздухе, теория перемежается обучением различным трудовым навыкам и физическими упражнениями (современный аналог — уроки физкультуры и труда). Школа стоит на переднем крае науки, но педагоги не забывают ознакомить учеников с историей того или иного вопроса с подробным разбором ошибок прошлого. Когда ученику исполняется 17 лет, то у него проходят итоговые испытания на «аттестат зрелости», говоря современным языком. Каждый ребенок должен выполнить так называемые «12 подвигов Геркулеса» — 12 сложных работ, требующих разноплановых знаний и умений. На это отводится три года. За это время молодой человек определяется со своими задатками и уже целенаправленно идет получать двухлетнее высшее образование. Так как жизнь людей будущего в романе Ефремова составляет в среднем 170 лет, человек в течение жизни получает 5-6 высших образований, меняя время от времени род деятельности. Это позволяет, по мысли автора, не зацикливаться на одном предмете и быть разносторонним специалистом. В итоге каждый взрослый человек — это ученый-эксперт.
Люди будущего по И.А. Ефремову — это свободно мыслящие, физически развитые трудолюбивые ученые. Идеал воспитания, который он описал, по-прежнему остается недостижимым, но введение хотя бы отдельных ключевых его элементов вполне возможно. Теоретические выкладки «православного атеиста» являются одним из возможных путей для прихода к состоянию богочеловечества, так чаемого Н.Ф. Федоровым и его последователями.
Литература:
Ефремов 1993 — Ефремов И.А. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1993.
Федоров 1995-2000/1-4, Доп. — Федоров Н.Ф. Собр. соч.: В 4 т. М., 1995-1999; Дополнения. Комментарии к Т. IV. М., 2000.
Р.Ю. ФОФАНОВ
«Московский Сократ»: Николай Фёдорович Фёдоров (1829-1903). Сборник научных статей. М., 2018