Звезда Александра Кушнера – путеводная нить между русской и еврейской культурами

Звезда Александра Кушнера – путеводная нить между русской и еврейской культурами

Звезда над кронами дерев

Сгорит, чуть-чуть не долетев.

И ветер дует… Но не так,

Чтоб ели рухнули в овраг.

И ливень хлещет по лесам,

Но, просветлев, стихает сам.

Кто, кто так держит мир в узде,

Что может птенчик спать в гнезде?

(Александр Кушнер)

В культуре многих народов (в том числе и русского), важное место занимала тема чуда, как события, ожидаемого многими людьми. Это и рождение Христа, и воскрешение из мёртвых, также затронутое христианской эсхатологией. Данным фактам из Библии можно верить, но их невозможно ни доказать, ни опровергнуть, используя современные научные методы.

Что же касается народа еврейского (к которому и принадлежит Александр Семёнович Кушнер), то у него есть так называемая «Печать царя Соломона». По-простому, она называется звездой Давида, в честь легенды о форме щитов его воинов.

Кроме того, существуют сведения об использовании этого символа Меннахемом бен-Шломо Аль-Руйи, более известным как Давид Алруи. Этот человек являлся главой крупного еврейского восстания, которое произошло в XII веке на территории современного иракского Курдистана.

В любом случае – звезда, как древний магический символ, олицетворяет высокие идеалы, к которым по моральным соображениям должен стремиться каждый человек. Следовательно, в данном стихотворении можно усмотреть и скрытые нотки тонкой, неясной тоски по чему-то недостижимому, волнующему душу поэта, всматривающегося в глубь неба.

Делает он это с целью понять, «кто так держит мир в узде?», а значит – пытается ответить на один из основных вопросов философии, используя язык художественных образов и рифмы. Она (рифма), будучи не очень хорошей в первой строфе, улучшается во второй – главной, тем самым помогая читателю понять глубокую смысловую суть произведения.

Заключается эта суть в осознании диалектической взаимосвязи всех процессов и явлений, проистекающих на нашей планете. К примеру, ливень у Кушнера, «хлещет по лесам, / Но, просветлев, стихает сам», что может говорить о самодостаточности природы по отношению к человеку.

Эту первородную мощь мы видим и в первой строфе, где «ветер дует… Но не так, / Чтоб ели рухнули в овраг» и сгорает «звезда над кронами дерев».

Под ней автор, очевидно, имеет в виду надежду на что-то чудесное (возвращаемся к первому предложению), угасающую в процессе жизни, медленно, но неумолимо пожирающей венец творения – человека.

Кроме того, Александр Семёнович, как представитель неоклассицизма, активно использует звукопись, особенно же – в первой строке второго четверостишия, где отчётливо слышится звук «е».

Савелий КОСТРИКИН

Читайте также

Искусство должно встать на защиту Русского мира Искусство должно встать на защиту Русского мира
Вот сегодня много говорят о необходимости патриотического воспитания, ясно, что это насущная необходимость. А как сделать быстро эту работу? Одного указа президента недостаточно, он показывает лишь на...
13 мая 2025
«Сквозь года звенит Победа». Поэтический фестиваль в Алатыре «Сквозь года звенит Победа». Поэтический фестиваль в Алатыре
Во вторник, 6 мая, в Алатырской центральной городской библиотеке прошёл поэтический фестиваль «Сквозь года звенит Победа», посвящённый 80-летию славного окончания войны советского народа против немец...
13 мая 2025
День в истории. 230 лет назад родился славянский просветитель Павел Шафарик День в истории. 230 лет назад родился славянский просветитель Павел Шафарик
13 мая – 230 лет назад родился Павел Йосеф Шафарик (1795-1861), словацко-чешский славист, поэт, деятель чешского и словацкого национального возрождения. Один из основоположник...
13 мая 2025