«Жар-птица» взывает о помощи

«Жар-птица» взывает о помощи

В Москве, в Центральном выставочном комплексе «Экспоцентр», завершилась выставка-ярмарка народных художественных промыслов (НХП) и ремёсел России «Жар-птица», в которой приняли участие мастера и ремесленники более чем из 40 регионов России.

В нынешнем году это уже второй праздник народного искусства, устроенный ассоциацией «Народные художественные промыслы» после довольно тяжёлого 2020 года, когда в мире началась пандемия коронавирусной инфекции. Введённые в связи с COVID-19 ограничения в нашей стране сильно ударили и по отрасли НХП, после развала СССР находящейся в кризисной ситуации. Из-за отмены выставок-ярмарок организации и предприятия промыслов не могли реализовать изделия НХП, экскурсионная деятельность также замерла, что сказалось на сбыте продукции.

Но ассоциация «Народные художественные промыслы» делает всё возможное, чтобы не допустить полной утраты нашего национального достояния, промыслов с многовековой историей, ставших гордостью нашей страны. При поддержке ассоциации, в частности, удалось возобновить работу Дятьковского хрустального завода, что в Брянской области, Гусевского хрустального завода им. Мальцова и фабрики «Ковровская глиняная игрушка» во Владимирской области. Регулярно проводятся выставки «Ладья» и «Жар-птица».

Однако это лишь капля в море, ведь за последние 30 лет, по данным министерства промышленности и торговли, исчезли более 200 видов промыслов. В то время как в советские годы они, наоборот, были на пике своего расцвета. Государство понимало важность сохранения и поддержки народного искусства и делало всё, чтобы оно развивалось: строились предприятия, которым помогали с сырьём и материалами, а изделия НХП успешно реализовывались в том числе и за рубежом. В отрасли НХП трудились более 100 тысяч мастеров и художников, тогда как сейчас их не больше 10 тысяч. Колоссальное сокращение! Без государственной поддержки промыслам просто-напросто не выжить.

«Жар-птица» — это вторая крупная выставка в нынешнем году, состоявшаяся после отмены части коронавирусных ограничений. Первая — «Ладья. Сезон 2020—2021» — с успехом прошла в марте.

Городецкая и торжокская золотная вышивка, дятьковский и гусевской хрусталь, дулёвский фарфор, елецкое кружево, дымковская и абашевская игрушка, пуховые изделия из Оренбургской области, крымская керамика, якутские традиционные украшения, жостовские подносы… Чего здесь только не было! Всё это, безусловно, не могло не вызвать у посетителей чувства гордости за свою страну, обладающую таким богатством, в которой живут умельцы, воплощающие самые смелые замыслы и бережно хранящие традиции народного искусства. Но, увы, большая часть посетителей и не догадывается, что промыслы наши находятся просто в катастрофическом состоянии.

В частности, о непростом положении ЗАО «Абашевская керамика» рассказал корреспонденту «Правды» его генеральный директор Юрий Алексеевич Щербаков.

Абашевская игрушка — народный художественный промысел, зародившийся в Спасском уезде Пензенской области на территории сёл Абашево и Богданово, которые упоминались в писцовых книгах Шацкого уезда ещё в XVII веке. Известность сёлам принесли мастеровые люди — горшечники и дудочники. Примерно половина жителей этих сёл занимались гончарным делом, лепили игрушку-свистульку. В 1779 году село Богданово было переименовано в город Спасск (с 1925 по 2005 год — г. Беднодемьяновск). И в конце XIX века в Спасске насчитывалось уже около 1300 мастеров гончарного дела, которые поспособствовали тому, что эти места стали ведущими гончарными центрами России.

Абашевская игрушка — это свистульки в виде животных, которых руки мастеров порой превращают в сказочные создания. Фигурки имеют удлинённое туловище с короткими ногами и длинной шеей. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами. Свистульки раскрашиваются яркими эмалевыми красками — синими, зелёными, красными в самых неожиданных сочетаниях.

Абашевская игрушка становится очень известной в конце 20-х годов XX века благодаря обладавшему особым талантом мастеру из села Абашево Лариону Зоткину, автору многих необычных изделий. Тогда же начали складываться характерные для абашевских мастеров особенности росписи. Династия мастеров абашевской игрушки Зоткиных стала одной из самых знаменитых.

В 1930 году в селе Абашево была организована гончарная артель, в 1962-м в г. Беднодемьяновске открыта керамическая фабрика, а в 1968-м на фабрику был приглашён для ручного изготовления игрушек представитель знаменитой династии — мастер А.Ф. Зоткин. Зоткины сыграли огромную роль в популяризации абашевской игрушки. Уже в 1970-х годах изделия беднодемьяновских керамистов шли во многие города нашей страны, демонстрировались на зарубежных выставках в Болгарии, Италии, Швейцарии.

Как же сейчас живёт промысел? Увы, керамическая фабрика в Беднодемьяновске не пережила «лихих 90-х». Но усилиями энтузиастов, людей, преданных делу и умеющих ценить и хранить то богатство, которое осталось нам от предков, в 1992 году производство было возобновлено. Сейчас на территории Спасского района действует ЗАО «Абашевская керамика».

С горечью рассказывает о ситуации в сфере народных художественных промыслов гендиректор ЗАО «Абашевская керамика» Ю.А. Щербаков. Если раньше на фабрике трудились около 130 человек, сегодня умельцев осталось всего восемь. Прекращено производство посуды. Сегодня предприятие выпускает только игрушки: затейливые, причудливые, интересные, имеющие определённую символику. Например, олени — это символ единения с природой, птичка — символ творчества и т.д.

— Процесс возрождения производства в «лихих 90-х» был довольно тяжёлый и сложный, — рассказал Ю.А. Щербаков. — Страна развалена, шоковая терапия в действии, разрушение банковской системы, разгул бандитизма, рэкет, непонятно, что будет дальше. В таких условиях и пришлось действовать, чтобы спасти промысел. Было всякое, в том числе сталкивались и с бандитскими нападениями. Всё это — вдобавок к производственным, технологическим, снабженческим трудностям, которые обострились. Если в годы СССР экономические связи между республиками были отлажены, то с развалом Союза всё это рухнуло. Например, Украина нас снабжала глиной, минералом — нефелином, после известных событий пришлось искать новых поставщиков. А дело это, надо сказать, не быстрое. Между тем зарплату платить людям надо, в окрестностях работу найти почти невозможно, а у работников семьи, которые надо кормить. Подвести свой коллектив, в котором работали мастера от бога, я не мог. Было тяжело, но выкарабкались, преодолели.

Следующие же наши беды произошли «благодаря» деятельности «главного энергетика» России — небезызвестного Чубайса, который буквально в клочья разорвал энергосистему страны. Тарифы менялись каждые две недели, мы не успевали переписывать ценники на наши изделия, так как сильно зависим от стоимости электроэнергии, которой в нашей сфере расходуется довольно много. Фабрика выжила, но численность работников резко упала. Было предложение переехать на работу в Китай, перевезти оборудование. Но я отказался.

Какие проблемы волнуют сегодня? Прежде всего равнодушное отношение властей к народным промыслам. Абашевская игрушка — уникальный промысел с историей, и очень обидно, что чиновники не понимают его ценности, необходимости сохранения этого культурного наследия. Ведь это бренд Пензенской области. Но заказов, к примеру, для представительских нужд от местных властей нам не поступает. А нет постоянных заказов — нет полноценной жизни. Четыре выставки в год в Москве — это очень мало, выкручиваемся как можем. В Пензенской области площадок для сбыта практически нет.

А ведь нашему предприятию присвоено высокое звание «Предприятие народных художественных промыслов», получить которое непросто, мы прошли серьёзный конкурсный и экспертный отбор.

Наши мастера очень любят своё дело, но им нужна достойная зарплата. Нельзя допустить, чтобы им пришлось из-за безденежья уходить в другие профессии. Почему чиновников эта проблема не интересует? Я несколько лет обивал пороги властных структур. Бесчисленные чиновники писали бесконечные поручения, но толку абсолютно никакого. Поддерживает нас лишь ассоциация «Народные художественные промыслы», а также министерство промышленности и торговли.

А ведь в годы Советской власти на фабрику чуть ли не очереди выстраивались на работу: здесь была самая высокая зарплата в районе. Сегодня же отсутствует государственное планирование, кроме того, с завидной регулярностью растут цены на всё и вся, в том числе тарифы. С нашей же стороны возможность повышения цен на игрушки, понятное дело, ограничена.

Впрочем, такое наплевательское отношение местных властей неудивительно, учитывая степень коррумпированности пензенских чиновников во главе с задержанным недавно губернатором. Жадность их не знает пределов: в ходе следственных действий, связанных с делом Белозерцева, глава администрации Пензенского района тоже попался на взятке. Власть насквозь проворовалась. О какой заботе о промыслах можно при этом вести речь?

Государство просто обязано усилить поддержку отрасли, ведь иначе произойдёт непоправимое: мы лишимся целого пласта нашей культуры, уникальных промыслов, имеющих многовековую историю.

Алёна ЕРКИНА

Источник: «Правда»

Читайте также

В. Корнилов. В чем угроза современной глобализации? В. Корнилов. В чем угроза современной глобализации?
Прошедшее 3–4 июля 2024 г. в столице Казахстана очередное заседание Шанхайской организации сотрудничества вызвало огромный интерес в мире к тому, что там происходило, причем под углом дальнейшей судьб...
27 июля 2024
Главный церковный антисоветчик отправлен на покой Главный церковный антисоветчик отправлен на покой
Главный антисоветчик и видный представитель пятой колонны в руководстве Русской Православной Церкви митрополит Иларион, бывший глава Отдела внешних церковных связей (ОВЦС), решением Священного Синода ...
27 июля 2024
Нижний Новгород. «Русский Лад» – детям Нижний Новгород. «Русский Лад» – детям
Творческое объединение «РусЛада» с новой программой «Куклатанцетерапия» в рамках благотворительного проекта «Передвижной музей-театр кукол "Сказочный город"» посетило Детскую областную больницу. Мы да...
27 июля 2024