За что наказали классика?

За что наказали классика?

Загадка и порок русской жизни: власть на дух не переносит честных государственных деятелей, истинных патриотов, радетелей о благе народном. Например, великий сатирик и честнейший чиновник Михаил Салтыков дважды – добросовестно и плодотворно – служил в Рязани, боролся со взяточничеством, пекся о благе города и приносил ему славу. Именно в рязанский период жизни Салтыков-Щедрин получил официальное признание как писатель.

Будучи вице-губернатором, а позднее управляющим Рязанской казенной палатой, он уделял внимание просвещению населения: занимался изданием газеты «Рязанские губернские ведомости», был попечителем местной библиотеки, выпускник лицея Салтыков-Щедрин был инициатором строительства театра в Рязани. По воспоминаниям рязанских чиновников, при первом же приеме служащих Губернского правления «Салтыков-Щедрин, нахмурившись и обводя всех глазами, сказал: «Брать взяток, господа, я не позволю, и с более обеспеченных жалованьем я буду взыскивать строже. Кто хочет служить со мною – пусть оставит эту манеру и служит честно...» Примечательно, что многим закоренелым «подьячим» со своими местами в Губернском правлении пришлось расстаться. Сам же вице-губернатор в дружеской переписке жаловался: «Подобного скопища всякого рода противозаконий и бессмыслия вряд ли можно найти, и вятское плутовство есть не более как добродушие по сравнению с плутовством рязанским». За непримиримое отношение ко всяким злоупотреблениям рязанские обыватели прозвали Салтыкова-Щедрина «вице-Робеспьером». 

За два года активной деятельности великий сатирик так достал местную чиновничью братию, что из жалоб и кляуз, написанных на него, собралась пухлая папка. Венцом была жалоба… самого рязанского губернатора. И что в итоге? Граф Шувалов, начальник Третьего отделения и шеф жандармов, на основании жалобы рязанского губернатора докладывал царю, что Салтыков «постоянно обращал на себя внимание высшего правительства как чиновник, проникнутый идеями, не согласными с видами государственной пользы». На основании этого доклада Александр II в июне 1868 г. увольняет М.Е. Салтыкова в окончательную отставку. Таким образом, Рязань стала последним местом административной деятельности писателя.

В центре города, к счастью, сохранились здания, связанные с жизнью и деятельностью Салтыкова. На Николодворянской улице стоит дом, который до недавнего времени являлся филиалом Рязанской областной библиотеки (сейчас в здании располагаются некоторые отделы министерства культуры и информационно-аналитический центр культуры и туризма), а раньше он служил резиденцией рязанского вице-губернатора. Рядом установлен бюст Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Мемориальная табличка, установленная на доме, гласит: «В этом доме с марта 1858 по апрель 1860 жил великий русский писатель-сатирик Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин». Но теперь ему пришлось потесниться!

Газета «Рязанские ведомости», по сути, основанная Щедриным, с особым восторгом сообщила: «Сохранить и рассказать в литературных произведениях историю Рязанской земли XIX и XX веков – историю войн и мирных достижений, бытовых и философских вопросов, исканий и находок. Показать, как обычные люди становились прообразами героев книг. Наконец, развернуть во всей полноте и сложности жизнь Александра Исаевича Солженицына – гонения и признание, советские лагеря и Нобелевская премия, принятие и непринятие его идей потомками… Все эти и многие другие задачи ставит перед собой музейный Центр имени А.И. Солженицына, который открылся в Рязани».

Напомним, что сразу после заблаговременного подписания президентом указа о праздновании 100-летия Солженицына вдова писателя нанесла визит в Рязань, после которого сотрудники Музея истории молодежного движения узнали, что их старинный дом первого Совета – «Дом свободы» – власти вознамерились отдать под… музей Солженицына. Общественность взбунтовалась, многие СМИ встали на сторону горожан, я тоже выступил на этих страницах со статьей «Слава против позора. Солженицын проиграл Комсомолу». Вообще, отношение к Александру Исаевичу в Рязани и сегодня далеко не однозначное, несмотря на официальное приторно-слащавое славословие. Нужно признать, что и сам писатель, честно говоря, не питал особой любви к городу первого семейного счастья и плодотворного литературного труда. «В Рязани я в капкане», – так говорил сам будущий нобелевский лауреат. Здесь его, кстати, исключили из Союза писателей СССР, и ни один из рязанских коллег не захотел сказать в его защиту хоть слово. Так что же, теперь замаливать грехи, уверенно тесня действительно великого писателя и общественного деятеля?

На открытии Наталия Солженицына, добившаяся своего в иной форме, с удовлетворением заявила:

– На данный момент это самое большое солженицынское пространство в России. У него большие перспективы развития, хороший потенциал для дискуссий. Здесь люди смогут учиться слушать друг друга и вместе искать то, что лучше для страны, а не для отдельных групп.

Странная самонадеянность: как раз официозный, навязанный юбилей показал, что никакой дискуссии «что лучше для страны», особенно на ТВ, не дозволяется: только славословия, памятники, выставки, приказы с самого верха ценить и почитать. А никакой народной любви не наблюдается. В отличие от Салтыкова-Щедрина: того власть недолюбливала, а простые русские люди и читатели ценили за смелость и обличение паразитов на теле России. С Солженицыным как-то все наоборот! Но на любые патриотические писательские торжества представителей Министерства культуры не дозовешься, а тут примчалась Алла Манилова, статс-секретарь, заместитель министра культуры РФ, которая была переведена из Питера развивать туризм, да что-то не заладилось. Выступила с любопытной формулировкой: 

– Здесь все выдержано очень умно и тонко, и дизайн-проект соответствует замыслу. Но главное, что это музей гражданского подвига литераторов.

Вот так бы и назвали и создавали: хорошая была бы идея, глядишь, и Солженицыну местечко бы нашлось без особого выпячивания. Он, что, один такой? А писатели – борцы против поворота северных рек в успешно отваливший потом Узбекистан? А защитники Байкала, который с новой силой пытаются загубить? А писатели – участники боевых действий, воспевшие подвиги наших солдат? Вот был бы музей! Или другой вариант: Музей честного государственного деятеля – ведь это невиданная редкость в сегодняшней разворованной и забюрократизированной России! Но на это денег сверху ни за что не дадут, а Солженицыну – пожалуйста… Только на первом этапе из федерального бюджета на ремонт здания Дома Салтыкова-Щедрина в Рязани было выделено более 139 миллионов рублей, и лишь потом объявлен конкурс на проведение работ. А я помню, как мы, писатели – участники выездного пленума в Рязани, пришли осенью сюда выступать, а стесняющиеся женщины-библиотекари подставляли тазы под капли с потолка. Когда течет крыша, подвижники готовы любой музей принять, лишь бы спасти историческую и культурную реликвию.

А вот создатель группы «Рязань литературная» Сергей Парфенов с горечью написал, отметая дежурные славословия: «Я-то как раз скорблю. Главным образом потому, что принизили Михаила Евграфовича. Случай, по-моему, уникально-безобразный, когда в доме выдающегося писателя, признанного классика, достойного иметь свой собственный музей в этом доме, устраивают музей другого сочинителя, пусть даже кем-то признанного и возвеличенного, но никакого отношения к этому дому и к его хозяину не имеющего. Представьте себе, что в квартире Пушкина на Мойке вместо Мемориального музея-квартиры Великого поэта откроют музей имени нобелевского лауреата Бродского, который тоже жил в Санкт-Петербурге... (С такой культурной политикой – можем дождаться, увы! – А.Б.) По-моему, логичнее было бы назвать «Новый музейный центр именем М.Е. Салтыкова-Щедрина», а уж в нем пусть создают, наряду с другими, экспозицию, посвященную Солженицыну, если это кому-нибудь нужно. Но именно наряду с другими экспозициями, раз уж объявили этот музей литературным, а не музеем одного человека. Но об этом наше руководство не думает, так же как не думает о литературе, исторической справедливости и т.д. Им главное – отчитаться перед президентом о выполнении программы празднования юбилея официально признанного писателя. Ничего нового, все та же политическая конъюнктура...» 

Не совсем понятно: в каком смысле «та же»? Нет, повторяю: с Салтыковым-Щедриным было принципиально не так! Солженицын – вообще уникальный случай, образец политиканской раскрутки верховной властью, начиная с правления Бориса Ельцина. Кто бы как ни относился к литератору Солженицыну (я лично высоко ценю его «Матренин двор» и другие ранние произведения), должен согласиться: это пропагандистский проект по очернению советского прошлого. В этом весь парадокс и даже трагизм для самого писателя. Он обречен на неприятие здоровым большинством русского народа, как любой топорный агитпроп, хоть к Пушкину его подсели! Даже любовь Владимира Путина не спасет…

Александр БОБРОВ

Источник: «Советская Россия»

Читайте также

Голос равнины продрогшей Голос равнины продрогшей
Авторская биография поэта Николая Ивановича Коновского известна куда как меньше, чем его стихи. Можно даже сказать, что личность этого поэта не просто в тени его творчества, но как бы растворена в нём...
24 Сентября 2020
Сказ о жизни белорусов и украинцев в составе Польши Сказ о жизни белорусов и украинцев в составе Польши
Сто лет назад, в октябре 1920 года, завершилась Советско-польская война. Пять месяцев спустя, 18 марта 1921 года, после напряжённых переговоров РСФСР и Украинская ССР — с одной стороны и Польша — с д...
24 Сентября 2020
Иркутяне получили высокую оценку на конкурсе-фестивале «Русский Лад» Иркутяне получили высокую оценку на конкурсе-фестивале «Русский Лад»
В субботу 19 сентября 2020 года в г. Москве Общероссийское общественное движение по возрождению традиций народов России «Всероссийское созидательное движение «Русский Лад» подвело итоги творческого фе...
23 Сентября 2020