Ю.В. Иванов. Пруто-Днестровское междуречье как одна из прародин славян и Древней Руси

Ю.В. Иванов. Пруто-Днестровское междуречье как одна из прародин славян и Древней Руси

На заседании наблюдательного совета движения «Россия – страна возможностей» Президент Владимир Путин усомнился в норманнской теории образования Древнерусского государства. Есть мнение, что в роду у Рюрика были славяне, и Рюрик не случайно оказался в Новгороде, сказал Президент. Он отметил: если кто-то призвал Рюрика, то, значит, прогосударственные структуры уже существовали на этих территориях (РИА Новости 20.04.2022). В этом контексте интересно предлагаемое Вашему вниманию исследование Ю.В. Иванова.

***

Пруто-Днестровское междуречье (или Карпато-Днестровская чаша), согласно многочисленным археологическим, этно-лингвистическим и генетическим исследованиям, была одной из древнейших прародин славян. С конца V в. внимание ранних средневековых авторов было сосредоточено на славянах, которые начиная с середины VI в. уже играли решающую роль в судьбах балканских провинций Восточной Римской империи, и мы имеем первые письменные сообщения, чётко их характеризующие. К концу VI – началу VII в., прорвав систему византийских укреплений вдоль Дуная, славяне начали расселяться на просторах Балканского полуострова. Днестр был известен античным историкам ещё со времён Геродота. О реке знали и географы VI-VII вв. В географическом словаре Стефана Византийского указывается: «Тира – город и река у Евксинского Понта» [1]. Из авторов VI-VII вв. об этой реке пишет лишь Иордан, и хотя в «Гетике» Днестр упоминается трижды, Иордан в одном месте пишет о Тире и Данастре, как о двух разных реках [2].

Большое значение имеют сведения о расселении славян в VI-VII вв. н. э. По данным Прокопия, ранние славяне – анты – занимали обширные территории лесостепи между нижним Дунаем и Доном [3]. Это известие дополняется сообщением Иордана, что река Днестр в какой-то части своего течения служила границей между двумя крупнейшими союзами славянских племён – антами и склавинами.

Таким образом, работы древних авторов говорят, что Пруто-Днестровское междуречье в VI-VII вв. было уже прочно заселено славянами. Сведения эти тем более ценны, что византийские учёные ни разу не упоминают о каком-нибудь другом оседлом земледельческом населении данной территории, кроме славян. Всё это позволяет с полной уверенностью связать археологические памятники VI-VII вв., оставленные на территории Молдавии, со славянским этносом.

В VIII-IX вв. древние авторы ничего не сообщают о населении Поднестровья, несмотря на его многочисленность. И это не удивительно, так как эта территория была в глубоком тылу славянского мира и не привлекала к себе их внимания. Однако, славянское население по-прежнему продолжало обитать здесь, о чём свидетельствует недатированная часть «Повести временных лет», согласно которой на этих землях обитали племена тиверцев и уличей.

О славянах, обитавших на территории Молдавии в X-XII вв., в известных науке письменных источниках, очень мало сведений. Об уличах и тиверцах, живших на территории междуречья, упоминает анонимный баварский географ второй половины IX в.: «…Многочисленный народ уличей имел 318 городов, а свирепейший народ - тиверцы – 148 городов» [4]. Об уличах упоминает и византийский император X в. Константин Багрянородный, однако сведения кратки, отрывочны и содержат очень мало информации об этом населении.

Наиболее ценные из имеющихся данных содержатся в древнерусских летописях. В них говорится о месте обитания славянских племён тиверцев и уличей. В начале XII в. Монах Киево-Печерской Лавры, летописец и историк Нестор, указывал на расселение различных славянских племён в Восточной Европе, писал в вводной части своего труда «Повесть временных лет»: «…Уличи и тиверьци седяху бо по Днестру, приседяху к Дунаеви. Бе множество их, седяху бо по Днестру оли до моря, и суть их гради до сего дня…» [5]. О месте обитания уличей содержатся сведения и в начальном летописном своде 1093 г. Автор Хроники пишет (под 940 г.): «Игорь же седяше къняжа Кыеве, миръ имея къ вьсем странам, а съ уличи съ древляне имеше рать. И бе у него воевода именемъ Свенельд, и примуче уличе и възложи на ня дань, и въдасть Свенельду. И не въдашеться един градъ, именем Пересечен; и седе около его три лета, и едьва възя. И беша седящ уличи по Днепру вънизъ, и по семь перейдоша межю Бъг и Днестр и седоша тамо» [6].

Из этих отрывков явствует, что племена тиверцев и уличей обитали в X в. вдоль Днестра. При этом на востоке поселения уличей доходили до Буга, а на юго-западе эти племена или племенные союзы соседили с Дунаем или Чёрным морем.

В других статьях древнерусских летописей отражаются взаимоотоношения между древнерусским государством, с одной стороны, и уличами и теверцами – с другой. В «Повести временных лет» (под 885 г.), говорится следующее: «И бе обладая Олег поляны, и деревляны, и северяны, и радимичи, а с уличи и тиверци имяше рать» [7]. Из этого отрывка вытекает, что в процессе создания Древнерусского государства Киевский князь Олег подчинил много племён или племенных союзов, а уличей, обитавших около Киева на Днепре, и тиверцев, живших, видимо, на Днестре, покорить не смог и вёл с ними войну.

В другой записи того же источника (под 907 г.) отмечается: «Иде Олег на грекы, Игоря оставив Киеве, поя же множество варяг, и словен, и чудь, и словене, и кривичи, и мерю, и деревляны, и радимичи, и поляны, и северо, и вятичи, и хорваты, и дулебы, и тиверци…» [8]. Из сопоставления этого отрывка с предыдущим вытекает, что в походе Олега выступали покорённые Киевом союзы племён, а также в качестве союзников князя варяги, кривичи, мери, хорваты и тиверцы. Интересно, что уличи, будучи, видимо, в оппозиции к Киеву или даже в состоянии войны, в 885 г., то есть за 12 лет до похода, не участвовали в этой кампании. В отличие от тиверцев уличи не приняли участие и в походе, предпринятом Игорем в Византийскую империю в 944 г. [9]. Это вполне понятно, если учесть, что только в 940 году, то есть за четыре года до похода, Игорь одержал победу над уличами и длительной осадой взял их главный город Пересечен. Население, не пожелавшее покориться Киевскому князю, переселилось на территорию между Бугом и Днестром. Так что об их участии в походе не могло быть и речи.

После указанных событий X в. тиверцы и уличи выпали из поля зрения летописцев. Культура и быт, занятия, торговые связи, а также обычаи и обряды, отражающие мировоззрения славян этого региона в X-XI вв., известны только по археологическим источникам.

Период с XII по XIV век составляет наиболее тёмные страницы истории Молдавии. Об этом времени сохранилось меньше всего документов. Однако в том, что славянское население на этой территории по-прежнему проживало, нет никаких сомнений, о чём однозначно говорят археологические находки [10]. О многочисленности этого населения можно судить по сообщению Галицко- Волынской летописи под 1224 г., повествующей о сборах русского войска, идущего на битву, произошедшую 31 мая 1223 года на реке Калке: «Выгонцы галицкие прошли по Днестру и вышли в море – у них была тысяча лодок, – вошли в Днепр, поднялись до порогов и стали у реки Хортицы на броде у Быстрицы. С ними были Юрий Домамирич и Держикрай Владиславич» [11]. Существует более позднее сообщение в одном из писем римскому папе католического епископа, поселившегося в этих землях, писавшего, что его владения со всех сторон окружены русинами, волохами, куманами и бродниками [12].

Несомненен огромный вклад славянского населения края – русинов – в создание средневекового Молдавского государства (1359 год), которое часто именовалось в средневековых летописях – Русовлахией, в отличие от Валашского княжества, именовавшегося Угровлахией. Воеводы начального периода молдавской истории Богдан I Основатель (1359-1365), Лацко (1365-1374) были русинами по происхождению [13]. Вероятно, русином был и первый легендарный воевода Драгош, глава зависимого от Венгрии территориального образования, потомков которого изгнал из Молдавской Земли Богдан I Основатель.

Образование Молдавского православного княжества произошло в период усиления агрессии западноевропейских католических государств против Западной и Галицкой Руси и позволило местному населению сохранить свои древние традиции и верования. Русины присутствовали в составе правящих кругов княжества на протяжении всей истории. Церковнославянский и древнерусский языки до конца XVII века являлись официальными языками богослужения Молдавской православной церкви и государственной канцелярии. В XIV в. русины составляли как минимум 40% населения (по другим источникам – намного больше) Молдавского княжества и оказали огромное влияние на основы молдавской государственности, материальную и духовную культуру молдаван.

Многие города Карпато-Днестровских земель конца XIV – начала XV в., вошедшие в состав Молдавского княжества, перечислены в Воскресенской и Новгородской летописях как русские города. Среди них – Белгород, Сочава, Серет, Баня, Ясский торг, Романов торг, Хотин и др. [14]. В средние века в Молдавском княжестве русины проживали компактно, населяя в основном его северные и северо-восточные земли. Значительная часть из них так и не была ассимилирована. Молдавское княжество с самого своего основания было волошско-русинским государством, первой удачной попыткой образования государственности у русинов, после раздела Галицкой Руси [15].

Надо сказать, что история восточнославянского населения Молдавского княжества, просуществовавшего 500 лет (1359-1859), загадочная сама по себе, вдвойне таинственна потому, что она специально никогда не изучалась. Правда, во второй половине XIX и в начале XX в. этнографы описывали культуру потомков этого населения, но в 20-е гг. в силу политических причин прекратилась и эта работа. Некоторые исследователи продолжали разрабатывать в той или иной форме славянские сюжеты в контексте истории Молдавии, но специальное изучение этой темы до начала третьего тысячелетия оставалось табуированным. Это касается как советского периода молдавской историографии, так и постсоветского, наступившего на рубеже 90-х гг. XX в., когда в программах учебных заведений республики история Молдавии была заменена антинаучным курсом «история румын» [16].

Новым этапом в изучении славянской истории Молдавии стало официальное открытие русинской тематики в начале XXI в. прогрессивными историками и общественными деятелями, которое позволило и по-новому взглянуть на некоторые загадки и неясности в истории древних славян этого региона. Одной из таких загадок является этноним «толковины». В уже упомянутом ранее сообщении «Повести временных лет» о походе Киевского князя Олега на Византию в 907 г., есть очень интересная приписка. Называя тиверцев в качестве союзников князя, летописец даёт им особую дополнительную характеристику: «…тиверци, яже суть толковины…» [17]. Второе упоминание этого этнонима мы находим в «Слове о полку Игореве», в «мутном сне» Киевского князя Святослава, с мало что проясняющей отрицательной приставкой «поганых» [18]. Загадочный этноним длительное время вызывал споры в научной среде, ибо ни одно из предложенных прочтений, выдвинутых даже патриархами исторической науки, как Д.С. Лихачёв [19] и Б.А. Рыбаков, не приносило достаточно удовлетворительных ответов.

У предков современных русинов Молдавии, как и у остальных славян, огромную роль в их быте и жизнедеятельности играло народное вече, которое называлось «толокой». Решения веча-толоки опирались ещё и на авторитет самых опытных и уважаемых членов общины – «толковинов», которые растолковывали собранию нормы и правила общего жития. Однако они не только выступали с убедительным словом на самой толоке, но и вне её совмещали в себе функции родовых старейшин и вождей, жрецов и врачевателей, судей и законодателей, наставников и учителей, хранителей племенных традиций и древних преданий и ещё ряд других [20].

Если на остальной территории Древней Руси народное вече, пройдя достаточно сложный и противоречивый путь, в конце концов было ликвидировано княжеской властью как политическая сила и элемент государственности, то в Пруто-Днестровском регионе оно существовало ещё очень длительное время. Родовое славянское право, описанное первым вице-президентом ПАНИ А. Антоновым в монографии «Расскажи о себе, Русь» как «копное» [21], в толковинской среде продолжало развиваться и действовать. Это стало возможным и потому, что на данной территории были слабы институты княжеской и церковных властей.

Большую ценность для изучения истории, культурных и природных традиций Древней Руси и всего славянства представляют толковинские тексты, дошедшие до нашего времени и регулярно публикуемые автором данной статьи. Как и в копиях, так и в первоначальных документах содержится уникальная информация по истории не только славян Карпато-Днестровского региона, но и других частей Славянского мира, в частности – Балканского полуострова, Киевского, Полоцкого, Черниговского и других княжеств, славян Западной Европы и Балтийского побережья.

Толковинский мифологический свод, как это ни удивительно, позволяет расшифровать с более первичным изложением первоначальных функций и связей некоторые туманные, наиболее архаичные, места ведического мифологического пантеона, который насчитывает, как минимум, 3,5 тысячи лет [22]. Часть текстов, написана древним слоговым славянским письмом, весьма близко напоминающим, до сих пор не расшифрованное, письмо Тэртерийских табличек, найденных в Трансильвании в 1961 году. Современные пробы на радиоуглеродный анализ относят все три найденные глиняные таблички к 5500 году до н. э. Практически все знаки на третьей таблице, принимаемые всеми исследователями за протописьмо, имеются в наличии в толковинском старом слоговом письме. Это позволяет приступить к более детальной расшифровке Тэртерийских письмен, однако, как полагает автор, такая глубокая работа – дело новых исследований и научных публикаций.

Приведённые выше данные, вполне согласуются с концепцией Анатолия Алексеевича Клёсова – автора «ДНК – генеалогии», утверждающего, что общий предок славян и всех индоевропейских народов, жил на территории Восточного Прикарпатья примерно 5500 лет назад, а их более ранний предок появился на территории Балкан 8-9 тысяч лет назад. Конечно, нужны дополнительные исследования, но уже очевидны близкие выводы различных научных дисциплин.

Сохранившиеся тексты в некоторых местах наполнены богатым иллюстративным материалом, который насыщен как бытовыми сценами, так и мифологическими и религиозными образами своего времени.

Пример:

Рис. Лицевая часть листа из толковинской летописи XVIII в. «Длинное писание за давние времена и старых людей», с изображением сидящего с короной на голове великого толковина Твердостана и киевского князя Вещего Олега.

В нем повествуется о прибытии с мирной миссией в 902 году от Р. Х. в Старые Сторчаны, в тексте – на Трояново копыто (нынешнее село Бобулешты Флорештского района Республики Молдова), киевского князя Вещего Олега (845-912), вместе с многочисленной свитой и дружиной. Князь желал заключить мир с толковинами и покончить с войной с тиверцами, которая не принесла ему успеха и стоила многих потерь. Он нуждался в надёжных и могущественных союзниках на юго-западном направлении для дальнейшего броска на Византийскую империю (См.: Ю. В. Иванов. «Копыто Трояна» в истории Древней Молдавии и Руси. Научно-популярный журнал «Общее дело» №10 2018. – Кишинев. С. 139-148).

Вот что говорится в тексте, расположенном в нижней половине листа:

«И прибыл на Трояново копыто на Великой Ревуте, к великому толковину Твердостану, великий князь ладожский, волоховский и киевский – Старый Олег Рурикович Руянский, с большими красивыми дарами и сокрушённым сердцем, и виноватыми очами, и с потрясёнными душой и разумом, да с великими князьями русскими и державными, и с крепкими боярами родовитыми, да с могучими витязями, да с богатырями славными, да с воинами храбрыми и бывалыми старыми, на множестве длинных и широких судов и в небольших лодочках.»

Цветная раскраска фигур, деталей одежды и окружающего интерьера позволяет составить определённое представление, несмотря на большой временной разрыв, о реалиях того времени. Несомненно, что дальнейшее изучение толковинских текстов и рукописей, позволит приоткрыть занавесу над многими тайнами Древней Руси.

***

Литература и примечания:

1. Скрежинская Е. Ч. Комментарий к Иордану. – В кн.: Иордан. О происхождении и деяниях гетов. М., 1960. С. 200.

2. Там же, С. 71.

3. Прокопий из Кессарии. Война с готами. М., 1950, С. 384.

4. Древняя культура Молдавии. Сборник Академии Наук Молдавской ССР. Кишинев, 1974, С.109.

5. Повесть временных лет, т. 1. М.-Л., 1950, С. 14.

6. Древняя культура Молдавии. С. 110.

7. Там же, С. 100.

8. Там же, С. 100.

9. Повесть временных лет, т. 1, С. 33.

10. Древняя культура Молдавии, С. 128-150.

11. За Землю Русскую. Век XIII. Сборник. – М., 1983. С. 401.

12. Н. Кетрару, И. Рафалович. Сокровища пыркалаба Гангура. – Кишинев, 1973. С. 80.

13. Сергей Суляк. Русины: этапы истории. Международный исторический журнал «Русин», 2005, № 1(1), - Кишинев, С. 54.

14. Там же, С. 54.

15. Там же, С. 54.

16. Петр Шорников. Русские люди Молдавского княжества. Международный исторический журнал «Русин», 2005, № 1(1), - Кишинев, С. 9.

17. Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы.11 – начало 12 века. Сборник. – М., 1978, С.44.

18. В. И. Стелецкий. Слово о полку Игореве. – М., 1965, С. 50.

19. Д.С. Лихачёв считал, что толковины – «те степняки, которые под именем «своих поганых» (торки, берендеи, ковуи и т. д.) садились в пределах русских княжеств, служа русским – и союзниками против «диких» половцев, и переводчиками». См.: Д.С. Лихачёв. «Слово о полку Игореве». Историко-литературный очерк, изд. АН СССР, - М., 1950, С. 425.

20. Юрий Иванов. Этническое самосознание русинов Севера Молдавии. Международный исторический журнал «Русин», 2007, №4(10), - Кишинев, С. 88 – 92.

21. Андрей Антонов. Расскажи о себе, Русь. – Санкт-Петербург, 2014. С. 146-162.

22. Юрий Иванов. Некоторые мифологические и религиозные представления русинов Молдавии о родном языке. Международный исторический журнал «Русин», №2(8), - Кишинев, С. 124-137.

23. Иванов Ю. В. Древнерусский бог Троян и его чудесная история в толковинских текстах русинов Молдавии. Путивльський краезнавчий збирник. Вип. 6. – Суми, 2010. С. 74-106.

Юрий Васильевич ИВАНОВ, член-корреспондент ПАНИ, Союза писателей Молдовы им. А. С. Пушкина

Читайте также

Победила титаническая воля Победила титаническая воля
События последних лет ясно показали, что героический подвиг советского народа по созданию ядерного оружия был совершён не зря. Именно оно обеспечивает России её независимость. Правда, даже в нашей стр...
21 сентября 2023
«Метр тальер Лепутан», или Пресыщение знатностью. Памяти Н.С. Лескова «Метр тальер Лепутан», или Пресыщение знатностью. Памяти Н.С. Лескова
Великий русский писатель Николай Семёнович Лесков (1831–1895) в одном из писем открыто выразил свою независимую писательскую позицию: «я верую так, как говорю, и этой верою жив я и крепок во всех утес...
21 сентября 2023
И.С. Бортников. Об эссе Н.В. Подгурского «Сожжение волхва» И.С. Бортников. Об эссе Н.В. Подгурского «Сожжение волхва»
Данное эссе недавно было опубликовано на сайте «Русского Лада». Пишущий сии строки не собирается оценивать его художественную ценность, это дело литературоведов. Нас же интересует гражданская позиция ...
21 сентября 2023