Ю. Бондарев. «Чувство Отечества — это и великое чувство любви к своей культуре»

Ю. Бондарев. «Чувство Отечества — это и великое чувство любви к своей культуре»

Завершается март 2024 года – месяц, посвящённый 100-летию Юрия Бондарева. В качестве заключительного материала о творчестве классика, сегодня у нас подборка высказываний самого писателя на тему культуры, жизни, ценностей, а также вступительная статья известного ленинградского публициста Эдуарда Шевелёва.

***

С волнением перечитываю я письма Юрия Васильевича Бондарева ко мне с обращениями «Многоуважаемый», «Уважаемый, «Дорогой» и не перестаю удивляться, как он при всей занятости – творческой, представительской, организаторской – успевал следить за многообразной литературной периодикой, скажем, за журналом «Аврора», который я возглавлял в 1982–2007 годах, и не просто следить, но и разбирать успехи и просчеты с неизменным: «Жму руку».

А еще вспоминаю телевизионные беседы Бондарева со зрителями в восьмидесятые годы, когда, вглядываясь в благородные черты его лица, вслушиваясь в сдержанно-выразительную речь, увлекаясь энергией мысли, думалось не о себе и близких, но – и без всякой выспренности – о Родине, о соотечественниках, о том, как нам жить лучше, честнее, достойнее. И беда и вина наша, многих из нас во всяком случае, вскоре обобранных и униженных, что не прислушались мы вовремя и сообща к провидческим словам его, сказанным на XIX Всесоюзной конференции КПСС в июне 1988 года – его, ставшего коммунистом на фронте, в сорок четвертом году…

«Можно сравнить нашу перестройку с самолетом, который подняли в воздух, не зная, есть ли в пункте назначения посадочная площадка, – говорил Юрий Васильевич Бондарев. – При всей дискуссионности, спорах о демократии, о расширении гласности, разгребании мусорных ям, мы непобедимы только в единственном варианте, когда есть согласие в нравственной цели перестройки, то есть перестройки ради материального и духовного объединения всех. Только согласие построит посадочную площадку в пункте назначения. Только согласие». Тогда же произнес он пока непривычное слово «экстремизм», обозначив этим словом тех, кто, прикрываясь громкими фразами, хочет опорочить самое важное для сбережения и единства народа: «мораль, мужество, любовь, искусство, талант, семью, великие революционные идеи, гений Ленина, Октябрьскую революцию, Великую Отечественную войну».

Книги Юрия Бондарева не стоят подолгу на полках библиотек, хоть и пытаются враги и недоброжелатели предать забвению имя писателя, его честные и пророческие произведения, исказить его творчество и моральный облик. Но люди, не поддающиеся лукавой пропаганде, знают и помнят его книги, его сценарии, его поступки.

Это он, Бондарев, в 1991 году встал во главе горстки русских писателей на защиту Дома писателей в Москве от дорвавшихся до власти захватчиков, и они выстояли, победили.

Это он, Бондарев, поднимался на балкон Дома Советов, который вскоре будет расстрелян из ельцинских танков, а потом написал об увиденном и пережитом волнующую, горькую пьесу.

Это он, Бондарев, вместе с другими патриотами обратился с горячим «Словом к народу», призывая бороться с бесчеловечным, противоправным режимом.

Это он, Бондарев, первым отказался принять орден из рук Ельцина, перевертыша, врага Советского государства, русского народа, простых людей.

Это он, Бондарев, в разгар антисоветской бесовщины произнес отважную речь о великом державнике и вожде народов Иосифе Виссарионовиче Сталине.

Это он, Бондарев, по-офицерски мужественно и открыто выступил против разрушения нашей армии и нашего флота, написав после яркий роман.

Это он, Бондарев, вручал учрежденную с его участием Шолоховскую премию литераторам-патриотам, смело сохраняющим и честь народа, и свою честь.

Перо Юрия Васильевича Бондарева всегда было твердо и неколебимо, как в ту молодую пору, когда он вернулся с фронта и написал первые два рассказа перед поступлением в Литературный институт имени М. Горького, после – первую повесть «Юность командиров», за ней «Батальоны просят огня», романы «Последние залпы», «Тишина», «Двое», «Горячий снег» – о решающей схватке с фашистами под Сталинградом, роман был поставлен и в кино.

В 1975 году Бондарев пишет роман «Берег», который откроет цикл произведений, где минувшее переплетается с настоящим, а заглавным героем является писатель, художник, творец, отстаивающий многовековые моральные ценности русского человека. Романы «Выбор», «Игра», «Искушение» станут словно бы продолжением «Берега», однако в уже иных исторических обстоятельствах, как и произведения девяностых-двухтысячных годов «Непротивление», «Бермудский треугольник», «Без милосердия». А его лаконичные, но емкие «Мгновения» дополняют эту художественную и философскую летопись о Великой Отечественной войне и второй половине XX века.

Есть у Юрия Васильевича небольшая книга «Взгляд в биографию», выпущенная издательством «Советская Россия». Из нее можно узнать, чем занимался он в семинаре Константина Георгиевича Паустовского, какие нравятся ему писатели, каковы его взгляды на литературу. О себе он если и упоминает, то лишь в связи с другими людьми, да и то кратко: «Мы идем сквозь этот пылающий город, сквозь этот дым. На нас дымятся влажные плащ-палатки, дымятся холки лошадей… Мы идем на запад. Мы идем на запад от Сталинграда… В темные, осенние с дождем ночи мы форсируем Днепр, эту реку, озаренную ракетами, по которой плыли трупы, касаясь наших рук, наших плотов и лодок… Мы идем через Польшу… Мы идем на запад...»

Уступая просьбам издательства, он лишь скажет: «Родился в 1924 году на Урале. Детство провел в Москве. После окончания средней школы ушел на фронт. Был артиллеристом. Всю войну стрелял по танкам. До сих пор чувствую запах горячих гильз и горелой брони…» Но зато читатель может хорошо узнать и понять бондаревское поколение: «Мы стали солдатами в восемнадцать лет… Мы научились ненавидеть трусость, фальшь, ложь, ускользающий взгляд подлеца, разговаривающего с вами с приятной улыбкой, равнодушие, от которого один шаг до предательства, один шаг к преступлению перед совестью».

Гражданские поступки Юрия Васильевича Бондарева всегда были раскрытием его боевой жизненной позиции, а сегодня они являются и напутствием молодым поколениям: «Дорожить каждым днем своего земного срока, жить по чести и совести». Он писал так: «Если еще в XIX веке человек воспринимался как органическая частица мира, зависящая от целого, то теперь, когда могущественный мир уже вступает в зависимые от человека отношения, всемирное «быть или не быть» и частное «как жить дальше» – в руках людей. То есть сегодня неизмеримо возрастает значение личности, роль отдельного человека, его веры, его поступка».

Художественные и публицистические книги Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственных премий, Международной Шолоховской премии Юрия Бондарева, его публичные выступления и в наши дни XXI века, словно точные выстрелы артиллерийских орудий, попадают в цель и эхом отзываются в людских сердцах, зовут к борьбе за справедливость, правду, счастье, поднимают людей на эту борьбу.

Эдуард ШЕВЕЛЁВ, Петербург – Ленинград

Источник: «Советская Россия»

***

ЮРИЙ БОНДАРЕВ: МЫСЛИ

– В отсутствии эстетической подготовки ничего постыдного нет. Постыдна презрительная самонадеянность, высокомерное нежелание преодолеть свое непонимание музыки, живописи, поэтического слова. Тут возникает парадоксальнейшее положение: совершенно наивное невежество себя таковым не ощущает и не страдает от своей бездуховности. Это горькая беда. И напротив: чем больше знает человек, чем больше развито его «шестое чувство» – чувство прекрасного, тем больше томит его духовная жажда. Но тем наполненнее, содержательнее его жизнь во всех ипостасях: от призвания до увлечения, от любви до высочайшего понимания, кто он и что он на этой Земле.

***

– Мне хотелось бы сравнить писателя с сейсмографом, чутко воспринимающим психологические толчки извне. В то же время к этим толчкам он вольно или невольно приплюсовывает накопленный жизненный и душевный опыт. Иначе проза отдает холодком льда, и никакая мысль не сможет его растопить. Проза должна быть одушевлена человеческим дыханием. Более того, писатель без биографии – это обреченный на быстрое иссыхание источник.

***

– Древняя и всегда молодая изящная словесность, или же художественная литература, – это форма познания жизни посредством слова, она передает изменчивую картину мира. А писатель по-прежнему остается строителем самого хрупкого и самого высокого храма в мире – человеческой души, и нет более важного, я бы сказал, политического смысла в литературе, чем совершенствовании человека. Без этого всякое художество и все философские формулы бессмысленны.

***

– Литература – это в первую очередь общественная ревизия совести, это путешествие из мира внешнего в мир внутренний, это не только объяснение миру в любви, но еще и сигнал о помощи.

***

– Социалистический реализм не стилевое направление, а мировоззрение, реалист не подражатель, не копировщик, а художник, идущий от природы и человека. В то же время писателю не следует слезно умиляться гордому величию «царя природы», «венцу творения», «хозяину земли». Здравомыслие и нравственное чувство требует исследовать поступки своих героев без излишней сентиментальности, трезво, научно, не принимая союз с полуправдой.

***

– В искусстве не может быть безграничных владений одних шедевров, как не может господствовать среди рода человеческого одна красота. Литература – это огромная река с широким течением, плесами, отмелями и зелеными островами, и пока ничего страшного для нее нет, коль несет она на своих водах плоты разной величины. Хочу этим сказать, что в литературе никогда не было так, чтобы работали одни лишь таланты. Добавлю: время самый добросовестный, справедливый судья.

***

– Я думаю, что каждый вкладывает в понятие «любовь к Отечеству» нечто личное, пережитое, выстраданное, осознанное, порой инстинктивное. Конечно, невозможно сразу вообразить наше огромное Отечество, огромную нашу землю от Ледовитого океана до Черного моря, от Охотского моря до Балтийского, – трудно представить все это необъятное пространство. Ведь человеческое воображение подчинено не географическим просторам, а какому-либо сокровенному воспоминанию. Может показаться странным, но в годы военные мне вспоминался родной дом по запаху, по свету, по звуку: вдруг приходил запах вымытых праздничных полов или мокрого асфальта после апрельского дождика, вдруг порывистый шум листвы, освещенной осенним солнцем, напоминал двор в Замоскворечье – липы у забора, ступени крыльца, заваленные листьями. Очень часто чувство своего Отечества, своей Родины приходит через ощущение места, через саму природу, ее красоту, которая охватывает человека всего. Чувство Отечества – это и великое чувство любви к своей культуре, к истории своего народа.

***

– Для меня критик – это художник, который должен быть другом писателя, какие бы упреки он ему не предъявлял. Вожделенно мечтаю, чтобы критик был просветителем и толкователем, которому должны верить.

***

– Человек от первой минуты своего рождения до минуты последней несется на скоростной машине времени, которую называют судьбой, мчится вместе с пятью спутниками – правдой, ложью, верой, сомнением и надеждой. Известно, что не у всех хватает решительности и воли преодолеть путь жизненных испытаний. Резкие повороты судьбы чаще всего выбрасывают на обочину, казалось бы, всемогущую правду и надежду. Тогда человек едва удерживается в машине времени, и тогда каждый метр дороги и каждый ее поворот приносят ему страдание. Одиночество и утрата опор ослабляют его, ложь извращает душу, с фальшивой улыбкой втаптывая в грязь веру – пережитую в муках истину.

***

– Современная цивилизация есть жадное стремление к неограниченной власти над плотью, а через плоть – к обладанию душой. Культура – нескончаемый, чудодейственный, исцелительный диалог с душой человека, облагораживающий тем самым его плоть, к сожалению, всегда готовую к бездумному кайфу.

***

– Воля народного выбора, то есть проявление сознания народа, и политическая воля общества создают духовный облик времени. Идеальный образ культурного государства – обогащать, улучшать и охранять наследство, этот неотплаченный подарок, данный нам прошлым.

***

– По поводу нашей советской культуры можно сказать самую высокую похвалу из всех, какие я знаю, – она верна человеку, она честна. Мы должны ответить ей тем же, помня слова Ленина: «Культура неустранима».

Источник: «Советская Россия»

Читайте также

Размышления о духовности Размышления о духовности
Человек создан как точная копия всему, что есть во Вселенной (Высший Разум создал Человека по образу и подобию своему)....
21 апреля 2024
Ярославль. Творческая встреча в Некрасовке Ярославль. Творческая встреча в Некрасовке
20 апреля председатель Ярославского регионального отделения Всероссийского Созидательного Движения "Русский Лад" Алексей Филиппов по приглашению известной ярославской поэтессы Елены Морозовой принял...
21 апреля 2024
Поразительное для историка простодушие. Об экспозициях Вытегорского историко-этнографического музея Поразительное для историка простодушие. Об экспозициях Вытегорского историко-этнографического музея
В статье О. Ларионова «Холодный взор «росомахи» («НГ», июль 2023 г.) речь шла об экспозициях Вытегорского историко-этнографического музея, посвященных Советско-финской войне. В них, по мнению ряда...
21 апреля 2024