Вспоминаю с любовью
Я вновь и вновь вглядываюсь в родные лица на старой фотографии. Это родители моего отца со своими послевоенными детьми.
Мой дедушка, Картамышев Иван Степанович, 1911 года рождения, прошел всю Великую Отечественную войну. А его жена, Евдокия Ивановна, 1914 года рождения, трудилась в тылу, в колхозе в селе Верхняя Орлянка Сергиевского района Куйбышевской области , и воспитывала четверых малолетних детей: Дмитрия, Василия, Ивана и Константина, родившегося в сентябре 1941 года. Мой отец был самым старшим. Присматривал за младшими братьями, помогал по хозяйству.
Бабушка была неграмотная, и письма на фронт вместо нее писал старший сын, он же и читал все весточки. Жаль, что письма той поры не сохранились. Дедушка не любил рассказывать о войне. Знаю, что служил в пехоте, был рядовым, награжден медалями. Несколько раз получал ранения, а оставшиеся на память осколки давали о себе знать.
Я благодарна редакции новокуйбышевской газеты «Наше время», которая не только опубликовала мои воспоминания о семье дедушки, но и дополнила их путем поисковой работы .На сайте, где размещена информация о награждении участников Великой Отечественной войны, Галиной Ильдюгановой был найден документ военного времени, проливающий свет на боевой путь моего дедушки. Это приказ подразделения №25 от 24 июня 1944 года. Издан он был по 1072 стрелковому полку 313 стрелковой дивизии Карельского фронта. Этот рукописный документ военной поры хранится сейчас в Центральном архиве Министерства обороны. И, как многие другие, был оцифрован и размещен для широкого доступа.
В приказе говорится, что помощник командира стрелкового взвода первой стрелковой роты младший сержант Иван Картамышев представлен к медали «За боевые заслуги». 23 июня 1944 года в боях за город Медвежьегорск в Карелии он подполз под проволочное заграждение противника и забросал гранатами окоп с находившимися там белофинскими солдатами и офицерами. Я горжусь бесстрашием своего дедушки.
Дедушка выжил и вернулся к своей семье. В 1945 году мои дедушка и бабушка были так молоды! И вскоре семья увеличилась: с 1946 по 1954 годы родились еще четверо детей: Валентин, Мария, Нина и Павел. Многодетность тогда была скорее нормой, чем исключением.
Колхозникам выделяли большие огороды, по 50 соток. Но на грядке не растут ни обувь, ни одежда. Как-то надо было выкручиваться. Выращивали гусей и возили их на продажу в Куйбышев. Один гусь продавался за 7-8 рублей. Однажды случилось непредвиденное. Объявили карантин, и из-за болезни крупного рогатого скота из Сергиевского района запретили вывозить на продажу не только говядину и свинину, но и птицу. Бабушка со слезами обратилась к председателю сельского Совета Ивану Петровичу Меркулову. Тот внимательно ее выслушал и пообещал помочь. И отвез их в Куйбышев на своей машине. Так труды семьи не пропали даром. Дедушка работал и трактористом, и конюхом. Как-то за хорошую работу ему дали премию. В лютый мороз он принес домой поросенка размером с варежку. Из-за холодов поросенка держали дома, отвели ему место поближе к печке. Но неизменно каждое утро он оказывался на полу, среди детей. Так и вырос. И дети горевали, когда подросшего поросенка зарезали.
Бабушка в то время уже не работала, занималась домом и детьми. Все учились хорошо. Тетя Нина рассказала мне, что однажды в селе проходил какой-то сход. И дедушку попросили поделиться секретами воспитания. Он ответил бесхитростно: «Когда пожалеешь, когда и по попе шлепнешь». И это передали по районному радио. Тетя Нина с улыбкой вспоминает, что женщины завидовали ее матери и говорили: «Это Дуська помогает детям уроки делать, она же не работает». Это было правдой отчасти. Бабушка, конечно, держала все под контролем. Слушала, как дети учили стихи наизусть, памятью обладала великолепной. По слуху выучила «Песнь о вещем Олеге» Пушкина. К месту употребляла в речи немецкие слова: дети учили немецкий.
Приходили все домой в разное время, и всех бабушка кормила вкусными щами. Еду готовила в ведерных чугунах, ухватом вытаскивала такую тяжесть из печи. Вне всякого сомнения, бабушка обладала внутренним стержнем. «Есть женщины в русских селеньях» – это о таких, как она. Воспитание детей по большей части было ее заботой. А сколько на своем веку она связала носков, варежек! Я один раз внимательно рассмотрела бабушкины вязальные спицы. Основная из пяти проносилась почти насквозь. И это металл! А дедушка на всю семью валял валенки.
Бабушка любила собирать грибы. И увлекательно, и подспорье для семейного бюджета. Дети, особенно Валентин, унаследовали это увлечение, так же, как и любовь к песне. Солистами в художественной самодеятельности были Дмитрий, Павел, Мария, Нина. Павел играл на гармони, на баяне. Научился сам. Музыкальной школы в селе не было.
Не обладая большим материальным достатком, бабушка и дедушка в качестве духовного наследства подарили своим детям трудолюбие, любовь к Родине. Всем детям дали образование: двое закончили вузы, четверо – техникумы, двое – среднюю школу. Разлетелись кто куда. Дмитрий работал в Самаркандской области инженером оросительной системы. Василий служил политработником в Калининграде и Лиепае. Иван стал электриком, работал в Братске, в Грозном. Константин преподавал математику и физику в селе Исаклы. Мария всю жизнь работала воспитателем в поселке Суходол Сергиевского района. Валентин трудился мастером на заводе «КАТЭК» в Куйбышеве. Нина после строительного техникума работала и в Волгоградской области, и в Усть-Куте. Павел работал слесарем в организации «Сельхозтехника» поселка Сургут Сергиевского района.
Бабушка как многодетная мать ушла на пенсию в 50 лет. Дедушка прожил 67 лет и работал почти до последнего. В последние годы возил механизаторам на поля воду и получал колхозную пенсию 56 рублей. Бабушка надолго пережила мужа. И в 81 год она сохраняла ясный ум и память. А число внуков и правнуков уже перевалило за двадцать. Бабушка не страдала неизлечимой болезнью, просто организм износился, о чем врачи и сказали дочерям, бывшим рядом с ней до ее последнего вдоха.
А я, первая внучка, с любовью вспоминаю свое детство, бабушку и дедушку, многочисленную родню. Живы сейчас только двое самых младших бабушкиных детей: Нина и Павел. А из тех, кого уже нет, все прожили до обидного мало, никто не преодолел рубеж в 70 лет. Думаю, что на это повлияла война.
Любовь КАРТАМЫШЕВА, Самарская область