Воткинск. «Через призму души» (о сборнике лирики Надежды Трониной)
Наверное, это довольно редкое сочетание – учитель математики и общепризнанный лирик. Но воткинская земля Удмуртии может искренне гордиться своим талантливым поэтом, членом Союза писателей России (2018)), учителем математики и информатики Верхнепозимской сельской школы Надеждой Николаевной Трониной.
Она автор четырёх поэтических сборников «Песня жаворонка» (2003), «Жизни трепетная нить» (2005), «Жизни каждое мгновенье» (2015), «Через призму души» (2020), книги рассказов «Детские мечты» (2018), методического пособия по информатике и компьютерной текстологии «Технология компьютерной обработки текстовой информации» (2014). Ею же свёрстаны объёмные сборники стихов шести коллег по перу (три из них по архивным материалам), а также юбилейное издание к 85-летию одного из старейших литобъединений в СССР (коллективный сборник воткинских писателей «Чебаки», 2018), литературно-художественный альманах «И пальцы просятся к перу» (2019) с творческими работами учащихся Пушкинского кружка, педагогов и писателей Республики Татарстан и Удмуртской Республики. Книги Н. Трониной выпускались в Перми, Ижевске, Казани. Её произведения в авторском исполнении звучали в радиопередачах цикла «Между Волгой и Уралом», на радиоволнах ГТРК «Радио России: Удмуртия».
Она участница литературных встреч в Нижегородской области, Пермском крае, Башкирии. Активный член организации «Союз литераторов Прикамья» (с центром в Нижнекамске) и Удмуртского республиканского отделения «Русский Лад». Подборка стихов из её «космического» цикла «Музыка светил» публиковалась в газете «Советская Россия» (2011) и c тех пор ежегодно звучит на серийных республиканских конференциях «Гагаринские чтения» в Ижевске. От Всероссийского созидательного движения «Русский Лад» Н. Тронина награждена дипломом за книгу рассказов «Детские мечты» (2019) и памятной медалью «200 лет М.Ю. Лермонтову» (2014).
В новом сборнике «Через призму души» (2020) представлена избранная лирика русской поэтессы (280 стихотворений), плюс её художественные переводы четырех авторов с удмуртского языка (40 лирических текстов). Время, слово, мысль, человек, социум, природа, Вселенная — эти глобальные философские сущности прочно занимают воображение автора. Из метафорики слов, прислушавшись «к чистому голосу сердца», творит она вселенную собственного духа. Аура внутреннего состояния автора предстаёт тем зеркалом, которое преломляет светоносно-событийную энергию мира. «Через призму души выверяю я жизнь», — признаётся поэтесса и доводит свои колоритные образы до читателя богатой палитрой чувств и настроений.
Внутренний облик лирической героини Н. Трониной гендерно и хронологически предопределен — это собирательный образ нашей современницы, способной искренне откликаться на радости и беды своего социума: «Судьба Земли, судьба родной страны / Людей волнует, глубоко тревожит». Она умеет преданно любить, хранить в себе это чувство годами (цикл «Струны сердца от любви поют»). Её взор восторженно-созерцательно направлен на красоту природы и человека. Её ум целенаправленно открыт гармонии мира: «Постигаю тайны бытия, / Свет, идущий из глубин Вселенной. / И всем сердцем ощущаю я — / Жизнь земная необыкновенна!»
В центре вселенского бытия Н. Тронина помещает Русский мир: «В России — корни дедов, прадедов, отцов <…> / На Родине дышу, пою свободно я». С глубокой внутренней проницательностью этот мир описан автором во внешней и сущностной красе. Щедрыми словесными метафорами рисует поэтесса пейзажи родного Прикамья. Стихи её образно-ёмки в деталях — в них предстают зримо ощущаемые живописные картины природы («Рассвета огненный разлив», «Я иду по росистой траве», «Месяц нежною долькой лимонной», «Рожь налилась янтарным цветом»). Автор подмечает, как «берёза звенит молодою листвой», «с ветром шепчутся нежно колосья», «река под лучами горит перламутром», «солнце в жёны зорьку сватает». Одновременно всем природным звукам равномерно вторит метроном сердца лирической героини.
Образ Родины — большой и малой, древней и современной —многообразно, в неразрывном пространственно-временном единстве предстаёт в целом ряде её стихотворений: «Россия в свете ситцевых берёз», «Мой солнечный край, с детства сердцем любимый», «Сторонушка удмуртская родная», «Здесь медовые травы под солнцем цветут», «Солнце сквозь ели сочится лучами». Язык Н. Трониной колоритен, полон метафор, символов, олицетворений, эпитетов, сравнений («Цветут одуванчики – искорки солнца»). Диалогичность её художественным текстам придают риторические вопросы и призывные обращения («Встань, страна моя, с колен!»). Из народной традиции в её лирику врывается крылатость фраз. Авторские афоризмы щедро рассыпаны рукою поэтессы почти во всех её произведениях: «Я силу жизни почерпну у солнца», «Нет на свете дороже, милей / Живописней земли нашей русской»; «Нет на всей планете россам по отваге равных».
Формируя книгу избранной лирики из 15-ти разделов, Н. Тронина собрала воедино большой цикл военно-патриотических стихов. Важное место в пантеоне Славы, выстроенном ею, занимает образ защитника Отечества, почитаемого россами во все времена. Этой теме в сборнике посвящён цикл «Веками Русь сыновней силой славится». В центре внимания автора находится человек-патриот, герой, проливший кровь во имя свободы сограждан. Именно потому, сколько бы ни прошло лет — 25, 40, 75, 200, 800 и более — рядом с образом павшего воина мыслятся великие печальники: мать, жена, благодарные потомки («Исторгает слёзы Русская земля», «Помнит поле Бородинских далей»). Творчество поэтессы из данного цикла обращено к сложным военно-историческим вехам России: битвам князя Александра Невского за свободу Руси с золотоордынцами и немецкими рыцарями, сражениям россов с французами в Отечественной войне 1812 года, противостоянию советских людей с германским фашизмом во Второй мировой войне, а также к вооружённым конфликтам в «горячих точках» планеты последнего сорокалетия.
Вместе со всей страной каждый год Н. Тронина с портретами родных, сложивших головы во время Великой Отечественной войны, выходит на акцию «Бессмертный полк». У памятника павшим воинам («Застыл в руках гранитного солдата автомат, / Он встал на постамент, готовый вечно к бою…») она читает свои стихи антивоенного содержания («Думал ли, что станет обелиском / В миг последний молодой солдат?..») и призывает ныне живущих от всего сердца изъявить чувство признательности всем ветеранам фронта и тыла «за рассвет голубой, за счастливую жизнь и за мир на планете», а также почтить в скорбном молчании павших в войне тридцать миллионов сограждан нашей страны («Не забудь о них, страна родная, / И склонись всем миром до земли»).
Стихотворение-реквием о погибших на войне «Плач о сынах России отдаётся в небесах» — одно из наиболее высокопафосных в творчестве воткинской поэтессы. В нём повествуется, как через ритуалы современников в память о павших само небесное воинство (из числа «славой освящéнных») срастается с воинством земным дня сегодняшнего. Души отважных павших воинов (ставших святыми по пролитии своей крови за Отечество), нисходя золотоносными лучами (символ святости в христианской культуре), вселяются в правнуков («по образу и подобию» небесной дружины) и тем самым подготавливают новые поколения живущих к осознанным подвигам.
В структуре созданного Н. Трониной большого воинского цикла стихотворений заметно выделяются короткие стихи, отражающие внутреннее состояние солдатских матерей, наших современниц, которые в ходе Афганской, Чеченской и иных «локальных» войн пережили потерю своих сыновей: «Мать склонилась над гробом / И рыдает навзрыд, / Для неё нет страшнее утраты. / В изголовье свеча восковая горит, / На прощанье оплакав солдата». В стихах показано состояние матерей воинов, которые ощутили на себе душевную горечь по причине получения тяжёлых ранений и контузий своих сыновей («Глазам не верю — сын! Живой!..»; «Боль нестерпимая в груди <…> Что ждёт сыночка впереди? <…> Кровинушку дай силы на ноги поставить»). Стихи, написанные от имени матерей воинов, отличаются особой лаконичностью: «Уберегите сыновей, / Их полегло уже немало. / И видеть слёзы матерей / Земля российская устала». Авторским строкам присуща афористическая ёмкость, которую придаёт им антивоенный пафос материнских заклятий: «Как страшно хоронить детей / И пить вино из смертной чаши». В тронинских стихах голосом страждущей матери звучит, по сути, гневный вопрос к правителям России и агрессивным силам мирового сообщества: «Сколько русские матери будут страдать, / Гроб с погибшим сыночком встречая?..» Тем не менее, именно в уста матери, отправляющей сына на службу, автор вкладывает патриотический наказ солдату-срочнику: «Люби Отечество, сынок, / Светло и свято». По своему смысловому наполнению напутствие-благословление облачено в те же словоформы, что произносились и более тысячи лет назад родными в адрес воинов-защитников, отправлявшихся на трудные сечи «за Землю Русскую».
Трагично, что за последние 300 лет прах русских воинов помногу рассыпан в разных уголках мира. Оттого, наверное, особо актуальным в сообществе становится «русский вопрос». Одним из ключевых в размышлениях Н. Трониной о русском менталитете является стихотворение «Что значит быть русским?». По мысли автора, русскому этносу, от Востока до Запада плотно населяющему многонациональные просторы Евразийской Атлантиды, самой судьбой назначено «и в горе, и в скорби стоять за страну до конца». В своём повествовании автор расширяет пространственное бытие русичей до вселенского. Так, проявляющему высокие воинские и гражданско-патриотические качества русскому этносу предстоит «суровым и твёрдым быть стражем земного пространства», «веротерпимостью в мире пресечь огнь и распри», «сохранить всенародное братство». Фактически гуманистический дух русичей проверяется на жизнестойкость через верность миротворчеству. В этом «воинском» разделе отчётливо заявлено и гуманистическое кредо автора сборника:
И я хочу, чтобы вражда и войны
Ушли из нашей жизни навсегда.
Чтоб мы могли творить и жить спокойно
И нам светила Вечности Звезда.
Н. Трониной удаётся выразительно передавать чувства горечи и переживаний беды. В ёмком по своемý социально-патриотическому накалу цикле «Спаси Россию, человек!» выражена гражданская позиция автора и её лирической героини, неравнодушной к тревогам нашей современной жизни. В ходе приобщения к стихам этого раздела из девятнадцати стихотворений возникает ощущение, что здесь представлены результаты своеобразного социологического «исследования» о тридцатилетнем российском социуме постсоветского периода. Основными объектами пристального внимания автора в данном цикле оказываются страна, народ, время и человек (т. е. самоощущение лирической героини) в социально-политических условиях эпохи «возвратного» капитализма.
Страна, мироощущение народа которой передаётся в стихах Н. Трониной, — это Россия, Родина, Россия-матушка, Русь, которая еще недавно была «великой», «могучей», «величавой», экономически развитой («Была страна моя всесильна»), наполненной духовно-эстетическими провидческими идеями, высокопросвещённой, читающей («Мы под парусом алым / Продвигались вперёд»). Теперь же, в результате пресловутой «перестройки», которая принесла государству «одни пустые обещанья», когда на экономическом взлёте были подрезаны крылья («Что ж вы, ребятушки, / Сломали крылья ей?»), страна пришла в упадок: «Она — бескрылая — / Живёт и мучится». Деградировал социум: как сказано в стихах, «общество скатилось под откос», «нищета царит кругом», «нужда людей за горло душит», «детьми приюты полнятся», «спивается народ», «полнятся ушедшими погосты». И как предстало в действительности, под целенаправленным воздействием негативных тёмных сил Запада и их «агентов влияния», использовавших против советской общности людей всевозможные методы («Кино заполнил криминал. <…> впитывая пошлость, / Себя теряет молодёжь»), наша страна оказалась, образно выражаясь, «врагами на кресте распята, / печалью до краёв полна». Отказавшись от поддержки промышленных отраслей экономики («Товары — сплошь из-за границы…») и сельского хозяйства («Деревенька моя обветшалая <…> / Опустели поля, сеять некому, / Молодёжь без работы слоняется»), Россия, по сути, превратилась в «невольницу» издревле враждебного русским Запада, который в свою очередь «все богатства кладовых природы / Присвоить хочет жадною рукой». Нависла угроза духовным скрепам Большой России — нравственному поведению сограждан («всюду пьянство и разврат»; «на глазах спиваются подростки»), гуманистической вере («давно забыли мы про святость») и русскому языку («брань и мат звучат в эфире»). Это именно такое бедственное положение жителей России, о котором в стихах с тревогой констатируется, что «радуется нашей гибели Европа».
А что же сам человек в контексте неумолимого Хроноса и тотальной дегуманизации? Н. Тронина внимательно всматривается в русского человека эпохи «обновлённого капитализма». Её лирическая героиня, помнящая «пионерское детство, комсомольскую юность», ныне с болью в душе ощущает непростое «протяжённое» время: «Много лет уже подряд / Нет в Отечестве порядка». Эпоха безвременья складывается для сограждан страны из тягучих безрадостных дней, лет, слагаясь в итоге в безвыходно тяжёлые десятилетия («Тревожней дней крутых круговорот»). Народу страны становится «жить всё труднее с каждым годом». А над самой Россией нависает «грозный век».
В стихах Н. Трониной в образе её лирической героини, ведущей повествование от имени «Я» или «МЫ», предстаёт человек из народа, переживающий за Отечество, возмущающийся тяжёлым социальным положением сограждан и ничуть не отделяющий себя от страждущего социума: «И до боли горько мне, / Что пришла к нам жизнь такая». Душою всецело оставаясь в трудные десятилетия «с униженным народом» своей Родины, она оптимистично произносит: «Я верю — народ мой проснётся, / Защитником станет тебе». Человек из глубинных слоёв российского социума предвидит: «Грядёт час мужества / И потрясения».
Источником её воли, «чтоб выстоять и духом не упасть», становится глубокая вера в защитные силы Всевышнего. Показательно, что все молитвы-прошения лирической героини из тронинских стихов — они не о себе, а о социуме. Ко Господу героиня регулярно мысленно обращается о своём страждущем народе. В ходе импровизированного философского диалога-молитвословия она вдумчиво и настойчиво ищет в тысячелетнем социальном опыте человечества пути выхода из трудных жизненных коллизий для окружающих людей. Молитвы её проистекают не только из эмоционально страждущего сердца («Как пересилить в сердце боль свою?»), но они во многом завязаны на логистике мысли («Как так могло случиться, / Что нищета царит кругом?»; «Когда ж правители поймут, что сводим мы концы с концами?»).
Вместе с тем лирическая героиня уже научилась улавливать момент истины в важном познании социальных законов мироустройства. Устремляя взгляд в небеса, предаваясь философским раздумьям в диалоге с Высшим Разумом, она утончённо ощущает эмоционально-знаковый миг постижения человеком новых идей — тогда и «пульс ритмичнее забьётся, / и вспыхнут озарением глаза». В такие минуты ей открываются важные истины, что она призвана передать людям, которым «становится труднее жить на свете» день ото дня:
Так пусть скорей до каждого дойдет:
Мы сами на Земле за всё в ответе.
В ходе таких конструктивных озарений, что именно мыслящим людям щедро даруются свыше, смелее становится дух и самой лирической героини, которая патетично восклицает: «Встань, страна моя, с колен, / Не к лицу тебе быть слабой! / Почему без боя в плен / Взял тебя продажный Запад?..» Напитавшись звёздным посланием Творца Вселенной, укрепив свой дух и подключив метроном своего сердца, жаждущего правды («И сердце бьёт и бьёт набат во все колокола»), теперь она может смело побуждать соотечественников из социума к подвижническим делам во имя справедливого мироустройства: «Проснись скорее, славный мой народ, / И сам распорядись своей судьбою!» Отныне всё истинное, ниспосланное как свыше, так и обретённое в ходе собственного социального опыта, звучит для героини предельно ясно и просто!
Сборник «Через призму души» — глубоко русская книга, ибо в содержании лирических текстов автором широко предъявлено русское мировидение со строжайшими житейскими правилами, требующими от личности логично соизмеряемого и нравственно-сдержанного поведения в социуме. Большая часть циклов — это вдумчивое осмысление жизни во всём многообразии её проблем: привлекательного облика планеты и родного края; роли человека в мироздании; гуманистичных взаимоотношений в сообществе; образа созидающего или сомневающегося в своих силах человека, предстающего перед суровым ликом Творца; поиск формулы идеального поведения мужчины и женщины в любви земной; счастья соотечественников в социуме; духовной сущности поэта; свершения патриотических деяний во имя Отечества и др. В соответствии с философскими раздумьями самой поэтессы эмоциональный тон этих произведений отличается эпической размеренностью.
Полнота же душевного ликования русского человека, открыто восторгающегося красотой мира, отражена Н. Трониной в двух важных контекстах: «космическом» и «природном». Ряд «природных» циклов структурированы по принципу смены времён года. «Космический» цикл («Музыка светил») отражает широту мышления русского человека, не ограниченного ни временем, ни пространством. Тому способствует геополитическое положение страны с ее бескрайними просторами. Символами осуществления «русской мечты» выступают деяния провозвестника космической эры К.Э. Циолковского, конструктора космических кораблей C.П. Королёва, космонавтов Ю.А. Гагарина («Давно стремилось человечество / Увидеть близко Млечный путь») и С.Е. Савицкой («Душе уготовано к звёздам стремиться»). А как же обычный россиянин? Н. Тронина предлагает соотечественникам возвысить дух мечтой о том, чтобы «пройти по Млечному Пути», «взобраться на месяц круторогий», ощутить «свет, идущий из глубин Вселенной», испытать сердца влюбленных, «соединяя взгляды в ковше Медведицы далёкой».
Автор сборника стихов — благородный хранитель памяти о значимых событиях прошлого и о знаменитых деятелях культуры. Среди избранных — наш великий земляк П.И. Чайковский, известные поэты-предшественники: А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Некрасов, А. Блок, С. Есенин, М. Джалиль, А. Ахматова. У них поэтесса учится мастерству проникновенного звучного слова, затрагивающего умы и сердца соотечественников. Тема поэта и поэзии представлена в стихах Н. Трониной тремя стратегиями. Так, в её стихах-посвящениях знаменитым авторам обнаруживаются эмоциональные оценки их творчества: «Нас его поэзия роднит / И сближает в радости и горе» (это сказано об А. Пушкине), «В строках его <…> / Сокрыто упованье на свободный для России новый день» (о М. Лермонтове). Поэтическое видение любимых Н. Трониной авторов осмысливается через тематику и образный ряд их творчества: «Звон листвы золочёных берёз, / Пламя яркое клёна осеннего / Мне затронули душу до слёз — / Их впервые прочла у Есенина». В её творчестве важное место уделяется книге: «Пытливый ум без книги жить не может. / Она ему советчик, верный друг». Автор говорит о феномене книги и как читатель, и как сочинитель. Из её собственного читательского кругозора исходят, к примеру, рекомендации для прочтения полезных книг детям, в которых обнаруживаются яркие положительные герои и увлекательные сюжеты: произведений М. Сервантеса, А. Дюма, Ж. Верна, А. Грина; книг о подростках — защитниках Отечества, об исследователях космоса и морских глубин: «С детства людям дороги те книжки, / Что с пристрастием читают поколения мальчишек / Пусть они всегда мечтами светлыми живут / Необъятный мир фантазий в сердце берегут».
В качестве сочинителя автор предстаёт человеком, чьё сердце и глаза широко, доброжелательно, вопрошающе открыты миру. Художественное мастерство писателя она соотносит с умением сотворить «смысловое междустрочье» (подтекст). Стихи современного сельского учителя математики и информатики Н. Трониной только на первый взгляд могут показаться простыми для восприятия. Однако при более детально-аналитическом прочтении её «миниатюрных шедевров» открываются такие глубины, когда вдумчивому читателю помимо разгадывания лингвистических и общекультурологических шифрограмм (по истории русского языка, всемирной истории, мифологии, литературной классики народов планеты, законов живописи) приходится одновременно «прорешивать» алгебраические, геометрические, информационные, естественнонаучные задачи (скажем, из разделов «Оптика», «Теория относительности»). Несомненно, в лирике воткинской поэтессы форма и содержание её текстов слиты гармонично. В поиске собственных метафор (а также в переводческой деятельности) поэт преимущественно реалистического жанра Н. Тронина активно применяет стилистические приёмы, использовавшиеся писателями-классицистами, романтиками, символистами, акмеистами, постмодернистами.
Искренне, вдумчиво, истинно человечно написаны стихи Надежды Трониной. Да будет же благословен творческий путь воткинской поэтессы, жаждущей и впредь пытливым умом своим постигать «жизни каждое мгновенье». Пожелаем Надежде Николаевне успехов в её стремлении осмысливать окружающие события и явления сквозь «призму собственной души» — испытанной на гуманистичность мировоззрения, преданность родному Отечеству и закалённой зарницами вселенского светила, силой быстрокрылого ветра, жаром огня, кристальной чистотой живительной влаги родников:
У солнца озарению учусь,
У ветра — быть свободной, словно птица.
Огонь мне дарит много тёплых чувств,
Водой живою не могу напиться.
Земля меня лелеет, словно мать.
Я эту связь святую не нарушу.
Хочу в наследство людям передать
Мир слова, что возвысит юных души.
С полным текстом книги Н. Трониной «Через призму души» читатели смогут познакомиться в приложении.
Н.В. ЛЕКОМЦЕВА, кандидат педагогических наук, доцент, член Удмуртского республиканского отделения ВСД «Русский Лад» (Ижевск)
Приложение: Тронина Н. «Через призму души»