Власти не нужно национальное искусство? Обращение «Русского Лада» в Минусинске
Сто пятьдесят лет назад группой художников в России было создано «Товарищество передвижных выставок». Хотелось бы узнать от руководства Министерства культуры РФ: почему такая важная дата была полностью проигнорирована?
Этот факт свидетельствует о полном отсутствии у нас конкретной художественной политики. А когда не заявлена чёткая политика, каждый чиновник на своём месте может руководствоваться только своими личными взглядами.
Многие считают, что реализм в живописи давно устарел и модернизм является более прогрессивным явлением. Но в истории мирового изобразительного искусства не было такого яркого, значительного объединения, как «Товарищество». Передвижники явили собой пример того, какие результаты могут быть достигнуты, когда передовая гуманистическая мысль воплощается художником-мастером. Ни по качеству работ, ни по их количеству мир не знает ничего подобного.
Ясно, что борьба с реализмом не является проблемой чисто художественной. Это одно из важных направлений политического противостояния. Коллективный Запад упорно навязывает нам свою модель современного искусства, искусства безнационального, деидеологизированного, а значит – дегуманизированного. Ещё советская эстетика установила, что искусство тем более интернационально, чем более оно национально. Но именно национальное своеобразие культур, попытка сохранить свой культурный суверенитет вызывают на Западе резкое раздражение. Стремление к свободе искусства, его деидеологизации есть не что иное, как желание утвердить повсеместно свою идеологию, которая превращает цветущий сад искусства в мёртвую пустыню, где нет места ни мыслям, ни чувствам. Передвижники понимали, что главное в искусстве – идея, и, чтобы донести её до зрителя, художник должен быть реалистом.
Передвижники-реалисты, несомненно, вдохновляли советских художников. Руководству СССР в своё время нужно было идейное реалистическое искусство, и, надо признать, такая политика принесла свои конкретные плоды. Мы на полном основании можем гордиться такими мастерами кисти как Б. Иогансон и А. Дейнека, Кукрыниксы и А. Герасимов, Б. Неменский и И. Глазунов. Эти и многие другие выдающиеся художники стали достойными продолжателями дела передвижников.
Советский Союз оставался единственной в мире страной, где сохраняли и развивали реалистические традиции русского изобразительного искусства. Долг потомков передвижников, всех русских патриотов – хранить благодарную память о выдающихся мастерах живописи, членах «Товарищества»!
А ведь можно же было своевременно организовать грандиозную юбилейную выставку, посвящённую творчеству передвижников, издать большой подарочный альбом с репродукциями их работ, провести всероссийскую научную конференцию с привлечением ведущих искусствоведов и т.д. Но самое главное – федеральное министерство культуры могло бы порекомендовать всем региональным отделениям отметить у себя на местах эту дату. Уверены, если бы была сделана такая рекомендация, она бы не осталась незамеченной. Время упущено, но это не может служить оправданием дальнейшему бездействию.
«Это нужно не мёртвым, это нужно живым!».
***
Члены Совета МГО ВСД «Русский Лад»:
председатель Совета МГО Т.А. Шаманова
заместитель председателя Совета МГО по идеологической работе С.И. Гоенко
координатор сектора «Социум и внешние связи» Е.В. Бродовская
координатор сектора «Культура и традиции» Я.Д. Марковский
координатор сектора «Наука и образование» Л.П. Родина
***
Обращение отправлено Министру культуры Российской Федерации Любимовой О.Б.
Копии: Министру культуры Красноярского края Зинову А.В.,
Президенту Академии художеств Российской Федерации Церетели З.К.,
Председателю Центрального Комитета КПРФ Зюганову Г.А.,
Председателю Координационного Совета ВСД «Русский Лад» Никитину В.С.