Власть станет ещё дальше от людей

Власть станет ещё дальше от людей

За «коронавирусными» проблемами и обострением внешнеполитической ситуации российское общество почти не заметило новый и очень опасный законопроект, внесённый знаменитым уже «тандемом» – депутатом Госдумы Павлом Крашенинниковым и сенатором Андреем Клишасом.

Дело в том, что одна из принятых в 2020 году поправок в Конституцию сделала «необязательным» нижнее, поселенческое звено местного самоуправления. Теперь вся местная власть может быть сосредоточена на уровне городов и – в сельской местности – районов. На уровне внутригородских районов местные органы власти были ликвидированы ещё в 1993 году, с принятием «ельцинской» Конституции. Исключения тогда были сделаны только для Москвы и Санкт-Петербурга, как отдельных субъектов федерации.

Проблема с местным самоуправлением в России существовала давно. Местные депутаты и главы поселений жаловались на отсутствие как средств, так и властных полномочий. Доходило до того, что иногда просто не находилось желающих баллотироваться в эти безвластные «органы власти». Проблема требовала решения, но, вероятно, руководство страны сочло, что «лучшее средство от перхоти – топор». И вместо того, чтобы дать местному самоуправлению реальные полномочия и финансовые средства для их реализации, решило этот уровень власти попросту ликвидировать.

В соответствии с законопроектом Крашенинникова-Клишаса упраздняются сельские поселения, у которых пока есть собственные администрации и советы депутатов. Таким образом, прямых выборов депутатов станет гораздо меньше, а вопросы местного значения будут решаться только на уровне городских или муниципальных округов.

Другое предложение «тандема» – это возможность объединять районы. К территориальному принципу (который сейчас положен в основу при создании районов) добавляется принцип привязки к численности населения — а это уже повод задуматься о грядущем «укрупнении». Сейчас в России около 20 тысяч муниципальных образований – по словам экспертов, после вступления в силу закона их число может сократиться в три раза.

Кроме того, губернаторам дается право «вынести предупреждение» и «объявить выговор» главе муниципального образования за «ненадлежащее исполнение обязанностей». Мэр может быть отстранен советом депутатов или через суд по инициативе губернатора.

***

В Новосибирском городском совете по инициативе фракции КПРФ состоялось совещание под председательством вице-спикера горсовета Антона Тыртышного (фракция КПРФ), посвящённое обсуждению сомнительного законопроекта. Напомним, что город Новосибирск является крупнейшим по населению муниципальным образованием в России (более 1,6 миллиона человек), а также одной из немногих региональных столиц, где жители избирают мэра напрямую. И этим мэром является не «единоросс», а представитель КПРФ Анатолий Локоть.

Участники совещания по-разному оценивали данный закон — конечно, представители «Единой России» предлагали подождать, посмотреть, как он будет работать, но другие выступавшие отмечали, что, например, Новосибирск и другие муниципалитеты лишатся возможности распоряжаться своими землями.

Ещё труднее будет в сельской местности. По словам декана факультета государственного сектора НГУЭиУ Андрея Макарцева, «у бывших поселений не будет своих бюджетов, муниципальной собственности. Фактически за рамки законопроекта выводятся такие органы, как муниципальные избирательные комиссии».

«Всё ложится одно к одному, — отметил Антон Тыртышный, — дистанционное электронное голосование, обсуждаемое уменьшение количества избирательных участков. Возникает такое ощущение, что экономия средств будет осуществляться за счёт «медвежьих уголков», дальних территорий. Идёт жёсткая централизация, федеральный уровень командует региональным, региональный — местным. В конечном итоге, будет масса негативных последствий, управляемость территорий будет меньше, что приведёт к деградации страны. Можно уволить всех чиновников, но люди начнут задавать нерешённые вопросы друг другу».

«В муниципалитетах, городских округах есть лакомый ресурс — земля. Может быть, об этом данный закон? — предположил на совещании Михаил Зайцев, генеральный директор исполнительной дирекции Ассоциации сибирских и дальневосточных городов. — Может быть, закон преследует своей целью повышение урбанизации страны? Представьте, что вы живете в населенном пункте, где нет системы управления — вам оно надо? Есть опыт Канады, где все население сосредоточено на узкой полоске границы с США, но мы граничим с другими мирами. Получается некая стерилизация общественного пространства. Как историк говорю, что это ни к чему хорошему не приводит. Есть опыт стран, где было все стерилизовано, а потом по улицам бегали толпы и власть не знала, с кем вести переговоры».

Как сообщил М. Зайцев, с 24 по 31 января Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, Всероссийская ассоциация местного самоуправления и Союз российских городов будут проводить круглые столы с участием как «теоретиков», так и «практиков» — руководителей муниципальных образований, чтобы понять, что можно сделать в этом положении.

***

Прокомментировать ситуацию мы попросили новосибирских политиков.

Антон Тыртышный, лидер фракции КПРФ в Совете депутатов г. Новосибирска:

- В Госдуме находится проект нового федерального закона о местном самоуправлении. Он, если будет принят, в значительной мере поменяет структуру местного самоуправления в стране. Полномочия местного самоуправления в значительной мере будут сокращены. Раньше были гарантированные вопросы, которыми занимался город. Любой человек мог по какому-нибудь вопросу, например, по застройке у него во дворе, пойти в мэрию и там получить какие-то внятные ответы. Если эти полномочия будут забраны на уровень областного правительства, то куда он пойдёт? Власть фактически отдаляется от человека. Какие полномочия будут переданы муниципальным образованиям – это в чистом виде решение Законодательного собрания и правительства Новосибирской области. Что они захотят, оставят себе, что не захотят, передадут «вниз». Мы же понимаем, что будет происходить. Где полномочия «ресурсные» и более интересные с точки зрения управления, менее хлопотные, но где больше денег – это полномочия останутся у Новосибирской области. А где денег мало, но много хлопот, то будет сгружено обратно на муниципальный уровень. И это приведёт к уменьшению статуса городов, к уменьшению возможностей для обычного человека повлиять на работу органов власти на местах. Это, конечно, печально.

Ренат Сулейманов, депутат Государственной Думы, второй секретарь Новосибирского обкома КПРФ:

-Этот закон фактически ликвидирует местное самоуправление, в первую очередь на сельских территориях. Это ликвидация остатков Советской власти, на что даже Ельцин в своё время не решился. В России 90% депутатов – это как раз на уровне сельских поселений. К примеру, у нас в Новосибирской области 5 тысяч депутатов, из них около 700 – районных, то есть больше 4 тысяч – на уровне поселений. Теперь, получается, депутатов не будет, а будут только старосты. Надо напоминать, с чем это слово ассоциируется? Кроме того, теперь допускается объединение районов в муниципальные округа. Это не что иное, как «оптимизация» территорий. Село остаётся брошенным, там и так уже давно закрываются ФАПы, школы, теперь закроют и сельсоветы. Не будет народного представительства, не будет местных бюджетов. Это что касается сельской местности. Но и для города законопроект устанавливает очень жёсткие нормы. Он предусматривает 20 оснований для возможности снятия главы города с поста. То есть для авторов главное – не развитие местного самоуправления, а контроль и возможность отправить неугодного главу в отставку. Если этот закон будет принят, власть окончательно оторвётся от народа.

Сергей Сухоруков, Первый секретарь Железнодорожного райкома КПРФ г. Новосибирска:

- Нельзя сказать, что усиление государственной вертикали и ликвидация местного самоуправления произойдёт с принятием нового закона о местном самоуправлении. Наступление на местное самоуправление началось не сегодня и никогда не прекращалось. После вступления в силу действующего 131-ФЗ ежегодно вносились изменения в закон, так или иначе усиливающие возможность федеральным и региональным властям вмешиваться в дела МСУ. Так, например, когда нормы закона разрешили фактически назначать глав местного самоуправления, выбирая их через конкурсную комиссию, повсеместно это нововведение стало вытеснять прямые выборы глав. Ликвидация поселкового уровня МСУ началась с момента введения нового вида муниципального образования – муниципального округа. Для региональных чиновников это стало призывом к действию, и теперь повсюду полным ходом идёт переход от двухуровневой модели «муниципальный район – городское, сельское поселение» к одноуровневой, с ликвидацией органов МСУ в поселениях. Рассматриваемый сегодня законопроект только углубляет идущие уже реформы МСУ, полностью встраивает муниципальную власть в государственную вертикаль, а кое-где и нарушает принципы разделения властей. Это ставит под сомнение соответствие нового закона о МСУ Европейской хартии местного самоуправления, а это международные обязательства, как-никак.

***

Между тем законопроект подвергся критике не только на местах, но и в самой Госдуме. Так, Комитет по региональной политике, хоть и рекомендовал нижней палате парламента принять законопроект в первом чтении, всё же высказал к нему немало замечаний.

«Полагаем, что наряду с муниципальными, городскими округами необходимо сохранить статус муниципальных образований для городских и сельских поселений, имеющих перспективы социально-экономического развития (и имеющих риск утратить эти перспективы при лишении их статуса муниципального образования), в том числе при наличии сложившейся на их территориях социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления таких городских и сельских поселений вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, предусмотренных законопроектом», — говорится в заключении комитета. То есть депутаты всё же предлагают оставить часть сельских поселений, но только в том случае, если те «финансово состоятельны».

А Земский съезд, который объединяет независимых депутатов со всей России, предложил отклонить законопроект без рассмотрения и организовать широкое обсуждение реформы. «Законопроект предусматривает переход к негибкой, одноуровневой системе органов местного самоуправления, значительное укрупнение муниципальных образований, как правило, по формальным основаниям. Это приведет к уничтожению более 18 тыс. муниципальных образований и разрушению сложившихся вокруг МСУ местных сообществ, — говорится в обращении съезда. — Кроме того, укрупнение муниципальных образований приведет к оттоку населения из малых городов, поселков городского типа, сёл и деревень, превращая страну в безлюдную пустыню».

Так или иначе, сегодня мы наблюдаем процесс сокращения «кормовой базы» правящей элиты. Страна катастрофически беднеет, а аппетиты олигархов по-прежнему растут. Значит, кого-то необходимо «бросить за борт» тонущего корабля, чтобы не делиться остающимися благами. И этот «кто-то» на данном этапе – чиновники и депутаты на местах, самая нижняя ступень властной «пирамиды».

Павел ПЕТУХОВ

Читайте также

Космическая идеология XXI века: русский космизм против трансгуманизма Космическая идеология XXI века: русский космизм против трансгуманизма
На рубеже 1960-70-х годов произошла переориентация мировой техносферы в сторону прикладных информационных технологий, направленных на управление сознанием (как массовым, так и индивидуальным) и постеп...
26 июля 2024
Петербург. XXIV конкурс имени М.К. Аникушина Петербург. XXIV конкурс имени М.К. Аникушина
В этом году в 24-й раз в ноябре месяце пройдет XXIV конкурс юных скульпторов имени Михаила Константиновича Аникушина, Народного художника СССР, Героя Социалистического Труда, Академика Российской Акад...
26 июля 2024
Наследие М.В. Ломоносова в пространстве исторической памяти Поморья Наследие М.В. Ломоносова в пространстве исторической памяти Поморья
В конце июня на базе Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики в рамках Всероссийской конференции «III Юдахинские чтения» прошел Межрегиональный научно-экспертный семинар, у...
26 июля 2024