Владимир Даль: «Отечество моё – Россия»
Не так давно мы отмечали юбилейную дату рождения Владимира Ивановича Даля. 22 ноября 2021 года исполнилось 220 лет со дня его рождения. Эта дата, к сожалению, прошла не замеченной российскими государственными структурами. А В.И. Даль был человеком весьма талантливым во многих отношениях. В нём сочетались способности моряка, медика, чиновника, следователя, литератора, учёного-лингвиста, управленца, общественного деятеля.
Именно им был создан «Толковый словарь живого великорусского языка», которым мы пользуемся до сих пор. Это, несомненно, самый известный труд В.И. Даля. Словарь создавался с 1819 года, а первое четырёхтомное издание вышло в период с 1863 по 1866 год.
За данный труд в 1863 году он был награждён Ломоносовской премией Академии наук и удостоен звания почётного академика. В словаре содержится около 200 тыс. слов, из них около 70 тысяч – это общеизвестные в XIX веке слова, не попавшие ранее в другие словари. Появление в печати толкового словаря, показавшего неисчерпаемое богатство русского языка, вызвало восторги многих славянофилов, со взглядами которых автор в поздние годы имел немало общего. Благодаря Далю были сохранены для науки тысячи диалектных словоформ, более нигде не зафиксированные.
В.И. Даль родился 22 ноября (10 ноября по старому стилю) 1801 года в посёлке Луганский завод, ныне г. Луганск, в семье обрусевшего датчанина – лекаря горного ведомства. И псевдоним «Казак Луганский», под которым он вошёл в литературный мир, был взят им в честь своего родного города.
Родиной Владимир Иванович всегда считал Россию, а не Датское королевство. В 1817 году во время учебного плавания кадет Даль посетил Данию и затем вспоминал: «Когда я плыл к берегам Дании, меня сильно занимало то, что увижу я отечество моих предков, моё отечество. Ступив на берег Дании, я на первых же порах окончательно убедился, что отечество моё Россия, что нет у меня ничего общего с отчизною моих предков».
Начальное образование Даль получил на дому. В возрасте тринадцати лет вместе с братом Карлом (младше его на год) был определён в петербургский Морской кадетский корпус (МКК), где обучался с 1814 по 1819 годы. В 1817 году выходил в учебное плавание с лучшими воспитанниками МКК. В их числе были – Станицкий, Нахимов, Дудинский, Фофанов, Лихонин, Адамович, Колычев и другие. В 1819 году по окончанию МКК направлен на Черноморский флот Российской империи. Время учёбы он описал в повести «Мичман Поцелуев, или Живучи оглядывайся» (1841).
На Чёрном море проходил службу до 1824 года, после чего служил на Балтике (1824-1825). После службы на флоте Владимир Даль в 1826 году поступает в Дерптский университет (ныне г. Тарту, бывший г. Юрьев) на медицинский факультет. Учёбу пришлось прервать в 1828 году ввиду начала войны с турками. Тогда в связи с распространившимися за Дунаем случаями чумы действующей армии потребовалось усиление военно-медицинской службы. Даль досрочно выдержал экзамен на доктора не только медицины, но и хирургии.
В ходе русско-турецкой войны 1828-1829 годов и польской кампании 1831 года Владимир Даль показал себя не только как блестящий военный врач, но и как мужественный офицер. При переправе через Вислу в отсутствие инженера Даль навёл мост, защищал его при переходе войск, а затем разрушил его. От начальства получил выговор за неисполнение своих прямых обязанностей, но Николай I наградил его орденом Святого Владимира 4-й степени с бантом. С марта 1832 года он служит ординатором в столичном военно-сухопутном госпитале и вскоре становится медицинскою знаменитостью Петербурга.
Ещё в 1827 году журнал Александра Воейкова «Славянин» публикует первые стихотворения Даля. В 1830 году он выступает уже как прозаик; его повесть «Цыганка» печатает «Московский телеграф». В 1832 году Даль публикует «Русские сказки из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый». Это сочинение принесло ему известность в литературных кругах русской столицы.
Книга была принята в качестве диссертации на соискание учёной степени доктора филологии. Однако министр просвещения посчитал «Русские сказки» неблагонадёжными из-за доноса на автора книги со стороны управляющего III отделением. Даля арестовали прямо во время обхода больных. Это уже был его второй арест ввиду неблагонадёжности. Первый произошёл в 1823 году за сочинение эпиграммы на командующего Черноморским флотом
Даля спасло заступничество поэта В. Жуковского, наставника наследника престола. Обвинения с Даля сняли, однако нераспроданный тираж «Русских сказок» был уничтожен.
В 1833 году В.И. Даль направляется в Оренбург, где служит чиновником по особым поручениям при военном губернаторе В.А. Перовском. В 1839-1840 гг. доктор Даль участвовал в Хивинском походе. Военная деятельность Даля освещена в ряде его сочинений – «Донская конная артиллерия», «Письма к друзьям из похода в Хиву».
В 1841 году Даль по рекомендации своего начальника В.А. Перовского назначается секретарём его брата министра внутренних дел Российской империи Л.А. Перовского, заведует его особой канцелярией. В начале 1840-х годов, выполняя особое поручение императора и министра, изучает документы, дела и составляет отчёт о жестоких убийствах на западнорусских землях.
С 1841 по лето 1849 года Владимир Иванович живёт в Петербурге. В эти года происходит расцвет его литературной деятельности. Свои повести, очерки и статьи он печатал в «Библиотеке для чтения», «Отечественных записках», «Москвитянине» и сборнике Башуцкого «Наши».
В 1849 году Даль по собственному желанию перешел с высокой должности «правой руки министра» в управляющие удельной конторы и переезжает в Нижний Новгород. Ежедневная работа с государственными крестьянами, в ведении удельной конторы их было 40 тысяч, помогла ему почувствовать собственную полезность для общества.
В 1859 году действительный статский советник Даль вышел в отставку и поселился в Москве. Там он приступает к публикации двух своих капитальных трудов, над которыми работал многие годы, «Толкового словаря живого великорусского языка» и «Пословиц русского народа» (1862).
Помимо лексики и пословиц, Даль в течение всей жизни собирал народные песни, сказки и лубочные картины. Сознавая недостаток времени для обработки накопленного фольклорного материала, собранные песни он отдал для публикации Киреевскому, а сказки — Афанасьеву. Лучшее в то время собрание лубочных картин Даля поступило в Императорскую публичную библиотеку и вошло впоследствии в издания Ровинского.
Особо хочется отметить знакомство В.И. Даля с А.С. Пушкиным. В 1832 году Владимир Даль решил лично представиться знаменитому поэту и подарить один из немногих сохранившихся экземпляров вышедших недавно «Сказок…». Пушкин обрадовался такому подарку и в ответ подарил Владимиру Ивановичу рукописный вариант своей новой «Сказки о попе и его работнике Балде» с автографом: «Твоя отъ твоихъ! Сказочнику казаку Луганскому, сказочникъ Александръ Пушкинъ».
Через год, в сентябре 1833 года, Даль, являясь чиновником при губернаторе Оренбурга, сопровождал Пушкина по пугачёвским местам Южного Урала. Именно от Пушкина он узнал сюжет «Сказки о Георгии Храбром и о волке». Собранные ими в ходе поездки материалы вошли в пушкинские «Историю Пугачевского бунта» («Историю Пугачева») и «Капитанскую дочку». В благодарность поэт прислал Далю в 1835 году подарочный экземпляр своей «Истории Пугачёва».
В конце 1836 года Даль приезжает в Петербург. Пушкин радостно приветствовал возвращение друга, многократно навещал его, интересовался его лингвистическими находками.
Даль участвовал в лечении поэта от смертельной раны, полученной на трагической дуэли в январе (по старому стилю) 1837 года, вплоть до кончины Пушкина. Вместе с домашним доктором Пушкиных Иваном Спасским проводил вскрытие тела поэта, писал протокол вскрытия.
Умирающий Пушкин передал Далю свой золотой перстень-талисман с изумрудом со словами: «Даль, возьми на память». Владимир Даль пытался вернуть перстень вдове Александра Пушкина, но Наталья Николаевна запротестовала: «Нет, Владимир Иванович, пусть это будет вам на память. И ещё я хочу вам подарить пробитый пулей сюртук Александра Сергеевича».
Впоследствии по поводу этого пушкинского подарка Даль писал: «Как гляну на этот перстень, хочется приняться за что-либо порядочное...
Мне достался от вдовы Пушкина дорогой подарок: перстень его с изумрудом, который он всегда носил последнее время и называл — не знаю почему — талисманом; досталась от В. А. Жуковского последняя одежда Пушкина, после которой одели его, только чтобы положить в гроб. Это чёрный сюртук с небольшою, в ноготок, дырочкою против правого паха. Над этим можно призадуматься. Сюртук этот должно бы сберечь и для потомства; не знаю ещё, как это сделать; в частных руках он легко может затеряться, а у нас некуда отдать подобную вещь на всегдашнее сохранение (я подарил его М. П. Погодину)».
Владимир Иванович Даль скончался в возрасте 70 лет и был похоронен на Ваганьковском кладбище г. Москвы.
Андрей Витальевич АНТОНОВ, член Союза писателей России, правления СПб отделения ВСД «Русский Лад»