Владимир Бортко: Достоевского к кино адаптировать просто

Владимир Бортко: Достоевского к кино адаптировать просто

Каждый приходит к Федору Михайловичу по-разному, кто-то не приходит вовсе. Но если это случается, то уже на всю жизнь. Владимир Бортко полюбил «Идиота» в 15 лет, спустя десятилетия он реализовал свою любовь в кино. Накануне юбилея Федора Михайловича мы поговорили о личной, нашей и мировой любви к классику.

- Итак, Владимир Владимирович, ваше первое знакомство с Федором Михайловичем? «Преступление и наказание», как у всех?

- Нет. Это был как раз «Идиот». Во-первых, привлекло название. «Идиот»! Как говорят нынче – хороший маркетинговый ход. Собственно Федор Михайлович думал и об этом. Денег ему не хватало всю жизнь. Заглавия его романов выглядят интригующе: «Преступление и наказание», «Бесы»... Открываешь роман «Идиот» и сразу же оказываешься вовлечен в интригу. Динамичный диалог Рогожина и Мышкина, пожалуй, интереснее 15-летнему парню, чем беседа по-французски на 14 страницах в салоне Анны Павловны Шерер в романе «Война и мир» графа Толстого.

- И что вы в 15 лет поняли про метания Рогожина и Мышкина?

- Я был умный мальчик. К тому же – занимательный сюжет: страсти, неожиданное наследство, попытки убийства и самоубийства, любовь, ревность... Я легко дочитал его до конца. О чем эта история? О том, что в Швейцарию приехал больной русский мальчик, который ничего не знает, не помнит о России. Постепенно взрослея и выздоравливая, он читает о своей родине в книжках. И из Швейцарии ему видится «народ-богоносец», к которому надо приобщиться и может, даже возглавить какое-то движение. Так, по приезде в Россию, одна из дочерей генерала Епанчина его спрашивает: «Что же, Вы хотите поучать?» Он задумывается и соглашается: «Да, пожалуй, хотел бы». И вот он приехал приобщиться к богоизбранному народу, желая пролить в него истину христианской любви, а столкнулся с клубком низменных страстей, интриг, желаний. Испугался и попытался бежать обратно в Европу, даже билет купил, но вернулся, устыдившись своего отступления. Чем все закончилось известно. И мысль, что эта история о том, что трудно быть Христом в обществе, но пытаться все равно надо, тогда, в 15 лет не была мною вполне сформулирована, но спустя полвека я попытался ее реализовать на телевизионном экране.

- И когда вам предложили снять что-то по Достоевскому, сразу возникла идея обратиться именно к «Идиоту»?

- Дело было не совсем так. Позвонил Валерий Тодоровский, он тогда занимался экранизациями на телеканале «Россия»: «Вы ко мне заходили на днях. Что-то хотели предложить?» Я-то хотел, чтобы они сами мне что-то предложили, ибо в голове у меня ничего не было, кроме ощущения полного отсутствия денег на жизнь. Но отвечать надо сразу, ибо другого случая может и не представиться. Причем предлагать нужно что-то заранее известное и значимое, «по чину», ибо я после «Собачьего сердца» уже был лауреатом Государственной премии. И после трехсекундной паузы я ответил: «Да! Экранизировать роман "Идиот"».

- Но когда вы Валерию Тодоровскому озвучили свое желание снять «Идиот», вас же не остановило, что Пырьев уже экранизировал этот роман.

-Я очень люблю режиссера Пырьева, могу бесконечно пересматривать «Свинарку и пастуха», «Трактористов». И кстати, незаконченная его история, «Братья Карамазовы» – хорошее кино. Но «Идиот» у него не получился. Все вертится вокруг Настасьи Филипповны, а она, хоть и яркий персонаж, но далеко не центральный. И в итоге получилось нечто странное и очень условное. Зачем Иван Александрович взялся за «Идиота», непонятно, ведь очевидно было, что историю о том, как трудно быть Христом, не дадут снять нормально. В итоге артистам пришлось выпучивать глаза и разыгрывать безумные страсти, которых там и без того достаточно. Мне захотелось снять по-другому.

- Помню, после премьеры «Идиота» на телеканале «Россия» у всех был культурно-социологический шок – фильм со своими более 15 процентами телеаудитории по рейтингу перегнал самые популярные «мыльные оперы».

- А когда мы только его делали, на тогдашнее руководство РТР показывали пальцем и смеялись: «Идиоты снимать "Идиота", провал будет полный!» Но мало того, что сериал оказался успешным, так еще и люди побежали в библиотеки и магазины за книгой. Кстати, та же история произошла и с «Тарасом Бульбой». Никто на успех не рассчитывал. Это была культрегерская, просветительская идея: «Ну, давайте, снимем». И когда вдруг оказалось, что «Бульба» – лидер проката 2009 года и побил параллельно идущие американские фильмы, все были очень удивлены.

- Как думаете, сними вы сегодня «Идиота», смотрели бы его?

- Смотрели бы! Зритель не изменился со времен Гомера, проблема только в одном – сделать так, чтобы тому, кто сидит у телевизора, было интересно, вот и все. И кстати, Достоевского к кино адаптировать достаточно просто.

- Несмотря на лавину текста?

- Да, но обратите внимание, как Достоевский писал: фраза персонажа, а потом развернутая ремарка, что он делает.

- По сути, это сценарий.

- Абсолютно. Самая большая опасность таится в его огромных монологах на несколько страниц. Одно дело читать, другое дело смотреть на 10-минутный монолог князя. Но помогла одна придумка – сделать монолог в небольшое представление. Вот он рассказывает семейству Епанчиных о смертной казни. Ходит и показывает: подсудимый стоял здесь, а солдаты – вот там. Светило солнце и отражалось вот здесь. И от того, что он показывает, у слушателей возникает эффект присутствия, они видят эту картинку своими глазами и полторы страницы текста проходят в одну минуту. Ну и конечно, мне повезло, что я имел дело с таким талантливым актером, как Евгений Миронов.

- Уже давно банальность, что Достоевского читают во всем мире. Но и парадокс, учитывая, что его произведения заточены на православие.

- Да нет. Это действительно абсолютный гений. Как Гомер или Шекспир. По уровню таланта я бы еще назвал Гоголя. И Чехова. А по масштабу – Толстого.

- Кстати, о Толстом. Вам не кажется, что Лев Николаевич, как личность масштабнее, чем гениальный писатель-игрок Федор Михайлович?

- Знаете, как личности эти писатели интересуют меня меньше, чем их творчество… А как писатель Достоевский с его копанием в изгибах человеческой психики мне ближе Толстого. Конечно, я знаю достаточно биографических фактов об обоих, а что касается Достоевского, то не просто знаю, что он жил 4 года за границей и играл в рулетку, но и сам однажды стал за стол в казино Баден-Бадена, где играл писатель. Проиграв пять евро, зарекся: «Больше никогда» – я не азартный человек. Нет, мне личность писателя не так важна, как его произведения. В конце концов, какая разница, кто написал пьесу «Гамлет» – Шекспир или нет.

- Но неужели не любопытно докопаться до сути, кто же сочинил «Быть или не быть»? Сама королева Елизавета или, скажем, Эдуард де Вер, граф Оксфорд?

- Да, там целая компания претендентов. Но главное, что есть «Гамлет» и «Макбет». А дальше пусть специалисты ломают копья.

- Но тогда почему мы так интересуемся Пушкиным? Хотим докопаться, что же там на самом деле произошло с Дантесом?

- Так это же чистой воды мелодрама. Поэт, 37 лет, убит на дуэли, из-за жены! А если умирает признанный классик в 90 лет, в маразме, у себя в постели – никакой романтики. Опять же, Достоевский – несостоявшаяся казнь, игрок. Конечно, это интригует, привлекает внимание к личности.

- Получается, вокруг Льва Николаевича Толстого ореол сложных, мягко говоря, отношений с Софьей Андреевной?

- Да уж сложные – у него в деревне многие были похожи на графа, это известный факт. Несмотря на бороду и без зубов Лев Николаевич был очень активен. Но это отдельная история, которая интересна прежде всего женщинам. Это вы любите семейные истории.

- «Идиот» – женский роман? Или?

- Размышления Достоевского – по преимуществу мужские: о боге, о судьбе, о нравственности, о смертной казни. Попытки докопаться до сути человеческой. До самости человека. Что им движет. Это то, что Достоевскому удавалось как никому другому. Человек убил другого – денег захотел? Нет, не только, его ведет нечто большее. Это интересно и французу, и немцу, и японцу. Поэтому-то Достоевский признан во всем мире.

- За рубежом оценили не только его как психолога. В одной немецкой газете статью, посвященную Федору Михайловичу, озаглавили: «Бунтарь. Игрок. Пророк». И в самом деле он так много предвидел – не только «бесов», но и конфликт с Украиной.

- Абсурдный конфликт. Я прожил на Украине 28 лет – садик, школа, институт, армия, женился, родил ребенка, снял свой первый фильм. Мама моя «щирая украинка», Захаренко. И не надо мне ничего рассказывать про «Украина – отдельное государство». Если уж совсем докапываться, то у нас – русских, украинцев, белорусов, поляков, – много общего в генетическом коде. Но у поляков католицизм, под воздействием которого сложился менталитет. А украинцы, говорящие дома по-русски, а вне родных стен плохо на украинском, и утверждающие, что они отдельная нация – это просто смешно. Это было очевидно и сейчас, и тогда, во время Достоевского.

А как он замечательно заметил по поводу русского либерала, который «отрицает самую Россию, то есть ненавидит и бьет свою мать. Каждый несчастный и неудачный русский факт возбуждает в нем смех и чуть не восторг». Такое ощущение, что это написано сегодня.

- Владимир Владимирович, а нет ли у вас идеи вернуться к Достоевскому, поставив спектакль по его произведению?

- Можно было бы, конечно, «Село Степанчиково»… Но нет, пожалуй.

- А «Кроткую», например?

- Я видел в конце 80-х спектакль по «Кроткой» в БДТ с Олегом Борисовым. Это было очень хорошо. Но где сегодня найти такого рефлексирующего актера? Проблема огромная – в мое время было достаточно много артистов в амплуа «рефлексирующий интеллигент». Сегодня требуются типажи либо бандитов, либо капитанов, которые ловят бандитов. Поэтому ставлю сейчас в МХАТе им. Горького не Достоевского, а «Смерть Ивана Грозного» Алексея Толстого. И кстати, Иван Грозный – это чистой воды достоевщина. Садист, но и человек, мучивший сам себя прежде всего.

- Рогожин такой…

- Может, и похож, не думал еще об этом. Но в Иване IV было это – самокопание, самообвинение, то, что отличает персонажей Федора Михайловича. Так что из Александра Балуева, который и сыграет Ивана Васильевича, придется еще делать неврастеника, а властности ему хватает.

- Да уж, в образе Петра I это выразилось вполне. А Петр Алексеевич, которого Балуев сыграл в вашем фильме о последних днях императора, разве не был неврастеником?

- Был. Но он обладал сильным характером, очень сильным. Его трудно сломать. В отличие, допустим, от Павла I. Несчастный человек – знал 6 языков, обладал самой большой библиотекой в Европе.

- Любил музицировать, обожал Моцарта.

- А окружен был унтер Пришибеевыми. Все наши цари – несчастны по-своему.

- Я помню, вы хотели снимать кино про Александра Первого, который возможно стал сибирским старцем Федором…

- Это отдельная история. Мне не дают снимать, хотя сценарий готов, хоть завтра запускайся, но увы... Нет денег. На другое есть, а о входе наших войск в Париж – нет. У меня четыре готовых сценария. В том числе и этот, про царя Александра и Наполеона... Последний мой фильм по сценарию Александра Проханова «Убийство городов» был остановлен в первый съемочный день. Я поэтому и в театр пошел – не сидеть же и тихо ждать конца, это скучно.

- И вы очень активно занялись театром – только что выпустили в Петербурге в театре-фестивале Балтийский Дом «Антигону» Ануя, ставите во МХАТе…

- И сразу же возьмусь за «Маленькие трагедии» Пушкина.

- Что ж, кажется, пандемия обострила интерес публики к театру, судя по полным залам.

- И замечательно. После пандемии хочется живого общения. Знаете, никогда не забуду одно свое театральное впечатление, одно из ранних. Как-то летом я приехал в гости к отцу – мы не жили вместе, – и пошел на его постановку в Одесском театре, где он был главным режиссером. Кажется, это была пьеса Радзинского «104 страницы про любовь». Во всяком случае спектакль получился очень удачным, я был взволнован, переполнен эмоциями. И вдруг я вижу – рядом со мной по Дерибасовской идет такой же взволнованный парень. Наши пути совпали и какое-то время мы шли вместе. В какой-то момент мы разошлись, и только я пошел своей дорогой, как услышал свист. Я обернулся и увидел того молодого человека, который мне махал вслед. И сейчас, когда я снимаю кино или ставлю спектакль, я вспоминаю его и думаю: он там, в зале…

Елена БОБРОВА

Источник: «Российскуая газета»

Читайте также

Тверь. Старый Новый год «Русского Лада» Тверь. Старый Новый год «Русского Лада»
12 января 2025 г. тверские русладовцы встретили Старый Новый Год. Были оглашены итоги работы за 2024 г. Все дружно встретили Деда Мороза, пришедшего в гости к собравшимся на это мероприятие в обкоме К...
14 января 2025
Красноярск. Путешествие в пушкинское Лукоморье Красноярск. Путешествие в пушкинское Лукоморье
В ушедшем году исполнилось 225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Творчеству великого русского поэта была посвящена литературная гостиная, которую провели педагоги и учащиеся школ №№ 3...
14 января 2025
В грозном небе и на экране В грозном небе и на экране
Тихо и незаметно прошло в календаре 2024 года 100-летие со дня рождения (30 октября 1924 г.) в Свердловске советского мастера киноэпизодов Владимира Гуляева. Сыграл он их в 50 фильмах. Не упоминался ...
14 января 2025