Великий князь Александр Ярославич Невский
Подошел очередной отпуск. Отбросив все дела, лечу на свою малую родину – в село Александровское Даровского района, затерявшееся на западе Кировской области среди непроходимых болот и бескрайних лесов. Село названо в честь великого князя Александра Невского, 800-летие которого в 2021 году отмечает наша страна.
Влечет меня в Полуптюжье неведомая сила и зов предков. Здесь всё истинно русское, радушное, хлебосольное, откровенное… и вот уже вырывается нараспашку русская душа, она смеется и плачет, грустит и ликует. Славный здесь живет народ, отсюда с пустой душой не уедешь. За четыре долгих часа пути мысли мои погрузились в прошлое, в далекий и загадочный ХIII век, когда встал вопрос «быть или не быть Руси?» и когда совершал свои подвиги Александр Невский.
Въезжаю уже не в родное село, а в град Великий Новгород; под ногами не грунтовая дорога, а булыжная мостовая новгородского Кремля с Софийским собором; на плечах не штормовка, а тяжелые доспехи ратника; очерк пишу не в городской квартире, а в монашеской келье, при тусклом пламени свечи. Пишу для ведома впредь идущим «откуда есть пошла Русская земля», чтобы пробудить совесть, оживить память, вспомнить важнейшие даты истории. Нельзя строить будущее на песке – без знания «Жития» благоверного князя Александра Ярославича, «яко Божественном сокровище Российстей земли», именем которого названы тысячи сел и церквей по всей России. Как много дошло до нас через века его мудрых изречений, жизненной силы, добра, света, и к этому небесному свету мы возвращаемся снова и снова.
ХIII век
«Всему свое время и время всякой вещи под небом: время рождаться и время умирать; время раздирать, и время сшивать; время войне, и время миру; время разбрасывать камни, и время собирать камни» (Еккл. 3:1).
Князь Александр Невский родился в четверг, 13 мая 1221 г. в Переславле-Залесском, что на реке Трубеж, в семье благочестивого князя Ярослава Всеволодовича и рязанской княжны Феодосии Мстиславовны и был у них вторым ребенком. Появился малыш на свет в тяжелейший период истории страны. Единая Русь распалась на десятки уделов, между сыновьями князя Всеволода III Юрьевича Большое Гнездо шла борьба за самый богатый «Киевский стол» – terra sancta. В 1223 г. пришли на Русскую землю с востока татаро-монгольские полчища раскосых и скуластых кочевников со жгутами черных волос. «Языци незнаеми, добре никто не весть, кто и отколе изыдоша, и что язык их, и какого племени суть, и что вера их», – повествует Новгородская первая летопись старшего извода.
Налегла тяжкая туча неволи, смолкли песни, опустились руки, по всей стране слышны вопли и горькие рыдания. Жестокие степняки не знали пощады: города сжигали, пленных распинали, ремесленников, женщин и детей угоняли в рабство. Многие секреты великих мастеров и 27 высокоразвитых ремесел были навсегда утеряны. В это же время на западных рубежах совершали набеги на Новгородские земли закованные в броню рыцари Тевтонского ордена и меченосцы, кощунственно называвшие себя «крестоносцами», носителями Креста Господня.
В этот грозный час воздвиг Господь на духовном небосклоне для защиты Руси от многочисленных недоброжелателей князя Александра Ярославича, мудрого правителя, талантливого полководца, величайшего стратега, мыслителя, тонкого дипломата, наделенного светлым умом, огромной физической силой и могучей волей. «Александр же бысть осьмый степень родства от равноапостольного князя Владимира Святославича Крестителя Руси, от Рюрика же первый надесять степеней; и наградил его Господь премудростью Соломонову, храбростью – аки царя Еуспасиана, утвердил стопы его и благоволил пути его…»
Князь Александр во весь богатырский рост встал на защиту своего Отечества и наполнил русскую историю примерами мужества, благородства, добром, справедливостью. Он разорвал «железные клещи», в которых оказалась страна в ХIII веке, сохранив и возвысив славянское племя великорусское, которое взрастили его знаменитые предшественники-родственники – Владимир Мономах, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Юрьевич… «Дивно гремит Бог гласом Своим, и делает дела великие, для нас непостижимые» (Иов. 37:5).
Детство
Детские годы Александра прошли в Переславле-Залесском, где княжил его отец. В двухнедельном возрасте младенца крестил епископ Суздальский Симон, который через четыре года совершил над мальчиком древний обряд пострига: посадил на коня и опоясал боевым мечом – так раньше проходило посвящение в воина; с этой минуты взрослые стали признавать его гражданские права и преданность православной вере. После пострига отец отдал сына на воспитание дяде Федору Даниловичу. Последующий период жизни княжича можно охарактеризовать словами armas et lertas – знакомство с буквой и оружием. Подростка обучали грамоте, счету, письму, правилам поведения. Много времени отводилось богослужениям, церковному пению, чтению Евангелия, Псалтири, творений святителя Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Лествичника, Ефрема Сирина, «книг Бытийския», «Домостроя» – первого сборника прав и обязанностей жителей Руси.
Философские поучения своего прадеда – Владимира Мономаха Александр знал наизусть: «В душе нашей три силы: первая сила – разум, который превыше прочего. Вторая сила – чувство, при неправильном употреблении ея у человека появляется злоба и зависть. Третья сила – воля: человек стремится к Богу, святости и получает за труды свои духовное просвещение. Чаще читайте третий псалом, в котором верно изображено, каков должен быть царь или князь; он просветит очи ваши, освятит слух, отвратит суету, очистит сердце, исправит стопы, защитит от поползновений лукавого, продлит ваш «Мафусаилов век». Молитву «Господи, помилуй!» взывай беспрестанно. На войну выйдя, не ленись, лжи, пьянства, блуда остерегайся, ибо от этого погибают и душа, и тело; страх Божий имей превыше всего. Всегда говори только правду, дело веди честно, стойко переноси трудности – Dic, duc, fac, fer! Смерти, дети, не бойтесь, ни войны, ни зверя, мужской долг выполняйте, как Бог пошлет. Давши клятву (поцеловав крест), блюдите, как бы не преступив, не погубить души своей. Князь есть Божий слуга и должен не напрасно носить меч».
Большое внимание уделялось физической подготовке и владению всеми видами оружия: «Худой и слабый князь – равносильно недороду». С первых дней жизни его приучали к посту и воздержанию, что способствовало укреплению силы духа. «Пост – это как военный поход и битва с врагом, а воздержание – это борьба со страстями».
Под руководством духовника Александр быстро обрел понимание долга правителя и ответственности за будущее страны: «От Бога мы получаем власть над людьми, и в страшный День Суда должны будем дать отчет о деяниях своих».
«От юна возраста всякому благу делу научен быв, Христа возлюбив, от мирских суемудрий отвратился, бесовских сонмищ возгнушался, препоясав чресла истиною и облекшись в броню праведности» – детство его к 9 годам закончилось. Юный княжич сейчас представлял из себя нерушимый бастион из сплава веры и разума, мужества и целомудрия, превратившись в неустрашимого защитника земли Русской, который умел постоять и за себя, и за святую Софию. От благодатного старца Симона Александр получил благословение на дальнейшее служение Отечеству.
«Шапка Мономаха»
Тяжесть «шапки Мономаха» Александр узнал, когда отец оставил его со старшим братом Федором одних управлять удельно-вечевой Русью – Великим Новгородом, который входил в Ганзейский союз 130 высокоразвитых городов северо-востока Европы. Начались военные походы. В десятилетнем возрасте вместе с отцом он участвовал в сражениях с языческими племенами – мордвой и мари; в 1233 г. разбил войско крестоносцев; весной 1234 г. одержана очередная победа на реке Эмайыги над литовцами, совершившими набег на Русь…
В 1236 г. Александр остается один княжить в Новгороде. Такое высокое право на «стол» давала «отчина и дедина» – согласие родни, боярства и городской общины. Через три года молодой княжич повенчался с дочерью полоцкого князя Александрой. Отец Ярослав Всеволодович благословил их чудотворной Федоровской иконой Божией Матери, которая всегда была при них как семейный молельный образ.
Военные походы, треволнения суровой жизни, интриги в княжеской среде и среди бояр – «300 золотых поясов» – явились для отрока хорошим жизненным «учебником»: развили природный ум, научили стратегии и тактике, воспитали тонкого дипломата. Александр возмужал. Его живые черты производили на современников сильное впечатление: «Велиций князь Александр Ярославич смысленный и храбрый, красен телом и душею, и благочестием сияя, глас его – аки труба в народе, сила его – часть силы Самсона, тезоименитый царю Александру Македонскому, крепкому и храброму. Был сий князь светлый и возвышенный орган Святаго Духа – побеждая, а не победим, и угобзи ему Бог по правде дни и чести в славу его, яки несть подобных мужу сему».
От своих знаменитых предков Александр перенял «золотое сердце», рыцарскую прямоту, ревность к Слову Божию, изумительную проницаемость и цельный могучий характер – честность, справедливость, аскетизм, чувство меры, которое уравновешивало все душевные порывы; трезвый ум – умение сосредоточиться на главном; силу воли, не позволяющую предаваться самообольщению и унынию; господство разума над чувствами, умение переносить огромные физические нагрузки, голод, холод, жару и прочие жизненные неудобства; философский склад ума, постоянно ищущий истину и справедливость; стремление к самосовершенствованию и святости. Он истребил в себе легкомыслие и излишнюю доверчивость ко всему иноземному. Это был человек будущего, он как бы выпадал из эпохи удельной раздробленности и как высокая скала возвышался над бушующим морем страстей. Как будто про него написал пророк Исаия: «Я полагаю в основание на Сионе камень – испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный». Александр любил свое Отечество больше княжеской власти и скоро имел случай ратными подвигами увеличить свою добрую славу.
«Ижорское чудо»
«Ибо надлежит тому быть: восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам» (Мф. 24:7). В 1237 г. на Русь обрушилось страшное бедствие – нашествие «тьма тем» – несметного количества полчищ монголо-татар. Огромное войско хана Батыя – более 300 тысяч человек – шагнуло через Волгу и начало разорять русские города – Рязань, Ростов, Ярославль, Галич, Переславль, Юрьев, Торжок, Тверь. В
1240 г. под натиском Чингизидов пали Киев, Чернигов, Галицко-Волынское княжество. Русь истекала кровью, жителей секли словно траву, территории опустошены, в народе смятение и горе. Растерзанная и издыхающая Русь была превращена в провинциальный «русский улус» – часть великой Монгольской империи.
Логика геополитической борьбы неумолима. В это время на западных рубежах страны все сильнее стало раздаваться бряцание оружием немецко-католической монашеской братии – крестоносцев – «рыцарей Христа Ливонии», которые решили воспользоваться удобным моментом для покорения славянских племен, «хладнокровно бедствий яд изливая на православные уделы». Папа римский Гонорий III, а за ним и Григорий IХ призывали своих вассалов к военному походу на Русь, обещая всем участникам прощение грехов и вечное блаженство на небесах. Первыми на Новгородскую землю пришли шведы, «хотяще завоевать всю Ладогу и крестить русских дикарей». Исполняя призывы римского первосвященника, король «полуночной страны» гордый Эрик Эриксон Картавый собрал большое войско – «ледунг» и на 100 кораблях отправил его под предводительством зятя – ярла Биргера к берегам Невы. В первое воскресенье второго месяца лета 1240 г. шведские корабли встали в устье Ижоры. Самоуверенный ярл Биргер отправил князю Александру письмо: «Я пришел. Прииди ко мне, поклонись и проси милости, если же воспротивишься, то пленю и разорю твою землю, и будешь мне рабом».
«Не так страшен черт, как его малюют». Богатырская сила проснулась у Александра Ярославича, когда он узнал о нападении врага, пришедшего терзать его родную землю. Он долго молился в соборе Святой Софии: «Боже Праведный, стани в помощь мне! Суди, Господи, обидящим мя и возбрани борющия мя, прими оружие и щит и востани в помощь мою!» Архиепископ Спиридон благословил русское воинство на брань с супостатами. Выйдя из храма, князь произнес перед дружиной знаменитые слова, вошедшие на века в историю: «Братья, воины мои! Не в силе Бог, а в правде. Сии во оружии, и сии на конех, мы же Имя Господа Бога нашего призовем, и всуе будут труды врагов. Не убоимся множества ратных, яко с нами Бог!»
Со своей дружиной, с расшитыми знаменами и в блестящих шлемах, уповая на Святую Троицу, не дожидаясь помощи отца, ждать времени не было, пошел он на врага. Внезапному нападению крестоносцев юный князь, которому в то время не исполнилось и двадцати лет, противопоставил такой же неожиданный контрудар – «лавину», «изгон». Александр продемонстрировал в этом сражении признаки зрелости и великий полководческий талант. Русская дружина ударила по неприятелю со всех сторон и опрокинула шведов. «И была сеча велика с латинянами и свеями, и пало их великое множество, иные ушли посрамленные. Предводителю свеев ярлу Биргеру князь возложил печать на лицо острым копием», – сообщает «Рифмованная хроника». Когда наступило утро, то на другом берегу Ижоры, где сражения не было, обретено было множество перебитых врагов, это Ангелы Божии незримо помогали православному воинству. Победа была столь стремительной, что русские дружинники всему произошедшему очень дивились. «Римляне побеждены и посрамлены!» – Aquile sumus! За эту победу на реке Неве, одержанную в воскресный день 15 июля 1240 г., народ прозвал князя Александра «Невским», враги – «Храбрым», татары – «Исандер Грозны Очи». Это была первая судьбоносная победа 19-летнего полководца, был дан отпор сильнейшим рыцарям Европы. По всей земле прогремела слава русских воинов-богатырей, воспылала слава Александра Невского, который еще раз убедился, что «латинство» – это ложь, лицемерие, коварство, жадность до чужого добра, воинствующая религиозная система с волчьим фанатизмом, волчьи серо-голубые глаза со стальным отливом насилия, что составляет кровавую увертюру к варварской cимфонии под названием Drang nach Osten – «Натиск на Восток». Для себя Александр сделал вывод: «Как две души, заключенные в одном теле, не могут сосуществовать вместе, так и Славянство с Латинством не могут быть вместе, они всегда будут вести друг с другом борьбу не на жизнь, а на смерть». А Церковь уже начала воспевать великому русскому князю славу за ратные подвиги.
«На Узмени»
Опасным врагом оставались немецкие рыцари. Магистр Ливонского ордена Андреас фон Вельвен, который в 1237 г. объединил тевтонцев с остатками меченосцев, собрал огромные силы – более 12 тысяч воинов – и овладел многими поселениями Вотской пятины – городами Юрьев, Псков, Копорье. В зимнем походе Александр Невский освободил захваченные рыцарями города-крепости, а весной, 5 апреля 1242 г., в субботу, «на Похвалу Пресвятыя Богородицы» дал Ливонскому ордену решающее сражение на льду Чудского озера, у Вороньего камня. Выбор места сражения на Узмени был продиктован стратегическими соображениями относительно рельефа местности, чтобы лишить врага инициативы и свободы маневра. Перед боем князь долго молился в Софийском соборе: «Суди мя, Боже, и рассуди распрю мою с этим народом велеречивым и помози якоже древле помог Моисею на Амалика и прадеду моему Ярославу Мудрому на окаянного Святополка…» «Наша брань не против крови и плоти, но против власти злобы и сетей дьявола века сего, где он сам в ядре своем».
«Коня приготовляют на день битвы, но победа – от Господа» (Притч. 21:31). Первый удар «кабаньей головы» немецких рыцарей принял на себя пеший полк. Легко пробив русское «чело», немецкая «свинья» уперлась в высокий берег. Вороний камень поднялся из воды перед супостатами непреодолимой стеной. Немецкие рыцари оказались в капкане, в «мешке», ворот которого князь Александр начал умело затягивать. Русская кавалерия засадного полка окружила врага, рубя мечами и топорами, баграми стаскивая «божьих дворян» с коней наземь.
«И бысть сеча велика, и не бе видети льду, покрыто бо есть кровью; и треск от ломающихся копий стоял, и звон от ударов мечами, и лед трещал. И повоева, и посече, и погнаша поганых…» Воины Александра более семи верст гнали крестоносцев до самого Соколицкого берега.
И, отступая перед князем, бросая копья и щиты,
С коней валились немцы наземь, воздев железные персты.
Гнедые кони горячились, из-под копыт вздымая прах,
Тела по снегу волочились, завязнув в узких стременах.
Стоял суровый беспорядок железа, крови и воды,
На месте рыцарских отрядов легли кровавые следы.
Одни лежали, захлебнувшись, в кровавой ледяной воде,
Другие мчались прочь, пригнувшись, трусливо шпоря лошадей.
Более 400 немецких рыцарей погибло, многие под тяжестью доспехов и коней провалились под тонкий лед «сиговицы» и утонули. Первыми ко дну пошли самые знатные и самые тяжелые рыцари, доспехи которых весили по 2–3 пуда. Разгром был полный. Такого позорного поражения немецкие крестоносцы доселе не знали. Много пленных было приведено в Новгород для обозрения жителями и боярами. Эту славную битву летописцы назвали Ледовым побоищем. Узнав о поражении своего отборного рыцарского войска, тут же в Лионе от стыда упал без сознания и предал душу Богу папа римский Целестин IV, не приходя в себя и даже без посвящения. Это было крупнейшее сражение Средневековья. По всем странам Европы, и до гор Араратских, и до великого Рима, и по ту сторону моря Варяжского прославилось имя князя Александра Невского. На долгие годы был положен предел грабительским набегам врага с Запада. Храбрый князь вынудил рыцарей к миру и заключил с ними выгодный для Великого Новгорода договор. Летописцы донесли до нас слова, сказанные святым Александром пленным врагам: «А вы идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива. Пусть без страха жалуют к нам в гости! А кто с мечом к нам придет – от меча и погибнет! На том стояла и стоять будет Русская земля!» С Западом мир был налажен. Настало время оградить Русь с востока.
Сарская епархия
Постоянно зарились враги на хлебное русское поле, согласно поговорке «Было бы корыто, а свинья найдется». Сколько их было! Татары и литовцы, шведы и поляки, французы и немцы, турки и датчане – всяк не прочь был отведать пышного русского каравая. Мечом, копьем, топорами и стрелами разили русские воины полчища поганых. А вольная русская нива продолжает стоять, шуметь и колоситься, воздавая хвалу князю Александру Невскому, победоносному правителю и надежному кормчему, политическому гению и молитвеннику, который уверенно вел свой корабль среди бушующих волн океана.
Четыре раза посетил великий князь столицу Золотой Орды Сарай-Бату, что на Нижней Волге, один раз ездил в далекую Монголию со столицей Каракорум, выполняя священную миссию по защите Руси, являясь посредником между русским народом и коварными Чингизидами. Иго было для него своеобразной «школой» воспитания. «Сии путешествия были опасны: надлежало на два-три года проститься с семьей и Отечеством, терпеть нужду, голод, жажду, ночи проводя в голой степи на снегу или под раскаленными лучами солнца. Что тебя ожидает впереди: рабство и деспотизм или слава и грамота-ярлык на княжение?»
Впервые он побывал у хана Батыя в 1247 г. Через шесть лет он снова едет в Орду и получает золотую пайдзу на великое княжение Владимирское, Киевское и Новгородское. Великая ответственность перед Богом и историей лежала на его плечах. И враг не дремал. В 1245 г. он успешно отразил набеги литовцев на Смоленск и Витебск; в 1253 г. защитил Псков от немецких рыцарей; в 1254 г. подписал «Разграничительную грамоту» с Норвегией; в 1256 г. ходил военным походом в Финские земли, в том же году ездил в Орду, чтобы подтвердить мирные отношения с вновь поставленным ханом Берке.
Во тьму язычества князь Александр нес свет евангельской проповеди и православной культуры. Все поморские племена были просвещены им христианской верой – чудь, карелы, мари, сумь, водь, весь, меря, мурома, пермь, вятичи, кривичи, саамы… В 1261 г. стараниями князя Александра и митрополита Владимирского Кирилла была учреждена в столице Золотой Орды православная епархия, первым епископом Сарским и Подонским был поставлен Митрофан. В особом ханском ярлыке говорилось: «Кто будет хулить веру русскую или ругаться над нею, пусть тот умрет злой смертью». Так была выполнена еще одна великая миссия России.
«Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7:15). Находясь между молотом и наковальней, святой князь выбрал покорность татарскому игу – Великой степи перед лживыми обещаниями папы римского и католическим Западом. Он знал судьбу Константинополя, разграбленного крестоносцами в 1204 г., и о зверствах, которые учинили они над обманутым народом. Десять раз приезжали в Новгород к Александру Ярославичу легаты папы римского Иннокентия IV, прельщая русского князя заманчивыми предложениями стать их союзником: «Миром обладает один Бог, на небе сияет одно солнце, на земле один властитель – папа римский, все несогласные с этим мнением будут истреблены. Если не примешь нашего предложения и нашей веры, то будешь проклят как безумец, лишенный здравого смысла. А если подчинишься нам, то будешь прославлен и возвеличен». «Князь Александр, просветившись силой Святаго Духа, учение латинское презрел, прелесть их обличил, легатов укорил, дерзость их в ничто же вменил: «Сия вся учения Церкви добре сведаем, все решения Вселенских Соборов и Предания святых… знаем, а от вас латинского учения не приемлем и знать не хотим, и словес ваших не слушаем…»
Его страстная вера не терпела инакомыслия и двойных стандартов. Он умело сдерживал военную агрессию на Востоке и производил брань с рыцарями на Западе, для которых русские всегда будут изгоями, холопами, недочеловеками – untermensche. Поэтому благоверный князь Александр твердо расставил для себя приоритеты: «Чтобы сохранить и душу, и свою землю, надо крепить заставы на Западе, а дружбу искать на Востоке. Проводником духовной заразы на Русскую землю служат гнилые речи и безнравственные поступки папы римского, его подданных, царей и лордов Запада».
Правильную линию его политики многократно подтвердило время. Постепенно Русь окрепла, набралась сил, отказалась платить дань Чингизидам, а в 1480 г. «стоянием на Угре» окончательно сбросила с себя 250-летнее татаро-монгольское иго. Фундамент же для спасения Руси заложил прозорливый князь Александр Невский, «достойный среди достойных, скорбящий в Отчизне скорбящих». Россия спасена! Он много потрудился за землю Русскую и по делам северным, живота своего не жалея, и был для простого народа Ангелом-хранителем, защищая их от безбожных агарян, европейских феодалов и «от власти немецкиа». Целостность его души перевоплотилась в могучую силу государства – все разрозненные уделы вскоре объединились. Александр был дальновидным правителем и уже в те далекие времена Средневековья следовал мудрому правилу: «Не обнажать напрасно меча и не проливать крови зря. Хочешь мира – готовься к войне – Vis pacem, para bellum. Важен не масштаб сражения, а результат и его последствия».
Блаженная кончина
В 1262 г. во многих русских городах были перебиты сборщики дани, которую осуществляли нанятые монголами мусульмане – баскаки. Чтобы отвести от Руси татарскую месть, пришлось ехать Александру снова в Орду. Эта поездка в Сарай была для него последней. На обратном пути от физических и нервных перегрузок, от постоянных забот и тревог он смертельно занемог. В Городце на Волге 14 ноября 1263 г., в среду, в день памяти апостола Филиппа, он предал свою чистую душу Господу при свете лампад, горящих перед чудотворным образом Владимирской иконы Божией Матери, и отошел в вечные обители, успев завершить свой жизненный путь постригом в монашество и принятием иноческой схимы с именем Алексий. Перестало биться сердце драгоценной отрасли священного корня, которое явил Русской земле сам Христос.
Блажен, кто храм души своей
Не предал пламени страстей,
И кто с любовью крепкой к Богу
Свершает жизни сей дорогу.
Блажен, чья мысль всегда свята,
Чей дух не горд и терпелив,
И кто к подножию креста
Слагает чувств своих порыв.
Девять дней несли тело усопшего князя из Городца во Владимир. При погребении его в Богородице-Рождественском монастыре «было явлено Богом чудо дивное и памяти достойное». Когда тело князя уже лежало в раке, эконом Севастиан и митрополит Кирилл хотели вложить ему в руку напутственную грамоту. И тут почивший князь Александр, как живой, сам простер руку и взял духовную грамоту у митрополита. «И объял их ужас, и едва отступили от гробницы. И кто не удивится тому, если он был мертв и уже более десяти дней лежал во гробе?» Так Господь прославил своего Святого воина. В надгробном слове митрополит Кирилл произнес: «Чада мои, разумейте! Зашло солнце земли Суздальской. Не будет больше такого князя на Русской земле». Прихожане горестно запричитали: «Уже погибаем!»
Народное почитание благоверного князя Александра Невского началось сразу же после его погребения. Киевский митрополит Кирилл II составил ему в 1271 г. «Житие», в 1380 г. перед Куликовской битвой тело его было обретено нетленным. Митрополит Киприан учинил в 1381 г. монастырское празднование святому, были написаны Канон и первая икона. Общецерковное прославление князя совершилось при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 г. На иконах Священный Синод повелел его изображать не как монаха, а как монарха – в царской короне, в великом великокняжеском платье и в доспехах с мечом; дни празднования установили 30 августа / 12 сентября и 23 ноября / 8 декабря.
Первую церковь в честь Александра Невского построил патриарх Филарет в 1630 г. – над Тайницкими воротами Московского Кремля. Император Петр I заложил в 1710 г. на месте Невской битвы, слывшем Виктория Победное, что в устье речки Черной, Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь «в память славных дел великого князя Российского и возблагодарение Господу». Обитель стала главным центром культуры и просвещения России. 30 августа 1724 г. мощи святого князя были торжественно перенесены из Владимира в Северную столицу, где они и покоятся сейчас в серебряной раке в стенах Лавры. «Якоже убо царския утвари златом украшении с многоценным камением веселят зрящих на тя, паче же сих духовная красота!»
В 1725 г. Екатерина I Алексеевна учредила орден Александра Невского и сама же стала его первым кавалером. С 1743 г. в День памяти святого по улицам Петербурга стал проходить крестный ход. Вершиной почитания святого князя стали 40-е годы ХХ века. 22 июня 1941 г. он был вновь призван к оружию против своры вурдалаков-фашистов, которые по плану Ost решили истребить весь русский народ. Главнокомандующий Советского Союза И.В. Сталин поставил его имя на первое место среди всех исторических личностей. 7 ноября 1941 г. во время военного парада на Красной площади Москвы в обращении к солдатам и матросам РККА он произнес:
«Пусть вдохновляет вас в борьбе с врагом мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Минина и Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победное Знамя великого Ленина!»
Молитвы советского народа были услышаны: 6 декабря, в День памяти великого князя, началось контрнаступление Красной армии под Москвой. 29 июля 1942 г. для награждения талантливых полководцев был учрежден орден Александра Невского, которым были награждены 42 тысячи советских командиров. В настоящее время на территории страны возведены сотни памятников, «се, идеже Александр святый посея мало семя, где он потрудился, дабы не безвестна была граница Российския, и ты престол тамо воздвиг еси». На этих «местах силы» мы становимся свидетелями вечного и нетленного, взор проясняется, помыслы облагораживаются. В 2010 г. орден Александра Невского был учрежден в новой России – как воинская и общегражданская награда, а перед этим был проведен конкурс «Имя России»: из 500 отобранных исторических личностей – политиков, ученых, поэтов, писателей, экономистов, полководцев – большинство россиян проголосовало за благоверного Великого князя. Кто-то может удивиться такому выбору, ведь жил-то князь восемь веков назад! Это говорит о том, что есть такие заслуги перед народом и Отечеством, которые одинаково высоко оцениваются при любом общественном строе.
Русский путь
У русского народа есть имена героев, которые с каждым годом светят всё ярче и ярче. Они составляют нашу славу и гордость, их подвиги прославлены в летописях, сказаниях и песнях. Они как звезды на историческом горизонте, освещающие нам путь. Еще выше значение тех политических деятелей, жизнь которых озаряется ореолом святости, которые дела служения своему народу совершали по законам угождения Богу. Благоверный князь Александр Невский – это подлинное воплощение русского христианского государства, это «золотое сечение» православия, камертон Истины, национальный герой, мудрый правитель, спасший в ХIII веке русскую нацию от истребления. Сорок два года он самоотверженно нес служение по защите рубежей земли Русской, поставив во главу угла своей политики «сбережение русского народа». «Главное богатство Руси – это простой народ-труженик с его потаенной энергией, смекалкой, мужеством, добротой, целомудрием, знаниями, опытом, желанием трудиться, не жалея сил во благо Родины». Находясь в «тисках», Александру удалось решить сложнейшую задачу на выживание. Он расшифровал содержание потаенной «жизненной книги за семью печатями», которую до него никто на земле не смог ни раскрыть, ни посмотреть, ни прочитать. Он разгадал динамику взаимодействий планов бытия с человеческой душой – национально-русского, вселенского, конкретно исторического, философско-универсального, социально-политического, религиозно-нравственного, земного и надмирного, сиюминутного и вневременного, всего того, что составляет красоту живой русской человеческой души и ее вечность.
«Кормчего испытывает буря, борца – ристалище, военачальника – битва». Он в полной мере раскрыл русскому народу представление об Отечестве и воплотил в себе черты характера идеального правителя: «Нельзя быть правителем вполсилы: тут либо всё, либо ничего». Именно с князя Александра Невского началось осмысление национального самосознания, русского языка, русской культуры и святой души великого народа. Со своими врагами князь Александр всегда вел справедливую войну – bellum justum, не преступая границ чужой территории, руководствуясь словами Священного Писания: «Не передвигай межи давней, которую провели отцы твои» (Притч. 22:23). Над изменниками Родины его суды были суровые и принципиальные: «Безнаказанность порождает беззаконие».
Отделив плевелы от семян, а католичество от православия, прозорливый Александр в пух и прах разбил норманнскую теорию русофобов – немцев Байера, Миллера и Шлецера о превосходстве «высшей» арийской нации над остальными народами и доказал, что у России была своя самобытная и яркая история государственности с высочайшей письменностью, культурой, архитектурой, высокоразвитыми ремеслами в переплетении с Высшим сакральным миром. Русские ученые и мореплаватели еще до Крещения Руси использовали «резы и черты» – чертежи и точнейшие географические карты земли с нанесенными на них реками, морями и океанами, которых не было в то время у «высокоразвитой» Европы.
Приобретя глубокие познания в Священной истории, он указал народу прямой путь к святости, написав на личном жизненном примере первую «Русскую Библию» на русском языке, приукрасив ее примерами мужества, отваги и безграничной любви к Родине, с восхождением по лестнице нравственного самосовершенствования вверх и вверх. Под его чутким руководством русский народ продемонстрировал свою жизнеспособность, умение побеждать и обстоятельства, и время, и саму смерть. На деятельность Александра Невского надо смотреть не с точки зрения истории, а с точки зрения вечности. На этом фоне ярко проявляется продажная политика феодально-крепостнического самодержавия ХVIII–ХIХ веков в России, оккупированной Биронами, немецкими проходимцами и карьеристами всех мастей с деспотизмом и враждой ко всему русскому, с угнетением широких масс населения, с ужасными условиями жизни и труда, телесными наказаниями и продажей на рынке труда наравне с домашними животными целыми семьями и по одному, оптом и в розницу. Феодально-крепостнический строй и цепи рабства русского народа тормозили развитие страны, а все достижения в науке и технике умело переправлялись в Германию.
В эпоху Средневековья было много истинных героев на Русской земле – князь Ярослав Всеволодович Владимирский, Мстислав Галицкий, Олег Курский, Вячеслав Юрьевский, Мстислав Черниговский, Мстислав Киевский, Владимир Суздальский, Даниил Волынский, Василий Ростовский, Меркурий Смоленский, жители города Козельска, рязанский воевода Евпатий Коловрат, киевский воевода Димитрий… Все они сложили головы на поле брани с ненавистными татарами, «латинянами» и остались верными сынами Отечества, но на первом месте по цельности образа, силе характера и широте взглядов стоит благоверный князь Александр Невский, который не проиграл ни одного сражения ни на ратном поле, ни в дипломатических играх. Будучи реалистом, он делал только то, что было полезно для будущего России. Александр решительно и бесповоротно отошел от «киевских миражей» и от западенских униатских князей, которые во все времена представляли из себя особое этнокультурное католическое образование, общность, резко отличающуюся от остального православного мира.
Устремив свой острый соколиный взгляд к грядущему Великой России – на северо-восток Руси, к Новгородско-Суздальским землям, Александр как бы направил деятельность будущих правителей по нужному курсу, закладывая на все века правильный вектор развития государства. Страшно и опасно другое, что даже сейчас, в ХХI веке, есть среди российских политиков утописты, склонные к самообману и душевно страдающие «единением русских земель» – России с униатскими Украиной и Белоруссией, которые с 1569 г. попали под сильное воздействие папы римского – католической Польши и Литвы и стали их «улусами» во главе с папскими кардиналами, умело замаскировавшимися под православными облачениями и занявшими все ключевые посты в правительстве; с 90-х годов ХХ века их сменили нацисты, криминал, банкиры, «экономисты», профессиональные воры, западные олигархи, суперкроты из ЦРУ и МИ-6. «Было бы болото, а черти найдутся».
История лжи, воровства и обогащения у наших западных соседей достигла своего апогея. Но разве могут это они принародно признать? – У каждого плута свой расчет. Поэтому время ушло безвозвратно, нам не надо ворошить прошлое и стараться возродить бывший Советский Союз, поднимая каждый раз столбы пыли и зловония. У нас, русских, нет крыльев, но есть несгибаемый русский характер и великая мечта – построить Царство Небесное уже здесь, на земле, – этого вполне достаточно для решения любых сверхсложных задач без помощи наших «заботливых, изворотливых и пронырливых соседей».
Святые не изменяются и не изменяют, так как их осеняет Божественная благодать. И Господь всегда пребывает неизменным: вчера, и сегодня, и во веки веков Он тот же. Ныне по молитвам святого князя Александра Невского Господь охраняет врученный ему удел – Отечество наше от всех поползновений ворогов. И ныне святой князь близок и скоропослушлив ко всем, кто с верой призывает святое имя его. «Ты, оставив тленный венец царства земного, избрал еси безмолвное житие и ныне, праведно венцем нетленным увенчанный, на небесах царствуеши, исходатайствуй и нам, смиренно молим тя, житие тихое и безмятежное, и шествие неуклонное к вечным обителям устрой нам, святый отче Александре!»
Дописываю статью. Ноги затекли от многочасового сидения на одном месте, пальцы рук онемели, не могу повернуть голову ни вправо, ни влево. Еще одна строка, еще немного, еще чуть-чуть… Вот уже сам князь Александр встает с одра и предстает перед нами – молодой, сильный, красивый, статный, кудрявый, верхом на белом скакуне во главе непобедимой Русской Рати. Вот он поднимает меч и… – враг повержен. Еще секунда-другая – и добро восторжествует, а зло будет побеждено. Еще секунда… – или жизнь, или смерть, или… вечность. А по комнате в этот ранний утренний час все сильнее и сильнее разливается необычайное небесное благоухание, исходящее от иконки святого, стоящей на полочке напротив моего письменного стола. Спасибо тебе, Великий князь Александр Невский, ведь это благодаря твоим ратным и духовным подвигам мы живем сейчас в Великой России, учимся, работаем, отдыхаем, свободно дышим, разговариваем на Великом русском языке, которого так боятся западные империалистические страны прогнившего воровского буржуазного капитализма, и всем сердцем продолжаем верить в добро, высшую справедливость и уверенно смотрим вперед. Святый отче Александре, моли Бога о нас!
Анатолий АВДЕЕВ, священнослужитель, публицист
Источник: «Советская Россия»