Вековое наследие – русские обрядовые полотенца

Вековое наследие – русские обрядовые полотенца

В ДК «Рыбацкое» Невского района С.-Петербурга открылась выставка: «Из глубины веков. Русские обрядовые полотенца. Собрание Русского музея народоведения». Выставка подготовлена П.И. Кутёнковым, действительным членом Петровской академии наук и искусств (ПАНИ), руководителем направления Материального наследия русского народа Славянского отделения ПАНИ.

Выставка будет интересна как детям, так и преподавателям, рукодельницам и всем интересующимся своей родной культурой. Посещение выставки бесплатно. Разрешена съёмка.

Время работы: 10 00 - 20 00. С 8 октября по 8 ноября 2023 г. Проезд до М. Рыбацкое. От метро пешком 5 минут до: Рыбацкий проспект, д. 2.

***

Несколько слов о выставке. Полотенце неотъемлемо от календарных и семейных обрядов великорусов. Все значимые явления в жизни человека обязательно отмечались полотенцем и поясом. Оно сопровождает его от рождения до перехода на тот свет.

Чем определена такая высокая значимость полотенца в народной культуре?

Главное значение полотенца определяется его изначальным смыслом как праобраза нити судьбы и полотна. Другую совокупность смыслов содержат в себе узоры, цвет полотенца.

В народной культуре полотенце, пояс и нить взаимозаменяемы, едины.

По народным взглядам, преданиям нить судьбы прядут три небесных пряхи Лада, Леля и Полеля, находящиеся у истоков мирового Древа Жизни. Спряденная ими нить воплощает нить судьбы людей и родов. В жизни народа это явление переходит на действительных прях, прядущих лён, коноплю, шерсть и ткущих полотно для своих детей. Спряденная девой, матерью нить воспринимается нитью судьбы: так в русском народе и говорят – нить судьбы. Или – потерял нить судьбы. Человек живёт и держится за нить судьбы спряденной матерью; как только он отрывается от своих корней про него говорят, оторвался от нити судьбы. По народным воззрениям, нить судьбы – это и знак, и знамение, и действительность жизни.

В земной жизни нить судьбы означают два конца, что мы видим в полотенце и поясе.

Смоленские полотенца слабо изучены. Смоленская родильная намётка (Рославльский уезд, ныне Ершичинский район), исключительно редкая вещь в музейных собраниях. Она была обязательна в приданом невесты. Без них считалось позором выходить замуж. В эту льняную намётку принимали новорождённого и затем эта намётка откладывалась на всю жизнь в смертный узел человека. По смерти этой намёткой его покрывали в гробу. Спряденное и сотканное матерью сопровождало человека всю жизнь человека, оно было своеобразным «пропуском» на тот свет.

В смоленской культуре намётка использовалась в ином подобном случае: сноха на свадьбе дарила свекрови погребальную намётку. Считалась лучшим подарком. Она знаменовала смену рожаницы в данном роду. Вручение намётки указывало, что обязанности по продолжению рода переходят к новой бабе-Богине.

Для Смоленской культуры, – носителями её было древнее славяно-русское племя смолен, - присуще развитая исконь использования полотенца в календарной обрядности. На каждый годовой праздник и праздник в семье имелись свои Боговые платы. Ими покрывали образа, иконы в красном углу. На время каждого праздника иконы покрывались Боговым платом со своими узорами. С ним же ходили на могилы, покрывали могилы и на нём кушали. Для годовых праздников имелись годовые полотенца, для праздников – праздничные, для обычных воскресных дней свои. Все они различались узором и цветом.

В смоленском узорочье сильно развито самобытное яргическое узорочье – узоры креста с загнутыми концами, т.е. ярга (не свастика). Здесь такие кресты назывались – завивастый хрест. Крупные ярги указывали на принадлежность солнечным праздникам: Рождество, Масленица, Купало, Ягорий и др.

Длинное полотенце свадебное – чем длиннее у невесты свадебные полотенца, тем больше будет детей в семье и счастливее жизнь.

На Русском Севере (Архангельская, Мурманская, Вологодская обл.) полотенце широко использовалось в свадебном обряде. На посиделках полные невесты обычно сидели со своими полотенцами, по которым судили об их роде и способностях девок, управляться с обязанностями будущей матери-хозяйки.

На свадьбе во время дарения невеста раздавала до сорока и более полотенец, заранее заготовленных на дары. Обычно полотенцем повязывала родственника, заключая новых родичей в круг-кольцо, тем самым молодая, новая рожаница рода брала под своё Материнское покровительство весь род. В православном христианстве это явление нашло выражение в празднике Покров Пресвятой Богородицы.

Полотенца с большими красными концами считались праздничными родославными; полотенцами с белыми узорными концами – праздничные пецальные, ими покрывались иконы в случае иносветной печали в доме до года, ими же в Великий пост. Белый цвет всегда считался цветом печали, кручины у всех славян, таким он сохраняется и сегодня.

Для Русского Севера характерно бытование подавальных высокообрядовых ширинок. Представленная на выставке подавальная ширинка имеет две части: общую обережную и заговорную часть. Заговорный узор, на продолжение рода, выполнен в виде годового календаря, где различные ярги занимают основное место.

На Русском Севере необычно развито узорочье с яргами – крестом с загнутыми концами. Он считался оберегом и назывался Чертогон, Ярко, Косматый Ярко, Огнивец, Крюк, Вожак, Заяц и др. Каждое название оттеняет те или иные смыслы креста. Оно показывает исконную принадлежность ярги русскому народу, его культуре.

Сложные яргические узорочья заключают в себе молитвенные обращения, заговоры и обережения на счастливую жизнь семьи.

На Русском Севере бытовало и ещё можно встретить свадебное родовое полотенце со сложнейшими яргическими картинами. Оно передавалось по бабьей линии (не по женской) определяло божественный статус Бабы-Матери в роду своего мужа.

Новгородское полотенце Пестовского района выполнено в зверином образе, издревле известном индославам, индоариям и ираноариям.

Пензенские полотенца занимают выдающееся место в культурном наследии всех славяно-русов. Прежде всего, их отличает двухслойное браное закладное узорное тканьё. Это самый сложный вид домашнего тканья, когда-либо и где-либо известный. Переплетаются сложным образом два полотна, одновременно осуществляются заклады и создаются узоры. Здесь также, как и в обычном браном тканье сохраняется двуличность узора. Например, крест с загнутыми концами на лицевой стороне имеет правое направление, а на изнанке будет иметь левое вращение.

Основу узоров полотенец в культуре составляют ярги, создающие сложные знаковые построения. В полотенцах годовых праздников узорные картины выстроены из полных линейных знаков, не обрезанные. Ниже уровень праздника - в них знаки в заузорках (верх и низ) выполняются неполными, что говорит об изменении силы движения времени праздника. Пецальные полотенца отличаются неширокими концами. Однако здесь в них используется красный цвет, что свидетельствует о самобытности и древности печального обычая. Можно предполагать, что он здесь знаменует огонь погребальных костров, на которых сжигали умерших.

Рязанские полотенца представлены набожники и подбожниками Чернавской крестьянской родовой культуры юга области. Здесь говорят: «На Бог», т.е. на иконы переднего угла. Белые печальные полотенца насыщены древним узорочьем. Его основу составляют костыли-ярги. Для каждого уровня праздника и сегодня в культуре имеются свои полотенца: годовые, праздничные, малого праздника и расхожие. Они отличаются полнотой узоров в срединной части и по краям. Неполные узоры сопровождают праздники, малые праздники и воскресные дни.

В свадьбе на Посаде невесту сажали за стол, убранный по печали: печальная скатерть, печальные набожник и подбожник. После Посада невесту везли в дом жениха окручивали в рога, понёву и показывали родственникам мужа. Здесь пир шёл за столом, покрытым браными скатертями, с красными узорами с красными яргами. Невеста совершила переход, родилась в роду мужа и начиналось время её возрождения в статусе бабы-рожаницы.

Часто столешники, как и полотенца имели разные концы, т.е. концы с разными узорами, что вызвано большим количеством праздников: на каждый праздник должен быть свой узор.

Неприкасаемые полотенца с белым узорочьем сопровождают духовные переходы человека. Такими полотенцем только молодые до рождения своего дитя вытирали руки, другим членам семьи запрещалось. Так же и детским полотенцем вытирали только младенца. Связано с тем, что во время перехода души ей угрожает нечисть, которая для человека в обычном состоянии может быть безвредна, а вот для находящихся в состоянии перехода – нечистая сила смертельно опасна.

Полотенце в руку, вкладывали в руки умершему, чтобы отмахивался от нечисти при переходе на тот свет.

Полотенце для души сорок дней висело в переднем углу, где душа покинувшего мир отдыхала. После обряда проводов души на тот свет она убиралась в сундук.

Павел КУТЕНКОВ, действительный член ПАНИ, кандидат культурологии

Читайте также

Скифия – в новый мир с головой и сердцем Скифия – в новый мир с головой и сердцем
В Москве в отеле «Арарат парк Хаятт» состоялось заседание Московского Скифского Клуба, посвящённое теме будущего России и планеты. Все мы чувствуем время перехода, которое мир проживает уже несколько ...
20 июня 2024
И.С. Бортников. Грозящая опасность, или Молчалины блаженствуют на свете И.С. Бортников. Грозящая опасность, или Молчалины блаженствуют на свете
Сейчас уже мало кто знает и помнит, впрочем, и ранее мало кто ведал о грозном предупреждении, прозвучавшим в 1942 году из пражской тюрьмы Панкрац, в книге «Репортаж с петлёй на шее» (в русском перевод...
20 июня 2024
Лето 1944 года: свободненцы в боях с финскими оккупантами Лето 1944 года: свободненцы в боях с финскими оккупантами
После сражений весной на юге, освобождения Крыма и Украины Красная Армия взяла оперативную паузу, готовясь к летней наступательной кампании. И вновь советское командование во главе с И.В. Сталиным нан...
20 июня 2024