Вековое наследие – русские обрядовые полотенца

Вековое наследие – русские обрядовые полотенца

В ДК «Рыбацкое» Невского района С.-Петербурга открылась выставка: «Из глубины веков. Русские обрядовые полотенца. Собрание Русского музея народоведения». Выставка подготовлена П.И. Кутёнковым, действительным членом Петровской академии наук и искусств (ПАНИ), руководителем направления Материального наследия русского народа Славянского отделения ПАНИ.

Выставка будет интересна как детям, так и преподавателям, рукодельницам и всем интересующимся своей родной культурой. Посещение выставки бесплатно. Разрешена съёмка.

Время работы: 10 00 - 20 00. С 8 октября по 8 ноября 2023 г. Проезд до М. Рыбацкое. От метро пешком 5 минут до: Рыбацкий проспект, д. 2.

***

Несколько слов о выставке. Полотенце неотъемлемо от календарных и семейных обрядов великорусов. Все значимые явления в жизни человека обязательно отмечались полотенцем и поясом. Оно сопровождает его от рождения до перехода на тот свет.

Чем определена такая высокая значимость полотенца в народной культуре?

Главное значение полотенца определяется его изначальным смыслом как праобраза нити судьбы и полотна. Другую совокупность смыслов содержат в себе узоры, цвет полотенца.

В народной культуре полотенце, пояс и нить взаимозаменяемы, едины.

По народным взглядам, преданиям нить судьбы прядут три небесных пряхи Лада, Леля и Полеля, находящиеся у истоков мирового Древа Жизни. Спряденная ими нить воплощает нить судьбы людей и родов. В жизни народа это явление переходит на действительных прях, прядущих лён, коноплю, шерсть и ткущих полотно для своих детей. Спряденная девой, матерью нить воспринимается нитью судьбы: так в русском народе и говорят – нить судьбы. Или – потерял нить судьбы. Человек живёт и держится за нить судьбы спряденной матерью; как только он отрывается от своих корней про него говорят, оторвался от нити судьбы. По народным воззрениям, нить судьбы – это и знак, и знамение, и действительность жизни.

В земной жизни нить судьбы означают два конца, что мы видим в полотенце и поясе.

Смоленские полотенца слабо изучены. Смоленская родильная намётка (Рославльский уезд, ныне Ершичинский район), исключительно редкая вещь в музейных собраниях. Она была обязательна в приданом невесты. Без них считалось позором выходить замуж. В эту льняную намётку принимали новорождённого и затем эта намётка откладывалась на всю жизнь в смертный узел человека. По смерти этой намёткой его покрывали в гробу. Спряденное и сотканное матерью сопровождало человека всю жизнь человека, оно было своеобразным «пропуском» на тот свет.

В смоленской культуре намётка использовалась в ином подобном случае: сноха на свадьбе дарила свекрови погребальную намётку. Считалась лучшим подарком. Она знаменовала смену рожаницы в данном роду. Вручение намётки указывало, что обязанности по продолжению рода переходят к новой бабе-Богине.

Для Смоленской культуры, – носителями её было древнее славяно-русское племя смолен, - присуще развитая исконь использования полотенца в календарной обрядности. На каждый годовой праздник и праздник в семье имелись свои Боговые платы. Ими покрывали образа, иконы в красном углу. На время каждого праздника иконы покрывались Боговым платом со своими узорами. С ним же ходили на могилы, покрывали могилы и на нём кушали. Для годовых праздников имелись годовые полотенца, для праздников – праздничные, для обычных воскресных дней свои. Все они различались узором и цветом.

В смоленском узорочье сильно развито самобытное яргическое узорочье – узоры креста с загнутыми концами, т.е. ярга (не свастика). Здесь такие кресты назывались – завивастый хрест. Крупные ярги указывали на принадлежность солнечным праздникам: Рождество, Масленица, Купало, Ягорий и др.

Длинное полотенце свадебное – чем длиннее у невесты свадебные полотенца, тем больше будет детей в семье и счастливее жизнь.

На Русском Севере (Архангельская, Мурманская, Вологодская обл.) полотенце широко использовалось в свадебном обряде. На посиделках полные невесты обычно сидели со своими полотенцами, по которым судили об их роде и способностях девок, управляться с обязанностями будущей матери-хозяйки.

На свадьбе во время дарения невеста раздавала до сорока и более полотенец, заранее заготовленных на дары. Обычно полотенцем повязывала родственника, заключая новых родичей в круг-кольцо, тем самым молодая, новая рожаница рода брала под своё Материнское покровительство весь род. В православном христианстве это явление нашло выражение в празднике Покров Пресвятой Богородицы.

Полотенца с большими красными концами считались праздничными родославными; полотенцами с белыми узорными концами – праздничные пецальные, ими покрывались иконы в случае иносветной печали в доме до года, ими же в Великий пост. Белый цвет всегда считался цветом печали, кручины у всех славян, таким он сохраняется и сегодня.

Для Русского Севера характерно бытование подавальных высокообрядовых ширинок. Представленная на выставке подавальная ширинка имеет две части: общую обережную и заговорную часть. Заговорный узор, на продолжение рода, выполнен в виде годового календаря, где различные ярги занимают основное место.

На Русском Севере необычно развито узорочье с яргами – крестом с загнутыми концами. Он считался оберегом и назывался Чертогон, Ярко, Косматый Ярко, Огнивец, Крюк, Вожак, Заяц и др. Каждое название оттеняет те или иные смыслы креста. Оно показывает исконную принадлежность ярги русскому народу, его культуре.

Сложные яргические узорочья заключают в себе молитвенные обращения, заговоры и обережения на счастливую жизнь семьи.

На Русском Севере бытовало и ещё можно встретить свадебное родовое полотенце со сложнейшими яргическими картинами. Оно передавалось по бабьей линии (не по женской) определяло божественный статус Бабы-Матери в роду своего мужа.

Новгородское полотенце Пестовского района выполнено в зверином образе, издревле известном индославам, индоариям и ираноариям.

Пензенские полотенца занимают выдающееся место в культурном наследии всех славяно-русов. Прежде всего, их отличает двухслойное браное закладное узорное тканьё. Это самый сложный вид домашнего тканья, когда-либо и где-либо известный. Переплетаются сложным образом два полотна, одновременно осуществляются заклады и создаются узоры. Здесь также, как и в обычном браном тканье сохраняется двуличность узора. Например, крест с загнутыми концами на лицевой стороне имеет правое направление, а на изнанке будет иметь левое вращение.

Основу узоров полотенец в культуре составляют ярги, создающие сложные знаковые построения. В полотенцах годовых праздников узорные картины выстроены из полных линейных знаков, не обрезанные. Ниже уровень праздника - в них знаки в заузорках (верх и низ) выполняются неполными, что говорит об изменении силы движения времени праздника. Пецальные полотенца отличаются неширокими концами. Однако здесь в них используется красный цвет, что свидетельствует о самобытности и древности печального обычая. Можно предполагать, что он здесь знаменует огонь погребальных костров, на которых сжигали умерших.

Рязанские полотенца представлены набожники и подбожниками Чернавской крестьянской родовой культуры юга области. Здесь говорят: «На Бог», т.е. на иконы переднего угла. Белые печальные полотенца насыщены древним узорочьем. Его основу составляют костыли-ярги. Для каждого уровня праздника и сегодня в культуре имеются свои полотенца: годовые, праздничные, малого праздника и расхожие. Они отличаются полнотой узоров в срединной части и по краям. Неполные узоры сопровождают праздники, малые праздники и воскресные дни.

В свадьбе на Посаде невесту сажали за стол, убранный по печали: печальная скатерть, печальные набожник и подбожник. После Посада невесту везли в дом жениха окручивали в рога, понёву и показывали родственникам мужа. Здесь пир шёл за столом, покрытым браными скатертями, с красными узорами с красными яргами. Невеста совершила переход, родилась в роду мужа и начиналось время её возрождения в статусе бабы-рожаницы.

Часто столешники, как и полотенца имели разные концы, т.е. концы с разными узорами, что вызвано большим количеством праздников: на каждый праздник должен быть свой узор.

Неприкасаемые полотенца с белым узорочьем сопровождают духовные переходы человека. Такими полотенцем только молодые до рождения своего дитя вытирали руки, другим членам семьи запрещалось. Так же и детским полотенцем вытирали только младенца. Связано с тем, что во время перехода души ей угрожает нечисть, которая для человека в обычном состоянии может быть безвредна, а вот для находящихся в состоянии перехода – нечистая сила смертельно опасна.

Полотенце в руку, вкладывали в руки умершему, чтобы отмахивался от нечисти при переходе на тот свет.

Полотенце для души сорок дней висело в переднем углу, где душа покинувшего мир отдыхала. После обряда проводов души на тот свет она убиралась в сундук.

Павел КУТЕНКОВ, действительный член ПАНИ, кандидат культурологии

Читайте также

В. Корнилов. В чем угроза современной глобализации? В. Корнилов. В чем угроза современной глобализации?
Прошедшее 3–4 июля 2024 г. в столице Казахстана очередное заседание Шанхайской организации сотрудничества вызвало огромный интерес в мире к тому, что там происходило, причем под углом дальнейшей судьб...
27 июля 2024
Главный церковный антисоветчик отправлен на покой Главный церковный антисоветчик отправлен на покой
Главный антисоветчик и видный представитель пятой колонны в руководстве Русской Православной Церкви митрополит Иларион, бывший глава Отдела внешних церковных связей (ОВЦС), решением Священного Синода ...
27 июля 2024
Нижний Новгород. «Русский Лад» – детям Нижний Новгород. «Русский Лад» – детям
Творческое объединение «РусЛада» с новой программой «Куклатанцетерапия» в рамках благотворительного проекта «Передвижной музей-театр кукол "Сказочный город"» посетило Детскую областную больницу. Мы да...
27 июля 2024