В. Юдин. Идти своим путём

В. Юдин. Идти своим путём

Недавно я вернулся из Новосибирска, где Новосибирское отделение Пе­тровской Академии наук и искусств в содружестве с крупными учёными Рос­сии провело научно-практическую конференцию по реформе высшей и сред­ней общеобразовательной школы в России.

Актуальность этого вопроса сегодня обусловлена не только наличием многочисленных фактов коррупционных дел, связанных с явно неудачным проведением ЕГЭ (единого государственного экзамена), полным разочарова­нием общественности в данном эксперименте и упрямым нежеланием Мини­стерства образования во главе с господином Фурсенко, бывшим министром образования и науки, вернуться к прежней, безусловно, наиболее конструк­тивной системе получения знаний, неизбежностью масштабных изменений в высшей школе, но и необходимостью повышения роли экспертного управ­ления как наивысшей формы авторитетной структуры для оценки и контроля образования в стране.

«Независимый эксперт сегодня в нашей стране становится по своей роли гражданином, берущим на себя инициативу и ответственность говорить прав­ду, в которой чаще всего не нуждается ни чиновник, ни бизнесмен, ни поли­тик, ни общественный деятель. Само отношение населения к реформам сис­темы образования стало поводом для спекуляций. Так, например, абсолют­ное большинство работников высшей школы, независимых экспертов дают сегодня отрицательную оценку ЕГЭ. Между тем, чиновники и конъюнктурно заинтересованные в ЕГЭ слои организаторов высшего и общего среднего об­разования в России продолжают “зарабатывать” на этом “эксперименте”, ко­торый фактически введён в практику...» — подчеркнул в своём выступлении на конференции С.И. Григорьев, академик ПАНИ (Москва).

Экспертам из семи федеральных округов (25 регионов) было предложено оценить характер отношения населения страны к реформам высшей и сред­ней школы последних двух-трёх лет. Более трёх четвертей опрошенных экс­пертов констатируют либо отрицательное, либо противоречивое отношение к данным реформам, что подтверждается и распределением ответов экспер­тов на вопрос о том, что обычно вызывает сейчас у населения России актив­ное неприятие реформы как вузовского, так и общего среднего образования:

- коммерциализация высшей и средней школы (58%);

- вхождение России в Болонский процесс без достаточной подготовки (43%);

- формализация оценки качества образования в процессе проведения эксперимента с ЕГЭ (34%);

- ограниченность мер по развитию в вузах и школах России программ воспитания (29%).

Как говорил великий русский педагог К.Д. Ушинский, без воспитания нет и быть не может образования. Там, где государство ответственно берёт на себя управление главными рычагами образования и молодёжной политики, как правило, есть положительные сдвиги, и, напротив, устранение государ­ства, отдача этих проблем на откуп коммерциализации обычно влечёт к их се­рьёзному усугублению... Это признавали практически все участники конфе­ренции в Новосибирске.

Обращает на себя внимание характер экспертных оценок информирован­ности населения о вхождении России в Болонский процесс.

Большинство участников опроса констатируют информационную неподго­товленность и отрицательное отношение населения современной России к её вхождению в Болонский процесс, несмотря на более чем трёхлетний период обсуждения этой проблемы.

Позитивная оценка отношения населения России к введению двухуровне­вой подготовки кадров с высшим образованием отмечается только у 18% оп­рошенных. При этом 52% констатируют отрицательное отношение россиян к двухуровневой подготовке кадров с высшим образованием по западной мо­дели. Хотя политически вопрос предрешён ещё в 2003 году, когда Россией была подписана Болонская декларация.

59% участников экспертного опроса констатировали неприятие людьми предстоящего изменения статуса вузов России, их превращение в автоном­ные научно-образовательные учреждения. Почти половина экспертов (46%) отмечают негативное отношение россиян к проведению эксперимента по ЕГЭ. При этом 32% опрошенных отметили противоречивую оценку населением дан­ного эксперимента.

Весьма неоднозначно фиксируется на экспертном уровне картина с оцен­кой отношения россиян к созданию нескольких укрупнённых супер-вузов, развёртыванию в Ростове и Красноярске так называемых «национальных уни­верситетов». Здесь эксперты фиксируют отрицательный настрой у 60% насе­ления страны. При этом позитивная оценка фиксируется только у 15-19% жи­телей современной России. Ещё 22-23% экспертов отмечают противоречивое отношение населения к созданию «национальных университетов».

Такое отношение к новациям в развитии высшего образования в совре­менной России, очевидно, в значительной мере обусловлено обострением проблемы доступности и качества высшего образования, как, впрочем, и рос­том критического отношения к либеральному курсу страны в целом из-за его общего остро проблематичного, отрицательного результата в 1990-е годы.

«Кризис российской государственности и институтов гражданского обще­ства вызвал закономерную деградацию образовательной системы страны, – заметил А.Д. Лопуха, профессор, член-корреспондент ПАНИ. – По междуна­родной оценке индекса интеллектуализации молодёжи Россия со 2-3 места в 1950-е годы опустилась на 50-52 место в 1990-е. Одной из главных причин глубокой социальной деградации общества является уход государства из сфе­ры воспитания, являющегося основным институтом социализации населения. Деидеологизация 90-х годов создала прецедент, когда в России исчезли го­сударственно закреплённые цели воспитания и оно, таким образом, утратило ориентиры и смысл».

В своё время А.С. Пушкин, В.О. Ключевский, В.А. Жуковский, А.А. Мусин-Пушкин, Д.И. Менделеев, Ф.М. Достоевский, П.И. Новгород­цев, П.Н. Игнатьев считали, что основой воспитания должно было стать вос­питание патриотизма. Этим идеям не суждено было широко и обстоятельно закрепиться, что стало одной из причин грандиозных общественных катаст­роф, которые пережила Россия в минувшем веке и от которых она не оправи­лась ещё и сегодня.

В своём обращении к руководству страны участники конференции едино­душно заявили: система образования должна основываться на национальных традициях и ценностях. Сегодня существует достаточно консолидированное мнение Церкви, интеллигенции и здоровой части общества о том, что нацио­нальные ценности представляют собой «программное обеспечение» жизни на­ции. Замена национальных ценностей чужими, сформированными народом с иной историей, жизненным опытом и национальными задачами, неизбежно ведёт к вырождению этноса. Можно лишиться многого, даже национальной территории, и выжить. Но достаточно утратить национальные ценности, и ис­чезновение народа становится всего лишь делом времени.

К сожалению, ряд высокопоставленных чиновников и некоторые ректоры взялись ретиво перестраивать стройную систему образования в России в ущербную Болонскую. Уж не потому ли, что зарплата иных руководителей зачастую превышает оклад президента США (200 тысяч долларов в год)? Знают ли те, кто осуждает «коррупцию» в вузах, что се­годня молодой преподаватель за 1,5 ставки получает 3,5 тысячи рублей? Профессора российских вузов получают меньше, чем грузчики, а «простые» преподаватели – в 1,5-2 раза меньше уборщиц в магазинах? Об «умопомра­чительных» стипендиях аспирантов и студентов я уже не говорю. Моя жена – учительница гимназии – выше головы завалена неведомо кому нужной вне­классной канцелярщиной: планами, отчётами, проектами, педсоветами, со­браниями, заседаниями, олимпиадами – за весьма скромную зарплату.

Настоятельно осуществляемое сегодня «реформирование» системы обра­зования в рамках Болонского процесса превращает образование в России в периферийную часть западного, причём худшей его части, поскольку такие страны, как Англия, от вхождения в процесс отказались.

Российская школа всех уровней нуждается в реализации на деле принци­па государственно-общественного управления образованием. Обществен­ность сегодня, однако, не в силах противостоять произволу высокопоставлен­ных чиновников от образования. Органы управления образованием должны отказаться от немыслимого диктата, тотальной унификации процедур образо­вательного процесса, подобно пресловутому ЕГЭ или нарастающему валу ни­кому не нужной отчётности.

Профессиональное образование в государственных вузах должно быть строго ориентировано на внутренние потребности страны, а не насыщение рынка труда других стран.

Современные попытки давать гранты «лучшим» вузам приведут только к дальнейшей деградации «худших». Между тем, вовсе не факт, что вуз «сред­него» уровня не может подготовить хорошего специалиста, а выпускники «луч­шего» будут самоотверженно трудиться во благо России. Автор этих строк в своё время окончил обычную сельскую школу и скромный провинциальный вуз на Кубани, но, не сочтите за бахвальство, довольно успешно «выбился в люди».

Учителя советской школы в 30-е годы подготовили победителей в Отече­ственной войне 1941-1945 годов. Смогут ли современные учителя сегодня под­готовить патриотов, способных поднять страну, если они будут востребованы и достойно оценены?

Владимир ЮДИН, профессор, академик ПАНИ

«Наш современник», № 10, 2020

Читайте также

Поздравление с 8 марта от «Русского Лада» Поздравление с 8 марта от «Русского Лада»
Дорогие ладушки! Движение «Русский Лад» сердечно от всей души поздравляет вас с Международным женским днём 8 марта. Вы – наше солнышко. Вы освещаете наш путь своей прозорливостью, согреваете наше тело...
5 Марта 2021
«Кто тайное в явном откроет». Новелла Матвеева «Кто тайное в явном откроет». Новелла Матвеева
За десятилетия нашей дружбы с Новеллой Николаевной и её мужем, пре­красным поэтом Иваном Семёновичем Киуру, к сожалению, рано ушедшим, я был редактором нескольких её книг, писал о ней, о её творчестве...
5 Марта 2021
Иркутск. За русский прорыв, против олигархов и цифрового рабства! Иркутск. За русский прорыв, против олигархов и цифрового рабства!
 После мертвящего ковидного затишья страну опять сотрясают массовые акции протеста. Не столь уж важно, какие олигархические дворцы или какое головотяпство власти послужило поводом и катализатором...
5 Марта 2021