В.С. Никитин. Цивилизационно-мировоззренческий выбор Александра Невского – путь к спасению России в XXI веке
Уважаемые соотечественники! Как сообщило агентство РИА Новости 25 марта с.г., «Министерство обороны России считает, что США ведут против России ментальную войну. Это новый тип войн, нацеленных на изменение цивилизационной основы общества противника». Ну, наконец-то, дошло. Всероссийское созидательное движение «Русский Лад» давно обращало внимание российской власти и общества, что столкновение цивилизаций стало реальностью.
Западная цивилизация в лице Евросоюза и США нарушила цивилизационные границы Русского мира на Украине, проходящие по левобережью Днепра, разделяющие униатский запад от русского православия. Русофобия достигла невиданных ранее масштабов. В странах Запада начались репрессии против русскомыслящих людей, независимо от их национальности. В Российской Федерации ведётся целенаправленное перекодирование цивилизационной ориентации граждан.
Россия вновь оказалась под ударом сил, рвущихся к мировому господству. Для того, чтобы выдержать этот мощный натиск русофобии российской власти и обществу следует значительно укрепить свой русский цивилизационно-мировоззренческий потенциал, нужно глубоко осознать уроки истории и сделать правильные выводы. Русские князья, цари и советские генсеки перед смертельной схваткой всегда обращались к мудрости наших великих предков и, прежде всего, к деяниям князя Александра Невского. Это закономерно, потому что образ Александра Невского, названного русской церковью сразу после кончины «Солнцем земли русской», действительно стал символом земного и небесного заступника Руси. Этот символ стал одной из важнейших опор национального самосознания России, обеспечивающих единство власти и народа на крутых переломах истории. К нему обращались Дмитрий Донской перед Куликовской битвой, царь Иван Грозный перед присоединением Казанского и Астраханского ханств, Иосиф Сталин, когда фашисты в 1941 году стояли под Москвой.
Символично, что единственной наградой, существовавшей последовательно в Российской империи, Советском Союзе и Российской Федерации, стал орден Александра Невского. В 1725 году он был утверждён императрицей Екатериной I. В 1942 году в честь князя был утверждён боевой советский орден. В 2010 году в Российской Федерации орден был возрождён как общегражданский. Этот факт говорит о том, что есть такие заслуги перед своим народом и Родиной, которые одинаково высоко оцениваются при любом общественном строе. У святого благоверного князя Александра Невского – именно такие грандиозные заслуги перед Отечеством. Он спас Русь в схожих с современными условиях.
В XIII веке Русь уже подвергалась глобальной цивилизационной агрессии. С запада её пытались покорить немцы, шведы, поляки и литовцы, а с востока – татаро-монгольские полчища. Тогда появились две альтернативных цивилизационных идеи развития Руси: русско-европейская идея князя Даниила Галицкого и русско-евразийская идея князя Александра Невского.
Главное отличие этих двух влиятельных русских князей состояло в том, что Даниил Галицкий был воспитан в западном духе, т.к. рос в семье венгерского короля Андроша II. А Александр Невский был воспитан в русском духе. Он чтил основы ведической культуры и православия, знал историю и труды первого русского митрополита Иллариона Киевского, следовал поучениям своего прадеда Владимира Мономаха. Поэтому Александр обладал державным умом и ставил во главу общерусские, общенародные, а не удельные или личные цели. Даниил же по-западному радел прежде всего о своём уделе и своём величии.
Оба князя были смелыми полководцами и искусными дипломатами. Но Даниил стремился лавировать между Западом и монголами, а Александр Невский умел по-русски ладить с ними. А в этом большая разница. Лавировать – значит хитрить, ловчить, изворачиваться, кидаться от одного к другому. Что и делал Даниил Галицкий. А ладить – это значит на равных находить общий язык, взаимопонимание и взаимоуважение, не унижая ни чужого достоинства, ни своего собственного.
В результате, западномыслящий Даниил Галицкий – глава юго-западной Руси, по призыву Папы Римского пошел на союз с Западом ради борьбы татаро-монголами. Он получил от Папы титул короля Галиции и Руси. За это Даниил широко раскрыл ворота для католицизма. Исторический итог русско-европейского выбора Даниила Галицкого поучителен для потомков. Его мощное Галицко-Волынское княжество потеряло самостоятельность и было в итоге поделено между Польшей, Венгрией и Австрией.
Русскомыслящий Александр Невский – лидер северо-восточной Руси, наоборот, заключил союз с Золотой Ордой против западных агрессоров. Князь Александр Невский проявил себя как мудрый государственный деятель, искусный дипломат и непобедимый полководец. Он последовательно разбил войска шведов, немцев и литовцев, вторгавшихся на Русь, и защитил русский народ и русскую землю от захватчиков. Князь, как дипломат и мудрый государственный деятель, твёрдо сказал послам Папы Римского: «Учения вашего мы не примем». Его призыв: «Нас мало, а враг силён, но не в силе Бог, а в Правде» и сейчас вдохновляет потомков. Борясь с врагами на западе, он искусно не допускал боевых столкновений с татаро-монголами и никогда не участвовал в междоусобных схватках с русскими князьями, т.е. берёг боеспособных мужчин и мирное население.
В отличие от Даниила Галицкого Александр смолоду осознал главное - чтобы устоять перед захватчиками и победить, нужно обязательно сохранить свойственное народу мировоззрение и общественное устройство, характерное для его жизненного пространства и климата, укреплять силу духа и веру народа в счастливое будущее. Поэтому именно он стал основоположником русско-евразийской цивилизационной идеи. Выбрав вектор будущего движения и развития России на восток, Александр Ярославович Невский заложил цивилизационные основы будущей великой русской державы. В этом состоит его главная заслуга перед Родиной.
Суть русско-евразийской цивилизационной идеи Александра Невского обычно представляют как «Меч – Западу и Мир – Востоку», т.е. политикой борьбы с агрессией Запада и смирением с экспансией Востока. Это верно лишь на первый взгляд. Но при более глубоком осмыслении понимаешь, что на самом деле цивилизационная идея Невского была – «Мир Западу и Мир Востоку». Говоря по-современному, это была политика мирного сосуществования самобытной русско-евразийской цивилизации с Западом и Востоком.
Мы и сегодня поражаемся политической дальнозоркости, стремительности мысли и быстроте действий Александра Невского. Нет, князь Александр не смирился с Востоком, как раб. Он умел ладить с людьми любой национальности и вести себя на равных. Ведь это не он напросился на первую встречу с ханом Батыем, а Батый пригласил его, как победителя над шведами и немцами, и отметил его выдающиеся способности. А сын Батыя хан Сартак побратался с Александром Невским на равных, а затем принял православие. Действительно, князь Александр обладал уникальным даром: побеждать в бою и убеждать в споре. Поэтому зависимость Руси от монголов ограничилась только десятиной дани в пользу Орды. Александру удалось отстоять «и право войны, и право мира, и право заключения союзов, и вершение суда, и неучастие русских войск Невского в походах хана».
Как только Александр Невский увидел в 1257 году первые попытки исламизации Орды, он активизировал переговоры с западными соседями. Они видели, что все его войны на западе были оборонительными. Побеждая захватчиков, он затем не преступал чужих границ. Но за свою землю стоял насмерть. За период с 1258 по 1262 годы князь Александр заключил договора о мире с Норвегией, с Ганзейским союзом, с литовским князем Миндогвом, с Ливонским Орденом и Ригой. Одновременно князь усилил русские позиции в Орде. В 1261 году была открыта православная епархия русской церкви в столице Золотой Орды – Сарае. У неё была дипломатическая миссия – усиливать влияние русских князей при дворе ханов. Следует отметить, что в открытии католической епархии Риму было отказано.
Если смотреть буквально, то можно сказать, что в письменно-сформулированном виде цивилизационной идеи Александра Невского не существовало. А вот в русском духовном единстве мысли, слова и дела эта русско-евразийская идея проявлялась в поступках князя, что отражено в церковных летописях, исторических хрониках и народных легендах. В этом смысле совокупно суть русско-евразийской цивилизационной идеи князя Александра Невского можно изложить в виде семи его заветов потомкам.
1. Уметь ладить с людьми любой национальности, не принижая своего достоинства, храня верность русскому миропониманию и обычаям.
2. Не преступать чужих границ, жить в ладу с соседями, а при необходимости принуждать их к миру.
3. Сберегать Святую Русь: народ, территорию и богатства души. Свято хранить связь времён и поколений.
4. Крепить духовную мощь державы. Не в силе Бог, а в Правде – в праведной вере в особую духовную мощь русского народа.
5. Не преклоняться перед Западом. Не принимать его веры, его учения об искусстве наживать деньги, его безумного и безмерного стремления к потреблению.
6. Жить по Правде: в единстве слова и дела, в ладу с совестью, в разумном достатке.
7. Давать решительный отпор захватчикам, беспощадно карать предателей Отечества. Кто с мечом к нам придёт – от меча и погибнет. На том стояла, и стоять будет Русская земля.
Время и практика, как критерии истины, всё больше подтверждают, что в 1991 году в пылу борьбы с коммунизмом команда демократов Ельцина сделала неправильный цивилизационно-мировоззренческий выбор. Ельцин повёл Российскую Федерацию по «русско-европейскому» пути Даниила Галицкого, нарушив все заветы князя Александра Невского и отвергнув его «русско-евразийскую» цивилизационную идею.
В результате, история повторилась, так же как Галицко-Волынское княжество Российская Федерация попала под внешнее управление Запада и в полной мере испытала деградацию экономики и духовное угнетение народа. К 2011 году Россия вышла на первое место в мире по абсолютной убыли населения и количеству сумасшедших. За 30 лет численность русских в России сократилась на 20 миллионов человек. Известный философ Зиновьев А.А. правильно сказал «целились в коммунизм, а попали в Россию».
Беда России и всего Русского мира состоит в том, что Российская Федерация, по цивилизационной классификации бывшего президента Американской ассоциации политических наук Сэмюэля Филлипса Хантингтона (1927-2008), оказалась «разорванной страной», т.е. такой, где народ относит себя к русско-евразийской цивилизации, а его правители стремятся к западной цивилизации и копируют чуждую модель развития. Хантингтон отметил, что «в истории ещё не было случая, чтобы такой подход привёл к успешному развитию государства».
Вот почему Российская Федерация не в состоянии в полной мере выполнить роль стержневой страны Русского мира и защитить его цивилизационные границы. Поэтому до сих пор Россия не признала независимость Донецкой и Луганской народных республик. Из-за этого «буксует» развитие Союзного государства России и Беларуси. Ведь Белоруссия развивается по законам русской цивилизации, а Российская Федерация по законам западной цивилизации, а они несовместимы. Мировоззренчески сейчас Белоруссия осталась последним оплотом русской цивилизации. Поэтому она испытала в 2020 году агрессию коллективного Запада, но к счастью устояла.
Для успешного развития Российской Федерации необходимо, чтобы у власти и народа было единое мировоззрение – мировоззрение русской цивилизации. Александр Невский понимал это и принимал как руководство к действию. Он был русскомыслящим правителем. Нынешняя российская власть не следует этим заветам, а насаждает чуждое народам России западномыслие в науке, искусстве, в производстве и быту.
Спасти Российскую Федерацию от гибели может только восстановление в ней и во власти русскости в полном объёме. Вот почему лидер Народно-патриотических сил России Зюганов Г.А. в своём Манифесте «Русский стержень державы» правильно отмечает, что сейчас с учётом вызовов времени «важнейшим элементом национальной политики должна стать программа спасения самобытной русской цивилизации и возрождения русских, как станового хребта Отечества».
Следует с сожалением отметить, что власть за 30 лет так и не смогла сформулировать национальную идею России. Это закономерно¸ потому что мировоззренчески власть для русских чужая – западномыслящая. Во-вторых, власть 30 лет не признавала государствообразующую роль русского народа, принижая его державную ответственность за страну. Только благодаря настойчивости КПРФ, в 2020 году такая поправка в Конституцию РФ была, наконец-то, внесена.
Разработка национальной идеи России потерпела крах и потому, что в русской истории «государства-нации» не сложилось. Российская Федерация сейчас – это «государство-цивилизация», т.е. многонациональная страна, 20 процентов населения которой составляют представители 193 национальностей. В Российской Федерации используется 277 языков и диалектов, образована 21 национальная республика. Таким образом, целесообразно перейти от разработки национальной идеи России к разработке цивилизационной идеи России. И узаконить имя нашей цивилизации, как русско-евразийской.
Всероссийское созидательное движение «Русский Лад» считает, что Россия не должна довольствоваться ролью «охвостья» западной цивилизации. У России есть свой путь к достойному будущему, свой цивилизационный проект и своя историческая миссия. В условиях глобализации занять достойное место в мире может только сообщество с населением не менее 300 миллионов человек. Поэтому создание Евразийского союза является объективной необходимостью. Но, чтобы ускорить евразийскую интеграцию и восстановить добровольный союз братских народов на евразийском пространстве, российской власти надо наряду с экономическими скрепами выявлять общие черты ментальной самобытности и исторические события, объединяющие наши народы в одну семью. ДНК-генеалогия подтверждает, что киргизы, казахи, таджики, узбеки являются нашими генетическими родственниками с «арийской биографией».
Вывод: для того, чтобы спасти Русский мир, Российская Федерация должна выполнить заветы Александра Невского и воплотить в жизнь его русско-евразийскую цивилизационную идею.
Владимир НИКИТИН, председатель Координационного Совета ВСД «Русский Лад»
(Доклад на «круглом столе» в Госдуме РФ 5 апреля 2021 года)
Видеозапись выступления: https://rus-lad.ru/news/vladimir-nikitin-o-mirovozzrencheskom-vybore-aleksandra-nevskogo/