В.С. Никитин. Иларион Киевский – защитник русского мировоззрения

В.С. Никитин. Иларион Киевский – защитник русского мировоззрения

Важно отметить, что и духовные и светские мыслители на Руси стремились оградить русское православие от чрезмерного влияния иудаизма, католицизма и даже византинизма, а также максимально приблизить его к исконному народному православию – правой вере. Мощный толчок к развитию русскомыслия в Святой Руси произошел в период княжения Ярослава Мудрого (1015–1054 гг.). Великая заслуга князя в том, что он создал при построенном Софийском соборе крупный литературный центр, ставший своеобразной средневековой академией.

Ближайшим сподвижником Ярослава Мудрого был Иларион, по прозвищу Русин, первый русский, возведённый в сан митрополита и к тому же без разрешения византийского патриарха. Перу Илариона принадлежит первый дошедший до нас опыт философии истории в древнерусской мысли – знаменитое «Слово о Законе и Благодати». В нем Иларион противопоставил Закон (Ветхий завет) и Благодать (Новый завет) и дал отпор иудеям- «ветхозаветникам», возомнившим себя богоизбранным народом, имеющим право на исключительность. Он защитил достоинство русского народа, показав его историческую миссию: быть хранителем Благодати и нести людям Свет Нового завета, т.е. учения Христа Cпасителя. При этом он не демонизировал иудеев и восславил их Бога, т.е. подтвердил миролюбивость русских. Иларион впервые в русской литературе представил образ идеального князя, который должен быть добродетельным, т.е. управлять честно, соблюдать закон, заботиться о своих подданных и призван собрать богатство добрых дел.

Иларион своим «Словом о законе и благодати» создал теоретическую базу для борьбы светской власти с «церковной автономией», с засилием церковных иерархов в политической общественной жизни, а также оказал противодействие экспансионистским замыслам Константинополя, стремившегося провести византинизацию древнерусской церкви и русского искусства. Выступление Илариона против византинизации русской церкви носило принципиальный характер. Аргументом для него служил тезис, что «благодать», отвергая «закон», провозглашает свободу. Учение Христа, на его взгляд, освобождало от всякого гнёта, в том числе и религиозного. С точки зрения русского митрополита любой человек может стать не рабом, а сыном божьим, если он творит добро по Христову учению. За богословской фразеологией Илариона проступает глубокая вера в великое будущее русского народа и в его «богоносность».

Иларион дал толчок вольнодумству и свободомыслию в развитии древнерусской мысли. Его дело продолжил автор «Изборника» (1076 г.) Иоанн Грешный. Он отвергал монашеский путь спасения, противопоставляя ему «мирской», «светский». Иоанн писал: «Вера без дел мертва. Дела должны приносить благо. Начало же добрых дел – почитание книжное, знание. Благочестив не тот, кто проводит время в постах и молитвах, но тот, кто добродетелен в жизни и творит благо ближнему. Праведная вера обязывает, прежде всего, служить людям. Это и есть милостыня Богу». «Изборник» (1076г.) предлагал великокняжеской власти определять свою политику из интересов народных масс и действовать, опираясь на их силы.

Такова «народность» русскомыслия.

В.С. НИКИТИН, председатель Координационного совета ВСД «Русский Лад»

(Из книги «Русофобия и русскомыслие в судьбе России»)

Читайте также

Космическая идеология XXI века: русский космизм против трансгуманизма Космическая идеология XXI века: русский космизм против трансгуманизма
На рубеже 1960-70-х годов произошла переориентация мировой техносферы в сторону прикладных информационных технологий, направленных на управление сознанием (как массовым, так и индивидуальным) и постеп...
26 июля 2024
Петербург. XXIV конкурс имени М.К. Аникушина Петербург. XXIV конкурс имени М.К. Аникушина
В этом году в 24-й раз в ноябре месяце пройдет XXIV конкурс юных скульпторов имени Михаила Константиновича Аникушина, Народного художника СССР, Героя Социалистического Труда, Академика Российской Акад...
26 июля 2024
Наследие М.В. Ломоносова в пространстве исторической памяти Поморья Наследие М.В. Ломоносова в пространстве исторической памяти Поморья
В конце июня на базе Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики в рамках Всероссийской конференции «III Юдахинские чтения» прошел Межрегиональный научно-экспертный семинар, у...
26 июля 2024