В родовом гнезде Васнецовых

В родовом гнезде Васнецовых

Впервые с названием села Ошеть я встретился несколько лет назад: на трассе Киров – Вятские Поляны (примерно в 70 километрах от областного центра, почти на границе Сунского и Кумёнского районов). До этого не обращал внимания на большой транспарант, сообщавший, что Ошеть – родина Васнецовых...

Да оно и понятно, ведь чаще мы слышим о сёлах Лопьял Уржумского района и Рябово Зуевского района, где родились сыновья Михаила Васильевича и Аполлинарии Ивановны Васнецовых. Одни из них стали всемирно известными художниками, другие — учителями-просветителями на местной ниве. Они потомственные почётные граждане города Вятки. Но именно из Ошети ведёт начало знаменитый род Васнецовых. Спасская церковь и её служители.

По свидетельству краеведов, название местной речушки, которая протекает недалеко от Казанского тракта, произошло от слов «ош», что на местном наречии означало «медведь», и «еть» — «угол», то есть «медвежий угол». Шло время, местность становилась более обжитой, но название сохранилось прежнее — Ошеть. Потом на месте пустоши, принадлежавшей Трифонову монастырю, было решено основать поселение. Среди церковнослужителей, прибывших на новое место, был дьячок Дмитрий Игнатьевич Васнецов.

В 1690 году началось строительство церкви. Была она деревянной, рубленной из добротного векового леса, который рос почти рядом с будущим селом. Ставили её, как и большинство построек того времени, на просмолённые пни, лишь под алтарную часть заложили фундамент из камня. Со временем она обветшала, и в 1740 году была удовлетворена просьба ошетских прихожан о возведении каменного храма.

Через два года местные крестьяне и специально присланные из Трифонова монастыря рабочие приступили к сооружению церкви. В 1747 году начались отделочные работы. Причт тогда состоял из священника Иустиана Стефановича Россихина и дьячков — братьев Иосифа Дмитриевича и Афанасия Дмитриевича Васнецовых.

Позже диакон Спасского храма Иоанн Иосифович Васнецов продолжил дело предков по благоустройству церкви: вместе с диаконом вятского Богоявленского собора Иоанном Котлецовым трудился над росписями стен и сводов храма. Вместо отжившей свой недолгий век деревянной колокольни в 1770 году начато возведение кирпичной, расположенной рядом с новым храмом. Через три года её сооружение было завершено. Колокол, отлитый в г. Слободском Иваном Никитовичем Бакулевым, перенесли со старой колокольни на вновь построенную.

Население прихода Спасского храма постепенно увеличивалось, в 1775 году в округе было почти 600 дворов. Спасская церковь становится тесной для возрастающего числа прихожан. Снова ошетцы обращаются к владыке, и им выдаётся храмозданная грамота на построение придела во имя Иоанна Богослова, который был освящён в сентябре 1778 года.

В 1792 году на служение в Спасский храм приезжает окончивший духовную семинарию священник Иаков Иванович Васнецов.

В 1796 году в ошетскую церковь была пожертвована икона Спаса Нерукотворного старого письма. На ней была сделана надпись: «Украшает сей образ старанием священников Иоанна Широких и Иакова Васнецова с усердием крестьянина Парфения Широких с 1796 г.». Вот откуда пошли начала живописного таланта, который через столетие обрёл полную силу и проявился в знаменитых работах братьев-художников Виктора и Аполлинария Васнецовых.

Продолжая дело служения Богу и ошетской пастве, по собственному желанию в 1833 году в село приезжает дьячок Николай Васильевич Васнецов с супругой. Вслед за ним в 1836 году сюда с семьёй перебирается из Нолинска Георгий Андреевич Васнецов, рукоположенный во священники. Население в округе всё прибавлялось, строились и другие храмы, и часть починков и деревень отходила к новым приходам. Несмотря на это, в 1808 году в Спасском приходе числилось 684 двора, 2685 человек мужского пола и 3121 — женского. И снова ошетский храм становится мал для местных прихожан, поэтому в 1843 году тёплый придел полностью разбирают и в течение почти четырёх лет строят на этом месте новую, больших размеров тёплую церковь. Её правый престол был освящён 7 ноября 1848 года во имя Архангела Михаила, а левый — 25 сентября 1851 года в честь Иоанна Богослова. В таких размерах она и дошла до наших дней.

В 1813 году вокруг церкви было закончено строительство каменной ограды, которую в 1855 году продлили до колокольни после её соединения кирпичным переходом с храмом. Печальна её судьба, как, впрочем, и самой церкви. В советское время столбы и основание кирпичной кладки были сломаны, а кованую решётку увезли в Суну. Сейчас сквозь пожухлую траву ещё можно разглядеть её остатки…

В 1887 году было удовлетворено прошение священника Георгия Андреевича Васнецова: будучи в преклонном возрасте, он просил о выходе за штат. На его место по окончании духовной семинарии был назначен внук — священник Николай Михайлович Васнецов. Второй внук Алексей Михайлович также вернулся на родину. По окончании духовной семинарии приехал в Ошеть и младший из сыновей Михаила Георгиевича — Пётр. Он работал учителем в школе деревни Выводнянской.

Восстановление разрушавшейся святыни стало возможным благодаря настойчивости вятского краеведа О.Н. Виноградова, который бил во все колокола, пытаясь доказать необходимость возрождения церкви в честь образа Спаса Нерукотворного. Он встречался с высоким начальством, руководителями различных организаций, выступал на телевидении, писал статьи в областную прессу. Старания дали результат: реставрация ошетского храма была включена в программу «Васнецовское кольцо».

Местные ветераны труда во главе с Леонидом Ивановичем Зворыгиным взялись за возрождение церкви. Начали с алтаря. Подновили крышу, почти неделю долбили слежавшийся на полу храма цемент, убрали мусор. Когда стал проглядывать пол, собрали у населения чугунные плиты, унесённые из храма. Изготовили и вставили оконные рамы и двери, частично оштукатурили и побелили изнутри холодный придел. К сожалению, возможности энтузиастов были невелики, значительной помощи ждать было неоткуда, вот и делали, что могли, но и это было большим благом для ошетской церкви. Как подремонтировали холодный придел, стали собирать по домам иконы и утварь, которые сохранились у верующих. 6 декабря 2003 года восстановленная часть Спасской церкви была освящена.

Возрождается храм, оживает и село. Населяют его сейчас не только старики. До областного центра недалеко, природа здесь отличная: свежий воздух, поля, луга, леса, речка и пруд, грибы и ягоды — одним словом, подходящее место для отдыха, поэтому покупают здесь горожане дома под дачи.

Но посещают эти места не только ради отдыха. По количеству достопримечательностей и памятников небольшому селу может позавидовать любой провинциальный городок. Есть здесь даже небольшой краеведческий музей. Прикоснуться к местным святыням, услышать интересный рассказ о прошлом и настоящем Ошети, о её замечательных жителях, испить воды из святого источника и помолиться в Спасском храме приезжают люди даже из-за пределов нашей области. Среди уроженцев Ошети — немало известных людей: это священнослужители, артисты и скульпторы, высшие офицеры, доктора наук, заслужившие в СССР и России почёт и уважение своим добросовестным трудом. Один из них — вятский скульптор Николай Леденцов, который с супругой Людмилой Дмитриевной изготовил и установил на въезде в Ошеть поклонный крест. На нём укреплена табличка с надписью: «Село Ошеть основано в 1690 году при участии Дмитрия Игнатьевича Васнецова, священнослужителя Спасской церкви, предка художников Виктора и Аполлинария Васнецовых».

Это не единственный памятник в Ошети; достопримечательностей, удостоенных внимания скульптора, здесь несколько. Памятные знаки, изготовленные Н.А. Леденцовым и посвящённые Васнецовым, установлены на местах, где стоял их родовой дом и сельская школа, где священники обучали детей; у ключа, который недалеко от Ошети открыли и расчистили Васнецовы.

Владимир ШЕИН

«Кировская правда»

Читайте также

Грядущая Скифия Грядущая Скифия
Доклад писателя Павла Зарифуллина о будущем России и мира на заседании Московского Скифского клуба...
15 сентября 2024
Он всегда был против Он всегда был против
Несмотря на то, что Егор Летов умер 16 лет назад, его песни продолжают слушать и петь. «Гражданская оборона» — голос городской «изнанки», это музыка, ставшая по-настоящему народной. Тот факт, что она ...
13 сентября 2024
Генетическое самоубийство Генетическое самоубийство
По нашему твердому убеждению, основной причиной вымирания русского народа в мирное время является алкоголизм. Алкоголь – это мощнейшее генетическое оружие, которое используется для уничтожения на гене...
13 сентября 2024