В. Путинцев. «Наше всё»

Поэт Валерий Брюсов заявил, что если какая-либо катастрофа уничтожит написанное Пушкиным, он, Брюсов, по памяти восстановит всё до последнего слова. Это заявление свидетельствует, первое, о феноменальной памяти Брюсова, второе, — об исключительной ценности литературного наследия Пушкина.
Он — действительно «наше всё». Его роман «Евгений Онегин» Белинский назвал «энциклопедией русской жизни». Что уж говорить обо всём творчестве гения. Сам Пушкин сравнивал искусство с эхом и зеркалом жизни: они отражают всё, что окружает нас.
«Себя, как в зеркале, я вижу», — написал поэт о своём портрете кисти Ореста Кипренского. «Но это зеркало мне льстит», — заметил поэт, подчеркнув тем самым, что зеркало искусства не плоское, равнодушное и холодное, — оно способно увеличивать и уменьшать, печалить и радовать. Прибавим: оно может, как рентгеновский луч, высвечивать то, что спрятано внутри предмета или явления.
Пушкин – на редкость многогранное, фокусирующее, проникающее и способное «жечь сердца людей» зеркало.
Андрей Вознесенский в поэме «Лонжюмо» написал о вожде трудового народа Ленине: он, «как рентген, просвечивает нас», «на все вопросы отвечает Ленин». То же самое можно сказать и о Пушкине.
Давайте спросим гения, что представляет собой наш век. Ответ поэта поразительно точен:
Наш век — торгаш. В сей век железный
Без денег и свободы нет.
Это век злата и булата:
«Всё моё», — сказало злато.
«Всё моё», — сказал булат.
«Всё куплю», — сказало злато.
«Всё возьму», — сказал булат.
Это выстрел Пушкина по капитализму. Выстрел наповал.
В повести «Капитанская дочка» защитники дворянского господства и царской власти на военном совете в Оренбурге, обсуждая вопрос, как действовать против Пугачёва – оборонительно или наступательно — услышали предложение богаче других одетого человека, наверняка «денежного мешка»: действовать подкупательно. И Пугачев пал жертвой подкупленных властями предателей.
Вот и нынешний мировой капитал действует «подкупательно»: СССР стал жертвой купленных им горбачёвско-ельцинских иуд.
Неуёмная жажда власти, славы и обогащения — суть шкурнической эгоистической психологии — с потрясающей художественной силой осуждена Пушкиным во многих произведениях: «Сказке о рыбаке и рыбке», «Сказке о попе и его работнике Балде», в повести «Дубровский» (образ Троекурова), романе «Евгений Онегин». Вспомним сон Татьяны Лариной, в котором представители паразитических сословий изображены отвратительными чудовищами:
...За столом
Сидят чудовища кругом.
Один в рогах, с собачьей мордой,
Другой с петушьей головой.
Здесь ведьма с козьей бородой,
Тут остов, чопорный и гордый,
Там карла с хвостиком, а вот
Полу-журавль и полу-кот.
Страшно, когда эгоистическая психология становится массовой. Пушкин с горечью пишет: «Мы все глядим в Наполеоны: двуногих тварей миллионы — для нас орудие одно».
Есть ли у Пушкина ответы на вопросы о власти: какова она в России? Есть. Вместе с друзьями-декабристами поэт много размышлял над этим. В оде «Вольность» он выражает самый решительный протест против абсолютного единовластия. Оно для него неприемлемо:
Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу...
Читают на твоём челе
Печать проклятия народы,
Ты ужас мира, стыд природы,
Упрёк ты богу на земле.
Единоличная и безграничная власть представляется Пушкину преступной по своей природе («Анчар»). Она соблазняет возможностью осуществления всех желаний и побуждает не брезговать никакими средствами, чтобы захватить её, а захватив, сохранить. Эта мысль читается в пушкинском «Борисе Годунове».
Трагедия Бориса Годунова в том, что он человечен, совестлив, а это несовместимо с пребыванием на царском троне. На нём может заслужить одобрение только тот, кто, как Пётр Первый, сумеет героическим трудом внести большой вклад в укрепление и развитие своего государства. И Пушкин славит Петра за это:
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
Но и Пётр Первый, героическими усилиями вздыбивший Россию, «строитель чудотворный», вознесший «из тьмы лесов и топи блат» новую столицу страны, которой нельзя не восхищаться («Люблю тебя, Петра творенье»), прорубивший для России «окно в Европу» («Все флаги будут в гости к нам») – даже Пётр не избегает осуждения Пушкина. Поэт упрекает «медного истукана» устами маленького человека: «Ужо тебе»: во дворцах «северной Пальмиры» живут богачи, а бедняки ютятся в лачугах и не защищены от капризов и катаклизмов безжалостной природы. Плохо, когда власти не думают о «маленьком человеке» и преследуют его, если он посмеет роптать.
Протест против виновников бед неизбежен, но он безумен, бессилен, жалок, если одинок. А какой протест против могучей бесчеловечной власти перспективен и победоносен? И какой должна быть приемлемая власть? — спросим мы у Пушкина.
«Самый умный человек в России» (так сказал о Пушкине Николай I) отвечает: на троне и рядом с ним должны быть разум и музы. «Беда стране, где раб и льстец одни приближены к престолу, а богом избранный певец стоит, потупив очи долу». Иначе говоря, власть должна быть просвещенной. Себя, любезного народу носителя разума и добрых чувств, способного «глаголом жечь сердца людей», Александр Пушкин считал стоящим выше царя Александра Первого. Читайте «Памятник». И о Льве Толстом говорили: два царя у нас на Руси — Николай Второй и Лев Толстой; Николай ничего не может сделать с Толстым, тогда как Толстой колеблет трон Николая.
Пушкин и Толстой здесь выступают не как самодержцы, а как выразители чаяний народа — творца истории, жаждущего свободы и справедливости. Трудовой народ — подлинный хозяин на земле. Свои мечты он выражал и выражает в сказках, а сказки делает былью.
Содержанием своих сказок, близких во всех отношениях к народным, и всеми другими своими сочинениями Пушкин заражает людей отвращением к злу властолюбия, корысти, лжи, жестокости, несправедливости и симпатией к трудолюбию, скромности, верности, честности, справедливости, совести, долгу, мужеству — всему, что ценит народ. Вспомним отношение автора и читателей к Татьяне Лариной, Дубровскому, кузнецу Архипу, Петру Гринёву, Марье Мироновой, Пугачёву, — с одной стороны и к Троекурову, Швабрину (фамилия-то какая!) — с другой.
По Пушкину, высшим законом, управляющим людьми, должна быть совесть. Её прокуроры и судьи — честь, долг, стыд. Совесть казнит Бориса Годунова за пролитую им кровь невинных. Совесть «когтит» за преступленья скупого рыцаря, который жаждет царствовать над всем и всеми, используя силу золота и силу меча.
Против врага справедливо использовать его же оружие. «И братья меч вам отдадут», — написал Пушкин революционерам-декабристам. Если внимательно прочитать «Дубровского» и «Капитанскую дочку», можно заключить, что Пушкин неспроста нарисовал картины крестьянских войн. Он указал на причины, сильные и слабые стороны мужицких бунтов, чтобы новые борцы за народное счастье сделали нужные выводы. Поэт верил в конечную победу дружной, четко продуманной, хорошо организованной, решительной, обеспеченной поддержкой и участием народа борьбы:
Товарищ, верь: взойдёт она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Пушкин справедливо назван солнцем нашей поэзии. Он солнечен не только верой в светлое будущее, но и тем, что воспевал всё солнечное в жизни: «мороз и солнце — день чудесный», «в багрец и золото одетые леса», чудные мгновенья любви, которой «все возрасты покорны», дружбу, неразделимую и вечную, как душа, свободу, честь, отечество.
Трудно найти русского человека, который бы не знал пушкинского призыва:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
«Россия, встань и возвышайся!» – патриот предупреждает в стихотворении «Клеветникам России» всех, кто чернит его страну: Россия не даст себя в обиду.
Великий поэт против вражды между народами. Он уверен: рано или поздно «...народы, распри позабыв, в великую семью соединятся». Как же актуально звучат эти слова сегодня!
Пушкин оставил нам бесценное наследие: дал классические образцы всех жанров литературного творчества на базе «великого, могучего, свободного и правдивого» языка русского народа. Дал мощный толчок развитию всех видов искусства: живописи, музыки, скульптуры. По мотивам его произведений написаны десятки и сотни картин, опер, романсов. Он помог расцвесть гениальным Репину, Серову, Чайковскому, Мусоргскому, Лермонтову, Блоку, Есенину, Маяковскому.
Закончу четверостишием:
«Мороз и солнце». Блеск опушки.
Багрец осенний. Серебро зимы...
«Я вас любил. Любовь ещё...» и мы
Всем говорим: «Россия — это Пушкин».
Виктор ПУТИНЦЕВ, заслуженный учитель школы РФ, кандидат педагогических наук, г. Нолинск Кировской области