В. Федоткин. Власти запутались в программах и обещаниях

В. Федоткин. Власти запутались в программах и обещаниях

Уверен: ни Путин, ни Медведев уже не помнят, сколько за время их правления страной принято Концепций, Стратегий, Прогнозов и Программ! Более того, они запутались в них: кому что обещали, кому что поручали. И немудрено. Трудно вспомнить хотя бы самые основные их этих документов. Концепция развития России до 2020 года. Стратегия развития до 2030 года. Такая же – до 2036 года. Стратегии: научно-технологического развития, пространственного развития. Стратегии: экономической безопасности, экологической безопасности. Концепция демографической политики. Бюджетный прогноз до 2036 года и т.п. А сколько программ! И ещё много чего.

На их разработку выделяются огромные деньги. В каждой из них – обещания улучшить жизнь людей и повысить эффективность экономики. И всему этому народ верит, хотя каждый раз его дурят. И так продолжается из года в год по кругу: приняли – пошумели – забыли. Бумаг много – обещанных результатов нет.

В следующем году завершается срок «Концепции развития России 2020». Уверен, власти не только не будут подводить её итоги, но вообще постараются замолчать этот вопрос. А ведь сколько обещали! Под утверждением этой Концепции стоит подпись В.В. Путина, в то время (в 2008 году) возглавлявшего правительство России. Были поставлены задачи, о которых постоянно говорили в то время: устойчивое повышение благосостояния народа, поступательное развитие экономики, укрепление позиций в мировом сообществе. При этом был сделан удивительный вывод: за последние годы Россия восстановила статус мощной экономической державы?!! Многие забыли об этих задачах. Но их стоит вспомнить, чтобы ещё и ещё раз не попадаться на пустые обещания:

- уровень доходов и качество жизни россиян к 2020 году достигнет показателей, характерных для развитых экономик! Произойдёт значительное сокращение неравенства и преодоление бедности! Реально располагаемые доходы населения вырастут на 53-54! Доля среднего класса составит более половины населения;

- усиление охраны здоровья, продолжительность жизни возрастёт на 2,5 года;

- доля населения, проживающего в местах с неблагоприятной экологической обстановкой, снизится с 43% до 14% в 2020 году.

- средний уровень обеспеченности жильём достигнет к 2020 году около 30 кв м на человека (или 100 кв м на среднестатистическую семью). Сокращение к 2020 году срока обеспечения социальным жильём   малоимущего населения: оно должно ждать получения жилья не более 3-5 лет после постановки на учёт;

- реформа пенсионной системы приведёт к повышению размера пенсий, обеспечивающих достойную жизнь пенсионеров;

- в 2015-2020 годах Россия должна войти в пятёрку стран-лидеров по объёму валового внутреннего продукта. Россия сумеет выдержать конкуренцию не только с Китаем и Индией, но и высококачественной и инновационной продукцией развитых стран Европы, США и Азии.

Можно, конечно, продолжить перечисление всего обещанного к 2020 году, но, думаю, уже перечисленного достаточно.

7 мая 2012 года вышел Указ президента №596 «О долгосрочной государственной экономической политике», тоже подписанные Путиным, но уже в должности Президента. Напомню его основные задачи: создание и модернизация 25 млн высокопроизводительных мест к 2020 году; увеличение производительности труда к 2028 году в 1,5 раза; повышение позиции России в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120-й до 20-й позиции в 2018 году!!! Но ни одна из задач Концепции и Указа не была выполнена. По-хорошему, Путину и Медведеву, прежде всего, надо было пригласить независимых учёных, специалистов и разобраться, почему не выполняются их указы и законы. Но никаких выводов о причинах не было сделано. Для нынешней власти это стало системой. А как можно предлагать лечение, не поставив диагноза? Видимо, для нынешнего руководства страны это можно.

Но самое основное – они берутся за частные вопросы, но не говорят о главном – какой видят Россию в будущем. Куда её ведут? К социализму? Конечно, нет. В капитализм – никто нас не пустит в клуб развитых капиталистических стран. Там уже всё занято. Рынок поделён. Колония, продающая сырьё, Западу тоже надолго не нужна. Вообще, современная Россия никому не нужна, вот и пинают её все кому не лень.

Оправдывая невыполнение своих указов и законов, власти любят жаловаться на санкции со стороны Западных стран. А что, они всё ещё ждут от них помощи? С какой стати? Более того, к подготовке этих документов было приглашено свыше 100 западных «специалистов». Непонятно, если США и Запад постоянно мешают нам, то зачем было приглашать от них помощников-специалистов, да еще платить им? А что из этого вышло? Кто выиграл?

Здесь стоит вспомнить о Сталине – почему ему и его Правительству не сумели помешать ни США, ни Западные страны? Потому, что они не заигрывали с Западом, не подстраивались под них и не копировали. Потому, что Сталин работал на наш народ, на СССР, сумел мобилизовать все силы страны на её развитие. Каждый Советский Союз вводил по 600 лучших, по тем временам, предприятий и к 1937 году СССР вышел на второе место в мире и первое место в Европе по основным видам тяжёлой промышленности. Причём без болтовни и громких деклараций. Вот чего нам не хватает.

Не умея «работать» по-другому, власти снова идут по-прежнему пути и повторяют старые ошибки. 7 мая, но уже 2018 года, президент России подписал Указ №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В нём тоже много хороших обещаний. К 2024 году снизить в два раза уровень бедности; улучшать жилищные условия не менее 5 млн семей ежегодно; Россия должна войти в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых; повысить ожидаемую продолжительность жизни до 78 лет (к 2030 году – до 80 лет). И многое другое.

В центр решения этих задач поставлены 12 Национальных проектов. Но как это увязано с недавно принятым федеральным бюджетом до 2024 года? Давайте посчитаем. Из него в ближайшие три года на проекты необходимо выделить 8,6 трлн рублей. Но сам бюджет за эти годы должен вырасти всего на 2,6 триллиона, то где взять недостающие 6 трлн? Если даже ни на образование, ни на здравоохранение, ни на что другое не увеличивать деньги, всё равно не хватит.

Может, региональные бюджеты выручат? Из них на проекты планируют выделить 5 трлн, но сами бюджеты должны вырасти всего на 3 трлн рублей. И здесь не хватает 2 трлн. Да ещё долги у регионов почти 2 трлн. Выходит, и они на это денег не найдут. Частный бизнес тоже не очень охотно вкладывает деньги в такие проекты. Об этом говорил вице-премьер, министр финансов Силуанов в июне 2019 года на Санкт-Петербургском экономическом форуме. Значит, проекты заведомо не будут выполнены.

Вот и получаются метаморфозы, о которых пишет даже Счётная палата РФ. Так, в Указе президента говорится о ежегодном улучшении жилищных условий 5 млн семей. Но в программе «Обеспечения доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами» эта цель отсутствует! Забыли или специально не внесли, поскольку не хватает денег? Другой пример: Указом определено – обеспечить повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году – до 80 лет). Но в паспортах программ «Развитие здравоохранение» и «Демография и здравоохранение» эта задача отсутствует. Снова забыли?

Да и то, на что увеличивается финансирование, реально выглядит совсем не так радужно, как официально преподносится. Возьмём здравоохранение. Из бюджетов всех уровней на финансирование этой сферы в 2020 году выделяется три процента валового внутреннего продукта, а в эти же годы Великобритания выделяет 7,2 процента, Франция – 8,0%, США 10,1%. Если учитывать, что их валовой внутренний продукт в разы больше нашего, отставание в финансировании здравоохранения в ближайшие годы только увеличится. Чем же здесь хвалиться? Примерно та же картина и с образованием.

Вообще, парадоксов много. Профицит, то есть превышение доходов над расходами, в 2019 году составляет 1,9 трлн рублей. На ближайшие годы запланирована, примерно, такая же сумма. Это так называемые «лишние» деньги. Но возникает вопрос: если есть «лишние», то зачем власть лезет в новые долги? Если в 2018 году госдолг составил 12,5 трлн руб, в 2019 – 19,5 (на три триллиона больше), то в 2022 году составит 21,2 трлн. При этом о профиците по всем каналам телевидения говорят практически каждый день, а о росте долга молчат. Почему? А ведь только на обслуживание государственного и муниципального долга за эти годы уйдёт около 4,4 трлн рублей - значительно больше, чем тратится в год федеральным бюджетом на оборону, в 4 раза – на здравоохранение, в 4 раза – на образование, почти в восемь раза больше, чем на ЖКХ. С кого будут брать деньги на погашение долга? Ради чего это делается? Ради заботы о простом человеке?

В ближайшие три года планируется осуществить дополнительные взносы в уставные капиталы акционерных обществ в размере почти 300 млрд рублей. Но непонятно, зачем это делается? Что это даст простому человеку? Скажется ли на улучшении его жизни? Или выделенные деньги будут просто прокручиваться в банках?

К сожалению, это не единичные примеры. 120 млрд рублей выделяется на стройки, по которым ещё нет в полной мере подготовленной документации, что, конечно, превратит их в долгострой. В 2018 году 50 процентов объектов подлежащих вводу, так и не были введены в эксплуатацию. А сколько их ещё будет?

Завершить хочу фразой председателя правительства РФ Д.А. Медведева во время его недавнего отчёта перед журналистами: «Люди по регионам молчат, значит, их всё устраивает»! Выводы делайте сами.

В.Н. ФЕДОТКИН, член Правления ВСД «Русский Лад», док. экон. наук, профессор

Читайте также

Космическая идеология XXI века: русский космизм против трансгуманизма Космическая идеология XXI века: русский космизм против трансгуманизма
На рубеже 1960-70-х годов произошла переориентация мировой техносферы в сторону прикладных информационных технологий, направленных на управление сознанием (как массовым, так и индивидуальным) и постеп...
26 июля 2024
Петербург. XXIV конкурс имени М.К. Аникушина Петербург. XXIV конкурс имени М.К. Аникушина
В этом году в 24-й раз в ноябре месяце пройдет XXIV конкурс юных скульпторов имени Михаила Константиновича Аникушина, Народного художника СССР, Героя Социалистического Труда, Академика Российской Акад...
26 июля 2024
Наследие М.В. Ломоносова в пространстве исторической памяти Поморья Наследие М.В. Ломоносова в пространстве исторической памяти Поморья
В конце июня на базе Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики в рамках Всероссийской конференции «III Юдахинские чтения» прошел Межрегиональный научно-экспертный семинар, у...
26 июля 2024