В человеке всё должно быть прекрасно… (160-летие со дня рождения А.П. Чехова в Красноярске)

В человеке всё должно быть прекрасно… (160-летие со дня рождения А.П. Чехова в Красноярске)

Представители прогрессивной русской интеллигенции второй половины XIX века страстно мечтали о прекрасной жизни в будущем, а для этого в «в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Эту фразу А.П. Чехов вложил в уста доктора Астрова в пьесе «Дядя Ваня», но как она современна! Ведь ныне все прозападные либеральные средства массовой информации, а точнее дебилизации, с настойчивостью, достойной лучшего применения, насаждают в умы молодого поколения культ праздности, безделья, безнравственности и пошлости. Борьбе против этих явлений в жизни людей посвятил Антон Павлович всё своё творчество.

«Боже мой, как богата Россия хорошими людьми!», – восклицал в своё время А.П. Чехов. А мы за ним с полным правом можем с гордостью сказать: «Как богата русская классическая литература талантами». На исходе XIX века в ней яркими бриллиантами небывалой изящности засияли три писателя, три великих русских патриота: Лев Толстой, Антон Чехов, Максим Горький. Творчество каждого из них – энциклопедия русской жизни. Их объединяет искренняя любовь к России, к русскому народу, к великому русскому Слову. Любовь не слепая, горе и боль народа они чувствовали острее и больнее, чем свои собственные.

Мудро и верно поступили авторы памятника А.П. Чехову в Красноярске, расположив писателя, рядом с громадной глыбой гранита. Ведь Чехов тоже огромная глыба не только в русской, но и мировой литературе. Знаменательно, что памятник расположен на берегу Енисея. Ибо Чехов «благословенен, как вода». Его творчество чисто и свежо, как енисейская вода, мысли – глубоки и широки как Енисей. Нам необходимо читать и изучать Чехова, следовать его примеру, иметь мужество жить в ненастную историческую пору и, наперекор всему, верить в русского человека.

По такой теме прошла на днях литературная гостиная в красноярской школе №3, посвящённая 160-летию со дня рождения великого русского писателя А.П. Чехова. Составила сценарий, элементы которого использованы в этой информации, и вела гостиную Л.А. Леменкова. Учащихся вместе с ней готовили учителя школы №3 А.В. Яруллина, М.С. Маркарян, И.С. Шабович и А.Д. Козлова из школы №99.

Подавляющее большинство участников – школьники средних классов, с учётом этого и был подготовлен сценарий. Основное внимание было обращено на жизненный путь писателя, ибо нравственное состояние общества начала XXI века очень похоже на нравственное состояние общества конца XIX века. Сегодня, как тогда, и в жизни, и в культуре царит культ наживы, пошлости, варварства и мракобесия, отсутствие социальных и культурных перспектив для детей из народа. И на примере жизни и творчества А.П. Чехова девочки и мальчики могли понять, что даже в таких условиях «воля и труд человека дивные дивы творят». Родившийся и выросший в небогатой купеческой семье на задворках империи А.П. Чехов стал всемирно известным писателем и драматургом, выработав свой особый стиль в литературе, его пьесы и сегодня с успехом идут на сценах лучших театров мира.

О детских годах и условиях, в которых воспитывался маленький Антон в провинциальном Таганроге рассказывали Алёна Кудреватых и Полина Пономарёва. А они были непростыми. Дети страдали от отцовского деспотизма. Но А.П. Чехов, вступивший в разговор в исполнении Валерия Щурова, очень тепло отозвался о родителях и все будущие свои успехи считал делом их рук.

Вскоре жизнь шестнадцатилетнего Антона круто изменилась и в течение трёх лет он вынужден был взвалить, оставаясь в Таганроге, на свои плечи все материальные заботы о семье, уехавшей в Москву. Об этом говорили Дмитрий Задонский и Ксения Кустикова.

В разговор вступают новые ведущие Арина Дрюкова и Руслан Борисов, на долю их пришлось рассказать о студенческих годах Чехова в Московском университете. Он сразу понял, что очень многое он должен изменить в себе, должен жить, «выдавливая из себя капля за каплей раба». Он разрабатывает свой кодекс воспитанности, который он излагает в письме к брату, а участников гостиной с ним познакомили семиклассники Савелий Девинов, Артём Долбин, Катя Лапшина, Костя Рогожин и Данила Румянцев. Ведущие продолжают рассказ о том, как Чехову, взявшему в студенческие годы заботу о семье, пришлось сотрудничать с «малой прессой», писать всякие юмористические «мелочи». И сколько ярких афоризмов подарил людям Чехов в этом жанре, вот хотя бы первый из них: «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда». Но и в последующих своих произведениях Чехов дал много хлёстких фраз блистательного юмора, в том числе наиболее знакомый нам «в Греции всё есть». Некоторые из них озвучили те же семиклассники.

Участникам гостиной предлагается маленькая сценка: разговор между Чеховым и Амфитеатровым (в исполнении Ивана Шелованова), который заканчивается принципом писателя в литературе: «Писатель должен писать много…Но не должен спешить!»

Вот Чехов и писал много, создавая рассказы-шедевры, которые мы знаем и помним со школьных лет: «Хамелеон», «Толстый и тонкий». По последнему шестиклассники Вера Цветкова (читала от автора), Миша Глухов, Ульяна Глинкина, Миша Шеходанов, Артур Ахметшин исполнили сцену, тепло встреченную зрителями.

Будучи студентом, Чехов начал заниматься практической медициной. И вот Валерий Щуров в образе Чехова вклинивается в разговор и произносит: «Медицина – моя законная жена, а литература-любовница». Но именно занятие медициной помогли Чехову создать образы врачей Астрова, Дымова, Соболя, Рагина, Старцева и написать такие рассказы, как «Палата №6», «Случай из практики», «Ионыч», «Чёрный монах», – говорит Руслан Борисов.

Илья Лавренёв и Даша Левченко отметили, что только в Петербурге Чехов встретился с людьми большой литературы, и здесь впервые в письме Д.В. Григоровича прозвучало признание чеховского таланта, что подтолкнуло его переменить свою писательскую судьбу.

Особое место в жизни Чехова занимают годы, проведенные им в имении семьи Киселёвых – Бабкине. Здесь царили изящество и вкус в повседневном поведении, глубокие духовные интересы, споры об искусстве. Именно образы обитателей и картины жизни этой семьи нашли отражение в героях «Вишнёвого сада».

Монолог Лопахина из этой пьесы, ставшего владельцем вишнёвого сада, превосходно прочитал Никита Илюшин из школы №99. Ему удалось мимикой, жестами, изменением громкости голоса показать дельца, «американца самой новой марки», стремящегося «всё захватить, всё захватать, руками нацеленными рвать, держать, кромсать». И хотя в конце монолога Лопахин выражает сочувствие бывшей владелице сада, но у него не хватило такта подождать с вырубкой вишен до её отъезда. Как ныне нам это знакомо.

И вновь в разговор вступают первые ведущие Алёна Кудреватых и Полина Пономарёва. Они начинают рассказ о повести Чехова «Степь», которая для него стало рубежной, и которую с полным правом можно назвать чудесной поэмой, мощным, торжественным гимном величию и красоте родины. Максим Кравченко, Полина Терешкова, Лёня Лабазников рассказывают о впечатлениях Егорушки, главного героя повести, которые связаны с детскими впечатлениями Чехова. И это не случайно, ибо в ней автор «растворяется» в героях и картинах.

Его часто обвиняли в безыдейности, на что Валерий Шуров в образе Чехова отвечает его словами: «Моя святая святых – это человеческое тело, здоровье, ум, талант, любовь и абсолютнейшая свобода, свобода от силы и лжи, в чём бы последние две не выражались».

Далее разговор заходит о поездке Чехова на Сахалин, но об этом несколько позже.

Затем писатель предпринимает поездку по Европе, где он ощущает огромное разнообразие русской жизни. После возвращения из-за границы Чехов занимается благотворительной деятельностью, собирает средства для голодающих, продолжают рассказ Дмитрий Задонский и Ксения Кустикова. Вскоре он приобретает усадьбу в Мелихове, по поводу чего он сказал: «Не было у бабы хлопот, так купила баба порося! Купили и мы порося -большое громоздкое имение». Эти слова на гостиной произносит Валерий Щуров.

Ведущие рассказывают о мелиховском периоде жизни писателя. В этот период он знакомится с женщинами, которым, во всяком случае они считали так, предстояло стать прототипами героинями его произведений. Это Лидия Стахиева (Лика), о которой актриса Щепкина-Куперник (её роль исполняет Даша Кузнецова) говорила: «Лика была девушкой необыкновенной красоты. Настоящая Царевна-Лебедь из русских сказок». Именно её многие считали прототипом Нины Заречной из пьесы «Чайка». А вот Лидия Авилова была уверена, что она прототип героини рассказа «О любви». Валерий Щуров произносит слова Чехова: «Я понял, что, когда любишь. То в своих рассуждениях об этой любви надо исходить от высшего, от более важного. Чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе».

В 1895 году Чехов по приглашению Л.Н. Толстого посетил Ясную Поляну. Лев Николаевич считал, что: «Чехов создал новые, совершенно новые… для всего мира формы писания…»

Далее рассказ продолжают Арина Дрюкова и Руслан Борисов. К сожалению, счастливая мелиховская жизнь прерывается из-за обострения у писателя туберкулёза и ему пришлось переехать в Ялту. Но именно эти годы жизни Чехова были связаны с Московским Художественным театром, на его сцене увидели свет знаменитые пьесы «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры». И ныне этот театр носит имя А.П. Чехова.

На сцену выходят Илья Лавренёв и Даша Левченко и начинают рассказ о взаимоотношениях писателя с Ольгой Леонардовной Книппер, как он называл её «последняя страница моей жизни». В 1899 году они узаконили свои отношения. Дальше были годы долгих разлук, редких встреч и чрезвычайно насыщенной переписки, одухотворённой и овеянной любовью.

Несмотря на то, что здоровье Чехова таяло с каждым днём, он написал замечательные произведения, ставшие украшением русской классической литературы: «В овраге», «Дама с собачкой», «Архирей», пьесу «Вишнёвый сад», прочитав которую Мейерхольд написал Чехову «… в драме Западу придётся учиться у вас».

Летом 1904 года Чехову вместе с женой пришлось выехать в курортный городок Баденвейлер. По воспоминаниям провожающих он прямо говорил: «Еду умирать» и предчувствие не обмануло его. 2(15) июля 1904 года оборвалась жизнь Антона Павловича, но жизнь его произведений продолжается и будет продолжаться до тех пор, пока человек имеет душу живую.

Во время поездки на Сахалин Чехов провёл один день в Красноярске, о его пребывании и памятнике ему на берегу могучего Енисея рассказала М.С. Розанова – сотрудница библиотеки им. Ф.М. Достоевского. Она напомнила, что Чехов был поражён Енисеем, и привела слова писателя: «В берегах Енисею тесно. Невысокие валы обгоняют друг друга, теснятся и описывают спиральные круги, и кажется странным, что этот силач не смыл еще берегов и не пробуравил дна. На этом берегу Красноярск, самый лучший и красивый из всех сибирских городов, а на том - горы, напомнившие мне о Кавказе, такие же дымчатые, мечтательные. Я стоял и думал: какая полная, умная и смелая жизнь осветит со временем эти берега!»

Затем Л.А. Леменкова провела викторину по творчеству Чехова. Ребята дружно отвечали на её вопросом, но чаще правильные ответы называл Никита Илюшин.

По традиции к ребятам обратился член Координационного Совета ВСД «Русский Лад», руководитель региональной организации В.С. Бедарев. Он горячо поблагодарил преподавателей и учащихся за любовь к русской словесности и творчеству Чехова и вручил им благодарственные письма.

Иван Стефанович БОРТНИКОВ – первый заместитель председателя КРО ВСД «Русский Лад»

Фото С.В. Рязанова

Читайте также

Вы хотите видеть и слышать Сталина? Приходите в Малый театр на «Большую тройку» Вы хотите видеть и слышать Сталина? Приходите в Малый театр на «Большую тройку»
Этот новый спектакль на сцене Малого театра можно назвать сенсационным уже потому, что среди трёх его главных героев — Сталин. Более того, он здесь воспринимается как самый главный персонаж. А много л...
27 Сентября 2020
«Оскар» нетрадиционной ориентации «Оскар» нетрадиционной ориентации
Американская киноакадемия ввела новые требования для картин, претендующих на заветную статуэтку в категории «Лучший фильм», лихо приравняв женщин к секс-меньшинствам и вынуждая режиссеров проходить че...
27 Сентября 2020
А. Казинцев. Новая ненормальность А. Казинцев. Новая ненормальность
Чиновники, их медиаобслуга всё чаще повторяют: «новая нормальность». Стильно звучащее словосочетание подхватила наша падкая на звонкую фразу элита. После отмены карантина о «новой нормальности» загов...
25 Сентября 2020