В человеке всё должно быть прекрасно… (160-летие со дня рождения А.П. Чехова в Красноярске)

В человеке всё должно быть прекрасно… (160-летие со дня рождения А.П. Чехова в Красноярске)

Представители прогрессивной русской интеллигенции второй половины XIX века страстно мечтали о прекрасной жизни в будущем, а для этого в «в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Эту фразу А.П. Чехов вложил в уста доктора Астрова в пьесе «Дядя Ваня», но как она современна! Ведь ныне все прозападные либеральные средства массовой информации, а точнее дебилизации, с настойчивостью, достойной лучшего применения, насаждают в умы молодого поколения культ праздности, безделья, безнравственности и пошлости. Борьбе против этих явлений в жизни людей посвятил Антон Павлович всё своё творчество.

«Боже мой, как богата Россия хорошими людьми!», – восклицал в своё время А.П. Чехов. А мы за ним с полным правом можем с гордостью сказать: «Как богата русская классическая литература талантами». На исходе XIX века в ней яркими бриллиантами небывалой изящности засияли три писателя, три великих русских патриота: Лев Толстой, Антон Чехов, Максим Горький. Творчество каждого из них – энциклопедия русской жизни. Их объединяет искренняя любовь к России, к русскому народу, к великому русскому Слову. Любовь не слепая, горе и боль народа они чувствовали острее и больнее, чем свои собственные.

Мудро и верно поступили авторы памятника А.П. Чехову в Красноярске, расположив писателя, рядом с громадной глыбой гранита. Ведь Чехов тоже огромная глыба не только в русской, но и мировой литературе. Знаменательно, что памятник расположен на берегу Енисея. Ибо Чехов «благословенен, как вода». Его творчество чисто и свежо, как енисейская вода, мысли – глубоки и широки как Енисей. Нам необходимо читать и изучать Чехова, следовать его примеру, иметь мужество жить в ненастную историческую пору и, наперекор всему, верить в русского человека.

По такой теме прошла на днях литературная гостиная в красноярской школе №3, посвящённая 160-летию со дня рождения великого русского писателя А.П. Чехова. Составила сценарий, элементы которого использованы в этой информации, и вела гостиную Л.А. Леменкова. Учащихся вместе с ней готовили учителя школы №3 А.В. Яруллина, М.С. Маркарян, И.С. Шабович и А.Д. Козлова из школы №99.

Подавляющее большинство участников – школьники средних классов, с учётом этого и был подготовлен сценарий. Основное внимание было обращено на жизненный путь писателя, ибо нравственное состояние общества начала XXI века очень похоже на нравственное состояние общества конца XIX века. Сегодня, как тогда, и в жизни, и в культуре царит культ наживы, пошлости, варварства и мракобесия, отсутствие социальных и культурных перспектив для детей из народа. И на примере жизни и творчества А.П. Чехова девочки и мальчики могли понять, что даже в таких условиях «воля и труд человека дивные дивы творят». Родившийся и выросший в небогатой купеческой семье на задворках империи А.П. Чехов стал всемирно известным писателем и драматургом, выработав свой особый стиль в литературе, его пьесы и сегодня с успехом идут на сценах лучших театров мира.

О детских годах и условиях, в которых воспитывался маленький Антон в провинциальном Таганроге рассказывали Алёна Кудреватых и Полина Пономарёва. А они были непростыми. Дети страдали от отцовского деспотизма. Но А.П. Чехов, вступивший в разговор в исполнении Валерия Щурова, очень тепло отозвался о родителях и все будущие свои успехи считал делом их рук.

Вскоре жизнь шестнадцатилетнего Антона круто изменилась и в течение трёх лет он вынужден был взвалить, оставаясь в Таганроге, на свои плечи все материальные заботы о семье, уехавшей в Москву. Об этом говорили Дмитрий Задонский и Ксения Кустикова.

В разговор вступают новые ведущие Арина Дрюкова и Руслан Борисов, на долю их пришлось рассказать о студенческих годах Чехова в Московском университете. Он сразу понял, что очень многое он должен изменить в себе, должен жить, «выдавливая из себя капля за каплей раба». Он разрабатывает свой кодекс воспитанности, который он излагает в письме к брату, а участников гостиной с ним познакомили семиклассники Савелий Девинов, Артём Долбин, Катя Лапшина, Костя Рогожин и Данила Румянцев. Ведущие продолжают рассказ о том, как Чехову, взявшему в студенческие годы заботу о семье, пришлось сотрудничать с «малой прессой», писать всякие юмористические «мелочи». И сколько ярких афоризмов подарил людям Чехов в этом жанре, вот хотя бы первый из них: «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда». Но и в последующих своих произведениях Чехов дал много хлёстких фраз блистательного юмора, в том числе наиболее знакомый нам «в Греции всё есть». Некоторые из них озвучили те же семиклассники.

Участникам гостиной предлагается маленькая сценка: разговор между Чеховым и Амфитеатровым (в исполнении Ивана Шелованова), который заканчивается принципом писателя в литературе: «Писатель должен писать много…Но не должен спешить!»

Вот Чехов и писал много, создавая рассказы-шедевры, которые мы знаем и помним со школьных лет: «Хамелеон», «Толстый и тонкий». По последнему шестиклассники Вера Цветкова (читала от автора), Миша Глухов, Ульяна Глинкина, Миша Шеходанов, Артур Ахметшин исполнили сцену, тепло встреченную зрителями.

Будучи студентом, Чехов начал заниматься практической медициной. И вот Валерий Щуров в образе Чехова вклинивается в разговор и произносит: «Медицина – моя законная жена, а литература-любовница». Но именно занятие медициной помогли Чехову создать образы врачей Астрова, Дымова, Соболя, Рагина, Старцева и написать такие рассказы, как «Палата №6», «Случай из практики», «Ионыч», «Чёрный монах», – говорит Руслан Борисов.

Илья Лавренёв и Даша Левченко отметили, что только в Петербурге Чехов встретился с людьми большой литературы, и здесь впервые в письме Д.В. Григоровича прозвучало признание чеховского таланта, что подтолкнуло его переменить свою писательскую судьбу.

Особое место в жизни Чехова занимают годы, проведенные им в имении семьи Киселёвых – Бабкине. Здесь царили изящество и вкус в повседневном поведении, глубокие духовные интересы, споры об искусстве. Именно образы обитателей и картины жизни этой семьи нашли отражение в героях «Вишнёвого сада».

Монолог Лопахина из этой пьесы, ставшего владельцем вишнёвого сада, превосходно прочитал Никита Илюшин из школы №99. Ему удалось мимикой, жестами, изменением громкости голоса показать дельца, «американца самой новой марки», стремящегося «всё захватить, всё захватать, руками нацеленными рвать, держать, кромсать». И хотя в конце монолога Лопахин выражает сочувствие бывшей владелице сада, но у него не хватило такта подождать с вырубкой вишен до её отъезда. Как ныне нам это знакомо.

И вновь в разговор вступают первые ведущие Алёна Кудреватых и Полина Пономарёва. Они начинают рассказ о повести Чехова «Степь», которая для него стало рубежной, и которую с полным правом можно назвать чудесной поэмой, мощным, торжественным гимном величию и красоте родины. Максим Кравченко, Полина Терешкова, Лёня Лабазников рассказывают о впечатлениях Егорушки, главного героя повести, которые связаны с детскими впечатлениями Чехова. И это не случайно, ибо в ней автор «растворяется» в героях и картинах.

Его часто обвиняли в безыдейности, на что Валерий Шуров в образе Чехова отвечает его словами: «Моя святая святых – это человеческое тело, здоровье, ум, талант, любовь и абсолютнейшая свобода, свобода от силы и лжи, в чём бы последние две не выражались».

Далее разговор заходит о поездке Чехова на Сахалин, но об этом несколько позже.

Затем писатель предпринимает поездку по Европе, где он ощущает огромное разнообразие русской жизни. После возвращения из-за границы Чехов занимается благотворительной деятельностью, собирает средства для голодающих, продолжают рассказ Дмитрий Задонский и Ксения Кустикова. Вскоре он приобретает усадьбу в Мелихове, по поводу чего он сказал: «Не было у бабы хлопот, так купила баба порося! Купили и мы порося -большое громоздкое имение». Эти слова на гостиной произносит Валерий Щуров.

Ведущие рассказывают о мелиховском периоде жизни писателя. В этот период он знакомится с женщинами, которым, во всяком случае они считали так, предстояло стать прототипами героинями его произведений. Это Лидия Стахиева (Лика), о которой актриса Щепкина-Куперник (её роль исполняет Даша Кузнецова) говорила: «Лика была девушкой необыкновенной красоты. Настоящая Царевна-Лебедь из русских сказок». Именно её многие считали прототипом Нины Заречной из пьесы «Чайка». А вот Лидия Авилова была уверена, что она прототип героини рассказа «О любви». Валерий Щуров произносит слова Чехова: «Я понял, что, когда любишь. То в своих рассуждениях об этой любви надо исходить от высшего, от более важного. Чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе».

В 1895 году Чехов по приглашению Л.Н. Толстого посетил Ясную Поляну. Лев Николаевич считал, что: «Чехов создал новые, совершенно новые… для всего мира формы писания…»

Далее рассказ продолжают Арина Дрюкова и Руслан Борисов. К сожалению, счастливая мелиховская жизнь прерывается из-за обострения у писателя туберкулёза и ему пришлось переехать в Ялту. Но именно эти годы жизни Чехова были связаны с Московским Художественным театром, на его сцене увидели свет знаменитые пьесы «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры». И ныне этот театр носит имя А.П. Чехова.

На сцену выходят Илья Лавренёв и Даша Левченко и начинают рассказ о взаимоотношениях писателя с Ольгой Леонардовной Книппер, как он называл её «последняя страница моей жизни». В 1899 году они узаконили свои отношения. Дальше были годы долгих разлук, редких встреч и чрезвычайно насыщенной переписки, одухотворённой и овеянной любовью.

Несмотря на то, что здоровье Чехова таяло с каждым днём, он написал замечательные произведения, ставшие украшением русской классической литературы: «В овраге», «Дама с собачкой», «Архирей», пьесу «Вишнёвый сад», прочитав которую Мейерхольд написал Чехову «… в драме Западу придётся учиться у вас».

Летом 1904 года Чехову вместе с женой пришлось выехать в курортный городок Баденвейлер. По воспоминаниям провожающих он прямо говорил: «Еду умирать» и предчувствие не обмануло его. 2(15) июля 1904 года оборвалась жизнь Антона Павловича, но жизнь его произведений продолжается и будет продолжаться до тех пор, пока человек имеет душу живую.

Во время поездки на Сахалин Чехов провёл один день в Красноярске, о его пребывании и памятнике ему на берегу могучего Енисея рассказала М.С. Розанова – сотрудница библиотеки им. Ф.М. Достоевского. Она напомнила, что Чехов был поражён Енисеем, и привела слова писателя: «В берегах Енисею тесно. Невысокие валы обгоняют друг друга, теснятся и описывают спиральные круги, и кажется странным, что этот силач не смыл еще берегов и не пробуравил дна. На этом берегу Красноярск, самый лучший и красивый из всех сибирских городов, а на том - горы, напомнившие мне о Кавказе, такие же дымчатые, мечтательные. Я стоял и думал: какая полная, умная и смелая жизнь осветит со временем эти берега!»

Затем Л.А. Леменкова провела викторину по творчеству Чехова. Ребята дружно отвечали на её вопросом, но чаще правильные ответы называл Никита Илюшин.

По традиции к ребятам обратился член Координационного Совета ВСД «Русский Лад», руководитель региональной организации В.С. Бедарев. Он горячо поблагодарил преподавателей и учащихся за любовь к русской словесности и творчеству Чехова и вручил им благодарственные письма.

Иван Стефанович БОРТНИКОВ – первый заместитель председателя КРО ВСД «Русский Лад»

Фото С.В. Рязанова

Читайте также

Денис Парфенов подал иск на Мишустина за дистант Денис Парфенов подал иск на Мишустина за дистант
 Депутат Госдумы, член Правления ВСД «Русский Лад» Денис Парфенов направил исковое заявление в Верховный суд РФ с о признании незаконным, нарушающим права, свободы и законные интересы граждан Рос...
16 Января 2021
Чувашия. Слушали лирику Фета и военные песни Высоцкого Чувашия. Слушали лирику Фета и военные песни Высоцкого
18 декабря 2020 года активисты «Русского Лада» и Алатырского городского отделения КПРФ собрались на очередной литературно-поэтический вечер, посвящённый 200-летнему юбилею замечательного русского поэт...
16 Января 2021
Коляда «Русского Лада» Коляда «Русского Лада»
В прошедшем году праздник рождения нового солнца прошёл с особым воодушевлением. Ведь мы провожали старый год, сжигая в огне весь негатив, который нам пришлось пережить. Радостно съезжались родичи в э...
16 Января 2021