Уничтожается история: вести с мест
Так получилось, что в последние дни новости об уничтожении памятников истории приходят из разных городов России и постсоветского пространства. Тенденция крайне тревожная, ведь получается, что наши чиновники в сегодняшней обстановке, которая должна способствовать объединению народа, в том числе и вокруг исторической памяти, сами подрывают это единство, действуя на благо «денежных мешков». А иногда и прямо работая на тех, кто занимается дискредитацией нашей великой истории.
***
Москва. В минувшие выходные начался снос Южного флигеля усадьбы графов Головкиных (ул. Бауманская улица, 57), где предположительно мог родиться великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Часть единого архитектурного ансамбля исторической застройки Немецкой слободы пошла под ковш экскаватора вслед за многими другими памятники истории и архитектуры. Формальная причина, озвученная Мосгорнаследием — «здание не представляет исторической ценности».
Вопрос: а что тогда в представлении чиновников «историческое наследие»? Та лёгкость, с которой на наших глазах стирается в пыль часть российской истории, в то время как из всех телевизоров звучат бравурные призывы к её защите, очень пугает.
(Телеграм-канал «Георгий Фёдоров»)
***
Вологда. Чудные дела происходят в областной столице. Чиновники администрации города решили расселить деревянный дом в историческом центре города, изъять земельный участок (для каких нужд, не указали). Дело-то в целом хорошее, люди получат, наверное, новое жилье, только вот загвоздка оказалось в том, что этот дом находится не на обычном земельном участке, а на территории крепости Ивана Грозного (16 века) и относится к категории охраняемых природных территорий России. Цена данного земельного участка, согласно Росреестру (11 соток) ещё в 2020 году была 17.104.000 рублей, а в конце 2021 года резко упала – до 5.000.000 рублей, то есть более чем в три раза.
В своих письмах чиновникам председатель комитета по охране культурного наследия Кукушкина Е.Н. указывает, что этот дом находится в исторической зоне, где строить и ломать нельзя без согласования с экспертами Министерства культуры РФ; сам дом не имеет охранной грамоты или титула, так как априори уже находится под охраной РФ. При этом историко-охранитель рекомендует чиновникам обращаться за оценкой объекта в Министерство культуры РФ, ибо только обозначенные им специалисты имеют законное право на оценку. А вологодские чиновники себе на уме, заказывают оценку и мнение эксперта в другом регионе (в городе Туле), как будто своих оценщиков в Вологде не хватает. Мы полагаем, что указанный дом и земельный участок при должной оценке экспертов Минкульта возможно будет стоить до 400.000.000 рублей. Указанный объект имеет все признаки УТП – «уникального торгового предложения»: расположение в исторической части города, территория музея заповедника, крепости Ивана Грозного, рядом Архиерейский сад с прудами и река Вологда; имеет растущий туристический поток со всех уголков Российской Федерации и с перспективой туристов из дальнего Зарубежья . При этом нужно учесть, что дом, которому 118 лет (он был построен в 1904 году), прекрасно сохранился.
В заключение стоит сказать несколько слов о перспективе развития туризма и региона в целом. Поскольку чиновники умышленно влияют на рынок, понижая тем самым капитализацию города, понижая стоимость культурного наследия, то город и регион будут выглядеть слабо, непривлекательно для дополнительных инвестиций. Руководители города Юрий Сапожников и Сергей Воропанов нередко бывают в заграничных командировках – в Италии, в Арабских Эмиратах – и своими глазами видят как охраняются разного рода развалины Колизея, Форума, Олимпии и сколько все эти развалины стоят в долларах, что похожие дома и территории классифицируется в сегменте недвижимости как «REAL ESTATE» (элитная недвижимость). Да даже взять пример Казани: туда потоком едут туристы и растет экономика, и на территории казанского Кремля с представительством различных культур и конфессий всё в порядке, потому что и торговать, и ценить оставшееся национальное культурное наследие там умеют. И нашим чиновникам этому подучиться не помешало бы.
(Группа ВКонтакте «Русский Лад – Вологодское отделение»)
***
Икряное. В одном из районных центров Астраханской области муниципальные власти варварски демонтировали мемориальную стелу с патриотическим лозунгом «Мир отстояли! Мир отстоим!», портретом Владимира Ленина и образами солдат Красной Армии.
Со слов местных чиновников, решение связано «с невозможностью реставрации». Подобные нелепые отговорки не только не выдерживают никакой критики, но и выглядят откровенным издевательством. Кто довёл памятник до такого состояния? Кто принимал решение о сносе?
В условиях, когда общество находится в состоянии повышенной тревожности из-за событий на Украине и сложного отношения к военной операции – уничтожение памятника с Лениным и лозунгом о мире выглядит как идеологическая диверсия.
Одним из первых мероприятий нацистско-бандеровских преступников после прихода к власти на Украине в 2014 году в результате госпереворота стал т.н. «ленинопад» - массовый снос памятников Ленину, уничтожение советского культурного наследия, разгул антикоммунизма и русофобии. Понимают ли власти Астраханской области, что своими действиями они фактически солидаризуются с действиями киевского режима? Как собираются власти РФ бороться с «декоммунизаторами» на Украине, если в самой России на всех уровнях власти живёт и здравствует собственный «клуб любителей Маннергейма»?
Подобные эпизоды полностью разоблачают классовую суть уже российского господствующего класса, полностью обнажают уродливую физиономию олигархического капитализма, которому ненавистно всё советское, а, значит, и русское.
Направил депутатский запрос в прокуратуру. Настаиваю на необходимости подробнейшим образом разобраться в этой ситуации. Также буду настаивать на восстановлении памятника в первозданном виде.
Денис ПАРФЁНОВ, депутат Госдумы, член Правления ВСД «Русский Лад»
***
Не осталось в стороне и «ближнее зарубежье».
Ташкент. В самом центре столицы Узбекистана начали уничтожать уникальную мозаику советской эпохи, которой украшены девятиэтажные жилые дома. Речь идет о фасадах девятиэтажных домов на массиве Алмазар (возле площади Дружбы народов). Хоким города целенаправленно уничтожает все, что было создано до него советскими людьми!
(Телеграм-канал «Тайный узбек»)
И вот последние новости из Ташкента:
После многочисленных скандалов в соцсетях и писем граждан в хокимият Ташкента, власти решили мозаику на многоэтажных домах Ташкента ввести в список культурного наследия Узбекистана.
В центре Ташкента жители района «Катта Алмазар» со скандалом остановили закрашивание знаменитых мозаик братьев Жарских. Советские художники выполнили данные мозаики во время строительства нового Ташкента после землетрясения 1966 года.
Хокимият ссылается на то, что мозаика рассыпается, а в Ташкенте нет мастеров, которые бы смогли восстановить мозаику, и поэтому власти Ташкента решили ее не реставрировать, а попросту закрасить. При этом власти не спрашивают мнение населения и действуют на свое усмотрение, поэтому постоянно наталкиваются на сопротивление горожан.
Министерство культурного наследия решило 150 мозаик (в основном на девятиэтажках), несущих художественную ценность, сохранить как культурное наследие. Однако не сообщается, что будет с множеством других оставшихся мозаичных панно на многоэтажных домах в других районах столицы.
Управлением культурного наследия города Ташкента в результате изучения по всей столице выявлены мозаики, представляющие историко-художественную ценность на фасадной части более 150 зданий, и в настоящее время ведутся работы по их взятию под государственную охрану. Если мозаику ученые признают как «несущую художественную ценность», то будут приняты меры по возмещению ущерба в установленном законом порядке.
Специалисты агентства культурного наследия предпринимают усилия по сохранению памятников монументального декоративного искусства республики. При этом какие усилия они предпринимают – не уточняется. Не видим их усилий!
В последнее время в Узбекистане всю культуру «затачивают» под туризм. Все становится помпезным, безвкусным, ярким и крикливым. Настоящая узбекская культура покидает Ташкент и его тихие улочки. Все больше в коридорах власти попадаются «креативные малые» в разного рода «комиссиях», так скоро и искусства как такового не останется.