Угрюм-река не вышла из болота

Угрюм-река не вышла из болота

Многие телезрители после навязчивой рекламы по Первому, которая утомила своим размашистым зыком: «Расступись, Прохор Громов идет!», ждали новую экранизацию знаменитого романа Вячеслава Шишкова «Угрюм-река». Эпопея остается чрезвычайно впечатляющей и злободневной, поскольку рассказывает о вечной, но обостряющейся на сломе веков теме – как страсть к наживе уничтожает незаурядного человека, который хочет подняться выше семьи, веры, самой природы.

С первой же серии становится ясно, что ни продюсеры Константин Эрнст и Денис Евстигнеев, ни режиссёр Юрий Мороз не взваливали на себя шишковскую ношу – пошли по облегчённому пути, потому современной версии «Угрюм-реки» не удалось даже близко дотянуться до советской, несмотря на всю технику, средства и прибамбасы. 

Еще в 1968 году состоялась премьера четырехсерийного телевизионного художественного фильма «Угрюм-река», режиссером картины выступил Ярополк Лапшин, а главные роли – Прохора Громова и Анфису Козыреву – сыграли самобытный Георгий Епифанцев и красавица Людмила Чурсина. Прошло более полувека, и мы видим слабое, облеченное отражение, где с первых же серий идет смещение акцентов и размывание мотивации главных героев. И в романе, и в советском фильме отец Петр Громов посылал сына Прохора в сплав по Угрюм-реке исключительно ради открытия новых торговых путей, для расширения своего купеческого дела, а неотразимая Анфиса появлялась в истории гораздо позже.

Но, видимо, продюсеры Эрнст и Евстигнеев решили, что их зритель не осилит такого, что сегодня мужики не могут открывать новые земли из-за жажды познания, покорения пространства, ради азарта и да – заработка больших денег, в конце концов. Женщина-сценаристка решила: пусть всё это будет сразу из-за бабы! И вот с ходу вводится рыжая Анфиса, на которую западает усатый гимназист Прохор, а потом зарится папаша-Балуев, и, приревновав Анфису к сыну, отсылает его в тьмутаракань, чтоб, значит, под ногами не путался.

Идет по банальному сериальному пути история незаурядного и честолюбивого человека, который стремился к своей цели напролом, по порогам рек, по чужим судьбам, но счастья на этом пути так и не обрел. Никто ведь из создателей фильма ТАК и близко не шел, не пробивался. Им не понять, что еще это, конечно, и производственный роман, потому что сам Вячеслав Яковлевич Шишков родился в Бежецке (ныне Тверская область), в семье лавочника, вырос в купеческой среде. Лауреат Сталинской премии первой степени учился в Вышневолоцком техническом училище казенным стипендиатом, начинал на реке Пинеге, где познакомился с Иоанном Кронштадтским. Потом пятнадцать лет проводил ежегодные экспедиции на реках Иртыш, Обь, Бия, Катунь, Енисей, Чулыма, Лена, Нижняя Тунгуска и Ангара. В 1911 году, когда он и его отряд чуть не погибли на Нижней Тунгуске (Угрюм-реке), их сорок дней вели по зимней тайге к Томску тунгусы. Его тогдашние проводники Сенкича и Гирманча стали героями произведений. Вдумайтесь: с теми средствами для путешествия в тяжелейших условиях почти безлюдной тайги Шишкову удалось провести полуинструментальную съемку и промеры для выявления судоходности реки на протяжении почти 1500 верст!

Дебютировал он как литератор в Томске, а после переезда в Петроград сблизился с Максимом Горьким. После Октябрьской революции 1917 года, которую встретил с настороженностью, отправляется в скитания по России – Лужский уезд, Смоленск, Кострома, Крым. Посетил Осташков на Селигере, где начал работу над романом «Угрюм-река» (1918–1932). Писал его четырнадцать лет, вместил все впечатления, дневники, встреченные судьбы. Эта эпопея требует для экранизации Художника, а не клепальщика телефильмов на поток, не калейдоскопа картинок, а режиссерской концепции и гражданской позиции, как ни смешно это для того же Эрнста звучит. А тут – жалкая интрижка с самого начала, привычный, но облегченный любовный треугольник. Только тяжелая игра Александра Балуева не позволяет рассыпаться этому карточному домику с первой же серии.

Режиссер в интервью говорит, что фильм снят по мотивам романа и не следует ему дословно, кое-что, мол, изменено. Поэтому не стоит с книгой в руках смотреть сериал. Но куда денешь житейский и зрительский опыт? Закон русской литературы: если нет великих, впечатляющих женских образов – нет значительного произведения. Наверное, и в фильмах так: экранизацию «Тихого Дона» недаром начинают с поиска Аксиньи, а Мелихова, например, режиссер Герасимов в массовке нашел. А тут полный крах.

Анфиса Петровна Козырева – одна из главных фатальных женщин советской, русской литературы. В свое время благодаря этой роли в Людмилу Чурсину влюбились все мужики СССР. В романе молодой вдове Анфисе идет 22-й годок, неотразимой Чурсиной было 27, а вот Юлии Пересильд, которая играет Анфису в новой экранизации – 36 лет (извините, что о возрасте), она гораздо старше своей книжной героини, и, сколько ни уговаривай, что актриса в прекрасной форме – разочарования не скрыть. Да еще усугубить разницу решили прической, сделав Анфису рыжей и навертев ей кудрей гуще, чем у Миледи.

Надо было, чтобы не напрашивалось проигрышное сравнение, попытаться найти действительно молодую и победительно красивую актрису. Нет таких? Не искали неожиданную удачу с открытием? Или такое Эрнсту теперь непонятно – главное, свою жену в очередной раз пристроить. Речь идет о Софье Эрнст в роли Ниночки Куприяновой, на которой женился Прохор, о ключевом образе молоденькой невесты и умной жены, которая так описана у Шишкова: Прохору «нравился открытый взор ее больших умных глаз с оттенком задумчивости и грусти, нравились ее маленькие строгие губы, молочно-белое со здоровым румянцем лицо и вся ее крупная, расцветавшая фигура. Русская красавица. Вот бы…». На такой образ дочка питерского банкира Софья Заика не тянет. Она поздно поступила в Школу-студию МХАТ на актерский факультет в мастерскую профессора и ректора Золотовицкого, удачно вышла замуж за телемагната Эрнста, с которым познакомилась в 2013 году во время подготовки шоу к Олимпийским играм в Сочи. После этого и решила стать актрисой – будем считать, что стала. Но юная русская красавица Ниночка…

Фальшь во всем, даже телезрительницы сразу написали: «Смотрела интервью с Софьей Эрнст, исполнительницей роли Нины Куприяновой, она рассказывала, что и ее, и Пересильд завивали для ролей старинными щипцами, которые раньше на специальных устройствах нагревали. Я еще тогда подумала: такая завивка вполне понятна у богатой барышни Нины, которая наверняка горничную имеет, которая специально за барышней, ее одеждой и прическами следит да ухаживает. Горничная в силах каждое утро своей госпоже такие кудри завивать. А вот как подобную шевелюру может получить деревенская жительница Анфиса?».

Мелочи, конечно, а сразу – не верят, как японским зонтикам в таежной глуши или ресторанным приборам в застолье. Но, повторяю, не в этом главное. О жизни Прохора в самом начале его дороги по Угрюм-реке говорит слепой провидец, который предсказывает: «Начало хорошее, середка кипучая, а кончик – о-е-ей!.». Это и о самом путешествии, и обо всей жизни Прохора – яркой, недолгой, с перепадами от тяги к великим свершениям до скаредной мелочности и паучьего стяжательства. Шишков это живописал и обличал с позиций новой жизни. А какова сверхзадача у Эрнста с Евстигнеевым? Просто непонятно, неужели только наснимать колоритных картинок (кстати, снимали где-то в средней полосе и образа могучей сибирской реки – нет) и привычных сцен с мерзостями дикой сибирской жизни? Прохор говорит мужикам на берегу какой-то мутноватой реки: слабая, дескать, у вас река. А они отвечают: «Погоди, из болот выйдет – силу наберет». Новая экранизация из телеболота – увы, и не пытается выйти.

Александр БОБРОВ

Источник: «Советская Россия»

Читайте также

Тверь. Старый Новый год «Русского Лада» Тверь. Старый Новый год «Русского Лада»
12 января 2025 г. тверские русладовцы встретили Старый Новый Год. Были оглашены итоги работы за 2024 г. Все дружно встретили Деда Мороза, пришедшего в гости к собравшимся на это мероприятие в обкоме К...
14 января 2025
Красноярск. Путешествие в пушкинское Лукоморье Красноярск. Путешествие в пушкинское Лукоморье
В ушедшем году исполнилось 225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Творчеству великого русского поэта была посвящена литературная гостиная, которую провели педагоги и учащиеся школ №№ 3...
14 января 2025
В грозном небе и на экране В грозном небе и на экране
Тихо и незаметно прошло в календаре 2024 года 100-летие со дня рождения (30 октября 1924 г.) в Свердловске советского мастера киноэпизодов Владимира Гуляева. Сыграл он их в 50 фильмах. Не упоминался ...
14 января 2025