Удмуртия. «Пятиконечная звезда и красный галстук рядом» (листая странички из учительского блокнота)

	Удмуртия. «Пятиконечная звезда и красный галстук рядом» (листая странички из учительского блокнота)

В советской школе во все времена уделялось большое внимание патриотическому и интернациональному воспитанию учащихся. По сути, патриотическое направление пронизывало всю учебную и организационно-воспитательную деятельность с детьми.

В 80-е годы, работая учителем немецкого и русского языков в Исаковской средней школе Балезинского района Удмуртской АССР, я организовала здесь клуб интернациональной дружбы «Огонёк». В выборе такого названия отразилось активное желание детей приносить пользу людям. И девиз у нас был подходящий, призывавший юных патриотов к добрым делам в своём социуме: «Возьми своё сердце, / Зажги его смело, / Отдай его людям, / Чтоб вечно горело / Для общего счастья, / Для общего дела» (Ян Райнис).

В нескольких секциях КИДа ежегодно занимались около сорока детей пионерского возраста из 4−8-х классов. Все четвероклассники в обязательном порядке посещали секцию «Юный друг немецкого языка». Здесь мы много играли, пели, учили стихи, совершали заочные путешествия по немецкоязычным странам − и всё это на иностранном языке. Для ребят постарше существовала секция «Почтамт дружбы». Со сверстниками из ГДР переписывались более 20 школьников. Дети из обеих стран делились друг с другом опытом участия в общественно-полезных делах, обменивались пионерской символикой − галстуками, значками, марками, открытками, сувенирами. Все письма за рубеж сельские дети писали на немецком языке. А на заседаниях КИДа подробно рассказывали о своих друзьях на основе информации, полученной из ответных писем.

О деятельности пионеров ГДР ребята узнавали из газеты «Trommel» («Барабан»). Здесь же КИДовцы почерпнули сведения о политической деятельности лидера немецких коммунистов Эрнста Тельмана, погубленного фашистами в застенках концлагеря Бухенвальд. За присвоение его имени нашему КИДу мы боролись на протяжении нескольких лет. Посетили в Можге музей «Набат памяти», подружились с ребятами из КИДа имени Сальвадора Альенде при можгинской школе № 9 (руководитель М.Л. Золотавина), обменивались опытом работы.

Всей школой участвовали в массовых патриотических акциях. Это бывали встречи с ветеранами войны, передовыми тружениками совхоза, со знаменитыми людьми района; конкурсы политического плаката, рисунков, поделок, стихов; митинги протеста против ядерной угрозы, гонки вооружений, агрессии империалистов против суверенных государств; ярмарки солидарности. Дети ознакомились с историей фестивального движения молодежи мира и в художественной форме проинтерпретировали содержание всех двенадцати фестивалей. На станции Балезино КИДовцы участвовали во встрече с молодежью Монголии, едущей на XII фестиваль в Москву. В каждом деле нас активно поддерживали учителя-коммунисты и комсомольцы.

Регулярно организовывали концертные выступления перед родителями и гостями школы. Сам собой встал вопрос о необходимости создания при КИДе танцевальной подгруппы. Тогда мне пришлось взять на себя работу «в пошивочной мастерской». Так появились комплекты из будёновок и юбок для красноармейского танца, яркие венгерские и полосатые туркменские костюмы, польские жилетки, сарафан для Катюши Фестивальной. Традиционными в школе стали праздники к Дню образования СССР, когда дети, наряженные в костюмы разных народов, рассказывали о национальных обычаях жителей Советского Союза. Бывая потом в поездках, сельские ребятишки быстро вступали в диалог, находили общий язык со сверстниками из других национальных республик.

Своим патриотическим долгом каждый пионер и комсомолец считал участие в трудовых операциях на благо родного совхоза «Авангард» (отмечу, что руководство совхоза во главе с коммунистом Я.Я. Князевым отвечало всемерной заботой по отношению к учащимся и педагогам, финансировало туристические поездки детей на Украину, в Москву, Пермь, Казань, Можгу). Ежегодно часть заработанных в период картофелеуборки средств мы перечисляли в Советский фонд мира (увы, впоследствии с развалом СССР этот Фонд был «бесследно экспроприирован» подельниками Ельцина и Чубайса). А тогда для отправки детям из Никарагуа, Анголы и Афганистана мы собирали школьные принадлежности и игрушки.

По высоким результатам общественной деятельности наши КИДовцы награждались поездками в пионерские лагеря «Артек» и «Орлёнок», где в летний период отдыхали дети из 60 стран мира. В 1984 году наша школьница Марина Лекомцева была делегатом Первого Всесоюзного сбора активистов КИДов в «Артеке». Альбом нашего КИДа участвовал в выставке «Рапортуют КИДы страны», по итогам которой наш клуб наградили грамотой всероссийского уровня. Из «Артека» был привезён кубинский пионерский галстук (он тоже красный, поскольку за социализм на острове Свободы пролили кровь многие кубинские патриоты).

Из Москвы от Гёте-института Балезинский райком КПСС нам передали книги, журналы, подборку портретов знаменитых немецких деятелей науки и культуры, плакаты с информацией об успешном строительстве социализма в ГДР, которые мы использовали для оформления кабинета немецкого языка (замечу, что сейчас в интернете можно найти сведения о том, что в восточных регионах Германии − бывшей ГДР − увеличивается количество граждан, открыто ратующих за возврат к социализму).

Вне всякого сомнения, пионеры нашей сельской школы через КИД, а затем в комсомольском возрасте и через политклуб были вовлечены во многие важные дела вместе со всей страной и мировым прогрессивным сообществом. Накануне встречи руководителей СССР и США в 1987 году ребята написали письмо президенту Рейгану, в котором было, в частности, отмечено, что «американские СМИ много говорят и пишут о правах человека, но практика американского государственного терроризма в Персидском заливе, Никарагуа, Сальвадоре, Ливане показывает, что США не уважают права не только отдельно взятой личности, но и права суверенных государств и целых народов».

Как видим на примере Сирии и Донбасса сегодня, живя в пору «империализма как высшей стадии капитализма» (определение В.И. Ленина), в межгосударственной политике всё остается по-прежнему. Предпринимаемые алчным военно-промышленным олигархатом попытки отчуждения народов мира от исконных территорий проживания, где обнаружены солидные залежи нефти, угля, газа, алмазов, редкоземельных металлов, заканчиваются бомбёжками и массовым кровопролитием. А в собственных странах, где правит власть частная собственность, отчуждение народа от средств производства ведёт к жесточайшей эксплуатации и безработице. Так что пора бы «российскому большинству», «своею собственной рукой» от выборов к выборам голосующему за «укрепление возвращённого чубайсовцами капитализма», осознать разницу между социализмом и навязанным нам капитализмом.

Только, к сожалению, видно, многие в юности невнимательно читали книги Диккенса, Бальзака, Гюго, Гоголя, Тургенева, Достоевского, Короленко, Горького. А ведь еще Н.А. Некрасов сказал: «Зрелище бедствий народных / Невыносимо, мой друг. / Счастье умов благородных / Видеть довольство вокруг». Исходя из официальной статистики ЦИК по выборам 2018 года, похоже, что в нашей стране пока только 27% населения в отдельно взятой Якутии, 24% на Алтае и 11% в России в целом осознают приоритеты социализма и имеют представление о гражданской чести. Я имею в виду тех, кто в марте 2018 года с чувством осознанной ответственности голосовал против развала экономики страны, за кандидата от народно-патриотических сил России П.Н. Грудинина.

«Дорогой героев, дорогой отцов»

Перед Днём Советской Армии в Исаковской школе проводились тематические классные часы. Говорили о создании Красной Армии, героях Гражданской войны. Обсуждали исторические издания, художественные произведения «Во имя счастья» М. Лямина, «Над Камой гремит гроза» С. Самсонова, «Алюра» А. Макарова об изгнании белогвардейцев с территории Вятской губернии. Использовали местные документальные материалы, свидетельствовавшие о карательных акциях колчаковцев в Удмуртии (к примеру, по сей день местным населением близ деревень Ермилово и Ягошур Балезинского района бережно охраняются могилы убитых красноармейцев). На встречи к школьникам приглашали ветеранов Великой Отечественной войны Г.А. Князева, Н.А. Невоструева, А.В. Чиркова, Л.А. Захарова, Р.С. Захарова, С.П. Горбушина, В.Я. Сысоева, а также выпускников школы, недавно вернувшихся со службы (в том числе из ГДР и Афганистана).

В февральские дни организовывали «Зарницу» и другие игры, способствовавшие укреплению здоровья детей и их смекалистости. С интересом читали журнал «Зарубежное военное обозрение», выписывавшийся военруком А.И. Захаровым, и даже пытались теоретически прорешать задачи о том, насколько быстро (в случае отсутствия противодействия наших систем ПРО) ракеты и самолёты военных противников из блока НАТО могут достигнуть той или иной точки Советского Союза. Скажу откровенно: ответы впечатляли. Но тогда, 30 лет назад, когда наше государство занимало шестую часть планеты и имело основательно укрепленные рубежи, мы по праву были уверены, что «от Москвы до британских морей Красная Армия всех сильней».

К сожалению, сегодня это не так. Как следует из доклада полковника А.П. Тарнаева, члена комитета по обороне в Госдуме РФ VI созыва, в нашей стране «системы ПВО и ПРО носят лишь очаговый характер, большая часть страны вообще не охватывается радиолокационным наблюдением. Контроль воздушного пространства Российской Федерации на малых высотах осуществляется на 33% территории страны, на больших высотах − на 51% территории» («Держать оборону», 2014, стр. 37).

Но вернемся в прошлое. С особым вдохновением исаковские учащиеся готовились к Дню Победы. Накануне 9 Мая проходили Уроки Мира и торжественный «военный парад», который принимали ветераны войны и родители учащихся. Показать слаженную строевую подготовку, чётко выполнить команды военрука, по-армейски громко спеть маршевую песню − всё это входило в задачу каждого отряда. К торжественному параду мастерили костюмы военнослужащих разных эпох и родов войск. Дружным строем по плацу проходили воздушные десантники в голубых беретах, бравые моряки в бескозырках, пехотинцы в пилотках, пограничники в зеленых фуражках, подразделения химзащиты с противогазами на боку, красноармейцы в будёновках, партизаны с самодельными деревянными автоматами в фуфайках и шапках с красными лентами по случаю праздника. Далеко окрест разносились звонкие голоса марширующих школьников: «По нашей армии всегда, / Всегда равняются отряды. / Пятиконечная звезда / И красный галстук рядом!» («Отважная песня», Л. Кондрашенко).

Школьный музей – хранилище исторической памяти народа

Под руководством преподавателя удмуртского языка, секретаря учительской комсомольской организации Т.В. Захаровой были сформированы фонды школьного краеведческого музея. Пионеры и комсомольцы доставляли от жителей окрестных деревень редкие этнографические экспонаты. Вместе с руководителем музейного проекта обустраивали витрины, проводили документирование поступлений, собирали местный фольклор. Впоследствии с распадом СССР в музее Исаковской школы смогли сохранить всю пионерскую атрибутику, знамёна пионерской и комсомольской организаций учебного заведения.

К 40-летию Победы здесь были открыты стенды с портретами участников Великой Отечественной войны. Члены КИДа и ребята из моего класса также подключились к сбору материалов о ветеранах войны и труда, писем с фронта, документов, рисунков, фотографий, которые составили основу для сюжетно-биографических музейных экскурсий по военной тематике. Мне приходилось показывать юным экскурсоводам, как такие повествования должны выглядеть. В частности, это «Свет высоких звёзд» – о защитнике Малой земли, рядовом матросе-десантнике Г.А. Князеве, которому ещё в 1943 году за полтора месяцев самоотверженных боёв на Крымском полуострове, оказывается, присудили два ордена Красного Знамени. Раненый в ногу, пленённый фашистами и прошедший до мая 1945 года сквозь ад десяти фашистских концлагерей, он получил свои награды только по истечении 11 лет после войны.

Другой сюжет «Я обязательно вернусь…» – об учителе местной школы Г.П. Чиркове, погибшем в 1942 году, чьи довоенные рисунки (портрет Сталина, пейзажи, натюрморты), созданные им во время учёбы в Глазовском педучилище, и письма с фронта, бережно сохранённые его сёстрами, теперь хранятся в музее. Назову ещё одну важную экскурсию: «По велению совести и долга» – об уроженке деревни Кернюра Исаковского сельсовета Алевтине Корепановой, служившей операционной медсестрой в Афганистане.

Каждый педагог и ученик школы старался внести свою лепту, записывая сведения о старшем поколении. Эти записи сегодня служат для формирования подробной картотеки к Всероссийской акции «Бессмертный полк». Память об участниках войны должна быть долговечной. В том коренятся истоки и обращенность в будущее патриотических чувств, которые формируются исподволь, неспешно, день за днём, передаваясь от поколения к поколению.

Упомяну важную деталь из моей беседы с ветераном войны танкистом А.В. Чирковым, освобождавшим Белоруссию, Польшу, Германию, участвовавшим в форсировании Одера и во встрече с американскими союзниками на Эльбе в апреле 1945 года. В частности, он говорил о высоченных, широко улыбавшихся морских десантниках-неграх, дружески похлопывавших по плечам низкорослых русских танкистов и восхищённо пожимавших руки советских солдат-победителей.

Ещё в конце 30-х годов, когда Александр Владимирович вместе с юным другом-однофамильцем, прекрасным рисовальщиком-самоучкой Серафимом Чирковым пас колхозных овец, мальчишки крупными буквами начертили на одном из солнечных угоров вблизи деревни Исаково имя «ЛЕНИН». Подростки принесли из чащобы маленькие ели и высадили их по всему периметру букв с именем вождя мирового пролетариата, заботливо полили родниковой водой. Их никто не понуждал. Это был их собственный почин. Серафим ушел на войну и сложил свою голову в чужедальней стороне. А посаженные мальчуганами деревца укоренились и могучими стволами своими потянулись к небу, образовав по прошествии лет комплексный животворный мемориал как в честь зачинателя Советского государства, так и в память о молодом пареньке из удмуртской деревни, с оружием в руках убеждённо защищавшем от гитлеровских нашественников Советскую власть, свое Большое Отечество, в котором остро ощущал биение пульса родины малой. Александр Владимирович, вернувшись домой с войны, часто заглядывал на заветную полянку, с горечью вспоминал друга детства, иных погибших сверстников и старших современников: 338 человек не вернулось с полей сражений только из нескольких поселений совхоза «Авангард». И миллионы − со всей России. Светлая им всем память!

«Пионеры-малыши в барабаны грохали»

Во время поисковой работы случались весьма интересные встречи, когда важный информационный материал сам шёл в руки. Как-то раз в Балезино, находясь у подъезда дома № 9 на улице Железнодорожной, я разговорилась с пожилой женщиной. И вот нежданная удача! Это оказалась Васса Андреевна Волкова (1904 года рождения), работавшая в 1925 году в Исаково учителем начальных классов.

Собеседница поведала, что школа в те времена размещалась в нескольких частных домах, поскольку единого помещения ещё не было. В классах обучалось до 40 детей, прибегавших из окрестных деревень. Хотя многие крестьяне жили бедно, некоторые даже семьями ютились в землянках либо свои бревенчатые дома топили по-черному (выскажу сразу свою оценку сказанному учительницей 20-х годов: фактически это живое свидетельство крайней бедности удмуртского крестьянства с предреволюционной до колхозной эпохи!), но родители уже тогда настойчиво стремились поддержать открывшуюся при Советской власти возможность − бесплатно обучать своих детей грамоте. С этой целью многие плели лапти, продавали их и на полученные средства снаряжали детей в школу (нужны были одежда, обувь, письменные принадлежности).

Вместе с Вассой Андреевной в школе работали четверо учителей − Р.И. Чирков, Д.И. Волков, С.С. Горбушин. Педагоги проводили пионерскую и воспитательную работу с учащимися. Как филологу, мне было интересно, какие песни и речёвки разучивали они, сидя с детьми у костра, готовясь к пионерским сборам или помогая в домашних делах старшему поколению. В.А. Волкова на ходу вспомнила две частушки пионеров тех лет: «Пионеры-малыши / В барабаны грохали. / Сидят бабки на печи, / Ахают да охают»/; «Я ударник-пионер, / Норму выполняю. / На «отлично» я учусь, / Весело играю».

Продолжая далее, моя восьмидесятилетняя собеседница с улыбкой проговорила речитативом «народный сказ» про некоего Сёмку-злодея, который «бил котят, утят и маленьких детей» да к тому же «огороды все обшаривал кругом», но однажды попавшись, был подвергнут односельчанами, по сути, «суровому народному воспитанию»: подростку «нос разбили и намяли все бока». Отдав на перевоспитание непослушного мальчугана в детский дом, его «мамаша» уже через месяц «ни следочка не нашла» от прежнего драчливого и разнузданного Сёмки. Как повествовалось в стихотворении 20-х годов, «Сёма наш теперь не курит и не пьёт, / С пионерами под барабан идет». Можно сказать, в этой «народной» истории всё, как в книгах А.С. Макаренко о перевоспитании подростков-беспризорников. А вот в классе В.А. Волковой действительно был мальчик-сирота по имени Герман. Так он, протопив печь, спал прямо в ней. В школу прибегал чумазый, но учился прилежно.

До 1933 года школы в Исаково, как таковой, не было. Занятия проводили в разных домах, а потом всем миром представители окрестных деревень строили новое просторное здание. Взрослые укладывали брёвна, утепляли классные помещения. Ребята подносили кирпичи для печей. Всем нашлось дело. Школу строили с любовью и заботой. Верили в её долгий век. Дети искренне радовались свежевыструганным стенам, чистым стёклам, партам, мелу и доскам. О том мне поведала З.С. Урасинова (Волкова), в 1939−1940 учебном году работавшая здесь учителем и занимавшаяся общественной деятельностью с пионерами (впоследствии она перешла в Ягошурскую среднюю школу, где до пенсии проработала библиотекарем).

На небольшом снимке 1939 года, который Зоя Семёновна передала мне, запечатлены исаковские школьники лет девяти и трое учителей. Разглядывая старый снимок в лупу, можно увидеть, что все дети в больших добротных лаптях и опрятных толстых онучах. Значит, на дворе зима, но в школе, похоже, очень тепло. На девочках пестрые платьица с длинными рукавами или сарафаны с кофточками. Некоторые платья просторного кроя сшиты из тонкой пёстрой ткани, приобретённой в кооперативной лавке (значит, после создания коллективных хозяйств у людей и в сельской местности появились деньги). Есть платья в клетку из домашнего льнополотна − их уже немного, но они исключительно модно скомбинированы за счёт вставных кокеток, оборок и поясков иного цвета. Использованы в одежде светлые воротнички и контрастного цвета пуговицы. Волосы у всех девочек в целях гигиены коротко острижены (профилактика педикулеза, ибо в семьях ещё свежи воспоминания о губительном сыпном тифе времён Гражданской войны). У всех сельских детей сосредоточенные умные взгляды и одухотворенные лица. На тот момент со времени становления Советской власти исполнилось 22 года. Дети явно окружены заботой и вниманием: чистые, ухоженные, сытые, прилично одетые, с любопытством взирающие в объектив фотоаппарата. Чувствуется, что они пользуются любовью в семьях и в сообществе.

Но увы, уже через два года навсегда закончится их счастливое детство: отцы и старшие братья уйдут на войну с гитлеровскими захватчиками, колхозных лошадей заберут на фронт, матери впрягутся вместо тягловой силы в бороны на полях, а слегка подросшие дети отправятся на ижевские заводы и на лесоповал с целью рубки просеки или переброски вручную глины и песка для прокладки железной дороги «Балезино − Ижевск» (это эпохальная стройка 1942–1943 гг., соединившая Горьковскую ветку с Транссибом во время Сталинградской битвы).

«Легендарный Чапай был тоже когда-то мальчишкой»

О, замечательное юное любознательное поколение 20-30-х годов − эпохи становления Всесоюзной пионерской организации! По-детски радостно осваивая азбуку и счёт (а это была первостепенная задача Советской власти в области образования), с любопытством рассматривая неведомые страны мира на школьном глобусе, преодолевая какие-то бытовые неурядицы, с достоинством повязывая по утрам перед школой пионерские галстуки − частицу пролетарского красного знамени, читая книги А. Гайдара, за патриотическими песнями у костра организуясь в «тимуровские команды», играя в Мальчиша-Кибальчиша, Чапая, Будённого, Котовского, других защитников Советов, в те годы это поколение ещё не ведало о том, какие колоссальные трудности выпадут на его долю в предстоящие 40-е.

Действительно, немного повзрослев, свои патриотические убеждения представителям молодёжи пришлось отстаивать с оружием в руках и ценой собственных жизней. Напомню: 470 советских воинов-пехотинцев повторили подвиг А. Матросова, закрыв своим телом амбразуры дзотов противника; 1206 героев погибли при подрыве вражеских танков и самоходок; 506 экипажей направили свои самолеты на технику и войска неприятеля по примеру Н. Гастелло (См.: Ольштынский Л.И. Обострение борьбы с фальсификаторами истории Великой Отечественной войны // Политическое просвещение, 2018, № 1). Из огненных лет наряду со взрослыми шагнули в вечность пионеры-герои из прифронтовой зоны: Валя Котик, Лёня Голиков, Зина Портнова, Марат Казей, Володя Дубинин. И на них стали равняться последующие поколения пионеров нашей страны: «Дорогой героев, дорогой отцов / Шагают бесстрашные люди. / И в час испытания каждый готов / Закрыть свою Родину грудью» («Отважная песня»).

Ну а те дети, что во время Великой Отечественной войны самоотверженно трудились в тылу, чтобы поддержать своих отцов и братьев, они тоже настоящие герои, которые очень скромно и неприметно в свои 80−90 лет живут рядом с нами. Их благородные дела сегодня отлиты в бронзу на медали КПРФ, предназначенной для награждения детей-тружеников эпохи военного лихолетья. Символами юного героического поколения 40-х военных лет стали двое: девочка, собирающая в снопик драгоценные хлебные колоски на колхозном поле, и малолетний уральский мальчик в чапаевской папахе, который, стоя на ящике для патронов, вытачивает снаряды на заводском токарном станке. Аналогичная фотография сосредоточенно работающего мальчонки в кепке и сапогах с Пермского оружейного завода давно известна по разным изданиям. Но создатели медали не зря нахлобучили на голову мальчиша чапаевскую папаху. То особый знак, что упорство, мужество и патриотизм всегда идут в одной связке, и формируются они, неизменно, в детстве и юности: «Отважная песня, смелей улетай − / Напишут о нас ещё книжки. / Пусть помнят враги − легендарный Чапай / Был тоже когда-то мальчишкой».

У всех, кто в СССР когда-либо носил на груди октябрятскую звёздочку, пионерский галстук, комсомольский значок, кто с детства жил по заветам Ильича, ответственно выполняя наказы из Торжественного обещания пионеров Советского Союза и заповеди Устава ВЛКСМ, а впоследствии честно трудился на благо своего Отечества и в трудные времена, не жалея жизни, защищал рубежи своего государства, поддерживал друзей со всего мира, для них чувства патриотизма и интернационализма стали неотъемлемой жизненной потребностью и выкристаллизовались в гуманистическую гражданскую позицию.

С праздником красногалстучной Пионерии, дорогие друзья! С вековым юбилеем!

Н.В. ЛЕКОМЦЕВА, кандидат педагогических наук, доцент, член правления Удмуртской республиканской организации Всероссийского созидательного движения «Русский Лад» и член УРО РУСО (Ижевск)

(Ниже предлагаю выступление моей школьницы Марины Лекомцевой, председателя КИДА «Огонёк» из Исаковской средней школы Балезинского района УАССР, 1 сентября 1984 г.)

***

«В стране пионерских чудес»

В июле1984 года мне посчастливилось быть делегатом на Первом Всесоюзном сборе активистов клубов интернациональной дружбы в «Артеке». В это время здесь отдыхали дети из 60-ти стран мира. В нашей дружине «Озёрная» находились ребята из Финляндии, Кубы, ФРГ, Мексики, Греции, Бенина, Сан-Томе и Принсипи. Ребята из капиталистических стран рассказывали нам о своей борьбе за мир, о демонстрациях протеста против гонки вооружений. Они с восхищением рассматривали и воспринимали всё то, что правительство Страны Советов предоставило в распоряжение детям. И когда мы слушали их бесхитростные рассказы, наполненные горечью голоса, становилось больно за своих сверстников, лишённых детской радости.

Каждый день в «Артеке» был насыщен событиями. У нас прошли конкурсы политических песен и плакатов, конкурс рисунков на асфальте. В них ребята выражали жажду мира и солидарность с борющимися за свободу народами. Во время одной из теплоходных экскурсий по Чёрному морю мы опустили на воду закупоренную бутылку с письмом, призывающим крепить мир.

Часто в лагере были слышны песни на разных языках: о мире, дружбе, детстве, о борьбе. Особенно много пелось об «Артеке» – «стране пионерских чудес», где всё дышало романтикой Песни, Моря, Высоты и Подвига. Мне надолго запомнится встреча с детским композитором Евгением Крылатовым. Это был настоящий праздник встречи с музыкой! Он рассказал нам о своём творчестве, а потом сел за рояль, и мы все вместе исполняли его звучные песни.

В солнечный день, когда в брызгах воды отражается многоликий радужный мир, в лагере прошёл день Нептуна. Мы побывали в гостях у сказочных тридцати трёх богатырей и причудливых морских обитателей. Романтика Высоты ждала нас на горе Аю-Даг. Когда мы взобрались на гору, вдруг похолодало, низко-низко пошли белые облака. Их можно было даже «потрогать» руками. В нашем отряде отдыхала девочка из Казахстана. Она совершила подвиг: предотвратила взрыв газа, спасла от пожара хозяйственные постройки. И радостно было осознавать, что в Советской стране есть преемники Кибальчиша, которые совершают героические поступки, достойные славы, почёта, уважения.

Пионерская республика «Артек» крепко сдружила нас. Мне никогда не забыть моих новых друзей. Я привезла из «Артека» кубинский пионерский галстук. Он тоже красный, потому что за социализм на Кубе пролили свою кровь многие кубинские патриоты. Я вспоминаю лица моих новых друзей, когда рассматриваю значки, монетки и открытки из других стран. И я верю, что все делегаты международной смены увезли с собою революционный дух борьбы, чувство солидарности в борьбе за мир.

Наша Исаковская школа участвовала на выставке «Рапортуют КИДы страны». За активное претворение в жизнь принципа интернационализма наш КИД «Огонёк» был награждён грамотой пионерского лагеря «Артек». Эту высокую награду мы постараемся оправдать своими новыми делами.

(По материалам Балезинской районной газеты «Вперёд»,1984 г., и архивам музея Исаковской средней школы).

Лекомцева Марина, ученица 7 класса Исаковской средней школы Балезинского района (1984 г.).

Читайте также

Космическая идеология XXI века: русский космизм против трансгуманизма Космическая идеология XXI века: русский космизм против трансгуманизма
На рубеже 1960-70-х годов произошла переориентация мировой техносферы в сторону прикладных информационных технологий, направленных на управление сознанием (как массовым, так и индивидуальным) и постеп...
26 июля 2024
Петербург. XXIV конкурс имени М.К. Аникушина Петербург. XXIV конкурс имени М.К. Аникушина
В этом году в 24-й раз в ноябре месяце пройдет XXIV конкурс юных скульпторов имени Михаила Константиновича Аникушина, Народного художника СССР, Героя Социалистического Труда, Академика Российской Акад...
26 июля 2024
Наследие М.В. Ломоносова в пространстве исторической памяти Поморья Наследие М.В. Ломоносова в пространстве исторической памяти Поморья
В конце июня на базе Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики в рамках Всероссийской конференции «III Юдахинские чтения» прошел Межрегиональный научно-экспертный семинар, у...
26 июля 2024