Учёба или профанация?

Учёба или профанация?

В четверг, 29 октября, состоялся онлайн-митинг, организованный объединённым движением родителей и учителей России «Школа — наше дело» при участии Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель». Тема была обозначена таким образом: «Образование: очно или дистанционно? По выбору или по принуждению? Учёба или профанация?»

В связи со сложившейся неблагоприятной эпидемической обстановкой, связанной с распространением коронавирусной инфекции, по всей стране в соответствии с указами местных властей вводятся внеплановые каникулы, где-то школы закрывают на карантин, а школьников переводят на дистанционное обучение. В Москве, как известно, в обычном формате посещают школу только учащиеся 1—5-х классов, остальные вновь, как и весной, учатся дома. А это значит, что снова прибавилось забот и хлопот и у родителей, и у педагогических работников. Участники митинга выступили в защиту качественного образования, прав и интересов детей и учителей, а также рассказали о связанных с переводом обучения в онлайн-формат трудностях.

Вели онлайн-мероприятие соучредители движения «Школа — наше дело», председатель совета родителей школы №113 Светлана Бердичевская и председатель управляющего совета школы самоопределения №734 им. А.Н. Тубельского Сергей Тихонов.

Выступления открыл профессор, доктор педагогических наук Анатолий Бердичевский. Он отметил: родители и учащиеся сегодня вынуждены существовать в новой реальности, подстраиваясь под новые формы работы, но, к сожалению, то, что сегодня выдаётся за дистанционное обучение, является суррогатом.

— Дистанционное обучение (подчеркну, что не в нынешнем виде), например, возможно, когда ребёнок на профессиональном уровне занимается спортом или имеет серьёзные заболевания, не позволяющие посещать школу, и тому подобное. Для массового обучения оно абсолютно не подходит, — сказал А. Бердичевский. — Среди трудностей дистанционки для детей — необходимость серьёзной самоорганизации и самодисциплины, у большинства с этим возникают проблемы. Кроме того, при длительной работе с компьютерами ухудшается здоровье как детей, так и учителей, повышается утомляемость, рассеивается внимание. Педагог, помимо всего прочего, устаёт не только от работы с электронными средствами, но и от отсутствия рабочего контакта с учащимися. Большие проблемы возникают у родителей, которые вынуждены контролировать процесс занятий, для того чтобы ребёнок успешно освоил тот или иной урок.

Затруднён процесс разъяснения непонятного обучающимся, учителя вынуждены всё делать в темпе, времени не остаётся, в итоге — ученик переходит к следующей теме, так и не освоив предыдущую. Кроме того, теряется социальная функция, которую выполняет школа. Особенно вреден подобный формат работы для учащихся младших классов: если нет наглядности, информация не усваивается.

Какие есть варианты в нынешней непростой обстановке? Я бы предложил предметы разделить на три части. Допустим, такие предметы, как история, география, биология, русский язык и литература, перевести на самостоятельное изучение с письменной проверкой в определённые дни. А, например, иностранный язык, физику, химию, математику и ряд других всё-таки проводить онлайн — с участием учителя. Идеально — один предмет в день, не более 2—3 часов в день. Возможно, имеет смысл временно не проводить занятия по таким предметам, как музыка, изобразительное искусство. Всё это, несомненно, снизит нагрузку на участников образовательного процесса. Подчеркну: всё это исключительно ВРЕМЕННЫЕ меры, распространяемые на период эпидемии.

Далее выступила депутат Мосгордумы от КПРФ Елена Янчук. Она рассказала об итогах недавно состоявшейся встречи с руководителем департамента образования г. Москвы Александром Молотковым, в ходе которой поднимались различные проблемы, волнующие учителей и родителей, в том числе касающиеся дистанционного обучения. Сегодня, отметила Е. Янчук, активно обсуждается возможность внедрения такой формы работы и в будущем на постоянной основе, после окончания эпидемии. Несмотря на заверения Молоткова, что дистанционка сегодня — это вынужденная мера и переводить полностью в онлайн обучение не планируется, необходимо постоянно держать эту тему на контроле, чтобы в будущем вовремя среагировать на подобные угрозы, если они возникнут. Очень хорошо, что возник резонанс, общественность выступила против внедрения такой формы обучения, и это не должно позволить воплотить в жизнь самые негативные варианты, которые ныне всё-таки возникают в ходе дискуссий.

— На встрече с Молотковым, — сказала Е. Янчук, — мы с коллегами также поднимали вопрос о компенсациях учителям, которые трудятся онлайн. На мой взгляд, нужно компенсировать учителям расходы на интернет, а также на электроэнергию, расход которой существенно увеличился в связи с работой из дома. Поинтересовалась я, есть ли какие-то исследования (в том числе по результатам весеннего обучения), как отражается дистанционное обучение на школьниках, на их психологическом состоянии. Выяснилось, что пока нет никаких системных исследований. И это, считаю, плохо.

В формате «Открытого микрофона» к онлайн-митингу подключались и родители учащихся. Они делились наболевшим и выражали желание объединяться с целью противостоять наступлению на права школьников и педагогов, в том числе возможным планам внедрения в будущем повсеместного дистанционного обучения, защищать доступное и качественное образование. Все выступавшие были едины в одном: нынешняя форма работы — это временная мера, которая не должна применяться после окончания эпидемии.

Сопредседатель Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Всеволод Луховицкий обратил внимание участников митинга и зрителей на такой момент.

— В Москве переведены на удалённый режим только школьники 6—11-х классов, — отметил Всеволод Владимирович. — И неспроста это не коснулось учеников 1—5-х классов. А связано это напрямую с требованиями бизнеса. Если бы на онлайн-обучение перевели и младшую школу, совершенно очевидно, что родителям тоже пришлось бы оставаться дома. Бизнес такой расклад не устроил. Мэр Москвы Собянин и президент Путин, как известно, предпринимателей поддержали.

Наши власти и региональные власти в целом не понимают, что им делать сегодня, не понимают, как выправить экономическую ситуацию, как быть с ковидом, они мечуются в разные стороны, перекладывая ответственность на других. В случае со школьным образованием ответственность сначала была переложена на регионы, а потом на администрацию школ. В итоге перед каждым директором встал вопрос перед первым сентября, как начинать учебный год, как выполнить требования Роспотребнадзора, которые по сути выполнить было невозможно. К сожалению, власть не проводит никакой последовательной политики в этом вопросе. Кроме того, следует особо подчеркнуть, что 99,9 процента директоров никогда не решатся открыто выступить против департамента, даже не выполнить его просьбу, так как могут быть сразу же уволены без объяснения причин. Поэтому хочу отметить, что делать ответственными директоров за происходящее сегодня в школе неправильно.

Что же делать учителям? Прежде всего отказаться от иллюзий, что сегодня они могут дать детям качественное образование, это невозможно по умолчанию. Сегодня сложилась тяжёлая ситуация. Родителям и учителям необходимо объединяться, чтобы совместно отстаивать общие интересы. Только вместе можно добиться результата.

В онлайн-митинге участвовали также лидер движения «Школа — наше дело» Артём Соловейчик, председатель Общероссийского движения «Гражданская солидарность» Георгий Фёдоров, ответственный секретарь движения «Школа — наше дело» Руфь Браверман, экс-директор московской школы №113 Давор Туба, основатели объединения «Родители Москвы и Московской области за очное образование» и другие.

На основании всего вышесказанного активисты намерены составить резолюцию митинга и отправить её в департамент образования.

Алёна ЕРКИНА

Источник: «Правда»

Читайте также

Юрий Крупнов. Русская планетарная инициатива Юрий Крупнов. Русская планетарная инициатива
В мире нарастает глубокий хаос в связи с нерешённостью давно назревших фундаментальных проблем человеческого бытия. Практически утеряно управление в пользу социально-экономических, техносферных и антр...
8 сентября 2024
Клиническая русофобия в Латвии Клиническая русофобия в Латвии
Рижский русский театр имени Михаила Чехова опубликовал письмо, в котором выступил против применения ограничений в использовании в общественном пространстве Латвии русского языка. «Русский язык — это н...
8 сентября 2024
Ближний Восток. Союз серийных убийц Ближний Восток. Союз серийных убийц
Предгрозовая атмосфера на Ближнем Востоке в любой момент может обернуться большой войной. Израиль и США всё делают для эскалации, усиливая террор в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан, разж...
8 сентября 2024