Традиции и новации. Размышление в День Победы

Традиции и новации. Размышление в День Победы

Сегодня много говорится о связи поколений: поколений, разделённых не примитивной формулировкой Василия Дворцова – «реальных – виртуальных», а более подходящей – «военных – не военных». Конкретнее, нужно обозначить словами Андрея Дементьева «тех, кто знал войну, и кто не знал».

Деление это часто приводит к непониманию между ними, чего нельзя сказать о моей семье: её воевавшая часть представлена на фотографиях, которые я в далёком 2020 году нёс в составе Бессмертного полка. В дальнейшем сделать это по разным причинам мне не удавалось, а следовательно, память о своих предках (к которым, к тому времени уже относился и другой дедушка – Александр Викулов, скончавшийся от инсульта, вызванного ковидом) я сохранял стихами.

У меня часто спрашивают о том, почему я люблю читать непременно эти стихи, а не какие-либо ещё. На этот, внешне простой, вопрос я иной раз и сам не знаю ответа.

Главное – это то, что по вопросу отношения к памяти деда и прадеда мы с папой всегда были едины. Не было недопонимания и между мной и мамой (дочерью Александра Фёдоровича), хотя частое упоминание дедушки в моих написанных с января 2021 по февраль 2023 года стихах («В канун Великого поста», «Дедушкина библиотека», «Записка на могилу», «Письмо бабушке», «Последняя суббота», «Прибытие», «Сонет ко дню рождения Валерии Викуловой», «Сон сквозь слёзы») и пугало её. Как по мне – лучше писать об ушедших часто, чем забыть о них, поскольку нет большего неуважения к мёртвым, чем их забвение.

Но бывает и такое, что память об ушедших используется для их «стравливания» с ныне живущими людьми. Упомянутый в самом начале эссе автор написал статью «Слова – живые бисеры». В ней говорится о Николае Васильевиче Гоголе применительно к событиям сегодняшнего дня.

Не затрагивая их, выскажусь о суждениях автора о молодёжи, а конкретно об этом: «...заблуждение: молодость, – ну, это ж просто обязательный бунт. Идейный или формальный, политический или социальный. И – да! – сексуальный. Отрицать традицию, ломать формы, бежать, пачкать, оскорблять. Но честный протест против всех и вся – это не порча чужого имущества, не пошлая модернистская буза, а разрушение всего и вся в себе. В себе самом! Самим. Через наркотики, алкоголь, адреналин... Однако такое саморазрушение есть удел несчастно амбициозных бездарей, не рождённых для творчества нарциссов. Тех, кто, ах, не может различить самопоцелуйность от поцелуя Бога. А ещё только с опоры на традицию возможен личный взлёт...»

Эта цитата взята из упомянутой статьи в контексте критики «нового, молодого слова» (формулировка автора). С ней я категорически не согласен. Приведу аргументы в подтверждение своей точки зрения.

Во-первых, сама позиция автора материала видится мне ошибочной. Если же это не так (я могу ошибаться), то неправильно ставить знак равенства между стилистическими новациями (несомненный плюс) и «новациями» сексуальными (несомненный минус). Это сводит любую дискуссию о традициях к старческому брюзжанию в адрес молодых, которые ещё более озлобляются на старшее поколение и его символы, в том числе – символы Дня победы.

Кроме того – многие русские новаторы в искусстве были вполне традиционны в личной жизни. Например, основатель русского абстракционизма Василий Кандинский по свидетельствам историков был очень набожным человеком.

Как описанное сочетается с его картинами? По сведениям, которые есть у обозревателя портала «Искусство» Елены Соколовой: «Его (Василия Кандинского) мироощущение и идеалы сформировались под влиянием философских традиций русской религиозной мысли (Соловьев, Мережковский, Белый, Булгаков и др.) и традиций народа. И хотя потом он был увлечен теософскими идеями, но стержнем его творчества оставалась русская культура». Об этом же, кстати (но в ином контексте), говорил в своём докладе и мой одногруппник, Станислав Башманов.

Чтобы ни у кого не возникло сомнений в правдивости моих слов, я прикрепил к эссе картину Василия Кандинского «Святой Георгий».

Ей я закончу тему живописи и перейду к поэзии, единственный пример из которой я приведу – Иосиф Бродский. Младшие из них любят его за то же самое, за что не любят его старшие – независимость и свободолюбие. Указанные качества не распространялись поэтом на его личную жизнь, которая отличалась необычайной (даже для того времени) верностью.

Таким образом, два представителя авангарда могут научить молодёжь вере в Бога и супружеской верности. А чему может научить автор разобранной мной статьи? Как по мне, избранная им тактика защиты традиции (в широком смысле) отталкивает от неё молодёжь, разрывая связь поколений, о которой так много говорится 9 мая.

Савелий КОСТРИКИН, г. Воронеж

Читайте также

Отчёт ВСД «Русский Лад» в Республике Марий Эл за 2024 год Отчёт ВСД «Русский Лад» в Республике Марий Эл за 2024 год
Марийское республиканское отделение ВСД «Русский Лад» в 2024 году действовало в направлении пропаганды идей Всероссийского созидательного движения, принимало активное участие в мероприятиях под эгидой...
13 декабря 2024
Псковская область. Вечер православной песни в Дедовичах Псковская область. Вечер православной песни в Дедовичах
Просветительско-патриотический клуб «Русский Лад» (п. Дедовичи) завершил очередной год своей деятельности плановым мероприятием «Вечер православной песни», которое состоялось вчера в Районном центре д...
13 декабря 2024
Т. Куликова. Инфляция на грани катастрофы Т. Куликова. Инфляция на грани катастрофы
В среду 11 декабря были опубликованы данные от Росстата по инфляции за ноябрь, которые показали ее резкое ускорение. Мы вышли на двузначные темпы текущей инфляции. Ждем дальнейшего подъема ключевой ст...
13 декабря 2024