Т. Куликова. Ценовые рекорды на автозаправках

Т. Куликова. Ценовые рекорды на автозаправках

На протяжении уже нескольких недель мы наблюдаем стремительный рост цен на бензин и дизтопливо, а в последние дни появились сообщения и о том, что в некоторых регионах дизтопливо невозможно купить ни по какой цене и уборка урожая под угрозой. Для страны, основу экономики которой составляет нефтегазовый сектор, ситуация, мягко говоря, неожиданная, тем более что экспорт нефти сейчас затруднен из-за санкций. Разбираемся, как такое могло произойти.

С середины лета в России значительно ускорился рост цен на бензин и дизельное топливо; он теперь заметно опережает даже резко ускорившуюся в этот период общую инфляцию. Так, по данным Росстата в июле цена автомобильного бензина и дизтоплива выросла соответственно на 2.2 и 0.8% в месячном выражении (то есть по отношению к предшествующему месяцу). Для сравнения: общая инфляция за июль в месячном выражении составила 0.63%, и это тоже очень много, особенно с учетом сезонности.

За август месячных данных пока нет; есть только недельные. Так за первую–четвертую недели августа розничные цены на автомобильный бензин выросли соответственно на 0.63, 0.53, 0.56, 0.44%; за эти же четыре недели цены на дизтопливо выросли на 0.18, 0.65, 1.31, 1.38% соответственно. За неделю с 29 августа по 4 сентября (это последняя неделя, по которой на момент написания этой статьи имеются данные Росстата) рост цен на бензин и дизтопливо составил соответственно 0.25 и 1.25%.

Приведем также данные портала GlobalPetrolPrices.com, который отслеживает розничные цены на бензин Аи-95 по разным странам, используя как официальную статистику, так и информацию от самих нефтяных компаний. По их данным, с 29 мая по 4 сентября средняя розничная цена литра Аи-95 в России поднялась с 51.56 до 55.32 рублей за литр, то есть за период чуть больше трех месяцев цена выросла на 7.3%.

Кроме того, надо учесть, что сейчас многие автозаправочные сети отменили скидочные акции или существенно ухудшили их условия, а значит, цены, которые реально приходится платить автовладельцам, выросли даже больше, чем показывает статистика Росстата. Так, например, на заправках, принадлежащих одной из крупнейших нефтяных компаний, еще весной при покупке от 30 литров топлива начисляли по 3 рубля с литра баллами кэшбэка; затем для получения баллов добавили дополнительные условия, а в августе эту программу вообще отменили.

Таким образом, рост цен на бензин заметно ударил по карману автовладельцев, однако особенно тревожная ситуация складывается именно с ценами на дизтопливо, рост которых затрагивает не только и не столько владельцев личного автотранспорта, но в первую очередь отражается на экономической деятельности – на перевозках товаров, на сельском хозяйстве и т.д.

Как показывает приведенная выше статистика, с середины августа рост цен на дизтопливо ускорился до 1.2–1.4% в неделю, что в годовом пересчете эквивалентно росту на несколько десятков процентов, даже с учетом сезонности (часть нынешнего роста цен действительно объясняется сезонным фактором, но это лишь малая его часть). Такова динамика в целом по стране; при этом в некоторых регионах (на юге России, в Черноземье) ситуация еще гораздо хуже. Более того, в этих регионах к проблеме роста цен сейчас добавилась еще и проблема дефицита, то есть купить дизтопливо там стало непросто даже по столь высоким ценам.

Прекрасной иллюстрацией положения дел на юге страны служит эмоциональная реплика председателя совета Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Ростовской области Алексея Жданова из его интервью порталу BusinessFM: «Рост цен сумасшедший, дизельное топливо было 54 рубля, сегодня дизельное топливо предлагают за 107, на 100% подорожало. Я сегодня еду из Краснодара, и на заправках дизельного топлива нет. Кое-где остались старые запасы, но технику фермерам не заправляют. Не только угроза уборки урожая, а угроза будущего посева, мы просто можем не отсеяться.»

***

Ситуация действительно абсурдная. Ведь Россия – это страна, основу экономики которой составляет добыча и переработка нефти и газа, так что, казалось бы, дефицит нефтепродуктов на внутреннем рынке должен быть исключен в принципе, а цены должны быть комфортными для потребителей.

Тем более, что в ответ на санкции и ценовые потолки России было бы гораздо более естественно перенаправить свои нефтепродукты на внутренний рынок, а не пытаться хоть как-то продать их на экспорт, предлагая запредельные дисконты и принимая оплату даже в экзотических неконвертируемых валютах, с которыми непонятно что делать (о нашумевшей истории с зависшими индийскими рупиями см. «Куда приведет девальвация?», Правда, №72, 13.07.2023, https://kprf.ru/roscrisis/220048.html ).

Здесь уместно привести сравнение цен на бензин с Ираном, который также является нефтедобывающей страной и также находится под санкциями, ограничивающими нефтяной экспорт.

Так, по данным портала GlobalPetrolPrices.com цена литра бензина в Иране для розничных потребителей составляет 15 тыс. риалов для первых 60 литров в месяц, а для покупок выше этого лимита цена удваивается. Если пересчитать эти 15 тыс. риалов в рубли по официальному курсу, получится порядка 35 рублей, но официальный курс риала в иранской экономической жизни практически не используется. Если же 15 тыс. риалов пересчитать в рубли по более актуальному рыночному курсу (как это сделано на портале GlobalPetrolPrices.com), получим порядка 3 рублей за литр.

***

Абсурдная ситуация дефицита нефтепродуктов в России уходит корнями в далекий 2013 год, когда было принято решение о налоговом маневре в нефтяной отрасли, суть которого состояла в том, что экспортная пошлина на нефть и нефтепродукты постепенно заменялась налогообложением добычи нефти (официальное название – налог на добычу полезных ископаемых, НДПИ).

Система с экспортными пошлинами была простой и эффективной: нефтяным компаниям было выгодно направлять свою продукцию на внутренний рынок, в результате чего внутренние цены на топливо были существенно ниже мировых. Зачем Минфину понадобилось реформировать эту систему, так и осталось непонятным: приводимые ими объяснения уже тогда выглядели путанными и нелогичными. Единственный логичный довод состоял в том, что доходы казны от такого маневра увеличатся, но было совершенно очевидно, что это произойдет исключительно за счет потребителей, которые будут вынуждены покупать топливо по более высоким ценам.

Когда до наших властей наконец-то дошло, что вызванное налоговым маневром повышение внутренних цен будет губительным для экономики и социально неприемлемым, они попытались «подлатать систему» и изобрели еще одну странную меру – топливный демпфер. Она была введена в 2019 году.

Цель введения демпфера состояла в том, чтобы не допускать роста оптовых цен на топливо на внутреннем рынке выше темпов инфляции и при этом не допускать его дефицита. То есть нефтяным компаниям власти решили создать стимул для направления продукции на внутренний рынок по ценам ниже мировых: им стали доплачивать из бюджета упущенную выгоду, то есть разницу между экспортными и внутренними ценами. Здесь под внутренней ценой понимается установленная законодательно индикативная оптовая цена, по которой нефтяники обязаны поставлять топливо на внутренний рынок; она рассчитывается исходя из темпов инфляции.

Теоретически демпфер может работать в обе стороны: когда мировые цены на нефтепродукты падают ниже внутрироссийской индикативной цены, нефтяники должны доплачивать разницу в бюджет. Такое действительно было, но только один раз – в 2020 году; тогда нефтяники в рамках демпфера заплатили в бюджет 356.6 млрд рублей. Но, как мы помним, 2020 год был совершенно особенным; повсюду в мире спрос на топливо рухнул, мировые нефтяные цены «ушли в пол» (в США были даже отрицательные биржевые цены сырой нефти, и по ним осуществлялась поставка). Ничего подобного в нормальных условиях повториться не может.

Так что, если не рассматривать аномальную ситуацию ковидных локдаунов, выплаты по демпферу всегда идут от государства нефтяникам, а не наоборот. В результате вся выгода для бюджета от налогового маневра полностью исчезла. Система демпфера по сути стала дотацией для нефтяных компаний.

Причем объем этой «дотации» стремительно растет. Так, по итогам 2019 года бюджет выплатил нефтяникам 282.2 млрд рублей, за 2021 год – 674.5, а по итогам 2022 года выплата составила астрономические 2.16 трлн рублей! Для сравнения: общая сумма расходов федерального бюджета за 2022 год составила порядка 55 трлн рублей, то есть топливный демпфер уже стал существенной частью бюджетных расходов.

Плюс к тому, ловкие предприниматели организовали «серый экспорт» нефтепродуктов из России. Суть его в том, что они отправляют на экспорт топливо, купленное ими по внутрироссийским ценам на бирже, за которое нефтяные компании уже получили выплаты по демпферу. Это прямое обогащение за счет государства, хотя формального противоречия законодательству здесь вроде бы нет.

Со всем этим издевательством над бюджетом и над здравым смыслом надо было что-то делать. Дальше оттягивать решение проблемы было нельзя, ибо такие расходы по демпферу при дефицитном бюджете стали для государства непосильными. Поэтому российские власти в конце нынешней весны приняли решение сократить выплаты по демпферу вдвое, то есть государство будет компенсировать нефтяникам не всю упущенную выгоду, а только половину. Эта мера изначально должна была быть введена с июля, но затем ее введение было отложено до начала сентября; согласно соответствующему закону, сокращение объема демпфера продлится до конца следующего года.

Ответ нефтяников на сокращение демпфера оказался вполне предсказуемым: они постарались как можно больше продукции перенаправить на экспорт, пусть даже с дисконтом, в результате чего поставки на внутренний рынок снизились. Вот так и сложился нынешний дефицит…

***

Сейчас власти панически ищут способы разрулить эту ситуацию. Предлагаются разные меры. В частности, предлагается запретить «серый экспорт», то есть поставлять нефтепродукты на экспорт смогут только нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ). Проект соответствующего указа уже внесен в правительство, и сейчас там проходит его финальное согласование.

Эта мера, несомненно, поможет, но полностью проблему она не решит. Ведь «серый экспорт» – это лишь дополнительный фактор, усугубляющий ситуацию, а корень проблемы в том, что теперь нефтяникам поставки на экспорт выгоднее, чем поставки на внутренний рынок. Единственным способом кардинально решить проблему является отмена налогового маневра, то есть возвращение экспортных пошлин при сокращении НДПИ. Пора уже прекращать этот затянувшийся эксперимент над экономикой и населением!

Татьяна КУЛИКОВА, экономист

______________________

Статья опубликована в газете «Правда», №100, 15.09.2023, https://gazeta-pravda.ru/issue/100-31449-1518-sentyabrya-2023-goda/tsenovye-rekordy-na-avtozapravkakh/

Читайте также

Космическая идеология XXI века: русский космизм против трансгуманизма Космическая идеология XXI века: русский космизм против трансгуманизма
На рубеже 1960-70-х годов произошла переориентация мировой техносферы в сторону прикладных информационных технологий, направленных на управление сознанием (как массовым, так и индивидуальным) и постеп...
26 июля 2024
Петербург. XXIV конкурс имени М.К. Аникушина Петербург. XXIV конкурс имени М.К. Аникушина
В этом году в 24-й раз в ноябре месяце пройдет XXIV конкурс юных скульпторов имени Михаила Константиновича Аникушина, Народного художника СССР, Героя Социалистического Труда, Академика Российской Акад...
26 июля 2024
Наследие М.В. Ломоносова в пространстве исторической памяти Поморья Наследие М.В. Ломоносова в пространстве исторической памяти Поморья
В конце июня на базе Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики в рамках Всероссийской конференции «III Юдахинские чтения» прошел Межрегиональный научно-экспертный семинар, у...
26 июля 2024