Свидетельство о Советской эпохе. К 130-летию со дня рождения Анны Караваевой

Свидетельство о Советской эпохе. К 130-летию со дня рождения Анны Караваевой

Многонациональная советская литература подарила нашей стране много славных и достойных имен. Среди когорты родоначальников, тех, кто пришел в литературу после Октябрьской революции и в первые годы советской власти была и яркая женщина, выпускница историко-филологического факультета Высших женских Петербургских (Бестужевских) курсов, преподаватель русской литературы и истории Барнаульской совпартшколы Анна Александровна Караваева.

За более чем полувековой писательский путь она создала замечательные прозаические и публицистические произведения, вошедшие в золотой фонд советского печатного слова. Запомнилась она и как активная общественная деятельница, стоявшая у истоков создания в СССР широкого народного движения борцов за мир и международную солидарность стран и народов. В последние декабрьские дни ушедшего в историю 2023 года исполнилось сто тридцать лет со дня рождения писательницы.

Анне Караваевой было суждено прожить большую и интересную жизнь. Она была свидетелем, очевидцем и участником зарождения нового мира, пришедшего на просторы огромной страны вместе с Октябрем.

«Сознательная жизнь нашего поколения началась в эпоху бурных общественных событий всемирно-исторического значения… Никогда не забыть мне, какое небывало широкое чувство радостного облегчения и торжества охватило и мою душу, когда я прочла исторический декрет о мире, подписанный В.И. Лениным! Этот Декрет, так глубоко и кровно близкий миллионам людей, как бы зачинал собой, в моем сознании, необозримый мир открытий революционной эпохи, новых, преобразующих жизнь идей. Все, о чем годами думалось и чему раньше не находилось объяснения, теперь прояснилось. Но вместе с тем жизнь показывала, что молодой советской интеллигенции еще очень многому надо учиться – и не как-то академически, а в работе, в коллективе», – напишет писательница в своей автобиографии о том времени, в котором начинался ее профессиональный преподавательский, а затем и писательский путь.

Все последующие годы она постоянно и неустанно училась, была в непрерывном поиске. Ее действительно все интересовало, беспокоило, она во все пыталась вникать, деятельно преобразовывать, изменять, вновь и вновь покоряя ранее неведомые жизненные вершины. За восемь с половиной десятков лет ей суждено было увидеть и пережить все важнейшие, судьбоносные и эпохальные события в жизни первого в мире государства рабочих и крестьян, которому она была всю свою жизнь беззаветно предана. На закате дней, имея за плечами огромный жизненный и литературный опыт, заслужив всенародный авторитет и признание, ей посчастливилось встретить и шестидесятую годовщину Октябрьской революции.

Что и говорить, практически вся, исключая последнее десятилетие существования, история советской страны прошла на ее глазах, сумевших очень многое запечатлеть и сохранить в памяти, а затем, мастерски, во всех красках великого русского языка, уведенное вывести на бумаге. Потому-то написанные Караваевой книги и станут правдивыми свидетелями жизни страны в 20-60-е годы прошлого века, в которых мы видим глубокое проникновение в жизнь и духовный мир советского человека, строившего принципиально новое, лишенное старых предрассудков, мещанской обывательщины, трусливого угодничества и завесы мракобесия, справедливое и нравственно здоровое общество. Общество творцов и созидателей. А посему, убежден, они не потеряли своей актуальности, значимости и особенно будут интересны тем, кто интересуется не только историческими событиями как таковыми, но и самим советским человеком как феноменом, его духовным ростом и становлением, его постоянной и последовательной борьбой за добро, правду, светлое будущее.

Одно только огорчает: произведения Караваевой не переиздаются уже более трех десятилетий, да и на полках библиотек их встретишь нечасто. Увы, было в нашем совсем недавнем прошлом и такое время, когда она, как и многие ее собратья по перу, попали в число советских авторов, книги которых подлежали списанию. Впрочем, этот факт не говорит о том, что ее книг сегодня совсем не встретишь. Они конечно же есть, только обращаются к ним сограждане, к сожалению, все реже и реже. Такова действительность. Интерес к советской литературе, мягко скажем, в народе далеко не массовый. Но эта тема, безусловно, заслуживает отдельного разговора.

Уроженка Перми, где в семье мелкого служащего прошло ее детство, Караваева своим приходом в литературу была обязана Сибири, а если точнее, то Алтайскому краю, куда она вместе с мужем, командиром Красной Армии, бывшим военкомом, отозванным с фронта, попала летом 1920 года, переехав из Вятской губернии. В Барнауле мужу Анны Александровны поручат организовать губернскую совпартшколу, в которой она, имея к тому времени опыт работы учителем, станет преподавать русскую литературу и русскую историю.

Придется в совпартшколе Караваевой столкнуться и с молодежью, ненамного моложе ее самой, пришедшей с фронтов гражданской войны овладевать знаниями. Это были вчерашние бойцы, «бившие Колчака», мужественные, смелые, решительные, но фактически не имевшие образования. Обучая их, первых курсантов, восторгаясь их необычайной тягой к знаниям, их искренним желанием строить социализм и верно служить Родине, Анна Александровна, активно участвуя в культурной жизни города, посещая все общественно-политические мероприятия, точно также, как и ее воспитанники, ощущала в себе тягу к новым знаниям и творческой деятельности. Так-то и станет она участником литературных, театральных кружков и групп, а позже начнется и ее сотрудничество с газетой «Красный Алтай», где в мае 1922 года опубликует первое ею написанное стихотворение.

Газета «Красный Алтай» даст возможность молодому литератору не только в ней регулярно печататься, но и ездить по суровому сибирскому краю, бывать в глухих деревнях и на заводах Алтая, наблюдать жизнь, видеть перемены, все более укоренявшиеся в обществе, познавать новшества, и, что самое главное, накапливать темы и факты для многих своих будущих произведений.

Путь же в большую литературу начинающей писательнице откроет организованный и созданный в Новосибирске по инициативе видного деятеля большевистской партии Е. Ярославского толстый литературно-художественный журнал «Сибирские огни». В 1923 году в первом номере появившегося буквально за полгода до этого журнала печатается повесть Караваевой «Флигель». И встречен этот ее правдивый рассказ об уходящей в прошлое старой России, о мещанине, вступившем в непримиримый конфликт с действительностью, о его попытках отсидеться от революции в своем флигельке, – будет читателями восторженно.

Тему же обреченности мещанина, мелкого собственника, принадлежавшего отжившему миру стяжательства, мнимого благополучия и ханжества Анна Александровна станет подымать и во многих последующих произведениях. Бороться с мещанством как со страшным явлением она считала своим долгом писателя перед будущими поколениями, так как с детства и юности, прошедших в царской России, прекрасно понимала всю пагубность этой, укоренившейся на российских просторах человеческой скверны, тем более, что «мещанство не только прячется в своих домиках и флигельках, – оно может и злобно огрызаться, как мелкий хищник, может и убивать ростки новой, социалистической жизни».

Ожесточенно боролась она с мещанством и оттого, что, еще тогда, в начале 20-х годов минувшего века, видела принципиально нового человека – подвижного, трудолюбивого, целеустремленного, жизнерадостного, навсегда отбросившего мещанскую заповедь «жить потише», стремящегося к знаниям, жизненным высотам, горящего во имя высоких целей и задач. Такими были и ее курсанты, такими были крестьяне, рабочие и служащие, такой была и сама писательница, стремившаяся, не смотря на бытовые трудности, очень скромный достаток, отсутствие многих жизненно необходимых повседневных благ, – к свету, культуре, к развитию своих творческих возможностей.

Пройдут годы, Анна Караваева станет известнейшей писательницей и общественным деятелем и живя, работая в Москве, она всегда с теплотой будет вспоминать «алтайский период» своего творчества. И это не случайно. В Барнауле она сформируется как личность, получит первое признание, в 1926 году станет членом Коммунистической партии (большевиков), напишет многие произведения и прекрасно научится видеть жизнь, познавать ее глубины, наблюдать острые проблемы, человеческие противоречия и конфликты.

В своих многочисленных поездках она найдет живой современный материал для повестей о ломке деревенского темного частнособственнического быта «Медвежатное» и «Двор», романа о крупном государственном строительстве завода в сельской глуши, изменении быта и психологии крестьян «Лесозавод», а, также, благодаря работе в губернских архивах, интереснейшие исторические факты для написания историко-революционного романа о крепостных заводских рабочих Сибири «Золотой клюв».

Эти ранние произведения и сформируют Караваеву как писателя-реалиста, ставившего перед собой задачу отобразить действительность, обозначить существующие проблемы, вскрыть характеры героев, их непростой, а порою и очень противоречивый внутренний мир. Обращение же к прошлому, вполне осмысленное и удачное в своем исполнении, было не каким-то абстрактным уходом от дня сегодняшнего. Нет. Писательницу всегда интересовала тема труда. Труда в своей основе решительного, созидательного, преобразовывающего мир. Потому-то примеры борьбы горнорабочих за свободный труд и народное счастье, бывшие в истории края в конце XVIII века, и станут своеобразным продолжением разработки этой всеобъемлющей темы, представлявшейся Караваевой весьма значимой.

Работая в те же годы над прозаическими произведениями, Анна Александровна успешно выступала и на ниве публицистики. Ее статьи, очерки, заметки, корреспонденции о поездках по краю и о его людях, неизменно вызывали теплые читательские отклики. Журналистика же становится ее вторым, после писательского труда, призванием. И более широкое развитие оно получит позже, в Москве, куда писательница переедет в 1928 году, и где уже в первый год ее работы выйдет документальная книга очерков о текстильщиках Трехгорной мануфактуры «Цеха в пути».

Лучшие же журналистские работы Караваевой, по всей видимости, связаны с «Правдой», корреспондентом которой она стала в 1932 году и с которой не порывала деловых связей вплоть до ухода из жизни. Не одно десятилетие в многочисленных командировках по редакционным заданиям главной союзной газеты, писательница пристально вглядывалась в жизнь страны, в ее поступательное движение, скрупулезно изучав при этом и грандиозные социально-экономические изменения, происходившие в родном Отечестве.

А с началом Великой Отечественной войны Анна Александровна становится корреспондентом газеты на Урале и в Свердловской области. «Правда» публикует ее проникновенные очерки о самоотверженном и доблестном труде уральцев для нужд фронта. Более тридцати очерков вышло тогда из-под пера писательницы. Очень гордилась она и тем, что ее письмо в газету «Создадим книгу о Москве», написанное ею «под свежим впечатлением всего виденного и прочувствованного» на XXII съезде КПСС и опубликованное в «Правде» 14 ноября 1961 года, было помещено также и в большом юбилейном томе, посвященном пятидесятилетию газеты. В самой же редакции тогда, «по горячим следам», проходило отдельное совещание по обсуждению этого писательского обращения об издании отдельной книги-сборника о Москве, получившего затем широкое обсуждение во многих печатных изданиях Союза и столицы.

Переехав в Москву, Караваева всецело посвятит себя литературно-журналистской работе. В рассказах и очерках 30-х годов, в публицистике тех лет, писательница стремилась раскрыть радость свободного труда и показать искреннее воодушевление и гордость советского человека, принимающего живое участие в осуществлении грандиозных планов партии и правительства по коренному переустройству всей экономики страны. Рассказывая о новостройках, на которых сама постоянно бывала, Анна Александровна писала: «Новая жизнь с ее все расширяющимися границами созидания, открывала перед людьми невиданные возможности для творчества, для проявления своей личности. Никогда в России не звучало с такой силой слово «стройка», как в дни первых пятилеток: Магнитострой, Днепрострой, Кузнецкстрой…» Работает писательница и в жанре драматургии. Пьесы Караваевой ставятся на театральных сценах. Большой успех имела ее пьеса «Двор», написанная на основе одноименной повести, появившейся еще в 1926 году, во время проживания в Барнауле.

В 1931 году писательница возглавила редакцию журнала ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия». Семь лет журнал под ее руководством заботливо выращивал и вводил в мир литературы новые имена. Именно в «Молодой гвардии» был напечатан и легендарный роман «Как закалялась сталь» тогда еще никому не известного, начинающего писателя Николая Островского. Караваева сразу разглядела своеобразие его дарования, прочувствовала и поняла необычайную силу и новизну написанной им книги. Островский к тому же станет и другом писательницы. «По возрасту нас разделяло десять лет с небольшим, но на многие вещи у нас были одинаковые взгляды. В наших беседах с Николаем Островским мы касались очень многих сторон жизни («целые тома наговорили», – шутил он), а также, естественно, и темы молодости». С глубокой признательностью и уважением будет отзываться о Караваевой и писатель, что отобразится и в его письмах.

На всю жизнь запомнит Караваева этого неутомимого писателя-борца, пламенного коммуниста и спустя годы тепло и искренно расскажет о нем в своих воспоминаниях.

Следует сказать и о том, что Караваеву и Островского в какой-то степени будет роднить, естественно, в творческом плане, похожесть, необычайная духовная слитность двух главных героев, написанных практически в одно и тоже время книг. Речь идет о бесстрашном Павке Корчагине и девушке Лене, бойце Красной Армии из романа писательницы «Лена из Журавлиной рощи». Эта девчушка, которая «действительно существовала» и была одной из лучших учениц Барнаульской совпартшколы, а до этого бойцом-конником, в замечательном романе сумела восстать против мещанства окружающей действительности, против смиренномудрия и покорности своей забитой, несчастной матери и уйти из родного городка с Красной Армией, с оружием в руках, с комсомольским билетом у груди воевать с белыми бандами самозваных атаманов и японскими интервентами. В образе Лены из Журавлиной рощи, как и в образе Павки Корчагина, писатели Караваева и Островский, одними из первых рассказали о молодом поколении, рожденном Октябрьской революцией. Долгие годы ЦК ВЛКСМ в своих печатных изданиях, в системе комсомольской учебы, в приложениях «Почитайте эти книги о комсомольцах» к книгам из серии «Библиотека юношества», издававшихся в издательстве ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», рекомендовали роман Караваевой «Лена из Журавлиной рощи» для обязательного прочтения как подлинную историю о становлении советской молодежи в годы Гражданской войны. Сам же роман издательство «Молодая гвардия» переиздавало многократно.

30-е годы для Караваевой были чрезвычайно насыщенными. И она все при этом успевала. Посчастливилось ей быть и делегатом Первого съезда Союза советских писателей под председательством А.М. Горького, что, по большому счету, и не удивительно, так как к тому времени она была известным писателем и публицистом, редактором крупного и популярного молодежного журнала и имела в советской литературной среде достаточно крепкие и прочные позиции. Она лично знала великого Горького, на протяжении долгих лет поддерживала товарищеские и дружеские отношения с Александром Серафимовичем, Александром Фадеевым, Константином Треневым, Юрием Либединским, Павлом Бажовым, Янкой Купалой, Матэ Залкой, Всеволодом Вишневским, Борисом Горбатовым и многими другими писателями и литераторами.

Принимая активное участие в деятельности правления и президиума правления (с 1938 года) Союза советских писателей, Караваева, имея ярко выраженный темперамент общественника, была делегирована и в Моссовет, депутатом которого проработает долгие годы. Также она удостаивалась чести быть делегатом страны Советов и на международных форумах. В 1935 году Караваева принимала участие в работе Первого конгресса защиты мира и культуры в Париже. В том же году она в составе делегации советских писателей побывала в Чехословакии. В послевоенные года Караваева активно работала в советских организациях интернационального движения борьбы за мир.

В июне 1945 года она вновь побывает в Париже в качестве гостя на Национальном конгрессе французских женщин. Вообще же ей не раз придется бывать на приемах, встречать иностранных гостей, общаться с ними, а также видеть и слышать Георгия Димитрова, Долорес Ибаррури, Марселя Кашена. О своих встречах и заграничных поездках Караваева поведает в публицистических очерках: «Июнь в Париже» (1935), «Во Франции 1945 года», «На берегах Гаронны» (1945), в книге воспоминаний «Свет вчерашний» (1964).

С началом Великой Отечественной войны Анна Александровна трудилась в составе агитбригады Московского комитета партии. Но в Москве ей суждено будет пробыть недолго. По согласованию с Союзом писателей и партийными органами, редакция «Правды» направляет ее на Урал. Подготавливая там в те суровые дни многочисленные статьи и очерки о работе танкостроительных заводов, писательница задумывается и о написании цикла романов «Родина», посвященного современному рабочему классу. Так в поездках по Уралу, под впечатлением от общения с реальными людьми, их трудом на пределе человеческих возможностей, и начнется ее работа над этой эпопеей.

Основным же лейтмотивом данной эпопеи, охватывающей время с осени 1941 года и до конца войны, станет святая уверенность в том, что «жизнетворчество продолжается». Большие жертвы, тяжелейшие испытания не остановили поступательного развития социалистического общества. «Нельзя угасить советскую жизнь», – говорила писательница каждой страницей этих романов, составивших знаковую трилогию.

В первом романе трилогии «Огни» рассказывается о периоде «великого переселения заводов» на Урал и в Сибирь. Во втором романе «Разбег», состоящем из двух частей «Весенний шум» и «Наступление» писательница повествует о том, как советская промышленность переходит в наступление – на фронт могучим потоком идут эшелоны с оружием. И в этом всенародном труде формируется новое поколение советского рабочего класса. «Эти люди как весенний шум, это будущее, которое борется вместе с нами». Третий же роман «Родной дом», завершающий трилогию, охватывает период с 1943 года и до завершения войны. Действие в нем переносится с Урала в западные области России, герои возвращаются домой, начинается восстановление разрушенного врагом народного хозяйства. К мирным дням герои романа приходят мужественными и духовно зрелыми. Война выявила в них доселе не известные им самим замечательные качества, делающие их подлинными патриотами и защитниками Отечества.

Работу над эпопеей Караваева завершит в 1950 году. И она будет иметь определенный успех, о ней напишут отзывы, опубликуют статьи, а вместе с тем состоятся и ее публичные обсуждения, на которых о достоинствах и недостатках романов непосредственно выскажутся сами читатели. В 1951 году за написание трилогии «Родина» писательница будет удостоена Сталинской премии третьей степени.

В 50-60-е годы прошлого столетия Караваева продолжает активно работать. Она редактирует ранее написанные произведения, в 1957 году выходит пятитомное собрание сочинений писательницы. В конце 50-х годов Анна Александровна завершает цикл рассказов «Первое поколение», где героями выступают дорогие ее сердцу, незабвенные, первые курсанты Барнаульской совпартшколы. В 1963 году свет увидит роман «Грани жизни», который можно считать своеобразным эпилогом к трилогии «Родина» и где речь пойдет уже о поколении рабочих-интеллигентов 60-х годов. И опять же, писательница останется верной своей главной творческой задаче – видеть новое, постигать естественный рост и изменения в жизни советского общества и формирование современного типа человека труда, человека созидателя. Много времени уделяет Караваева подготовке воспоминаний, истории страны в образах участников революции, пишет книгу «Вечнозеленые листья», завершает в 1968 году многолетнюю, длиной в более чем тридцать лет, работу над серией мемуарных очерков «Звездная столица», где поэтический образ Москвы неразрывно связан с величественным движением исторических событий и образами конкретных людей, и не только всенародно известных, но и тех, чья жизнь навсегда соединилась с жизнью великого города.

За более чем пятьдесят лет активной писательской, журналистской, общественной деятельности Караваева многое успела, хотя, конечно же, ее путь не был устлан только розами. Ей многое пришлось пережить. Она теряла близких и друзей, надежных товарищей, пережила многие житейские и бытовые трудности, испытала тяготы военного времени, порой испытывала разочарования, как и любой творец подвергалась критике, причем не всегда и обоснованной. Но она была сильным человеком. Фундаментом ее жизненных сил всегда выступала искренняя убежденность в идеалы добра, справедливости и беззаветная вера в родную страну и ее народ, для которого она и пыталась создавать нравственно-патриотические произведения, всегда нацеливавшие на труд, созидание, на постижение новых и новых неизведанных высот, всех тех, которые есть и могут быть в нашей жизни.

Будучи человеком скромным, Анна Караваева не любила выпячивать себя и привлекать к своей персоне особое внимание. Даже в обширных воспоминаниях и мемуарах она старалась говорить больше о других. И это при том, что Родина высоко оценила ее персональные заслуги, наградив высшей наградой – орденом Ленина, а также орденом Октябрьской Революции, трижды орденом Трудового Красного Знамени, орденами Красной Звезды и «Знак Почета», многими медалями.

В последние годы жизни писательница любила вспоминать свою молодость, пору революционных преобразований. Эти первые годы Советской власти, «какими бы суровыми они не были», для Анны Александровны навсегда оставались «воплощением поэзии жизни». И эта поэзия революционной новизны и бесконечной извилистой дороги к подлинному обществу социальной справедливости и была той основой постоянной полноты жизни, так и не покинувшей Анну Караваеву на ее большом и светлом жизненном пути.

Хочется верить, что имя Анны Караваевой не забудется и в наше непростое время.

Руслан СЕМЯШКИН

Читайте также

Саратов. Город трудовой доблести пополнился новым и очень важным памятником Саратов. Город трудовой доблести пополнился новым и очень важным памятником
8 мая, в преддверии празднования 80-летия Великой Победы, открыли памятник знаменитой регулировщице Победы, «Бранденбургской мадонне» – Марии Филипповне Лиманской (1924-2024). Торжественно открыли пам...
12 мая 2025
День в истории. 170 лет со дня рождения композитора Анатолия Лядова День в истории. 170 лет со дня рождения композитора Анатолия Лядова
12 мая 1855 года в Санкт-Петербурге родился Анатолий Константинович Лядов (1855-1914) — русский композитор, дирижёр и педагог, профессор Петербургской консерватории....
12 мая 2025
И.С. Бортников. К вопросу о сталинской хронополитике в статье В.С. Никитина И.С. Бортников. К вопросу о сталинской хронополитике в статье В.С. Никитина
Недавно на сайте «Русского Лада» и сайте «Москва – город солнца» опубликована статья директора Института хронополитики и русскомыслия В.С. Никитина «Сталинская хронополитика – залог победы в Великой ...
12 мая 2025