Современная школа: «прогулки по минному полю»

Современная школа: «прогулки по минному полю»

Древнейшая мудрость предостерегает: «Не дай Вам Бог жить в эпоху перемен». Однако время нынче такое, что различного рода перемены – главнейший ингредиент современных блюд. А школа в её нынешнем состоянии – своего рода испытательный полигон для неустанных упражнений очередных реформаторов представить «хорошо забытое старое» как нечто принципиально новое.

В учебные планы добавляли и дополнительный час физической культуры, желая вроде как способствовать оздоровлению подрастающего поколения, и региональный компонент в таких, например, дисциплинах, как литература или география, как громом среди ясного неба прозвучала новость о том, что в начальной школе планируют ввести обязательные уроки по шахматам (никак полчища новых Каспаровых и Крамников вовсю растить собираются?).

Недалек, видимо, тот день, когда мы будем вынуждены запереть наших детей на полноценный восьмичасовой рабочий день… Возможно, кстати, этот день уже наступил, просто мы ещё это не до конца осознали.

Путь в современную школу – дорога (или даже шоссе) энтузиастов, настоящих подвижников своего дела, тех, в ком ещё не умерло благородное желание сеять «разумное, доброе, вечное».

Однако времена изменились… Непререкаемый, казалось бы, авторитет учителя существенно подорван. Дошло до абсурда: порой люди, далекие от педагогики и психологии, не владеющие методикой преподавания того или иного предмета, намереваются поучать, как должно выстраивать образовательный процесс (в каком объеме задавать домашнее задание, какие формы взаимодействия использовать на уроках и т.п.). Технологии продвинулись далеко вперед, но бывает, что и красочные презентации, и видеофрагменты, используемые на уроках, и различные формы организации работы оказываются неспособны разжечь подлинный интерес у учеников к предмету. Решающим фактором в любом случае оказывается личность учителя, его умение творчески осмыслить искомый материал и, если угодно, «разжевать» его для своих подопечных. В современной действительности – увы! – хитросплетениям в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» редко удается конкурировать со свежими публикациями в «Инстаграме».

Как это ни горько осознавать, но школьная жизнь зачастую – это борьба учителей с учениками за их же будущее. Иными словами, ученики выступают в роли присяжных, которых учитель намеревается убедить в том, что их пребывание в «храме знаний» имеет огромный смысл, а время, проведенное в нем, не потрачено впустую.

Далеко не каждый готов принять аксиомы школьной действительности.

Не существует «тепличных условий», о которых нам слагали легенды. В условиях современной школы человеческие убеждения, знания, таланты проходят настоящую проверку на прочность. Учитель подобен солдату, постоянно находящемуся начеку, готовому, что «рвануть» может отовсюду (астрономию вернули, шахматы ещё ввести предстоит… что ещё по расписанию?). Он должен быть мобилен и восприимчив ко всяким переменам, уметь подстроиться под любое преобразование, а также – что важнее всего! – научить этому своих подопечных. Здесь, как говорится, не до жиру… порой на то, чтобы окинуть свежим взглядом плоды своих трудов, осмыслить это и, сделав соответствующие выводы, спокойно двинуться дальше, не хватает ни душевных сил, ни необходимого времени – школа живет в бешеном ритме (она заряжает энергией, которую, без лишних угрызений, затем и забирает).

Возникает вопрос: если школа действительно походит скорее на минное поле, нежели на прекрасную цветущую долину, отчего же многие все равно стремятся туда, словно мотыльки на огонь?

Потому что это все-таки огонь… А передача усвоенных истин новому поколению – величайшее благо, особая форма и любви, и творчества, благородное стремление не обрывать цепочку знаний, желание взглянуть на мир другими глазами, глазами детей. Образование как-никак – это обоюдный процесс. Как знать, может, при общении с нашими подопечными мы усвоим от них нечто намного большее и важное, чем сами способны дать.  

Никита ИОНОВ, г. Магадан

Читайте также

Космическая идеология XXI века: русский космизм против трансгуманизма Космическая идеология XXI века: русский космизм против трансгуманизма
На рубеже 1960-70-х годов произошла переориентация мировой техносферы в сторону прикладных информационных технологий, направленных на управление сознанием (как массовым, так и индивидуальным) и постеп...
26 июля 2024
Петербург. XXIV конкурс имени М.К. Аникушина Петербург. XXIV конкурс имени М.К. Аникушина
В этом году в 24-й раз в ноябре месяце пройдет XXIV конкурс юных скульпторов имени Михаила Константиновича Аникушина, Народного художника СССР, Героя Социалистического Труда, Академика Российской Акад...
26 июля 2024
Наследие М.В. Ломоносова в пространстве исторической памяти Поморья Наследие М.В. Ломоносова в пространстве исторической памяти Поморья
В конце июня на базе Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики в рамках Всероссийской конференции «III Юдахинские чтения» прошел Межрегиональный научно-экспертный семинар, у...
26 июля 2024