Советские учебники — лучшие!
Ни для кого не является секретом, что в нашей стране за последние годы общий уровень образованности населения значительно снизился. Основной причиной этого большинство специалистов из преподавательской среды считают многолетнюю бездарную реформу образования и прежде всего внедрение ЕГЭ в начале 2000-х годов.
Почти маниакальное желание наших чиновников сделать российское образование похожим на западное (точнее, на американское) привело к очень печальным последствиям. Про оболванивающее влияние тестовой системы оценки знаний (ЕГЭ) написано уже столько, что можно составлять многотомное собрание сочинений по этой теме.
Однако есть ещё одна серьёзная причина — большое количество некачественных школьных учебников. По данным экспертизы, которая проходила с участием РАН и РАО, около 70% учебников содержат различные фактические ошибки. Неудивительно, что в 2018 году экспертиза содержания школьных учебников забраковала 30% из них, а федеральный перечень сократился примерно с 1300 до 900 учебных пособий. Хотя, конечно, и это очень много.
Большинство преподавателей и учителей также отмечают явное противоречие между Единым государственным экзаменом как системой единых требований и множеством учебников. В результате зачастую при сдаче ЕГЭ случаются разные нестыковки. Например, школьника учили по одним учебникам, а составители ЕГЭ ориентируются на другие. И ученику либо занижают балл, либо не засчитывают ответ, либо считают ответ неправильным. А ведь ребёнок не виноват, что у него в учебнике что-то написано не так, как считают составители ЕГЭ.
Ещё одна проблема, которую отмечают педагоги-практики, состоит в том, что современные учебники сильно перегружены научной и псевдонаучной терминологией. Порой эти учебники даже взрослому человеку трудно читать без словаря. Причём там даётся такое количество совершенно ненужной детям информации, что в головах школьников образуется бессистемная каша, а не знания.
Вообще создаётся впечатление, что учебники в нашей стране пишутся теперь не для того, чтобы детей учить, а чтобы гонорары получать и сверхприбыль извлекать. Написание и издание учебников, а также другой учебной литературы (особенно для ЕГЭ) превратилось из инструмента просвещения в бизнес. Естественно, всё это негативно сказалось на качестве учебных пособий. А ведь именно от них во многом зависит не только интерес учащихся к тому или иному предмету, но и прочное усвоение изучаемого материала.
Поэтому несколько лет назад по инициативе движения «Родительское всероссийское сопротивление» (РВС) появился проект обучения по переизданным советским школьным учебникам. И в результате в разных российских городах и регионах стали образовываться инициативные группы родителей, которые занялись популяризацией преподавания по учебным пособиям, созданным на основе классических советских учебников.
Одна из таких родительских групп появилась и в Смоленске. Вот что нашей газете рассказала организатор смоленской группы Анна Малашенкова:
— Любой родитель, учившийся ещё во времена СССР и у которого дети или внуки сейчас обучаются в современной российской школе, невольно сравнивает нынешние учебники со старыми советскими. И всем прекрасно видно, что советские-то учебники гораздо лучше! Советские учебные пособия сделаны так, чтобы любой, даже неподготовленный ребёнок мог по ним успешно учиться с минимальной помощью родителей. В них школьный материал изложен логичнее, проще и доступнее. Дети по ним хорошо самостоятельно усваивают предметы.
Собственно, именно поэтому и возникла идея обучения школьников по учебникам, созданным на основе тех, по которым учились ещё в 30—60-е годы XX века. В то время наше образование считалось лучшим в мире. Ведь его программы и учебники были основаны на принципе «от простого к сложному», их составляли и писали настоящие учёные.
Поддерживают это начинание в основном родители, которые обеспокоены снижением уровня образования в школах и необоснованным усложнением способов подачи материала. Всё чаще можно слышать рассказы о том, что ребёнок уже спит, а его родители с двумя высшими образованиями не могут выполнить домашнее задание для третьего класса. И это совсем не анекдот, а наша нынешняя жизнь.
Конечно, речь пока идёт о начальной школе. Например, ещё в 2016 году был выпущен знаменитый учебник «Арифметика» А. Пчелко и Г. Поляк для первого класса издания 1955 года. Затем вышел и «Букварь», где за основу был взят учебник Н. Костина 1947 года. Уже вышли некоторые советские учебники для 2—3-го классов. Вообще ведётся работа над восстановлением линеек учебников по всем предметам начальной школы, включая рисование и пение.
При переиздании советские учебники проходят минимальное редактирование: из них убираются только устаревшие жизненные реалии и идеология, а также добавляются современные цветные иллюстрации.
К огромному сожалению, современным российским педагогам не позволено учить по советским программам в школах. Поэтому обучение детей по советским методикам и учебникам пока происходит в рамках семейного образования, которое разрешено законодательством.
В частности, закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» разрешает получение детьми основного общего образования от родителей или лиц, их заменяющих. Аналогичное положение предусмотрено статьёй 63 Семейного кодекса РФ.
Просто ребёнок должен быть прикреплён к школе и конкретному учителю, а обучаться он может и дома. Для этого нужно оформить соответствующие документы. Раз в четверть или даже реже проходит аттестация учащегося в школе. Главное — сдавать её успешно. Так можно окончить весь школьный курс. Этой возможностью пользуется всё большее число людей. Даже вне нашего проекта.
Пока же на сегодняшний день 1—2-е классы с семейным обучением по адаптированным советским учебникам открыты в Москве, Санкт-Петербурге, Симферополе, Краснодаре, Самаре и Новосибирске. В Смоленске, к сожалению, этим занимаются самостоятельно только родители-энтузиасты.
Дмитрий ТИХОНОВ, г. Смоленск
Источник: «Правда»