Социально-эволюционные концепции Н.Ф. Федорова и К.Э. Циолковского как источник новых подходов к анализу взаимосвязи науки и религии
Мыслители-космисты К.Э. Циолковский и Н.Ф. Федоров развивают схожие представления о социальном прогрессе, роли науки и неизбежности космической экспансии человечества. Однако они придерживаются противоположных мнений о перспективах прогрессивного развития человечества. Статья посвящена поиску и раскрытию причин данного противоречия.
Изучение русского космизма как феномена мировой философской мысли началось несколько десятилетий назад. Сегодня же особую актуальность обретает вопрос о вкладе представителей этого течения в формирование современного мировоззрения. Возрастание научно-исследовательского интереса к наследию мыслителей-космистов многократно усилили те глобальные процессы, которые отчетливо выявились в конце XX — начале XXI столетия и расширили границы преобразовательной деятельности человечества за пределы нашей планеты.
Внимательное рассмотрение философско-мировоззренческих идей русских мыслителей космистов позволяет глубже понять особенности современной культуры, взаимосвязь ее важнейших компонентов, таких как наука и религия. Примером может служить сравнительный анализ взглядов на прогресс современной цивилизации основателя русского космизма Н.Ф. Федорова и крупнейшего представителя его философского и научного звена К.Э. Циолковского.
Николай Федорович Федоров (1829-1903), русский мыслитель-космист, считал основным злом человека его смертность, причиной которой является, прежде всего, рабство у слепых сил природы. Поэтому центральное место в философской системе Федорова занимает идея регуляции природы. Высшая цель регуляции — воскрешение предков («отцов»), т. е. всех поколений людей, ранее живших на планете, и последующее расселение возрожденного человечества в бескрайних просторах Вселенной. По мнению философа, путь к воскрешению и преображению человека проходит через овладение природой, переустройство человеческого организма, освоение космоса и управление космическими процессами. Воскрешение и последующее достижение бессмертия мыслится Федоровым как «общее дело» человечества, ведущее к всеобщему братству и родству, к преодолению всякой «вражды» — разрыва между мыслью и делом, «учеными» и «неучеными», богатством и бедностью, городом и деревней.
Рассматривая проблему общественного прогресса, в работе «Вопрос о братстве...» Федоров пишет: «Жизнь общества состоит в том, что старое старится, а молодое растет: возрастая и сознавая свое превосходство над умершими, молодое поколение не может по закону прогресса не сознавать своего превосходства и над умирающими или стареющими» (Федоров 1995-2000/1, с. 50). Поэтому прогресс, по мнению Н.Ф. Федорова, «состоит в сознании сынами своего превосходства над отцами и в сознании живущими своего превосходства над умершими, т. е. в таком сознании, которое исключает необходимость, а потому и возможность объединения живущих (сынов) для воскрешения умерших (отцов)» (там же, с. 51).
Федоров совершенно не разделяет господствующих в общественном мнении оптимистических взглядов на перспективы развития человечества. «Прогресс, — заявляет он, — при отсутствии внутреннего объединения и внешнего общего для всего рода человеческого дела есть явление естественное: и пока не состоится объединение в общем деле обращения смертоносной силы в живоносную, человек будет подчинен слепой естественной силе наравне со всеми скотами зверями, наравне с бездушною материею» (Федоров 1995-2000/1, с. 50). Выделяя в качестве первостепенной задачи человечества всеобщее воскресительное дело, Н. Ф. Федоров с сожалением отмечает, что «Прогресс есть прямая противоположность воскрешению: прогресс состоит в критическом отношении молодого поколения к старшему, в осуждении сынами отцов и в действии, согласном с этим осуждением» (там же, с. 52).
Иного мнения относительно характера общественного прогресса придерживается Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935), ученый и изобретатель, основоположник современной космонавтики и ракетной техники, являющийся одним из ярких представителей русского космизма. Главной причиной развития Вселенной в целом и человечества как ее части он считает присутствие в мироздании некого внутреннего закона, проявляющего себя, на разных этапах космологической эволюции, в виде различных сил, управляющих этим процессом развития. Размышляя об эволюции материи в космосе до появления разумной жизни, К.Э. Циолковский говорит о Воле Вселенной, направляющей все жизненно важные процессы космоса в нужное эволюционное русло. После появления разумных существ Вселенная передает им всю полноту функций управления своим развитием, что неизбежно накладывает на них огромную ответственность. Именно поэтому перед человечеством, которое в скором времени должно стать составной частью высших комических цивилизаций, остро стоит вопрос грамотного преобразования своей социальной структуры, в соответствии с целями и идеалами прогрессивного развития Вселенной.
Идеи Циолковского о грядущей социальной эволюции человеческого общества основываются на представлении о роли гениев в процессе управления развитием цивилизации и Вселенной в целом. Философ справедливо полагает, что совершенные существа, заселяющие космос, должны создавать сложные и не менее совершенные общественные организации. Поэтому многие свои работы он посвящает поиску такого идеального социального устройства космической цивилизации. Центральный элемент этой системы, по мнению Циолковского, — наделенный мощным разумом и лишенный эмоциональных слабостей правитель, способный познавать высшие истины, просвещать и вести за собой людей. Это истинный гений, отличающийся от обычных людей не только умственными достижениями, выдающимися творческими и организаторскими способностями, но и высочайшими нравственными качествами. Для философской и этической позиции Циолковского представления о гении, о его роли в жизни людей и мира в целом являются одними из главных. Согласно В. М. Мапельман, «Циолковский чутко, профессионально выделяет особенности гениальности: наследственность, влияние социальной среды, специфика взаимоотношений с родными, согражданами, коллегами, властями. Его стремление определить научным путем факторы, влияющие на формирование и проявление гения попытки аргументировать, обосновать, причинно обусловить свои выводы заслуживают уважения и удивления, учитывая уровень разработки данной проблемы естествознанием к началу XX века» (Мапельман 2001, с. 307).
Изучая представления Циолковского о грядущих социальных преобразованиях, можно заметить, что он, в отличие от Федорова, размышляет о прогрессивных тенденциях развития общества исключительно в положительном ключе. Рассматривая ближайшие перспективы человечества, он утверждает: «Можно вскоре ожидать наступления разумного и умеренного общественного устройства на Земле, которое будет соответствовать его свойствам и его ограниченности. Наступит объединение, прекратятся вследствие этого войны, так как не с кем будет воевать. Счастливое общественное устройство, подсказанное гениями, заставит технику и науку идти вперед с невообразимой быстротою и с такою же быстротою улучшать человеческий быт. Это повлечет за собою усиленное размножение. Население возрастет в 1000 раз, отчего человек сделается хозяином земли. Он будет преобразовывать сушу, изменять состав атмосферы и широко эксплуатировать океаны. Климат будет изменяться по желанию или надобности. Вся земля сделается обитаемой и приносящей великие плоды» (Циолковский 1986, с. 287).
Раскрывая сущность грядущего социального устройства, Циолковский указывает, что любой планетой будет управлять Верховный совет гениев, возглавляемый мудрейшим из них. Каждый лидер воплощает в себе особый талант, совершенство в какой-либо сфере творчества. Благодаря этому жители того или иного небесного тела станут обладать, пусть не в полной мере, качествами, близкими к достоинствам своего главы. Выборные президенты, выражающие волю народа, объединяются в союз. Различные их достоинства и являются гарантией общественного прогресса как перехода от лучшей цивилизации к более высокой. Вся Вселенная окажется управляемой и руководимой гениями. Со временем возникнет сложное общество под руководством самого интеллектуального и высоконравственного Президента. В результате «могущество совершенных проникает на все планеты, на всевозможные места жизни и всюду оно. без страданий, уничтожает несовершенные зачатки жизни. Эти места заселяются их собственным зрелым родом <...> В этом заключается главный акт деятельности совершенных, главная их нравственность» (Циолковский 1986, с. 376). Так происходит утверждение единой нравственности для Земли и космоса, главный смысл которой в абсолютном уничтожении страдания для всех проявлений жизни, какие только может допустить процесс эволюции.
Таким образом, в идеях Циолковского и Федорова можно обнаружить и общее, и различное. Они оба развивают схожие представления об огромной социальной роли науки и о необходимости и даже неизбежности космической экспансии человечества. Но при этом вполне очевидна противоположность их взглядов на перспективы прогрессивного развития человечества. Циолковский воспринимает прогресс исключительно в позитивном свете, в то время как для Федорова польза общественного прогресса весьма сомнительна. Выявление причин данного идейного разногласия представляет интерес не только в плане уточнения философской позиции каждого из мыслителей, но и позволяет лучше понять особенности познавательной деятельности человека, взаимосвязь ее важнейших форм.
Действительно, вполне очевидно предположить, что исходной причиной идейного расхождения в вопросе о характере общественного прогресса является различие фундаментальных оснований философских концепций Федорова и Циолковского. Если первый исходит из религиозных убеждений, то второй верит исключительно в науку. Поэтому причину следует искать во внутреннем противопоставлении науки и религии. Причем сразу можно отметить, что это различие не лишает науку и религию взаимосвязи, поскольку пример космизма убедительно свидетельствует о тесном взаимодействии его естественнонаучного и религиозного направлений.
Анализируя далее идеи Федорова, можно обнаружить, что он все же допускает возможность изменения характера прогресса в лучшую сторону: «Прогресс, как переход от худшего к лучшему, требует, конечно, чтобы недостатки слепой природы были исправлены сознающею эти недостатки природою, т. е. совокупною силою человеческого рода, требует, чтобы улучшение путем борьбы, истребления было заменено возвращением самих жертв борьбы, и таким образом, прогресс будет улучшением не по цели только но и по средствам ...» (Федоров 1995-2000/1, с. 53). И далее: «Сам прогресс требует воскрешения, но такое требование заключается в прогрессе не знания только, а действия <...> только вместе с переходом ученого сословия от знания к делу и прогресс перейдет от знания того, что есть, к знанию того, что должно быть (курсив автора)» (там же). То есть прогресс по Федорову невозможен без индивидуального спасения каждого человека через его воскрешение потомками. А у Циолковского индивидуализм, стремление к сохранению отдельной личности полностью отсутствуют, поскольку, согласно его концепции панпсихизма, истинным гражданином Вселенной является атом, который бессмертен по своей физической сущности.
Дальнейшие размышление на эту тему приводят нас к мысли, что именно этот индивидуализм и является особенностью, отличающей религию от науки. Религия не стремится ответить на наиболее общие вопросы об устройстве мира и месте в нем человека. Она направлена, прежде всего, на решение индивидуальных проблем человеческого бытия, поддержание его духовных сил в сложном процессе взаимодействия с природной и социальной средой, которые в большинстве случаев противостоят отдельной человеческой личности, ограничивают ее внутренние потребности Наука же, как коллективная по своей сути форма общественного сознания, дополняет религию ответами на общие вопросы об устройстве окружающей человека реальности и собственных способностях ее преобразования.
Эта взаимосвязь религии и науки, выявленная на основе сравнительного анализа философских позиций мыслителей-космистов, позволяет уточнить и наши представления о взаимосвязи различных направлений внутри самого космизма. Поэтому следует уверенно утверждать, что феномен русского космизма изучен еще недостаточно и скрывает в себе обширный, не востребованный до настоящего времени потенциал для решения сложных философских проблем.
Литература:
Мапельман 2001 — Мапельман В. М. «Космическая этика» К. Э. Циолковского // Циолковский К.Э. Космическая философия. М., 2001. С 370-386
Федоров 1995-2000/1-4 Доп. — Федоров Н.Ф. Собр. соч. В 4 т. М., 1995-1999 Дополнения Комментарии к T. IV. М., 2000
Циолковский 1986 — Циолковский К.Э. Грезы о земле и небе. Научно-фантастические произведения. Тула. 1986
С.В. ТЕРЕХОВ
«Московский Сократ»: Николай Фёдорович Фёдоров (1829-1903). Сборник научных статей