Социальная справедливость в российском обществе

Социальная справедливость в российском обществе

Идея справедливости зародилась в обществе с момента становления мира, особо отчетливо проявляясь в духовно-религиозной и нравственной сферах жизни общества. Одной из фундаментальных проблем цивилизации всегда являлся насущный вопрос о справедливости: справедливости в общественном устройстве социума, в личной жизни индивидуума и ценностных начал в отношениях.

Научное обоснование феномен справедливости получил с момента зарождения философской мысли, наука, философия представила обществу множество самых различных представлений справедливости, как неоднозначной и многоаспектной научной категории, одновременно относящейся к области морали, духовности, нравственности и права.

Современная наука считает, что исследование справедливости, как феномена, противоречиво, что объясняется проблемно-проектным характером ее моделирования в обществе на современном этапе его развития. Это представление, несомненно, продуктивно, если обратиться к историко-философскому аспекту развития идеи справедливости.

История цивилизации описывает проблему справедливости как состояние моральных ценностей в сфере общественных и личных отношений, поэтому изучение феномена справедливости представляет попытку анализа генезиса идеи о справедливости как абстрактной категории, наполненной социальным содержанием и смыслом, в основу которого включено концентрированное выражение триединства духовности, нравственности и культуры.

Признавая некоторую ценность западных традиций, идея социальной справедливости для России в современных ее условиях представляет опыт исторического развития этого феномена в рамках социальных законов духовной жизни, в философско-религиозных идеях, поскольку они заняли устойчивое положение во времени и пространстве в социокультурном устройстве нашей страны, тем не менее, по политическим соображениям органы власти и управления страной игнорируют наследие, трансформируют ценности справедливости в пользу сложившихся интересов определенных политических элит.

Народом России взят курс, намеченный на соблюдение и обеспечение прав человека, самобытность русского народа, остающегося до сих пор приверженцем православной религии, поэтому необходимо говорить об истоках социальной справедливости в нашей стране, прежде всего, о справедливости в контексте русской православной традиции.

Государственной религией в Древней Руси в Х–ХII веках было принято греческое (византийское) христианство – православие, которое по мнению М.И. Козлова, выходит за рамки религиозного явления, по своему социальному значению и масштабу, поэтому его стоит рассматривать как процесс общекультурного и исторического значения. Византийско-православное наследие заложило основы феномена русской культуры, обеспечив при этом, жизнеспособность идеологии русского консерватизма, дошедшую до наших дней, по оценке состояния справедливости, до сих пор широко опирающуюся на социальную сферу. Русская культура в представлениях о справедливости опиралась на те же основания, что и западная: культуру периода святоотеческой литературы (патристики).

Д.С. Лихачев отмечал, что русская культура имеет два русла – христианско-духовное и военно-государственное, которые получила с Юга и Севера, а общая особенность двух направлений русской культуры – постоянные размышления над судьбой России, противостояние духовных решений этого вопроса государственным вопросам. 

Соглашаясь с мнением М.И. Козлова, указывающего, что культура, образ жизни, менталитет и многое другое в этом «переплетении между собой» приобрели черты сходства, мы считаем, что различия строились на определении путей приобщения к их общим истокам – христианству, как мировой религии. 

История отчетливо демонстрирует нам, что со времен принятия христианства на Руси и вплоть до создания советского государства, представления в православии о духовных основах справедливости, в самодержавной России идеологически существовали, проникая, дополняя и обогащая друг друга.

Русский философ Н. Бердяев, отмечая значение православно-христианского начала в духовной жизни, писал: «Если мы, русские, не окончательно варвары и скифы, то потому лишь, что через православную церковь, через Византию получили связь с преданиями античной, греческой культуры». 

Культ русской справедливости выражал моральные ценности двоеверия: языческие верования славян и догмы греческого (византийского) христианства. Нравственно-естественное (духовное) начало справедливости, как добродетели (веры в добро) предопределяло формальные правила поведения людей в обществе. Анализируя философские труды, отметим, что нравственные ценности русской православной традиции, ее рациональный характер, являются атрибутами справедливости, как чувство правды для широких слоев населения.

Слово «справедливость» по исследованиям Н.В. Печерской, в русское общество вошло только в ХV веке, что в «Словаре Академии Российской» 1793 года определяет «справедливость» как истину, точность. 

На наш взгляд, справедливость, как феномен, имеет социокультурные корни. Рассматривая справедливость с точки зрения этимологии слова, находим, что в его основе лежит слово «правда», как морально-этическая («правдоискатель», «правдолюб», «праведник», «праведный») категория, поэтому в русском языке «справедливость» и «правда» рассматриваются как слова синонимы, что дает право предположить, что справедливость как феномен прогенетична, до-понятийна в отношении понятия «социальная справедливость». В отличие от самого понятия, этот феномен исторически суггестивен, в аксиологическом (ценностном) измерении он характеризует реальную силу справедливости в социуме.

Таким образом, справедливость осознается, мыслится и переживается человеком. В его лексеме отражены этимология, исторические представления и современные модификации социальной справедливости.

Подводя итог рассмотрению справедливости в контексте морально-религиозной ценности русской православной традиции, отметим, что для русского народа справедливость, как правда, и справедливость, как право, равное закону (в традициях европейской философской мысли) – это не совпадающие концепты.

Исследуя логику развития феномена социальной справедливости в России, обратим внимание на следующее:

- в российской истории XIX – начала XX веков, в противостоянии с русской православной традицией и консерваторами, возникает идеология народничества, либерализма и социализма, которые необходимо рассматривать как традиции социокультурного мира в нашей стране; 

- русская традиция либерализма, как система ценностных суждений возникла в рамках европоцентристской ориентации отечественной интеллигенции в поиске «правды на земле во имя лучшей жизни»;

- теория и практика европейского либерализма и кризис русской православной традиции в новых зарождающихся общественных (экономических) отношениях показали, что самодержавие способствовало возникновению и развитию отечественного либерализма.

История России отчетливо демонстрирует нам, что приобретены важные уроки для современного развития справедливости, которые не всегда гарантируют политические и гражданские свободы, но выступают ценностями справедливости в либеральном ее понимании, и могут привести к разрешению социально-экономических проблем.

Возникшая в рамках идеологии социализма, советская модель справедливости просуществовала с 1917 по 1993 годы. В феврале 2019 года директор Левада-центра Лев Гудков информировал о рекордной за последние два года популярности Иосифа Сталина. Рост доверия к Сталину и идеализацию Советского Союза Гудков объясняет народным стремлением в желании наконец-то найти справедливость. Россияне остаются политически пассивными, особенно в Москве, недовольство переместилось в отдаленные от центра регионы.

В советское время идея справедливости понималась как культ труда, формального равенства класса трудящихся, а именно трех его составляющих: интеллигенции, рабочих и крестьян (советского народа) в сфере распределения благ на основе социалистических ценностей, близких в то время большинству общества. Развитие справедливости в тот период имело идейно-философское обоснование, однако практика практически свела на нет идеи советской модели справедливости, как составной части менталитета общества. Постепенно деформировался и базовый принцип социалистического общества: «От каждого – по способности, каждому – по труду», таким образом, система моральных ценностей справедливости оказалась в итоге окончательно разрушенной и несправедливо забытой.  

Интегрирование ряда доказавших свою жизнеспособность идей советской модели справедливости в духовную жизнь новой России вполне вероятно, это явление может оказаться достаточно результативным, поскольку длительное функционирование советской модели справедливости представляет собой факт объективной реальности, заложенный в основу самого общественного развития. В основу советского проекта заложен принцип: «социальной справедливости быть не может, пока существует эксплуатация человека человеком». Общество, поборовшее эксплуатацию, должно быто социально справедливым! Такое представление справедливости встречается в русской православной традиции и в народничестве.

Традиционные нравственные ценности: коллективизм, духовность, совестливость, державность, патриотизм в советский период России были заложены в феномен справедливости, в этом были выражены базовые основы советского патернализма, как средства обеспечения справедливости в социальных отношениях.

Советская модель справедливости до сих пор имеет социальную опору, продолжая быть традицией, реально существующей в современном мире, и доказала свое длительное существование во многих странах мира. В современной России ее дальнейшее развитие, скорее всего, не имеет перспективы, прежде всего, по идеологическим соображениям, поскольку возврат к советским ценностям маловероятен. 

Все перечисленное выше во многом объясняет то, что в современной России феномен справедливости, как элемент культурного кода только формируется.

Справедливость, как моральная ценность, нуждается в активном осуществлении, как регулятивный принцип в соответствующих отношениях. Справедливость приобретает форму доверия личности к обществу и государству, в основе которой близкая и понятная людям система моральных ценностей.

Подводя итог, становится понятным, что замена «старых» на «новые» концепты справедливости, их ценностное наполнение изменялось настолько, насколько менялась социокультурная обстановка. Для современной России это означает, что культурный код социума должен аккумулировать в себе все накопленное западной и восточной цивилизацией богатство ценностей справедливости.

Ольга ХОХЛОВА, доцент, кандидат философских наук, г. Иркутск

Доклад на конференции «Российская цивилизация: история, проблемы, перспективы». Иркутск, 21 апреля 2019 г.

Читайте также

В. Катасонов. «Черный ящик» в российской энергетике В. Катасонов. «Черный ящик» в российской энергетике
Слово «теневой» сегодня очень популярно в российской лексике. Например: теневой рынок, теневой банкинг, теневая экономика. То есть то, что оказывается вне сферы контроля государства....
21 Августа 2019
Ф. Нестеров. Россия и Запад: национальный вопрос Ф. Нестеров. Россия и Запад: национальный вопрос
Какое место занимает Московское царство и Российская империя в ряду других многонациональных империй? Какой отпечаток наложили особенности великорусского национального государства, сложившегося в XIV–...
21 Августа 2019
«Олимпийское обострение» в Токио «Олимпийское обострение» в Токио
На днях Национальный олимпийский комитет Японии опубликовал на своём сайте интерактивную карту маршрута эстафеты олимпийского огня летних Игр-2020 в Токио. Казалось бы, рядовое событие в ходе подготов...
21 Августа 2019