Сказки Пушкина − предвестники исторических открытий. Сказка о царе Салтане

Сказки Пушкина − предвестники исторических открытий. Сказка о царе Салтане

Предлагаем вниманию читателей статью нашего постоянного автора, кандидата философских наук, старшего научного сотрудника Института философии РАН Леонида Григорьевича Антипенко. Она была опубликована на нашем первом сайте 4 года назад, в 2019 г., но тема Пушкина, тема исторической памяти, связи русской литературы с древнейшей историей нашего народа – всегда актуальна.

***

В год 2019-й, ознаменованный датой 220-летия со Дня рождения Пушкина, уместно будет обратиться к вопросу о его пророческом даре, посмотреть под этим углом зрения на некоторые его сказки и поэмы. Профетическим содержанием заведомо отличаются три пушкинских произведения: «Сказка о царе Салтане»*, «Сказка о золотом петушке» и поэма «Медный всадник».

Предлагаемый нами обзор этих произведений, возможно, дополнит оценку пушкинского творчества, данную Ф. М. Достоевским. В его речи, произнесённой 8 (20) июня на заседании Общества российской словесности по случаю открытия памятника поэту, прозвучали такие слова: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа», − сказал Гоголь. Прибавлю от себя: и пророческое. Да, в появлении его заключается для всех нас, русских, нечто бесспорно пророческое». Однако: «Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унёс с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем».

Можем ли мы, в наши дни, как-то прикоснуться к этой тайне?

В «Сказке о царе Салтане» Пушкин показал, как ретроспективный взгляд на отдалённое прошлое нашего Отечества служит предпосылкой предвидения будущего. Географическое место событий, описанных в Сказке − район Лукоморья. С ним мы знакомимся в самом раннем детстве при чтении предисловия к сказочной поэме «Руслан и Людмила»:

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом…

Что же представляет собой Лукоморье, где оно находится? А это есть не что иное, как очерченный на географической карте окоём Чёрного моря. Ведь его южное побережье напоминает собой изогнутый лук с рукоятью и двумя плечами, да ещё с выступающим в том месте, где располагается тетива, Крымским полуостровом. Об этом знали уже античные греки, описывающие черноморское побережье в своих периплах**(можно, сослаться, в частности, на описание Понта Эвксинского (так греки называли Чёрное море), сделанное греческим историком Полибием (ок. 205 − ок. 123 гг. до н. э.).

А у Пушкина о Чёрном море свидетельствует ещё дядька Черномор, возглавляющий команду из тридцати трёх богатырей, выступающих из морской стихии. Так что в идентификации моря, по которому ветер «гуляет и кораблик подгоняет», сомневаться не приходится.

Больше затруднений (а с ними всяческой путаницы) возникает при поиске ответа на вопрос об острове Буяне. Эти затруднения приводят к ложным выводам как некоторых историков, так и большинство любителей-интерпретаторов пушкинской поэзии. Чаще всего остров Буян отождествляют с расположенным в Балтийском море немецким островом Рюген. Ссылаются на то, что на обращение князя Гвидона к корабельщикам с вопросом «куда путь держите?» они каждый раз отвечали, как и при первой встрече: «А теперь нам вышел срок, // Едем прямо на восток, // Мимо острова Буяна, // В царство славного Салтана…».

Казалось бы, понятно: корабль совершает плавание мимо острова Буяна с запада на восток, следовательно, на востоке расположено царство царя Салтана. Однако следует учитывать, что в народном сознании, сложившемся под влиянием православно-христианской веры, направление на восток ассоциировалось с направлением, ведущим в Святую землю, в Иерусалим. Так что в акватории Чёрного моря корабль с гостями уносился, по описанию, к его южным берегам и, надо полагать, дальше, к проливам Босфор и Дарданеллы, туда, где располагалась Св. Троя, Троада.

В свете этих соображений становится вполне правдоподобной гипотеза, согласно которой Троянское царство Приама предстаёт у Пушкина как «царство славного царя Салтана». А под островом Буян*** надо иметь в виду Крымский полуостров. Пушкин временную дистанцию (временное протяжение) между двумя историческими событиями − гибелью Трои (во время Троянской войны) и зарождением нового вида русской государственности (царство князя Гвидона) проецирует на пространственно-географическую систему координат, соблюдая при этом временную последовательность описываемых событий.

Пути на Восток и обратно с Востока суть пути соответственно в прошлое и будущее. Будущее отсвечивает большим городом на острове Буян: «Стены с частыми зубцами, // И за белыми стенами // Блещут маковки церквей // И святых монастырей». А царство Салтана у Пушкина описано очень скупо. Во всяком случае, нет даже и намёка на то, чтобы там были «маковки церквей и святых монастырей». Упомянуты только царские палаты: «Царь Салтан сидит в палате // На престоле и в венце, // С грустной думой на лице». Различие между новым царством-государством князя Гвидона и царствам его отца имеет принципиальный характер.

Напомним, что Сказка о царе Салтане родилась у Пушкина отчасти как отклик на перевод Н. И. Гнедичем поэмы Гомера «Илиада», законченный в 1829 г. Пушкин отозвался на это событие двумя стихотворными строками:

Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи.

Старца великого тень чую смущённой душой.

В 1832 г. было напечатано его стихотворение «Гнедичу», начинающееся строфой:

С Гомером долго ты беседовал один,

Тебя мы долго ждали,

И ты сошёл с таинственных вершин

И вынес нам свои скрижали.

От этих скрижалей ответвляется «Сказка» Пушкина, в которой, по Гнедичу, можно узреть, как «с детской радостью … внимает он сказу о подвигах царя Салтана».**** За сказочным царём Салтаном, как видно, скрывается историческая реальность, обрисованная на присущем поэзии языке.

Но самое важное в пушкинском сказочном сюжете заключается в следующем обстоятельстве. Царь Салтан, князь Гвидон, отец и сын, − символические фигуры, которые по смыслу могли бы подойти к православно-христианской молитве «Во имя Отца и Сына и Св. Духа». Только место Св. Духа в пушкинской триаде занимает символ царевны Лебеди:

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

Для отца и сына речь царевны служит средством выражения их духовного родства, ведь без наличия общего языка они бы не смогли распознать друг друга. К тому же наша родная речь органически вписана в этноним Русь: русские слова речь, речка, ручей, руст (поток), Русь(!) − слова однокоренные. Гнедич в своём стихотворении «А.С. Пушкину…» выразил поэту благодарность за то, что он воспел не Элладу, не Византию («сватью бабу Бабариху»), а исконную Русь:

Небом родным вдохновенный,

Будь на Руси ты певец несравненный.

Пушкин и Гнедич интуитивно догадывались, что гомеровская Троя (тар-Ру(ўи)са) есть древнейшая Русь. Но они, естественно, не знали, в каком точно месте она находилась. Это стало известно после того, как Генрих Шлиман обнаружил её местонахождение в своих археологических раскопках.

Троя пала в жестокой войне с ахейцами-аргивянами-данайцами. А вот в Сказке Пушкина у царства Салтана более счастливый конец. Как Салтан прибыл в гости к сыну Гвидону на его остров, так там и остался. А ткачиху с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой, на радостях, отпустил по домам.

Примечания:

* Полное название: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

** Периплы (др.-греч.) − вид античной литературы, в которой описываются морские путешествия и морские плавания вдоль берегов.

***Слово буян означает остров, холм, отдельную гору.

**** Эта стихотворная строка Н. И. Гнедича была отмечена Т. Г. Цявловской в комментарии к пушкинскому стихотворению «Гнедичу». Найдена она в рукописных вариантах послания Николая Ивановича «А.С. Пушкину по прочтении сказки его о царе Салтане».

Леонид АНТИПЕНКО

(Подробнее о том, как была идентифицирована Св. Троя с древней Русью, рассказано в книге: Л.Г. Антипенко. Русь изначальная. Истоки русской цивилизации. М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2019)

Читайте также

Положение о всероссийском творческом фестивале-конкурсе «Русский Лад – 2025» Положение о всероссийском творческом фестивале-конкурсе «Русский Лад – 2025»
Всероссийский творческий Фестиваль-конкурс «Русский Лад»-2025 (далее: Фестиваль-конкурс) – постоянно действующая акция, организуемая Движением «Русский Лад», направленная на пропаганду созидательных и...
12 декабря 2024
Отчет Калмыцкого республиканского отделения ВСД «Русский Лад» за 2024 год Отчет Калмыцкого республиканского отделения ВСД «Русский Лад» за 2024 год
Калмыцкое республиканское отделение Всероссийского созидательного движения «Русский Лад» в 2024 году провело обширную работу по пропаганде идей Всероссийского созидательного движения, увеличению своих...
12 декабря 2024
С. Маслов. Что же дальше будет с нашей Россией? С. Маслов. Что же дальше будет с нашей Россией?
Страдания по «хозяину Земли Русской» доходят у некоторых до экстаза. Иногда даже плакаты вывешивают на улицах: «Прости нас, Государь!» Ну, может быть, среди просящих прощения есть потомки тех приближё...
12 декабря 2024