«Сибирские Афины» Бориса Подмарькова
Есть события и даты, по которым «в каждом из нас звучит свой колокол». Так считает Борис Подмарьков, и мне очень близка эта мысль. Долго я собиралась написать отзыв на его встречу с нижнеудинцами летом 2020 года, но никак не получалось, и вот в календаре 8 ноября – День Сибири. Я не знала, что существует такой праздник, и вдруг вспомнилась мне встреча в парке летом с Борисом Подмарьковым и то, как приехавший погостить земляк читал нам свои стихи и поэму и говорил нам о том, что волнует его, отчего ему «не спится по ночам».
Первое, что нам прочитал Борис, это поэму о «Сибирском городе Нижнеудинске». Несмотря на то, что живет он в Томске, бывает в Иркутске и на Байкале, с огромной любовью вспоминает Борис и о годах, прожитых в Нижнеудинске. Да и как не вспомнить! Здесь прошли годы учебы, юности, первая любовь… А его поэма о Нижнеудинске освежает и нашу память, и восстанавливает историческую связь времен… Потом в биографии Бориса появляется город Томск – Академгородок, институт оптики атмосферы, новые друзья, любимый коллектив, которому он тоже посвящал стихи. Выступление Бориса Подмарькова взволновало меня, и я взяла в библиотеке его книги «Звенящие дни» и «Любольгия».
Перечитав поэму, я поняла, насколько глубоко и далеко заглянул Борис Подмарьков в нашу историю: «Возраст славянских поселений в Сибири – многие тысячелетия, поэтому перед поэмой поэт поместил (в буклете) средневековую карту Сибири и удивился: «Сколько народов, ласкающих слух»! Это Югория, Скифия, Тартария и др. Поистине, «Сибирь для мира тайны носит». Отдает должное Борис и заслугам Ермака:
Ермак, не ведая, в приволье,
Вернул прародину России…
А далее поэт-гражданин проследил историю Нижнеудинска, который, конечно же, жил жизнью страны:
Пошли этапы душ мятежных, полшага сделавших в народ…
В шестидесятых годах приехала семья в Нижнеудинск на 9 лет – особые годы, годы учебы, становления:
Учеба, спорт, библиотеки –
Годами что-то донесли…
С друзьями сплав и лес в Курлеке –
Кострами в памяти души…
И здесь не обходится Борис без памятных городу имен: Сартаков, Капустин, Масловский, Куимов…
Здесь имена героев носят
Родные школы – всем урок…
Любит Борис Подмарьков свой город и восхищается его мостами, и достижениями, и новостройками, и хочет, чтобы строилось «все в ландшафт, и все к лицу». Не забывает Борис и названия мест, дорогих каждому нижнеудинцу: Застрянка, Вознесенка, Уда, Уковский водопад, мосты, Богатырские пещеры… Многое пережил наш город вместе со страной, но старейший город Сибири «все стерпел»:
Тайгой и полем жил не в бедность,
Тихонько строил, вновь запел…
В буклете, посвященном Нижнеудинску, Подмарьков собрал материал и о наводнении 2019 года. С горечью пишет Борис о людях, переживших эту катастрофу и потерявших все. Считает, что народу «олигархи не помогут, и офшоры не спасут». Заканчивая свою поэму, поэт пишет:
Мои «Сибирские «Афины»!
Вам много лучше посвятят…
Все юбилеи, как смотрины…
И я свой зов пустил в набат…
Вот здесь, казалось, можно бы и закончить свой отзыв о встрече, но не дает покоя вот эта строчка:
О, город мой, невообразимо
Ты старше Питера в дворцах,
А мне все грезится долина!..
И захотелось мне в эти грезы проникнуть глубже…
А помогла мне «проникнуть в эти грезы» книга Олега Гусева «Как они обустроили Израиль». Захотелось понять, почему так долго по-настоящему не освоен Дальний Восток, почему Китай заглядывается на Приморье, что же такое «стройка века – БАМ?» Почему возникают такие проекты, как «Дальневосточный гектар» – и все потом оборачивается какой-то «маниловщиной»?
Все эти вопросы волнуют поэта-гражданина Бориса Подмарькова, эти вопросы очень интересны мне… О БАМе писали, что построили «никому не нужную» железную дорогу… Но задумано-то было великое: соединить регионы, развивать собственную страну! Сегодня же просто качают ресурсы, а для этого ни дороги, ни люди не нужны… И Дальний Восток остается для Китая лакомым куском. Вот уж поистине хочется сказать: нет врагов страшнее внутренних.
В книге Олега Гусева есть рассказ об экспедициях В. К. Арсеньева – известного писателя-натуралиста в начале 20 века. А.Н. Балакирев в своей статье пишет, что Арсеньев «старательно фиксировал названия многочисленных рек, речушек, падей, долин со слов незаконно промышлявших в Приморье уголовников: китайцев-хунхузов». Но к моменту появления Арсеньева в Приморье край полвека осваивали русские моряки, казаки, крестьяне – переселенцы из западных областей России, но Арсеньеву, организовавшему несколько экспедиций, оказывается, было неинтересно, что и как поселенцы здесь успели назвать… Картограф Арсеньев всем этим пренебрег и «искал китайские корни русских топонимов, чудом сохранившихся в Приморье с незапамятных времен».
Вот те «тысячелетия», которые волнуют и Бориса Подмарькова… А ведь уже тогда не мог не слышать поручик Арсеньев об обозначившейся угрозе отторжения Приморья в пользу Китая! Так что все, что происходит сегодня, не вдруг и не случайно. Вот она, «топонимическая драма» Приморья! Сейчас в России китайцев до 20 миллионов человек-так считает автор статьи, и, похоже, что так и есть. Получается, что невооруженным путем у нас хотят поселиться до 80 миллионов человек. Заканчивается статья пессимистично: «Я уверен, что продажные правители нас просто сдадут (или продадут) Китаю»! Вот такая информация к размышлению!
А дальше пошло мое знакомство с книгами Бориса Подмарькова «Звенящие дни» и «Любольгия».
В книге «Звенящие дни» Борис пишет, что «мне осень часто навевает метанье юности шальной…». И это тоже мне очень близко: годы студенчества, месяц в колхозе на сельхозработах, по вечерам танцы… И действительно, «годами осень призывала восполнить радость, грусть в кругу…» Именно осень вдохновляет поэта «принять на грудь стихов потоки». К сожалению, «сейчас другие измеренья, другая жизнь, не та среда, За каждой фразой –протяженье Судьбы, верстающей дела…»
Рассказывая о том, что пережито, Борис не боится давать свою оценку событиям:
Засел Даманский в «ребра»:
Ключицы расхлестал,
Скостил слегка здоровье,
И память обкромсал…
Но поэт не отказывается ни от своей истории, ни от своей страны:
Но Родину мы любим –
Такую, как уж есть,
И защищать мы будем,
И в этом наша честь!
Борис Подмарьков всегда активно живет жизнью своего города. Так, он вспоминает об открытии в 1999 году памятника А.С. Пушкину. И это открытие – настоящий праздник для него:
Народ, безмолвствуя, стоит
И ждет приятного свершенья,
Наш гений саваном прикрыт,
Чтоб вмиг предстать на обозренье.
Уважительно относится Борис Подмарьков к своим коллегам, ценит их вклад в науку:
Ученый в поиске всегда…
Его не тяготит рутина,
Какой там час, какой там два,
Вся жизнь заложена, как мина!
Заканчивается эта книга таким выводом: «Увы, глубоки расхожденья в оценке прожитого дня». В книге «Любольгия» задача была поставлена такая – неистребимые попытки гражданского осмысления жизни: «Смывая грязь десятилетий и восполняя свой обман». И в то же время «книга – отражение прожитого нами дня, неявный поиск и ожидание чего-то светлого, счастливого». Как всякий поэт, Борис хочет «быть понят своей страной»:
Что дай мне бог природной силы
Раскрыться в таинствах строки!
А для этого нужно принять его совет:
Любите жизнь во всех началах!
Любовь же вас сама найдет!
Поражает и бесконечная любовь в его стихах к женщине:
Я б женщин всех боготворил -
Когда бы сам был чуть мудрее,
А вам сегодня посвятил
Свой крик души уже смелее.
Отдавая дань Памяти погибшим в Великой Отечественной войне, поэт пишет:
Живые! Вспомните родных, погибших на войне в боях и ран бесчеловечных…
Живые! Вспомните, каких, сейчас, в весях, однополчан уносит в песни…
А дальше о новой войне – в Чечне:
Опять нас втянули в игры,
Не внял им только слепец…
Опять по России могилы
И стон ущемленных сердец…
В душе нарастает кручина,
В душе нарастает протест-
Позор, но просвета не видно
И маска спецназа на всех.
Борис Подмарьков, как и любой творческий, думающий человек, тем более издавший свои книги, желает:
О, если б Мастер так сумел
Да каждого душой встревожить!
То мир давно бы посветлел.
А вам бы это множить…
Та встреча летом, в парке, во время пандемии, была как бальзам на истосковавшуюся по живым людям душу, а то, о чем говорил поэт и те стихи, которые он нам читал, пришлись и ко времени, и кстати… Но моя встреча с Борисом Подмарьковым не закончилась: я прочитала его книги, буклеты, и хочется продолжить разговор с ним о важном и нужном для всех нас.
Надежда ИГНАТЕНКО, председатель Нижнеудинского местного отделения ВСД «Русский Лад»