С. Павленко. Горькая «пилюля» в Конституцию
15 января 2020 года Президент России Путин В.В. заявил о необходимости внесения поправок в действующую Конституцию России, хотя ранее он всегда утверждал, что в изменении Конституции нет необходимости. Что же изменилось, что вдруг появилась необходимость в изменении основного закона государства, тем более, в спешном порядке?
Очевидно, что секрет этой инициативы находится в проекте Закона Российской Федерации «О поправке к Конституции Российской Федерации», внесённым 20 января 2020 года Президентом РФ Путиным В.В. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Где же находится эта горькая «пилюля», ради которой затеяна конституционная реформа? Давайте проанализируем предлагаемые поправки к Конституции и найдём эту горькую «пилюлю».
Во-первых, явно эта конституционная реформа задумана не ради некоторых «конфеток»: индексации размера пенсий или гарантированного минимального размера оплаты труда не менее величины прожиточного минимума. Это даже не «конфетки», а «фантики от конфеток», так как в реальности эти нормы действуют уже и без записи в Конституцию. Больше ничего для людей в этих поправках.
Во-вторых, хорошие поправки о том, что ряд высокопоставленных лиц (Президент, губернаторы, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, члены Правительства, судьи) не должны иметь иностранного гражданства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Однако законами уже установлены данные ограничения, но это не мешает угодным власти чиновникам и депутатам иметь двойное гражданство или вид на жительство.
Поправками ужесточают требования к кандидатам в Президенты. Дополнительные требования к высшему должностному лицу субъекта РФ (губернаторы, главы республик) могут быть установлены федеральным законом. То есть власть будет стараться и дальше создавать препоны для того, чтобы в регионах не могли прийти к власти неугодные граждане. Тем не менее, эти поправки не являются основными.
В-третьих, поправка о том, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента России более двух сроков (убрали слово «подряд») в ближайшие 10-16 лет не будет актуальной.
В-четвёртых, в статью 79 добавлена фраза: «Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации». Эта поправка широко пиарится в СМИ, якобы она повышает суверенитет государства. Однако она не имеет никакого практического применения. Ранее критиковалась статья 15 Конституции, в которой закреплён приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров над внутренними законами. Однако статья 15 Конституции не меняется! Поэтому поправка в статью 79 является бессмысленной, так как решения межгосударственных органов, принятых на основании международных договоров, не будут противоречить Конституции в силу приоритета международного права, сохранённого в статье 15.
В-пятых, в СМИ радостно обсуждается повышение роли депутатов Федерального Собрания, якобы Президент делится с ними частью своих полномочий. Так, Государственная Дума будет утверждать Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Однако данная поправка не является существенной, так как у Президента имеется право освобождать от должности Председателя Правительства и других членов Правительства. При этом Государственная Дума не имеет возможности выразить недоверие Правительству. Кроме того, Государственная Дума не имеет возможности участвовать в утверждении ключевых министров, ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности. Эти министры назначаются на должность Президентом после консультаций (?) с Советом Федерации.
В-шестых, судебная власть ещё сильнее подминается под Президента, который будет представлять Совету Федерации для назначения на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда и их заместителей. Президент будет назначать председателей и заместителей председателей всех федеральных судов. Сейчас Президент назначает только судей, но не руководителей этих судов. Добавлено право Президента вносить представление в Совет Федерации о прекращении полномочий судей Конституционного Суда, Верховного Суда, судей кассационных и апелляционных судов. У Президента добавилось право обращаться в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности федерального закона, который будет принят Государственной Думой, если эта Дума не будет «карманной» и послушной. На чью сторону встанет Конституционный Суд, находящийся в зависимости от Президента? Количество судей Конституционного Суда сокращается с 19 до 11 человек. То есть, граждане практически лишаются эффективной возможности подавать жалобы в Конституционный Суд, так как этот суд физически не сможет рассмотреть большое количество жалоб, хотя работы у них прибавится.
Это очень плохие поправки! Они противоречат основам конституционного строя о разделении государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти должны быть самостоятельны (статья 10). Однако судебная власть является зависимой от исполнительной власти. Необходимо, чтобы была выборность судей. Судебная власть должна зависеть только от народа, который является единственным источником власти в Российской Федерации (статья 3). Тем не менее, не эти поправки являются основными, так как судебная власть и сейчас не является самостоятельной. Вот мы и подошли к главной причине, ради которой и была затеяна конституционная реформа.
В-седьмых, в статью 83 добавлен пункт ж¹ следующего содержания: «Президент Российской Федерации формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства; статус Государственного Совета Российской Федерации определяется федеральным законом».
Для всех граждан должно быть очевидным, что именно эта поправка является тем «котом в мешке», ради которого была затеяна эта конституционная реформа. Что это за «неведома зверушка» - Государственный Совет? Из указанной нормы видно, что этот орган будет находиться над всеми ветвями государственной власти.
Однако по какому принципу будет формироваться этот орган, каковы его конкретные права и обязанности будет установлено федеральным законом, который депутаты партии «Единая Россия» примут после внесения этой поправки в Конституцию. Вполне логичным является предположение, что пост руководителя Государственного Совета Путин В.В. подготавливает для себя, чтобы остаться бессрочным Верховным Правителем.
Интересно то, что образование нового органа государственной власти противоречит основам конституционного строя, а именно статье 10 (о разделении государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную) и статье 11 Конституции. В части 1 статьи 11 Конституции указан перечень органов государственной власти в Российской Федерации: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Государственный Совет там не указан.
Для того, чтобы судьи Конституционного Суда молчали и не заявляли о том, что некоторые поправки к Конституции и порядок их внесения не соответствует основам конституционного строя, Президентом предложено количество судей Конституционного Суда сократить с 19 до 11 человек. Кто будет первым сокращён? Правильно, те судьи, которые осмелятся заявить о своём несогласии с поправками Президента.
Поправку о Государственном Совете категорически нельзя пропускать.
Теперь о процедуре внесения изменений в Конституцию. Президент предложил вынести закон с изменениями Конституции на общероссийское голосование после принятия этого закона Государственной Думой и Советом Федерации. Эта процедура не предусмотрена действующим законодательством, то есть не имеет никакой юридической силы. Это не референдум, а непонятное, не предусмотренное законом голосование, то есть фактически опрос общественного мнения. Порядок и процедура такого опроса не установлены, результаты опроса не являются обязательными для власти. Получается, что Президент опасается провести полноценный референдум.
Следует сказать, что последний референдум в России был 12 декабря 1993 года, когда принимали Конституцию Российской Федерации. После этого власть не считала необходимым советоваться с народом. Более того, процедура осуществления референдума была максимально усложнена, чтобы ни одна оппозиционная сила не смогла добиться проведения референдума. Это ясно видно по попытке КПРФ вынести на референдум вопрос о пенсионной реформе в 2018 году.
Что касается поправок, которые сейчас дополнительно предлагает фракция КПРФ и другие политические силы и граждане, то не нужно питать иллюзий, что будут приняты существенные из этих поправок, например, о том, что природные недра должны принадлежать народу, о выборности судей, членов Совета Федерации и т.п. Хотя, пока есть время, то эти поправки можно и нужно предлагать.
Какой можно сделать вывод из всего вышеизложенного? Поддерживать ли гражданам поправки в Конституцию на общероссийском голосовании? Скорее всего, что на голосование будут вынесены изменения В ЦЕЛОМ, а не по отдельности. Значит, граждане не смогут выразить своё отношение к различным поправкам. Поэтому фактически голосование можно считать ответом на вопрос: «Поддерживаете ли Вы Президента Путина В.В.?»
Чтобы принять решение по этому вопросу, нужно проанализировать результаты деятельности руководства страны за последние 20 лет. Нужно оценить – в чьих интересах проводится внутренняя и внешняя политика. Становится жизнь наших сограждан лучше или хуже? Честно ли ведёт себя власть, не обманывает ли народ, держит ли своё слово, выполняет ли свои обещания? Хотите ли чтобы Путин В.В. и его друзья-олигархи правили нами вечно? Если ответы будут положительными, тогда можно соглашаться с этими поправками к Конституции (хотя юридически некоторые поправки противоречат не подлежащим изменению главам 1, 2 и 9 Конституции).
Если вы считаете, что Президент уже не раз обманывал народ, что он и в этот раз обманет, что нужно менять руководство страны и осуществляемый курс - тогда нужно голосовать «НЕТ», чтобы выразить недоверие Президенту и проводимой им политике.
С.П. ПАВЛЕНКО, Председатель КРК Красноярского РО ВСД «Русский Лад»