С. Кострикин. «Русский Лад» против школьной травли

С. Кострикин. «Русский Лад» против школьной травли

Современное общество является постиндустриальным. Это влияет не только на производственные, но и на социокультурные процессы, в нем происходящие. Они острее реагируют на характерные для постмодерна атомизацию и плюрализм мнений в отсутствии любых авторитетов (моральных, нравственных, религиозных), формируя соответствующий взгляд у молодежи.

Для того чтобы правильно охарактеризовать его, обратимся к результатам исследований, которые неоднократно проводил автор статьи. Начнем с самой младшей возрастной группы молодежи, а именно – со школьников возрастом от 14 до 18 лет.

Их ранее объединяло «Российское движение школьников», с которым автор познакомился в начале 2018 года. Само же движение было основано в 2015 году в качестве преемника Пионерской организации и (частично) Комсомола. Это было сделано, чтобы дать указанной части молодежи полезный (в духовном, нравственном, умственном и физическом отношении) досуг.

Обеспечивать его должны были (по замыслу организаторов движения) 17 тематических проектов на темы гражданского и патриотического воспитания, журналистики, здорового образа жизни, искусства, истории, кино, науки, спорта и экологии.

Среди них особо выделяются проекты, связанные с искусством. Почему выделяются именно они? Наверное, потому, что творчество есть эффективный метод самореализации молодых людей.

Насколько много их среди указанной возрастной группы? По сведениям, которые имеются у автора статьи, в одном Воронеже есть три известных поэта подросткового возраста. Это Виктория Андрухова, Анастасия Килейникова и Елизавета Чекмарева. Первая из них стала победителем открытого городского конкурса поэтического искусства «…И пробуждается поэзия во мне».

К сожалению, такой активной жизненной позицией обладает незначительная доля людей подобного возраста. Более того, некоторая их часть занимается преследованием тех, кто хоть в чём-то превосходит «толпу», живущую стадным мышлением.

Это явление получило название «школьной травли». Ее анализ будет представлен в данной статье.

Актуальность темы заключается в извечности такой проблемы, как школьная травля (безотносительно того исторического периода, в который она происходит).

Тем не менее, в связи с описанными выше процессами актуальность выбранной темы возрастает. Это можно проследить и по числу случаев массовых убийств в российских школах. Последним из них являлся расстрел в Ижевске, который устроил подвергавшийся травле человек, ставший по причине этого шизофреником.

Данный тезис, говорящий о взаимосвязи психических и психиатрических расстройств, с одной стороны, и травмирующим процессом травли, с другой, подтверждается словами главного психиатра России Зураба Кекелидзе. По его мнению, к этапу окончания школы у 80% детей наблюдаются расстройства психики. Об их причинах прямо не говорится, но подразумевается, что главной из них является травля.

Отношения в коллективе всегда интересовали человека, как существо социальное. Здесь «за скобки» специально убрано понятие «биологическое», поскольку оно лишь мешает при постановке интересующего нас вопроса.

Он звучит так: каковы предпосылки и причины травли, которую можно или нельзя предотвратить? Ответив на него, можно будет идти дальше. Соответственно – необходимо будет снова вернуться к российской действительности, чтобы при ее анализе вычленить причины травли в школе. Они могут поделены на две категории, а именно – объективные и субъективные.

Первые – это: культ насилия в обществе, нездоровая информационная среда, отсутствие содержательных форм досуга для молодежи. Каждая из них будет расписана ниже.

Начнем с культа насилия. Его появление относят к середине 90-х, когда были окончательно ликвидированы советские идеологические догмы. Это разрушило государство. Оно оказалось неспособным создать (на финальном этапе своего существования) и здоровую информационную среду. Так, показ первого в СССР порнофильма, который состоялся в ноябре 1990 года, воспринимался как нечто достойное, что говорит о моральном разложении общества. В нем активное участие приняли и так называемые «мастера культуры».

Современное их поколение также не всегда имеет верные ориентиры. Исключение, к примеру, три девушки-поэтессы, которые были упомянуты в начале. Прочие же молодые люди, как правило, не имеют возможностей для созидательного досуга. Гарантировать его также обязано государство, с опорой на молодежные организации, которые должны быть независимы от него.

Так, «Движение первых» (ранее именовавшееся «Российским движением школьников») не ограничено идеологическими догмами, что открывает большой простор для общественного творчества молодежи, претворения ее идей в практическую жизнь.

К сожалению, эти инициативы не всегда оказываются поддержаны старшим поколением. Так, инициатива работников библиотеки имени Лермонтова в Сокольниках о размещении на ее стенах портретов молодых поэтов была встречена «в штыки» одним из пожилых членов правления Союза Писателей России. По его требованию портреты были сняты, что вызвало соответствующую реакцию тех, кто был на них изображен. Этот же человек в свое время раскритиковал идею какой-либо помощи молодым литераторам со стороны Союза Писателей России.

Описанные выше примеры характерны не только для описанного 74-летнего автора, но и для других людей его возраста. Так, один из его коллег, возглавляющий Ростовскую писательскую организацию, до конца 2019 года противился созданию на территории своей области Совета молодых литераторов, тогда как федеральном уровне эта организация существовала уже 2,5 года. Приведенные в качестве примера ситуации возникают не только в литературе, но, поскольку эта сфера является близкой мне (как автору статьи), то я решил взять ее.

В любом случае, тлеющий, но постоянно возгорающийся с новой силой конфликт поколений не способствует тому, чтобы молодежь и ее досуг были защищены от произвольного вмешательства. Это приводит к уходу молодых людей в антиобщественные формы досуга: алкоголизм, наркоманию.

Набирает силу (особенно в бедных регионах) молодежный криминал, представленный, как правило, «Ассоциацией Уркаганского Единства» (АУЕ). С ее деятельностью связаны различные преступления, совершенные подростками. На них (равно как и на школьную травлю) их толкают не только описанные выше объективные, но и субъективные факторы, о которых будет сказано далее.

Это: воспитание, материальное положение семьи, особенности психики, отношения в коллективе, религиозные и национальные отличия. Как было и в первом блоке факторов, начнем с первого. Ему также не уделяется необходимого внимания, а ведь он – один из определяющих.

Данное «привилегированное» положение связано с тем, что верно воспитанный ребенок будет вести себя адекватно, вне зависимости от обстоятельств, а даже если они и подтолкнут его к совершению плохого поступка, он сможет удержаться от этого.

Соответственно, необходимым является создание, поддержание и развитие такой системы воспитания, которая бы удовлетворяла написанным выше требованиям, причем – в ее работе должны участвовать не только государственные, но и общественные организации.

Такими являются Всероссийское созидательное движение «Русский Лад», Совет молодых литераторов. Последний был упомянут выше в контексте межпоколенческих конфликтов. Их решение предложил общественный деятель Василий Александрович Мельниченко. По его мнению, «молодежи надо обратиться к старшему поколению с просьбой отойти от дел, потому что за тридцать лет у него ничего не получилось».

Не будучи сторонниками такого радикального подхода, активисты «Русского Лада» предлагают иной вариант решения проблемы. Он будет рассмотрен ниже, а пока рассмотрим деятельность Совета молодых литераторов в конкретных примерах:

1) «Онлайн-квартирник» (организатор – Денис Ткачук). Его суть заключается в организации выступлений поэтов и музыкантов в онлайн-формате. Единственный минус – невозможность чтения уже опубликованного где-либо (в том числе и в Интернете);

2) «Полёт разборов» (организатор – Борис Кутенков). Более интересная вещь, основанная не на пассивном восприятии стихов, а на активном участии в их обсуждении.

Данные мероприятия объединяет широкая география их участников, что говорит о заинтересованности молодежи, ее вовлеченности в процесс создания и сохранения культурных ценностей. Они должны быть доступны всей молодежи, без каких-либо условностей, что предполагает соответствующее материальное положение семьи. Оно часто является второй причиной (из списка объективных) травли в школе, которая, по мнению заслуженного учителя России Евгения Ямбурга, «превратилась в место борьбы всех со всеми».

Подобная социальная шизофрения (если коротко – атомизация) ни к чему хорошему не приводит. Более того, именно она и является фактором, провоцирующим зависть. На ее почве происходит значительная часть случаев травли.

Что же касается трех следующих факторов, а именно – особенностей психики, отношений в коллективе, религиозных и национальных различий, то о них будет сказано немного, как о вещах значительных, но второстепенных.

Влияние особенностей психики на зарождение и становление школьной травли. Общим местом стало утверждение о главенстве психологических (и психических) процессов в становлении личности. Не отрицая их роли, сошлюсь на сказанное в самом начале статьи, чтобы в очередной раз поставить под сомнение попытки примитивизации человека, сведение его к биологическому началу.

Но и бездумное игнорирование тех процессов, которые зарождаются и протекают в человеческом мозге зачастую приводит к трагедиям. Одна из них произошла в Ижевске. Тогда бывший учащийся одной из школ, будучи больным шизофренией устроил в ней массовую стрельбу.

Говоря о личности нападавшего, следует сказать то же самое, что и об остальных людях, подобных ему. Всех их объединяет то, что они – были тихими и необщительными. Не всегда эти признаки говорят о проблемах с психикой, но всегда – человеческое общение может предотвратить конфликт, выстраивая соответствующие отношения в коллективе.

Влияние отношений в коллективе на зарождение и становление школьной травли. Они могут основываться на доминировании и подчинении (с одной стороны) и взаимопомощи и сотрудничестве с другой. Задача же учителя – способствовать тому, чтобы вторые главенствовали над первыми. К сожалению, они также не всегда есть примеры для подражания.

Был случай, когда в одном из городов России учительница на камеру оскорбила приёмную девочку-подростка, хамски говоря о её родителях. «Педагога», недостойного носить это звание, так и не уволили, сделав виноватой школьницу, что, конечно, ужасно.

Однако, если подобное происходит не между девушками, а между мужчинами, причем один из них – учитель физкультуры, дело может приобрести и уголовный оттенок. Пример тому – случай, когда девушку одного парня оскорбил (прямо на уроке) учитель физкультуры, а когда молодой человек сказал что-то в ответ, «физрук» пробил ему голову кулаком, в результате чего подросток скончался.

Может ли подобное произойти и на национальной почве? Опыт компактного проживания двух сотен народов и народностей (то есть – то, чем уникальна Россия) говорит, что может.

Влияние религиозных и национальных различий на становление и развитие школьной травли. Те вещи, которые будут описаны ниже – скорее исключение, чем правило. Как было сказано выше, на территории России проживает две сотни народов и народностей, самыми крупными из которых (кроме русских) являются армяне, башкиры, белорусы, татары, таджики, узбеки, украинцы, чеченцы.

Каждая из этих наций достигает численности в миллион (или превышает ее), что становится еще заметнее, если посмотреть на динамику численности этих народов. Из них лишь у славянских она была отрицательной. Подобный факт (как и многое другое) не прибавляет уверенности коренной нации, представители которой все чаще становятся жертвами межнациональных конфликтов (или сами провоцируют их).

Про один из них недавно писал информационно-аналитический портал «Русская народная линия». Его детали не будут затронуты, ведь нам важна только суть, которая состоит в том, что в одной из московских школ произошел конфликт между русским подростком и детьми мигрантов из Средней Азии, закончившийся избиением первого. Более того, как выяснилось, ранее он уже подвергался травле со стороны нападавших.

Варианты и меры борьбы со школьной травлей. Рассмотрев многообразные предпосылки такого сложного и противоречивого явления, как школьная травля, необходимо выяснить, возможно ли бороться с ней, а если да, то как. Начать следует с наиболее неконструктивных (с точки зрения автора статьи), чтобы, критикуя их перейти уже к конструктивным.

Максимально ужесточить контроль за досугом молодежи (причем – со стороны как общества, так и государства). Уже упомянутый выше 74-летний литератор намекает на это в одной из своих статей на сайте газеты «Российский писатель», критикуя слишком обширные (по его мнению) привилегии творческой молодежи. «Да, были раз в четыре года Всесоюзные совещания молодых, в областях проходили семинары молодых, но важнее, мне кажется, что там писательские организации имели деньги для письменных и устных консультаций начинающих. Но чтобы вот так – косяком Всероссийские совещания (каждый год!), зональные, тематические, слэмы, как в Красноярске, и батлы, как в Самаре, спецномера журналов, гранты и премии не только для молодых, юных, но и для школьников – такого не было». В этих словах присутствует намек на неподконтрольность указанных выше мероприятий старшему поколению, которое (вместо того, чтобы искать точки соприкосновения с молодыми) в лице таких литераторов вносит в общество раскол.

Справедливости ради, нужно сказать, что делают так не все. Некоторые коллеги этого литератора даже писали мне (автору этой статьи) рекомендации в образовательный центр «Сириус». Это – Евгений Новичихин и Василий Нацентов. Если второй по возрасту мало чем отличается от меня, то первый, будучи опытным литератором, никак не может быть обвинен (в том числе и указанным мною критиком молодых) в том, что он был «необъективным». Слова благодарности я бы хотел высказать и другому представителю (верней, представительнице) старшего поколения – Зое Колесниковой (также члену Союза Писателей России).

Описанный выше путь является путем «относительного нейтралитета», тогда как третья группа людей активно поддерживает молодежь: помощью с оформлением грантов, предоставлением помещений и возможностей для публикации. О каждом из них я бы хотел кратко рассказать.

Начну с Натальи Белозеровой. Именно благодаря ей я получил «путевку в жизнь» в виде должности редактора в двух сообществах («Поэзия. Порыв Души» и «Любовь вопреки всем законам разума») в одном из которых («Любовь вопреки всем законам разума») я теперь занимаю пост руководителя. До этого редактором там была глава поэтического Клуба «Левобережье» Елена Смолицкая, которая, будучи загруженной по работе (она – преподаватель) с удовольствием передала свои полномочия любимому ученику.

На этом список «друзей молодежи» (как бы я их назвал) не исчерпывается, но в силу ограниченности места, я расскажу о том способе борьбы с причинами и предпосылками школьной травли, который предлагает «Русский Лад».

Что предлагает молодежи «Русский Лад». Возможность публикации. Первое на что я бы хотел обратить внимание. Творческая молодежь (которая, так же как и остальные ее группы, находится в фокусе внимания «Лада») очень восприимчива к призывам разного рода деятелей, зазывающих ее на протестные акции и т. д.

Такие люди ловко играют на чувстве нереализованности, которое (если мы берем молодых поэтов и прозаиков) появляется у них из-за невозможности «выйти к читателю» путем публикаций. Исправить это положение вещей (которое всецело на совести больших литературных начальников и «толстых» журналов, за исключением нашего воронежского «Подъема») и призван «Русский Лад».

Прочную духовную опору в виде наследия русских классиков. В отличие от многих иных организаций «Русский Лад» – движение синкретическое. Оно объединяет лучшее из наследия таких авторов-патриотов, как Бахтин, Бердяев, Есенин, Достоевский, Лермонтов, Лотман, Твардовский, Шолохов. На них и должно воспитываться подрастающее поколение. Это не означает отрицания авторов, любимых молодежью: Бродского, Гумилева, Мандельштама, Окуджавы, Пастернака, Рождественского, Цветаевой. Важно приобщать молодых и к творчеству современных деятелей культуры – гармониста Игоря Корнилова, поэта Игоря Меламеда, художника Анатолия Шабурова, чем также успешно занимается «Русский Лад».

Иной метод решения конфликтов. Некоторые из людей, описанных мною, сознательно или нет, но разжигают в обществе вражду, сеют социальную рознь. «Русский Лад» говорит решительное «НЕТ!» попыткам столкнуть лбами «белых» и «красных», стариков и молодежь, русских и остальные народы России. В этом и состоит его значение для предотвращения школьной травли, которая невозможна при наличии у молодежи чувства защищенности, досуга, возможностей для самореализации, нравственного стержня в виде творчества описанных во втором пункте авторов.

Савелий КОСТРИКИН

Читайте также

Нижний Новгород. «Русский Лад» – детям Нижний Новгород. «Русский Лад» – детям
Творческое объединение «РусЛада» с новой программой «Куклатанцетерапия» в рамках благотворительного проекта «Передвижной музей-театр кукол "Сказочный город"» посетило Детскую областную больницу. Мы да...
27 июля 2024
«Перуница» в наукодеревне «У истоков» «Перуница» в наукодеревне «У истоков»
Какое известное музыкальное произведение великого русского композитора открывается славлением Перуна? Опера Михаила Ивановича Глинки «Руслан и Людмила». В стародавние времена Перун-батюшка почитался к...
27 июля 2024
Космическая идеология XXI века: русский космизм против трансгуманизма Космическая идеология XXI века: русский космизм против трансгуманизма
На рубеже 1960-70-х годов произошла переориентация мировой техносферы в сторону прикладных информационных технологий, направленных на управление сознанием (как массовым, так и индивидуальным) и постеп...
26 июля 2024