«Русский Лад» в Иркутске готовится к 200-летию Н.А. Некрасова

«Русский Лад» в Иркутске готовится к 200-летию Н.А. Некрасова

10 декабря (по старому стилю – 28 ноября) 2021 года мы отмечаем 200-летие Николая Алексеевича Некрасова. Все меньше места в школьных учебниках занимают произведения «самого крестьянского поэта» России. Мало кто из учащихся вспомнит, какие конкретно шедевры вышли из-под его пера.

Так кто для нас Николай Алексеевич? Талантливый поэт и прозаик? Публицист и издатель? Сын дворянина и защитник русского крестьянства? Николай Алексеевич был удивительно многогранной личностью, рупором своей эпохи.

Он одним из первых заговорил о трагедии крепостничества и исследовал духовный мир русского крестьянства. Некрасов – великий поэт и журналист, автор, олицетворявший стержень развития литературы второй половины XIX века. Он оказал огромное влияние на развитие русской литературы и общественной мысли второй половины XIX века и всего XX столетия.

Творчество Н.А. Некрасова противостоит классическим нормам и романтическому идеалу красоты, стремясь заменить искание красоты исканием правды и гуманистических ценностей. Поэтому некрасовская поэзия нередко прочитывается как страница из истории русской революции. Поэтическое в его творчестве иногда заслоняется историческим и социально-политическим контекстом.

В поэзии Некрасов осуществил своеобразный синтез лирики, эпоса и драмы, позволивший свободнее и многостороннее отобразить произведения, в которых поэт стремился выразить собственные чувства и мысли, Некрасов называл «песнями».

Некрасов – поэт особого, мистического дара. Поэт тревожный, рыдающий, любящий и ненавидящий, он умел быть беспощадным не только к себе, умел прямо смотреть правде в глаза, какой бы болью она ни отзывалась в его душе.

В его поэзии отчетливо прослеживается тема родного дома. В стихотворении «Родине» нет радужной картины беззаботного детства, полного грёз и надежд, а есть мрачный мир, где «отрадного душе воспоминания нет». Лирический герой не находит приюта в родном доме. Здесь к нему возвращаются тоскливые «воспоминания дней юности». Образы матери и сестры представлены как самое дорогое в родном доме. Лирического героя переполняет чувство скорби от утраты родных людей. Образ сада трагичен и связан с воспоминаниями героя о печальной жизни матери, полной страданий и слез. Семейный мир предстает глубоко дисгармоничным, расколотым, полным погубленных жизней. Родной дом для лирического героя становится чужбиной, тюрьмой, полной «подавленных страданий».

Тема героического самопожертвования, страдания во имя идеала – важнейшая в поэзии Некрасова. Это нравственный выбор лирического героя между внутренним неприятием окружающей социальной среды и целенаправленной борьбой за осуществление гуманистического идеала. Борьба тяжела и опасна, грозит герою страданиями и гибелью. Однако без самопожертвования невозможно «вывести из тьмы» народ.

Стихотворение «Поэт и Гражданин» Стихотворение Некрасова построено как драматический диалог между Поэтом и Гражданином. Такой спор в литературе связан с осмыслением роли искусства и художника. Поэт имеет две ипостаси: первая – вдохновенный творец, художник, пророк, посредник между человеком и Богом. Вторая – поэт-просветитель, учитель общества, гражданин. Автор уверен, что поэт «полезным может быть», лишь бичуя общественные пороки.

Некрасовский Поэт видит своё призвание в поэзии, обладающей ярко выраженным общественным темпераментом: «Без отвращенья, без боязни Я шёл в тюрьму и к месту казни, В суды, в больницы я входил». Поэта призывают к определенному типу поведения, общественному поступку: «Иди и гибни безупречно. Умрёшь не даром: дело прочно, Когда под ним струится кровь...». Жесткая нормативность знаменитой формулы: «Поэтом можешь ты не быть, но Гражданином быть обязан» корректируется – в контексте стихотворения – другой мыслью: только истинный поэт, художник, верный своему назначению, и может быть Гражданином.

Тема покаяния признается критиками «наиболее глубоким и задушевным мотивом» некрасовской поэзии. В то время как для поэтической традиции первой половины XIX века обращение поэта к теме покаяния в лирике выглядело непривычным. Покаяние у Некрасова отличается от церковного таинства. Герой «Рыцаря на час» кается не перед священником в храме, а перед своей покойной «бедной матерью». Именно она, а не Бог может «разрешить от греха», простить. «Спасти», «сохранить», «укрепить» и «направить» способна только мать или воспоминание о ней. В поздних стихах надежда на прощение связывается с «матерью-родиной».

Тема крестьянского труда и христианской трудовой этики была одной из ведущих в лирике и поэмах Некрасова. «Скудное русское поле» не обещает труженику материального изобилия. Это поле нуждается в бескорыстной любви крестьян. Некрасов воспевает духовный смысл труда на земле, призывая «вечно любить» «вечно милое, скудное поле». Мечтая о народном счастье, Некрасов видит его в скромном достатке (тёплая хата; запас зерна и овощей на зиму; корм для скотины; крепкая одежда; здоровые дети). Этот минимальный достаток крестьянская семья обретает тяжелым физическим трудом.

Стихотворение «Железная дорога» было создано в 1864 г. В нем 148 стихов, в которых перед читателем развертывается широкая картина народной жизни, пронизанная разными чувствами автора: то скорбью и горечью, то нежностью и надеждой, то желчью и сарказмом. Поэт воспел народную мощь и красоту.

В начале 1842 года Николай I издал указ о начале строительства первой железной дороги в России. Она должна была соединить Москву и Петербург. Все работы, которыми руководил главный управляющий путями П. А. Клейнмихель, завершились в рекордно короткие сроки. Уже в 1852 году железная дорога была запущена, к 1864 г. дорога между Москвой и Петербургом была названа Николаевской.

Одним из лейтмотивов стихотворения, наряду с изображением угнетённого народа, является тема труда. Автор ведет повествование от лица терпеливого народа. Личное страдание поэта словно бы растворяется в народном плаче. В скорбной песне «толпы мертвецов» изображены бедствия строителей железной дороги. Фантастическая картина появления мертвецов причудливым образом переходит в сон Вани. Тонкое детское воображение рисует страшную сцену нечеловеческого труда. Пережитые страдания строителей железной дороги укрепляют в их сознании величие трудового подвига. Строителям железной дороги «любо» видеть свой труд, а «привычку к труду благородную» высокорослого больного белоруса поэт советует перенять и господскому мальчику Ване. Своим подвижническим трудом строители дороги служили не подрядчикам, а самому Богу. Некрасов призывает видеть и любить в мертвых мужиках их живую душу.

Обращение к Ване как к представителю молодого поколения перерастает оптимистическую веру в светлое будущее народа. Образ железной дороги вырастает в образ обобщающего звучания, дороги, которую русский народ «грудью…проложит себе». Исследователи неоднократно подчеркивали громадное революционизирующее влияние «Железной дороги» на современников поэта.

Главным событием для России 60-х годов XIX века стало отмена крепостного права. Судьбе страны и народа Н. А. Некрасов посвятил поэму «Кому на Руси жить хорошо». Работа над поэмой заняла у Некрасова почти 14 лет. Но даже за этот срок он не успел воплотить свой замысел в полной мере: помешала тяжелая болезнь, приковавшая писателя к постели. Первоначально произведение должно было состоять из семи или восьми частей. В рукописи Некрасов назвал своё «любимое детище» поэмой, а в суждениях о нём – «эпопеей современной крестьянской жизни». Замысел поэмы появился у Некрасова в конце 1850-х годов, однако её первую часть он написал уже после отмены крепостного права, примерно в 1863 году. Основой произведения стали собственные впечатления и воспоминания автора. Поэма должна была стать своеобразной эпопеей, демонстрирующей жизнь российского народа с разных точек зрения. Для ее написания Некрасов целенаправленно пользовался не «высоким штилем», а простым разговорным языком, приближенным к народным песням и сказаниям, изобилующим просторечными выражениями и поговорками.

Поэма Н. А. Некрасова в основном строится на материале исторической жизни Ярославской, Костромской, Рязанской губерний. Колоритный образ князя Утятина (Последыша) – собирательный. Исследователи предполагают, что в психологический портрет князя Утятина вплелись черты генерала Льва Дмитриевича Измайлова, рязанского губернского предводителя дворянства начала XIX века. Генерал приобрёл скандальную известность своенравного и неукротимого самодура. Л.Д. Измайлов предпочитал бешеные скачки на тройках, охоту, крупную картёжную игру, лихие попойки и оргии. Непомерная гордыня, вспышки безудержного гнева по малейшему поводу и разгульные привычки Утятина («охота, музыка, дворовых дует палкою») напоминает образ жизни Измайлова.

В художественную ткань поэмы включён сюжет о поисках счастливой земли. Легенды о вольных, богатых, праведных, идеальных землях были настолько популярны в XVII- XIX вв., что в крестьянской среде предпринимались реальные поиски Беловодья – страны благополучия. Семь странников в поэме ищут не счастливую землю, но конкретного субъекта – «Кому живется Счастливо…».

Поисками счастливых на Руси, обсуждением вопроса о сущности счастья в поэме занимаются не только 7 мужиков, в этот спор постепенно вовлекается весь народ. Главный герой эпопеи – народ. Маршрут путешествия героев, ищущих, «кому живется весело, вольготно на Руси», лежит через всю страну, до самого Петербурга, где им предстоит встреча с чиновником, купцом, министром и царем. Писателя поражают образы людей, резко переменившихся и пришедших от великого греха к великому покаянию. В поэме это атаман Кудеяр, Савелий, эпизодические персонажи («убогая старица», «захожие странники», Фомушка, посадская вдова Ефросиньюшка и др.).

Дворянство в легенде представлено в лице пана Глуховского, фамилия которого символична: Глуховский глух к страданиям народа, спокойно спит, истязая своих рабов. Некрасов подчеркивает богоугодность убийства пана Глуховского не только чудесным падением дуба, но и тем, что инок Питирим (бывший Кудеяр) совершает убийство как бы не по своей воле.

Некрасов – поэт страдания, поэт личного покаяния и преклонения перед подвигом и саможертвованием. Его увлекает идея жертвы «за други своя». В таком поступке Некрасов видит безусловный ореол святости. Его в равной мере восхищает и Влас (раздавший свое неправедно нажитое богатство и ходящий по Руси с «железною веригою»), и Гриша Добросклонов (на бунтарско-революционном пути его ожидают «чахотка и Сибирь»).

Некрасов был честен перед собой, ему и в своей судьбе хотелось покаяния («Тишина»), самопожертвования и подвига («Уведи меня в стан погибающих»). Идеал святости был для него главным. Эта искренность и подвигала Некрасова воспевать всякую жертву человека, всякий подвиг – лишь бы он делался во имя других людей.

В поэме Некрасова проявились мифопоэтические черты. Под звездным небом ночи открывается первозданный мир природы. Образ женщины-матери (Матрёны Тимофеевны) с её ночной, зимней животоворящей молитвой – ключевой момент поэтической авторской концепции.

При жизни Некрасова в журнале «Отечественные записки» были опубликованы только три фрагмента поэмы – первая часть с прологом, не имеющая собственного названия, «Последыш» и «Крестьянка». Некрасов понимал, что не успеет завершить работу, поэтому свел четвертую часть повествования – «Пир на весь мир» – к открытому финалу. «Пир на весь мир» был напечатан только через три года после смерти автора, да и то с существенными цензурными сокращениями.

В любовной лирике Некрасов – поэт страданья. Им созданы образы любящих женщин.

Одним из наиболее значительных любовных циклов в русской лирике являются стихи, посвященные гражданской жене поэта Авдотье Яковлевне Панаевой. Будучи другом, возлюбленной, единомышленницей, соратницей по журналу «Современник», А. Я. Панаева вдохновила Некрасова на создание замечательных любовных произведений. Стихи отражают перипетии и этапы сложных отношений героев. Их совместная жизнь складывалась тяжело: отношения часто бывали сложными, приносившими обоим страдания. Радость и муки этой любви отразились в «Панаевском цикле», ставшем памятником любимой женщине. Любовь к Авдотье Яковлевне одухотворяла поэта, помогала жить и творить и после разлуки с ней.

«Русские женщины» – поэма Н. А. Некрасова о жёнах декабристов, последовавших за мужьями в Сибирь. Писатель благоговел перед величием подвига русских женщин. Жёны декабристов в своем самопожертвовании были истинными христианками, независимо от тех мотивов, которыми руководствовались их мужья. Произведение состоит из двух самостоятельных частей. Первая, повествующая о княгине Екатерине Трубецкой, создана в 1871 году; вторая, написанная на основе воспоминаний Марии Волконской, завершена в 1872 году. Обе части были опубликованы в журнале «Отечественные записки».

Вся сознательная жизнь Н. А. Некрасова теснейшим образом связана с течением и ритмом журнально-литературной жизни России конца 1830–1870-х гг. Поэт и журналист Некрасов – первое лицо в литературно-историческом процессе того времени. Являясь постоянным сотрудником периодических изданий, редактором, издателем и общественным деятелем, Некрасов в течение почти 40 лет выдерживал напряжённый ритм жизни. Его отличает талант, неуёмная энергия и деловитость. Некрасов писал, публиковался и выступал в разных жанрах и родах литературы (поэт, прозаик, драматург, фельетонист, редактор, издатель, критик).

Его художественные выступления неоднократно воспринимались как эстетические манифесты и ассоциировались у современников с авангардом литературы. Институт русской критики также испытал огромное влияние Некрасова. В 1847–66 гг. он – редактор и издатель журнала «Современник», с 1868 г. – редактор (совместно с М. Е. Салтыковым-Щедриным) журнала «Отечественные записки». Это был один из самых деятельных и продуктивных литераторов XIX столетия.

В конце жизни Пушкин дал основанному им журналу название «Современник», словно предчувствуя пафос грядущих десятилетий. Позднее это название приобретает программное значение для журнальной деятельности Некрасова, реализовавшего заложенный в этом названии идейный потенциал.

С середины 1840-х годов Некрасов активно занимался издательской деятельностью. При его участии были опубликованы альманахи «Физиология Петербурга», «Статейки в стихах без картинок», «1 апреля», «Петербургский сборник». Последний сборник имел особенно большой успех: в нем был впервые напечатан роман Достоевского «Бедные люди».

К 1845 году Некрасов создал знаменитый очерк «Петербургские углы», в котором ясно обозначены основные темы его зрелого творчества – угнетенный народ, крестьянские биографии, жизнь столицы. В переломном 1845 году совершилось поэтическое открытие – явился поэт.

В стихах этого периода впервые обозначились темы и мотивы позднейшей некрасовской лирики: страстное отрицание крепостнической системы, историческая вина дворянского сословия перед народом, преодоление разрыва между сословиями и гражданской апатии, личная ответственность интеллигентного человека за всех «униженных и оскорбленных» («покаянные» и гражданские мотивы), тема русской женщины, матери.

Некрасов был не просто издателем, он «открыл» русской публике немало имен русских писателей и поэтов. Именно на страницах его журналов они нашли славу и признание. Некрасов издавал большое количество книг русских и зарубежных писателей и ученых, по его заказу делались новые переводы пьес Шекспира.

В течение всего ноября 2021 года будет проходить Межрегиональный конкурс художественного чтения в Иркутской области и субъектах Российской Федерации на приз Иркутского регионального отделения ВСД «Русский Лад» в честь юбилея Некрасова Н.А.

Конкурс проводится Иркутским региональным отделением Всероссийского созидательного движения «Русский Лад», при поддержке Иркутского областного отделения КПРФ, Министерства образования Иркутской области, Министерства культуры и архивов Иркутской области.

Мы преследуем такие цели, проводя конкурс:

- популяризация литературного наследия Н.А. Некрасова;

- расширение читательского кругозора детей;

- совершенствование выразительного и исполнительского чтения стихотворений;

- развитие воображения, творческих способностей, фантазии детей школьного возраста;

- развитие умения детей использовать средства выразительности (интонация, мимика, жест и др.) для раскрытия образа персонажа литературного произведения.

- социализация детей путём привлечения к конкурсной деятельности;

- поиск и поддержка талантливых детей;

- развитие, максимальный охват и распространение позитивной, созидательной, творческой видеоинформации на ресурсах ю-туб канала «Русский Лад Иркутское отделение».

10 декабря 2021 года, в день рождения Николая Алексеевича, в Областной библиотеке им. И. Молчанова-Сибирского состоится творческий вечер, на котором будут вручены призы победителям и подарки участникам конкурса.

Иркутское областное отделение ВСД «Русский Лад»

Читайте также

История оставит предателям роль Каинов, а дружба наших народов будет возрождена История оставит предателям роль Каинов, а дружба наших народов будет возрождена
8 декабря 1991 года собравшиеся в Беловежской пуще руководители РСФСР, УССР и БССР Ельцин, Кравчук и Шушкевич заявили о ликвидации Союза Советских Социалистических Республик и о создании СНГ — Содруже...
8 Декабря 2021
9-я онлайн конференция региональных отделений «Русского Лада» 9-я онлайн конференция региональных отделений «Русского Лада»
На еженедельной онлайн-конференции ВСД «Русский Лад» опытом работы поделился актив Приморского регионального отделения 2 декабря 2021 г....
8 Декабря 2021
«Великие имена. Бессмертные подвиги. Вечная слава...» Встреча в Алатыре «Великие имена. Бессмертные подвиги. Вечная слава...» Встреча в Алатыре
В пятницу, 3 декабря 2021 года, алатырские коммунисты, сторонники КПРФ и активисты движения «Русский Лад» собрались на очередную тематическую встречу «Великие имена. Бессмертные подвиги. Вечная с...
8 Декабря 2021