Русская идея: союз православно-христианского креста и кремлёвской звезды. Послание III съезду «Русского Лада»
Два духовных символа олицетворяют русскую идею: крест и свет кремлёвских звёзд. В свете кремлёвских звёзд нам дано увидеть свет Прометеева огня, подаренного людям легендарным титаном, нашим пращуром.
Ведь это о нём, о его благотворных подвигах рассказывает Повесть временных лет (сказание в Ипатьевской летописи под 1114/1115 год), в которой он выступает под именами Феоста и Сварога. В царствование этого Феоста, сообщает летопись, упали клещи с неба и начали люди ковать оружие, а до того палицами и камнями бились. «Тот же Феоста закон издал о том, чтобы женщины выходили замуж за одного мужчину и вели воздержный образ жизни… Если же кто переступит этот закон, да ввергнут его в печь огненную. Того ради прозвали его Сварогом…».
В трагедии древнегреческого драматурга Эсхила «Прометей прикованный» он, будучи прикованным железными цепями к скале, сообщает о том, за что был наказан главой олимпийских богов Зевсом:
Премудрость чисел, из наук главнейшую,
Я для людей измыслил сложенье букв,
Мать всех искусств, основу всякой памяти.
Слушают его океаниды, дочери бога морской стихии Нептуна. Так изображён образ Прометея в греческой мифологии. Но миф мифом, а исторический факт заключается в том, что он не только изобрёл письменную грамоту, но и заложил основания математики как научной дисциплины мысли. Его «Премудрость чисел» означает, что (целые) числа он упорядочил в виде известного теперь каждому школьнику натурального ряда чисел, в котором отразилась генетическая память людей, вбирающая в себя уходящую вглубь истории последовательность от сына к отцу, от отца к деду и т. д.
Повесть временных лет описывает исторические события, относящиеся к становлению Руси, с позиции религиозно-христианского мировидения. И, естественно, в ней проповедуется поклонение кресту, на котором был распят Исус Христос. Но так случилось в отечественной истории, что свет Прометея был отставлен от креста. Что привело, в конце концов, к страшной трагедии 1917 года. Крест, лишённый животворного огня, становится символом насилия, гибели и смерти. Вот как звучит эта мысль в стихотворении Николая Рубцова «Видения на холме»:
Россия, Русь! Храни себя, храни!
Смотри, опять в твои леса и долы
Со всех сторон нагрянули они,
Иных времён татары и монголы,
Они несут на флагах чёрный крест,
Они крестами небо закрестили,
И не леса мне видятся окрест,
А лес крестов в окрестностях России.
Это видение поэта из прошлого, направленное в будущее, в то будущее, которое мы переживаем сегодня. В европейском прошлом мы видим крестовые походы на Восток под предлогом спасения гроба господня, а по факту − ради грабежей, сопровождаемых насилием. И там же тысячи сожжённых людей на костре, которых заставляли молиться на крест перед смертью.
Имело ли аутодафе что-либо общее с мучительным восхождением Христа на Голгофу? Общее и в том, и в другом случае − путь к смерти. Но если за смертью Христа следовало его воскресение, то в руках униатов крест, на котором был распят Сын Божий, стал чёрным крестом, который осуждён в стихотворении Рубцова. Есть здесь смысл ещё напомнить том, как оно заканчивается.
Кресты, кресты…
Я больше не могу!
Я резко отниму от глаз ладони
И вдруг увижу: смирно на лугу
Траву жуют стреноженные кони.
Заржут они − и где-то у осин
Подхватит это медленное ржанье,
И надо мной −
Бессмертных звёзд Руси,
Высоких звёзд покойное мерцанье…
Высоких звёзд покойное мерцанье было дано поэту, а с ним и нам, потому что для нас светили кремлёвские звёзды, установленные по велению Сталина в средине 30-х годов прошлого столетия. Отсюда и звёздное настроение у советских людей, отражённое в песенном творчестве. В морской песне «Ходили мы походами» (муз. К. Листова, сл. А. Жарова) есть такая строфа:
Красивы африканские // Заливы, города, // Пылает в южной полночи // Хрустальная звезда.
Но где бы мы ни плавали,
Все звёзды над водой
Казались нам московскою,
Кремлёвскою звездой.
В начале Великой Отечественной войны, когда полчища с чёрными крестами (гитлеровская Германия, а с ней почти вся Европа) ринулись на Советский Союз, Сталин обратился к народу так, чтобы на его призыв к борьбе с врагом откликнулся весь советский народ, включая и тех, кто придерживался православно-христианской веры. Прозвучали слова «Братья и сестры!».
Это был открытый поворот к восстановлению союза символов двух природных стихий − водной (водосвятие у православных христиан) и огненной, связанной с прометеизмом, с техническим прогрессом («Гремя огнём, сверкая блеском стали, пойдут машины в яростный поход…»). Над созданием, вернее будет сказать, воссозданием этого союза работал прометеист П. С. Боранецкий (1900 − не ранее 1965 г.). Работал, живя за рубежом, по заданию самого Сталина.
Огонь и вода… они сошлись в русской бане − бытовом (вещественном) воплощении двух сторон духовной жизни русского народа. Русская баня − место, где вода (водосвятие) сочетается с жаром, исходящим от благодатного огня. Русская баня и парилка в ней вызвали большое удивление, даже смятение, у апостола Андрея, совершающего путешествие по Русской земле.
Можно ли поставить в один ряд Исуса Христа и Прометея? Христос утверждал, что есть у него Отец небесный, но не называл Его по имени, только говорил, что после Своего ухода к Отцу придёт к верующим Утешитель и укажет, что есть праведный путь жизни и есть Божий Суд.
Прометей был казнён, обречён на смертные муки, как и Христос. О чём говорит это совпадение? Об одной судьбе отца и сына? Дух святости у них единый.
Л.Г. АНТИПЕНКО, 07.04.2023