Роль старообрядцев в духовном и экономическом развитии России
Старообрядчество является важным явлением русской истории. Исследователь старообрядчества С. А. Зеньковский в середине 20 в. писал, что до сих пор не вскрыта сущность влияния старообрядцев на русскую мысль в целом – на славянофилов и народников, «почвенников» и «прогрессистов», связь старообрядчества с русской литературой, экономической мыслью. «Почти что совсем забыт тот факт, что именно старообрядцы сохранили и развили учение об особом историческом пути русского народа, «святой Руси», православного «Третьего Рима», и что в значительной степени благодаря им эти идеи снова уже в прошлом и этом столетиях заинтересовали русские умы», - писал ученый.
Основой развития старообрядчества в России была старая вера и преданность национальным интересам. Н.О. Лосский указывал, что старообрядчество заслуживает внимания как одно из проявлений основных свойств характера русского народа. В нем философ отмечал глубокую религиозность в сочетании с силой чувства и воли. Свобода духа в старообрядцах, боровшихся за свои наиболее сокровенные убеждения, несмотря на всевозможные преследования, вызывала у Н.О. Лосского глубокое уважение.
Историк Н.И. Костомаров отмечает: «Раскол составляет крупное явление народного умственного прогресса». В 1870 году барон Гакстгаузен скажет: «…кто хочет узнать характерные черты великороссов, тот должен изучать их у староверов». «Старообрядчество по своим воззрениям было историософично, боялось неправильного обмирщения церкви, заражения церкви мирским духом. Его положительный пафос, конечно, не в ритуализме, не в простом сохранении старины, а в блюдении чистоты церкви».
Трудами П.Т. Рындзюнского, А.И. Клибанова, В.В. Керова и других доказано, что старообрядческое движение оказало стимулирующее влияние на возникновение и развитие капитализма в России. Экономическое процветание старообрядчества стало одним из условий его существования. Западный исследователь российской культуры Р. Пайпс в своей книге «Россия при старом режиме» доказывает, что и в конце 19 – начале 20 вв. в России не было цивилизованного предпринимательства и, соответственно, капитализма. Исключение он делает лишь для тех мест страны, где проходила деятельность старообрядцев, иначе староверов или раскольников. По его мнению, лишь русские старообрядцы высказывали самые блестящие предпринимательские способности на поприще торговли и промышленности, а также они «пользовались репутацией самых честных дельцов в России». Раскольники, считает Пайпс, были самыми образованными людьми из русского православного купечества и, кроме того, «способными рассуждать на религиозные темы».
Подсчитано, что к началу 20 века в руках представителей старообрядчества было сосредоточено 64 % всего российского капитала. Имена крупнейших представителей русской буржуазии, купечества Гучковых, Морозовых, Рябушинских, Громовых, Солдатенковых, Кокоревых, Хлудовых, Багровых, Поляковых, Зиминых, Третьяковых многим известны, но не все знают, что процесс первоначального накопления их капитала прошел в среде старообрядчества. Надо отметить, что вопреки превратному представлению, староверы не были безразличны к судьбам России: они были лишены групповых эгоистических интересов.
Московское купечество взрастило еще одного выдающегося промышленника и мецената Савву Ивановича Мамонтова. На его средства была основана Русская частная опера, сыгравшая важное значение в истории отечественного театрального искусства. Этот русский человек был разносторонне и широко образован, обладал прекрасным вкусом и богатой художественной интуицией. Многим талантам помогал в становлении.
Старообрядцы – промышленники, предприниматели были патриотами и государственниками, мыслили по-государственному и поступали во благо России. Одним из таких русских самородков, пионеров русской нефтяной промышленности был В.А. Кокорев, старообрядец поморского согласия. Михаил Ломоносов также рос и воспитывался в суровых нравах старообрядчества, а получив образование в университете, защищал русскую историю от искажений норманистами.
Все выдающиеся деятели старообрядчества или вышедшие из рядов староверия выступали за сохранение в России не только древнеправославия, но и русских национальных традиций. Гражданам России необходимо знать тех духовно мощных деятелей русской культуры, которые вышли из староверческой среды, рождены и воспитаны в старообрядческих семьях и с кровью родителей своих впитавшие и понесшие по жизни образы, идеалы и традиции старообрядчества. Мощный духовный импульс, полученный ими в детстве, дал возможность им выйти на поле русской культуры и духовности, улучшить состояние этого поля и стать светочами не только для России.
Вот славный перечень выходцев из старообрядчества: Аввакум Петров – вождь старообрядчества, знаменитый писатель 17 века, Павел Коломенский – епископ, Епифаний – сподвижник Аввакума, боярыня Феодосья Морозова – несгибаемая в вере русская женщина, И. Посошков, писатель, экономист, автор книги «О скудности и богатстве», живший в Петровское время, Михаил Ломоносов – создатель Московского университета, всемирно известный ученый, поэт, историк, художник, Емельян Пугачев, атаман Игнат Некрасов, атаман М.И. Платов, любимец Суворова, герой Отечественной войны 1812 года, один из покорителей Парижа, князь Иван Хованский, Никита Добрынин (Пустосвят), знаменитые писатели и руководители Выга, Андрей и Семен Денисовы (из рода князей Мышецких). Писатели и поэты: Николай Клюев, Сергей Есенин, Иван Шмелев, Борис Корнилов, ученый и писатель-фантаст Иван Ефремов, сказочник Александр Волков, Федор Гладков; плеяда сибирских писателей из староверов: Ефим Пермитин, Афанасий Коптелов, Илья Чернев (А.А. Леонов), Елизар Мальцев, Исай Калашников, Степан Лобозеров и др. Известные русские академики: Д.С. Лихачев, Б.А. Рыбаков, народный академик-земледелец Т.С. Мальцев – из среды старообрядцев. Старообрядческий мир дал России двух замечательных театральных деятелей – Сергея Ивановича Зимина и Константина Сергеевича Алексеева, более известного как Станиславский.
Именно старообрядческая Россия была той культурной средой и оплотом русских культурных традиций, в староверии сохранялись подлинные национальные обычаи и обряды русского народа. Именно эта культурная среда дала стране истинных защитников старины, собирателей и хранителей ее духовных сокровищ. Это прекрасно видно из одного неполного списка выдающихся деятелей нашей национальной культуры в разных областях деятельности, о которых мы упоминали выше.
Велико было значение старообрядцев в колонизации Сибири, Дальнего Востока. В условиях «культурного вакуума» сибиряки потянулись к старообрядчеству, которое ориентировало их на такие качества, уже заложенные в сибирском характере, как вера в свои силы, трудолюбие, расчетливость, здравомыслие, тяга к объединению в общества и ассоциации. Важнейшей причиной тяготения сибиряков к раскольникам было то, что именно старообрядцы несли просвещение в сибирскую народную массу. Получив начальное образование в расколе, сибирские крестьяне уже могли реализовать себя в деятельности наиболее близкой им и открытой для них. Такой деятельностью было предпринимательство.
Старообрядцы всегда отличались смышленостью и предприимчивостью. С. П. Михайлов в статье «Староверы как колонизаторы Уссурийского края» пишет: «Консерваторы по своему отношению к православной церкви, староверы Уссурийского края не являются таковыми в хозяйственной жизни. Усовершенствованный плуг, новую сельскохозяйственную машину, рамочный улей вы встретите скорее у староверов, чем у малоросса. Староверы – единственные из крестьян Уссурийского края занялись… оленеводством». 4-й хабаровский съезд в 1903 году признал староверов «одним из наиболее желательных для Уссурийского края колонизационных элементов».
Будучи выходцами из народной среды, старообрядцы пытались проблемы социально-экономического характера разрешить с помощью религиозно-эстетического воспитания. Деловые отношения в их понимании должны были ориентироваться на определенный нравственно-трудовой порядок, соответствующий русскому укладу жизни. Идеалом для старообрядцев был праведный труд. Трудолюбие рассматривалось как высшее выражение духовности. Мирские зрелища они считали порочным и праздным времяпрепровождением. Даже в праздники староверы занимали себя мелким ремеслом и домашней работой. Основными формами накопления капиталов у раскольников были воздержание и самоограничение. Бережливость и труд рассматривались старообрядцами как важнейшие средства борьбы с бедностью.
Русский аскетизм характеризовал и бытовую культуру старообрядцев, черты которой унаследовали, например, сибирские предприниматели, вышедшие из их среды, - умеренность в еде и одежде, большую опрятность и аккуратность при ведении хозяйства. «Они не пьют и не курят, не бреют бород и усов, едят из своей посуды, не давая ее нестарообрядцам. Чистота у них в доме образцовая. Дома они себе строят особенно прочные и крепкие. И сами они, благодаря строгой воздержанности жизни, отличаются крепостью, силой и здоровьем», - писал Н.О. Лосский. Мысль старообрядца воспитывалась в православном церковном направлении, а религиозное настроение барина в 18 веке в значительной степени определялось веяниями, шедшими из-за границы.
Особое место в старообрядческой этике занимало отношение к богатству. Собственность для староверов была, в первую очередь, правом труда, а не капитала. Собирание капитала ради просветительской деятельности, ради нового производства и благотворительности, а не ради наживы всесторонне одобрялось и приветствовалось старообрядцами. Община видела, что купцы трудятся, что у них лучше получается, что заработанным они делятся с единоверцами и что без них многим пришлось бы туго. Стяжание для богатства только для своих потребностей, для роскоши, не вписывалось в шкалу жизненных ценностей старообрядчества. Различие старообрядческой купеческой благотворительности с православной состояло в масштабах и размерах. В старообрядчестве купец добровольно расставался с частью своей собственности в пользу менее состоятельных единоверцев. Верховодили купцы «миллионщики», сфера влияния которых была очень велика. Они определяли ассортимент изготавливаемой деревней продукции, оплачивали места на ярмарках, где продавались изделия единоверцев, гордились тем, что их усилиями, умением и заботами кормятся десятки и сотни единоверцев. [4, c. 120] Ярко выраженные нравственные качества обеспечивали предпринимателю-старообрядцу доверие клиентов, помогали развенчанию легенды о «темных пятнах» его жизни, приведших к накоплению хозяйства.
Сдержанность, самообладание, методичность в поведении, уничтожение чувственного наслаждения жизнью, безусловно, сближает старообрядчество с протестантизмом. Но в протестантизме любовь к ближнему – это служение Богу, а не человеку. Старообрядец не противопоставлял собственную жизнь другим, он был более мягким и внимательным по отношению к людям, он был ориентирован на заботу не только о личном достоинстве, но и о жизни и достоинстве другого. В протестантской этике труд и предпринимательство воспринимаются как долг, индивидуальный поступок, а в старообрядчестве – это долг перед другими людьми, перед собратьями по вере, перед соотечественниками.
Большое значение в старообрядчестве принадлежало благотворительности. Для старообрядцев, как и для всего православия, особенно важным считалось помогать сирым, убогим, вдовам. Старообрядцы охотно обучали грамоте всех желающих, используя эту возможность для распространения своего учения. Благодаря старообрядцам сохранилось много коллекций древнерусских книг и икон. При отсутствии организующего церковного единства старообрядчество складывалось как культура, поднявшая книгу на истинно христианскую высоту, рассматривая ее, практически, как единственный, непререкаемый авторитет, содержащий ответы и объяснения всех прошлых, настоящих и будущих вопросов. Роль русского старообрядчества в спасении древнерусских книжных памятников чрезвычайно высока и общеизвестна.
А.П. Щапов придавал особое значение расколу как средству пробуждения народной мысли. Раскол рассматривался им не как внутрицерковное движение, а как содержание гражданской жизни. Он положительно смотрел на оппозицию народной массы против всего государственного строя, церковного и гражданского, - как на народное учительство, на возможность развития творческих сил народа.
«В старообрядчестве не человек существует для храма, а храм для человека». Сама устойчивость старообрядческой культуры, ее сила и многообразие, ее способность приспосабливаться к внешним условиям существования, к инокультурной среде феноменальны. Необычен и опыт длительного параллельного существования в одном обществе двух несхожих мировоззренческих систем».
Владимир Рябушинский писал: «В России идет сейчас отчаянная борьба за душу, борьба еще более грозная, чем та, которая шла при Петре: тогда удалось только частично искалечить душу русского человека – теперь хотят ее добить окончательно. Явление это настолько важно, что все остальное, происходящее в России, ничто перед ним. И вот можно сказать: одолеет в этой борьбе, отстоит свою душу русский народ лишь тогда, если во всем возродится и разгорится тот старообрядческий дух, об отдельных случаях проявления которого было только что сказано».
Крупнейший знаток народной жизни России и старообрядчества П. Мельников (А. Печерский) в 1866 году министру внутренних дел писал: «Главный оплот будущего России все-таки вижу в старообрядцах. А восстановление русского духа, самобытной нашей жизни все-таки произойдет от образованных старообрядцев…». Староверы в России – феномен поразительный. Сторонники староверия впечатляют преданностью вере, широтой расселения на земном шаре, сохранением древнерусской культуры и своего лица на протяжении одной трети тысячелетия. Осмотрительный консерватизм старообрядцев во многом оказался нужным для нового подъема или возрождения национальной культуры, ибо продлил ее бытование до наших дней и, надо полагать, еще сослужит свою службу в различных уголках земного шара, куда забросила судьба горсточки дюжих русских людей, приверженцев старой веры и старых обрядов.
О староверах сегодня много говорят, пишут книги, снимают фильмы, восхищаются тем, как им в таких суровых условиях удалось сохранить древнюю культуру. Сочувствуют, но не спешат присоединиться. Почему? Потому что сегодня принято рассчитывать на себя, а не на Бога. Потому что Домострой сегодня — это не гуманно и не способствует «развитию личности». Потому что юбка, платок и пятеро детей сегодня явно не в моде. Потому что верить — значит «отвергнуться себя, взять крест свой и следовать за Христом» (Мф. 16, 24), а это сложно. Проще «верить в душе». Но для тех, кто допустил возможность существования Бога, вера становится стержнем, на котором возможно строить духовную жизнь даже в сегодняшней суете.
Проблемы духовной культуры, ее состояния и развития в русском обществе ныне приравнены к системе жизнеобеспечения и национальной безопасности. Тем нужнее нам познать истоки, характер и степень сохранности древнерусских древнеправославных культур и традиций, бытовавших и бытующих в старообрядчестве. Изучение культуры русского народа будет неполным без исследования культурного наследия русского старообрядчества как хранителя и продолжателя древних традиций в конфессиональной, духовной и культурной жизни России. Ныне этот феномен стал уникальным русским явлением в 20 странах мира. В настоящее время Россия переживает духовный кризис. Всемирная политика потребления способствует деградации духовных ценностей. Возникает острая потребность в непреходящих ценностях человеческого существования. Позаимствовать их можно у староверов, обратившись к истокам русской веры.
Век информационных технологий сделал знание о древлеправославии доступным для каждого в мире. Убедившись в истинности православного старообрядчества, в 2012 году его приняли некоторые общины Уганды, а в 2017 г. — Пакистана. 12 января 2013 года в Успенском соборе московского Кремля по благословению святейшего патриарха Кирилла была совершена первая после раскола литургия по древнему чину. Эволюция старообрядчества показывает возможности адаптации традиционной культуры к современности, наличие в ней значительного творческого потенциала, ярко проявившегося в 19 – начале 20 вв. и вызывающем все больший интерес сегодня.
Екатерина ЩАПОВА, студентка Иркутского государственного университета
Доклад на конференции «Российская цивилизация: история, проблемы, перспективы». Иркутск, 21 апреля 2019 г.