Родилась «Катюша» на Угре
В третьей книге пятитомного собрания сочинений выдающегося русского поэта двадцатого столетия Михаила Исаковского помещена его автобиографическая проза о детстве и юности «На Ельнинской земле». После посвящения Антонине Ивановне Исаковской – жене, помощнице и другу – и обозначения начальной части идет первый заголовок этой крупной вещи о том, что «запомнилось более всего, что оставило в душе наиболее яркий свет», – «В деревне Глотовке».
Поэт сообщает, что при его рождении в январе 1900 года она располагалась в Осельской волости Ельнинского уезда Смоленской губернии. Насчитывала около пятидесяти дворов. Односельчане будущего знаменитого автора стихов и песен «жили так, что едва сводили концы с концами». Его мать Дарья Григорьевна и отец Василий Назарович имели тринадцать детей, но выжили только пятеро.
С исчезновением уездов Глотовка вошла в состав Всходского района (сейчас Угранский). Отсюда название одного из самых задушевных стихотворений Михаила Исаковского «Есть во Всходском районе деревня такая». Оно написано в годы войны при посещении сегодняшним юбиляром взрастившей его деревушки после ее освобождения. Глотовка пережила длительную оккупацию и была дотла сожжена гитлеровцами.
Мне довелось родиться в тех же краях – в деревушке Желтоухи Всходского района. Так что тему «М.В. Исаковский и родная деревня» знаю изнутри и досконально, тем более что никогда не порывал связей с отчей землей. Бываю там регулярно, причем 19 августа – на поэтическом фестивале Михаила Исаковского во Всходах. Думаю, читателям небезынтересно будет узнать, что смоленская Угранщина считается глубинкой даже в области, потому что находится на окраине ее. Это в основном сырые леса и суглинистые проселки. И здесь практически нет промышленных предприятий, сельщина из сельщин. Однако от тех мест до Московского Кремля нет и трехсот километров.
Такое географическое своеобразие образовало неповторимый историко-культурный облик малой родины М. Исаковского. Здесь только в минувшую войну, 75-летие Победы в которой совпадает со 120-летием национального соловья, произошли такие события, о которых можно создать целые серии теле- и радиопередач, фильмов, книг. Вспомнив минувшую войну, нельзя не сказать, что в бывшем райцентре Всходы в братской могиле лежит в восемь раз больше воинов Великой Отечественной, павших за него, чем проживает здесь сейчас жителей. В районе высадился и действовал самый мощный воздушный десант Второй мировой войны. В этой связи в музее десантных войск в Рязани ему отведен целый зал. На угранских просторах сделала, попав в засаду, прощальный залп первая батарея «катюш» капитана И.А. Флерова, командир и многие бойцы которой пали в неравном бою, успев взорвать реактивные установки, чтобы не выдать секрета грозного оружия фашистам. Здесь же, у деревни Богатырь, с остатками окруженных войск 33-й армии до конца исполнил воинский долг ее командующий генерал-лейтенант М.Г. Ефремов, прах которого затем был перенесен в Вязьму, где герою установлен широко известный памятник Е. Вучетича, а имя этого командарма присвоено главной площади города. В Угранском районе в период оккупации действовала советская власть на освобожденной партизанами значительной части территории. В этих краях при отступлении фашисты сожгли 340 жителей деревни Борьба – на 191 мирного сельчанина больше, чем в Хатыни, а также 12 – в Бильдюгине, 175 – в Заречье и 280 – в Знаменке, расстреляли 67 мирных крестьян в деревне Свиридово. В верховьях Угры родилась Советская гвардия, в ее бассейне сражался 1-й гвардейский кавалерийский корпус П.А. Белова, происходили жесточайшие бои в районе станций железной дороги Угра и Баскаковка.
А коль уж зашла речь о характеристике местности, то к сказанному следует добавить, что в одном этом глухоманном районе родились четырнадцать Героев Советского Союза, шесть докторов разных наук, по книгам которых учатся студенты в столице. Он является малой родиной не только Михаила Исаковского, но и других известных всей стране писателей, деятелей культуры и искусств: Ивана Соколова-Микитова, Виктора Ревунова, Ивана Анисимова, Якова Макаренко, члена-корреспондента Академии художеств, народного художника СССР Т.Г. Гапоненко, народной артистки СССР Н.С. Исаковой. Кстати, такую фамилию, как у Нины Сергеевны, имели родители поэта, «-ский» к ней добавил старший брат Михаила Васильевича Павел, служивший помощником волостного писаря. Автор многих бесконечно любимых соотечественниками произведений пишет: «К новой фамилии все скоро привыкли, и она с тех пор осталась за всей нашей семьей». Но продолжим рассказ о «его» районе. Сюда неоднократно приезжали, творили в лесной тиши Константин Федин, Александр Твардовский, Николай Рыленков.
В 80-х годах недалеко от Всход, «на высоком берегу на крутом» Угры, где, по преданию, была написана обошедшая весь мир песня «Катюша», земляки автора поставили ей памятник и создали первый в стране и мире музей песни. Он превращен сегодня в Мемориальный музей М.В. Исаковского.
И ведь все названные факты относятся к последним десятилетиям, к нашим дням, а история района уходит корнями в глубокую древность. Здесь, например в Знаменке, Желанье, Городище, Слободке, Вознесенском, Великополье, Ермаках, и других селах находилась база партизанского движения, организованного и возглавлявшегося героем Отечественной войны 1812 года Денисом Давыдовым, о чем он повествует в своих «Записках». Еще ранее, в 1238 году, по дорогим М. Исаковскому проселкам пролег путь армии Батыя, а затем, через 250 лет, на реке Угре, протекающей по всему району, в 1480 году Великим стоянием на ней войск хана Ахмата и русских – Ивана III закончилось татаро-монгольское иго. И т.д.
В автобиографической книге М.В. Исаковский рассказал, что безотчетно любил свою деревню и ни за что не согласился бы «променять ее на какую-либо другую». Хотя рассудком понимал, что она была обычной для тех дней деревенькой. И эта привязанность осталась у него на всю жизнь.
Его однодеревенец Александр Васильевич Анисимов, родственник другого известного литератора И.И. Анисимова, рассказывал нам с женой при посещении Глотовки:
– Михаил Васильевич регулярно приезжал на родину, и я хорошо помню эти приезды. И до войны, и во время нее, и после войны. Вел себя просто, доступно, был очень внимательным к людям.
При беседе о стихотворении «Есть во Всходском районе деревня такая» наш собеседник подчеркнул, что в этом большом произведении все отображено так, как было в действительности:
– Исаковский увидел сожженную Глотовку. Часть деревни, где стояла изба его родителей, была обнесена колючей проволокой. Люди жили в землянках. Поэт побывал в каждой, со всеми поговорил.
И для меня как бы по-новому зазвучали символизирующие всенародную беду, сердце обжигающие строки о пережитом самими нами и страной: «Оплели ее немцы колючкою ржавой, чтобы жить и дышать не могла, и во имя разбойной фашистской державы подожгли и спалили дотла».
В тот мой приезд в деревушке было примерно пятнадцать домов. На одном из них, где раньше стояла изба Исаковских, наш «экскурсовод» прикрепил им же заказанную мемориальную доску с соответствующей надписью. Шефство над могилами родителей поэта взяли преподаватели и студенты областного пединститута.
С краями, где он родился и вырос, так или иначе связано все творчество ровесника двадцатого века. Его первая книга имела характерное название – «Провода в соломе» – и была замечена и поддержана как новое явление в отечественной поэзии Максимом Горьким. В этом ряду стоят и такие известные произведения, как «Провинция», «Мастера земли», упоминавшееся выше «На Ельнинской земле». Отсюда, из его родимой сторонушки, берут начало песни «Враги сожгли родную хату», «Вдоль деревни», «Снова замерло все до рассвета», «Ой, туманы мои, растуманы», «На деревне расставание поют», «Спой мне, спой, Прокошина», «Шел со службы пограничник», многие другие. Песнями, зачастую очень популярными, стали десятки стихотворений Михаила Васильевича.
Само начало такого творчества связано у него с сельской тематикой, о чем он рассказал в воспоминаниях о более чем двадцатилетнем содружестве с композитором В. Захаровым: «Сотрудничество мое с Захаровым началось как-то неожиданно. Однажды Владимир Григорьевич случайно прочитал в отрывном календаре мое раннее стихотворение «Вдоль деревни», написанное еще в 1925 году. Тогда же – в 1934 году – он положил понравившееся ему стихотворение на музыку и разучил новую песню с Хором имени Пятницкого. Спустя год, побывав в кино, я увидел на экране звуковой киножурнал, в котором был показан Хор имени Пятницкого с песней «Вдоль деревни». Для меня это был необычно радостный сюрприз: мое старое стихотворение вдруг стало песней, зазвучало потоком звонких деревенских голосов. До того я никогда не предполагал, что на основе моих стихов родится песня».
С именем М. Исаковского связано звучание деревенской темы в отечественной поэзии по-новому. В отличие, скажем, от соответствующих произведений Сергея Есенина она органично впитала и отразила рожденные произошедшими в сельском быту преобразованиями чувства и мысли молодого поколения. В этом заслуга и талант уроженца западнорусской земли. Под влиянием автора названных выше стихотворений росли и крепли дарования Александра Твардовского, Николая Рыленкова. Появилась смоленская школа. Она в новых условиях приняла эстафету от Кольцова, Некрасова, Никитина и достойно развивала их традиции.
Взрослым человеком и зрелым мастером Михаил Исаковский создал элегию «Опять печалится над лугом...». Читая ее, вспоминаешь непременно Александра Пушкина, который назвал печаль «светлой». Задушевное слово нашего современника перекликается со строкой того самого «солнца русской поэзии». Оно появилось из-под пера во время посещения колыбельной Всходщины-Угранщины, где характерной приметой жизни являлся пастушеский рожок, где, «словно гуси, друг за другом плывут по небу облака». Паломник – лирический герой – бродит неторопливо по памятным местам, ведя внутренний монолог с самим собой: «Какого здесь ищу я дива, чего ищу – не знаю сам». Ведь «у этих сел, у этих речек, на тихих стежках полевых» друзей давнишних он не встретит и не дождется своих родных. Оказывается: «Одни ушли, свой дом покинув, – и где они, и что нашли? Другим селибу в три аршина неподалеку отвели...»
Но во все времена любой непосредственный поэт не может не обращаться к своим истокам, не приходить с поклоном пусть к нелегкой, но поставившей его на крыло Отчизне. Наш поэт из народа оставляет о том одно из самых убедительных художественных свидетельств, так завершая это совершенное сочинение:
Какого ж здесь искать мне чуда,
Моя родная сторона!
Но я – твой сын, но я – отсюда,
И здесь прошла моя весна.
Прошла моя незолотая,
Моя незвонкая прошла.
И пусть она была такая, –
Она такая мне мила.
Пусть даже стерлись все приметы,
Пусть не найти ее следа,
И все ж меня дорога эта
Ведет неведомо куда.
Владимир ФОМИЧЕВ, лауреат премии М. Исаковского, почетный житель Угранского района Смоленщины
Источник: «Советская Россия»