Рерих. Изгнание по-министерски
В октябре 2019 года, докладывая президенту России В.В. Путину о проделанной работе, теперь уже бывший министр культуры В.Р. Мединский рассказал о создании в Москве государственного Музея Рерихов. К сожалению, это оказалось неправдой, за которой кроется весьма печальная история. А вот начиналась она вполне оптимистично.
В 1989 году младший сын Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих — Святослав Николаевич, выполняя волю родителей, завещавших своё культурное наследие советскому народу, передал коллекцию картин отца и своих работ, а также архив, содержащий богатейшую библиотеку, рукописи и уникальные материалы, собранные в многочисленных экспедициях, включая знаменитую Центрально-Азиатскую экспедицию Н.К. Рериха, специально созданному Советскому фонду Рерихов (СФР). Для развёртывания научной, просветительской и культурной деятельности фонда предусматривалось создание в Москве Центра-музея им. Н.К. Рериха. Эти решения были утверждены Постановлением Совета Министров СССР от 4 ноября 1989 года. Для размещения музея был выделен находившийся на тот момент в аварийном состоянии усадебный комплекс Лопухиных (Малый Знаменский переулок, д. 3/5). Усадьба была отреставрирована на народные деньги и с помощью волонтёров. Решением Исполкома Моссовета от 28 ноября 1989 года здания усадьбы Лопухиных были переданы СФР.
После развала Советского Союза СФР перестал существовать. Вместо него был создан Международный центр Рерихов (МЦР), который заявил о себе как о правопреемнике СФР.
С этого момента и начинается противостояние МЦР с министерством культуры РФ, которое также имело виды на художественное наследие Рерихов и правопреемство МЦР не признало. Между минкультуры и МЦР началась серия судебных тяжб, которая завершилась в 2015 году тем, что суд высшей инстанции в правопреемстве МЦР отказал и наследие, переданное С.Н. Рерихом в СФР, перешло в собственность государства. Опираясь на этот вердикт, министерство культуры РФ приняло решение о создании государственного Музея Рерихов.
10 сентября 2015 года министр культуры России В.Р. Мединский обратился к мэру Москвы С.С. Собянину с просьбой передать в федеральную собственность памятник истории и культуры «Усадьба Лопухиных» по адресу: Малый Знаменский пер., дом 3/5, стр. 4, 5, 7 и 8, для воссоздания целостного комплекса усадьбы и размещения в ней в объединённой экспозиции произведений Рерихов из федеральных музеев и частных коллекций. При этом министр ссылался на «пожелание С.Н. Рериха о размещении в этих зданиях уникального творческого наследия своей семьи». «Уверен, — писал министр, — что усадьба Лопухиных станет ещё одним центром культурного притяжения для москвичей и гостей столицы и для почитателей творчества Рерихов — местом встреч и научных дискуссий».
16 февраля 2016 года коллегия министерства культуры поддержала предложение Государственного музея Востока (ГМВ) о создании государственного Музея Рерихов, но в качестве не самостоятельного юридического лица, а филиала ГМВ. При этом было отмечено, что «создание государственного Музея Рерихов станет новым шагом в изучении творческого наследия русских художников и общественно-политических деятелей, что создаваемый музей возьмёт на себя функции не только хранителя культурного наследия, но и будет вносить созидательный вклад в отечественную культуру, а творческое наследие Рерихов в трактовке нового музея послужит конструктивным фактором в установлении культурного диалога между Россией и зарубежными странами».
11 ноября 2015 года Федеральное агентство по управлению государственным имуществом передало комплекс усадьбы Лопухиных в управление ГМВ, отметив при этом, что ГМВ обязан обеспечить эффективное и целевое использование передаваемого имущества.
Это указание агентства, как и решение коллегии министерства культуры, и обещания, данные в письме министра культуры мэру Москвы, были грубо нарушены руководством ГМВ.
Объявив о создании государственного Музея Рерихов, министерство культуры и ГМВ фактически ничего для этого не сделали. Долго не утверждалась концепция развития музея. Не был разработан проект постоянной экспозиции. Не решены некоторые принципиальные, а также технические проблемы деятельности музея. Не был сформирован штат квалифицированных специалистов и сотрудников. Национальный Рериховский комитет (НРК) неоднократно обращал внимание руководства ГМВ и министерства культуры на неудовлетворительное положение дел по созданию музея. Однако те игнорировали эти обращения, поскольку, как вскоре выяснилось, ими был взят курс на перенос коллекции музея в один из павильонов ВДНХ, а также на передачу усадьбы Лопухиных другим желающим.
Характерно, что рассматривались самые разные варианты по использованию усадьбы, например открытие в ней буддистского центра, Музея русского ориентализма или же Музея Африки. Для руководства ГМВ было важно избавиться от усадьбы как возможного места воссоздания обещанного общественности и президенту страны государственного Музея Рерихов и тем самым оправдать перенос коллекции на ВДНХ.
Наконец, было принято решение о передаче усадьбы Лопухиных Государственному музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина; причём решение было принято не по просьбе руководства этого музея, а по инициативе генерального директора ГМВ А.В. Седова. Так была поставлена последняя точка в окончательной ликвидации Музея Рерихов в усадьбе Лопухиных.
Планы перевода коллекции музея на ВДНХ серьёзно озаботили культурную общественность. Отвечая на многочисленные обращения различных организаций и депутатские запросы, министерство культуры отделывалось отписками, содержащими порой прямую ложь. В частности, чиновники уверяли, что опасения преждевременны и планов по переносу музея Рерихов нет. Утверждалось также, что перенос коллекции связан с необходимостью проведения ремонта в зданиях, занимаемых музеем. Однако никаких экспертных заключений о невозможности проведения ремонта без переноса коллекции представлено не было. Между тем известны примеры, когда музеи приводили в порядок без переноса их коллекций (например, Третьяковская галерея).
Характерно, что ни один из таких ответов не был подписан лично министром культуры РФ Мединским. А в тех случаях, когда речь шла о реакции на депутатские запросы, на которые по закону обязан отвечать именно тот, кому запрос адресован, к ответу заместителей главы минкульта прикладывалась копия приказа, говорящая о том, что министр в сей момент находится в командировке. Какие-то несолидные игры с депутатами!
Похоже, господин Мединский боялся брать на себя историческую ответственность в этом неблаговидном деле. Приходится только удивляться, как он осмелился лично солгать президенту о создании государственного Музея Рерихов?
В настоящее время коллекция существующего разве что на бумаге такого музея развёрнута на ВДНХ в павильоне №13, который может служить в лучшем случае картинной галереей. Он не приспособлен для ведения научной музейной работы по изучению обширного наследия Рерихов. В павильоне экспозиция их картин расположена в три-пять рядов на большой высоте, что крайне неудобно для зрителей. Мало того, сюда с улицы часто доносится музыка. Всё это мешает полноценному восприятию глубочайших творений и создаёт впечатление какой-то выставки-продажи.
С музеем здесь нет ничего общего, и работы по его созданию не предусматриваются. Помещение павильона №13 проектировалось и строилось совсем для других целей. Хранить и длительно экспонировать художественные ценности в нём нельзя. Влажность в его стенах составляет от 14 до 20% при норме от 45 до 55%. Это для картин губительно, ибо темпера, которой написано большинство картин Н.К. Рериха, при таких условиях со временем просто рассыпается. По мнению специалистов, повреждённые таким образом полотна не подлежат реставрации, следовательно, утрата их будет безвозвратной.
Речь идёт не только о величайшем культурном достоянии, но и об огромных материальных ценностях: на аукционах картины Н.К. Рериха сегодня оцениваются в сотни тысяч, а то и миллионы долларов. О ситуации с картинами Н.К. Рериха было сообщено в Генеральную прокуратуру РФ. Чтобы спасти честь мундира и замять дело, руководство ГМВ и минкульта начали проводить отвлекающие мероприятия: сняли часть картин у входа и объявили о предстоящей реэкспозиции.
Однако, как подчёркивают представители общественности, знакомые с музейным делом, «Павильон №13 на ВДНХ, как и многие другие, является памятником архитектуры. Ничего перестраивать в здании нельзя. И поскольку оно изначально проектировалось для проведения временных выставок достижений народного хозяйства, то переоборудовать его под полноценный музей, предназначенный для хранения, экспонирования и изучения живописных произведений с соблюдением требований законодательства о музейном деле, невозможно.
Как известно, темперная живопись повреждается при хранении рядом с отопительными приборами и на пути открытых потоков воздуха. Темперная краска состоит из гигроскопических материалов. Резкие перепады температуры и влажности создают линейное и объёмное расширение красочного слоя картин. Пониженная влажность вызывает пересушку темперной живописи, что приводит к нарушению пластичности, расслоению красочного слоя, частичным осыпям и другим деструктивным изменениям. Максимальные суточные колебания влажности в павильоне №13 составляют от 22 до 80% вместо положенных 5%. Эти и другие нарушения условий хранения приводят к ускоренному физико-механическому и биологическому старению произведений темперной и масляной живописи».
После того как по Центральному телевидению был показан сюжет о положении дел в павильоне ВДНХ, где размещены картины Рерихов, в правительство поступило несколько писем от общественных организаций и граждан с выражением обеспокоенности судьбой картин и просьбой исправить положение. По существующему порядку эти послания были переправлены в министерство культуры, а оттуда всем обращавшимся был отправлен один и тот же, как под копирку, ответ, в котором существо проблемы оказалось обойдённым. В частности, в одном из них сообщается об… организации олимпиады школьников.
А время идёт, картины разрушаются. Поразительная безответственность чиновников!
Мы писали и в администрацию президента, и в правительство, и в Государственную думу, и в Совет Федерации — отовсюду наши обращения прямиком пересылались в министерство культуры. И всё, больше никто не интересовался, как же решается вопрос.
Думается, дело должно обстоять иначе. Чиновники обязаны нести ответственность за содержание своих отписок. А при существующей практике для них создаётся благоприятная возможность «запускать дурочку», дезинформацию и явную ложь.
Возвращаясь к проблеме наследия Рерихов, стоит отметить, что остаётся неясной и судьба бесценного научно-философского архива семьи Рерихов, содержащего, в частности, материалы их знаменитой Центрально-азиатской экспедиции. Значительная часть коллекции расположена вне художественной экспозиции в соседнем помещении вместе с запасниками ГМВ.
Итак, государственный Музей Рерихов, который начал создаваться в 2016 году, фактически уничтожен. Таким образом, обещание о создании государственного Музея Рерихов в усадьбе Лопухиных явилось не чем иным, как введением общественности в заблуждение. Это была грубая ложь, заявленная от имени государства и подрывающая его авторитет в глазах широкой культурной общественности как в России, так и за рубежом.
Многие деятели культуры, учёные, космонавты, международная общественность обеспокоены судьбой государственного музея и настаивают на его сохранении, на продолжении изучения и популяризации творческого наследия Рерихов. Мы все несём ответственность перед будущими поколениями России за сохранение нашего национального достояния!
Возникает вопрос: почему государственный Музей Рерихов был создан в качестве филиала Государственного музея Востока? Надо прямо сказать: этому нет никаких серьёзных оснований.
Да, семья Рерихов многие годы жила в Индии. Николай Константинович в этой стране до сих пор глубоко уважаем. На его картинах с небывалым мастерством запечатлены горные массивы Гималаев и памятники индийской культуры, что нашло высокую оценку в Индии. Но разве это даёт повод считать художника представителем восточной культурной традиции? Николай Константинович Рерих был и остаётся выдающимся самобытным русским художником, философом и исследователем, продолжавшим традиции российского Серебряного века. Многие его картины посвящены событиям древнерусской истории. В своих работах он запечатлевал образы русских героев, храмы и другие памятники русской архитектуры, расписывал православные храмы, создавал театральные декорации на исторические темы.
Николай Константинович и вся семья Рерихов были патриотами России. Живя за границей, они никогда не порывали связи с нашей страной, оставались верны интересам России, работали для неё, хотели вернуться на Родину и передали ей своё ценное наследие.
Во время Великой Отечественной войны Н.К. Рерих неоднократно выступал по индийскому радио и в газетах, рассказывая о героической борьбе советского народа против фашистских захватчиков. Он создал серию картин на эту тему. Сыновья Рерихов — Юрий Николаевич и Святослав Николаевич — подали заявление через советского посла в Лондоне о вступлении добровольцами в Красную Армию.
Философия Рерихов представляет синтез западных и восточных знаний. Считать Рерихов представителями восточной традиции совершенно неправомерно и антинаучно. Создав государственный Музей Рерихов в качестве филиала ГМВ, министерство культуры совершило серьёзную ошибку. Её необходимо исправить: создав полноценный независимый самостоятельный государственный Музей Рерихов.
Лев ГИНДИЛИС, вице-президент НРК, академик Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, заслуженный научный работник МГУ им. М.В. Ломоносова. Николай МАКАРЕНКО, член Управляющего совета НРК
Источник: «Правда»