Р. Вахитов. Месторазвития материка Евразия
Классики евразийства оставили нам инструментарий не только для познания месторазвития Россия-Евразия, но и для познания других месторазвитий, или культурно-географических миров. Какие же из них существуют на материке Евразия – огромном массиве суши, простирающемся от Атлантического океана на западе до Тихого – на востоке?
В этой статье я попытаюсь набросать краткий перечень этих месторазвитий, основываясь на соответствующих разработках в трудах Петра Николаевича Савицкого и Константина Аркадьевича Чхеидзе и развивая их идеи. Это имеет не только познавательный интерес. Политика России по отношению к соседям должна основываться на геополитической концепции евразийства, в том числе и на тех её постулатах, которые касаются других месторазвитий.
Прежде чем начать я, конечно, обязан ввести определения основных терминов, иначе возникнет путаница. Они таковы:
Месторазвитие, или культурно-географический мир, – локальный географический ареал, в котором происходит развитие многонародной цивилизации, а также сама культура этой цивилизации. Месторазвития имеют более или менее однородную географическую (в том числе почвенную, климатическую, ботаническую и зоологическую) структуру, относительно чёткие (хоть и не всегда и не везде) границы. Народы, живущие в одном месторазвитии, могут отличаться по своим языкам, происхождению, религиям, но их сближает общая историческая судьба, механизмы сосуществования, переклички в культурах, экономическое и политическое тяготение друг к другу (на этапах интеграции месторазвития).
Особый хозяйственный мир – экономическое объединение народов и государств месторазвития.
Государство-мир – политическое объединение месторазвития. Оно имеет три формы: конфедерация (союз государств), федерация, унитарное государство.
Лучше всего евразийцами было описано месторазвитие Евразия, или срединная Евразия, или Россия-Евразия (поскольку Россия некогда сумела включить в свой состав большинство территорий этого месторазвития). По границам оно совпадает с СССР до 1939 года, то есть без Прибалтики и Западной Украины, но с Монголией. Западная граница этого месторазвития – нынешняя белорусско-польская граница, которая имеет четкий географический смысл – до неё в январе средняя температура отрицательная, после неё – положительная (изотерма января).
С Польши начинается месторазвитие Европа (или романо-германское месторазвитие). Северная его граница – польское и прибалтийское побережье Балтийского моря, южная проходит по границе с Хорватией. Дальше начинаются Балканы, которые не входят в месторазвитие Европа. Восточная граница Европы – польско-белорусская и венгерско-украинская границы (Венгрия – часть Европы, а Украина – уже Евразия). На юге Европа кончается в районе средиземноморского побережья Франции, дальше начинается Средиземноморское месторазвитие, о котором речь ниже. Северная Италия также входит в Европу, тогда как южная Италия и Сицилия – часть упомянутого Средиземноморского месторазвития.
Сложным является вопрос о принадлежности к Европе Британских островов (Великобритании). Савицкий относил Британию одновременно и к европейскому и к средиземноморскому месторазвитиям (к последнему, потому что она входила в Римскую империю). Я думаю, что всё же граница европейского месторазвития – атлантическое побережье Франции и Бельгии. Последние события (Брексит – отделение Великобритании от Евросоюза) показывают, что Великобритания (в нынешнем её виде, а не как империя) принадлежит к Северо-Атлантическому месторазвитию, куда входят, кроме нее, Голландия, Дания, Швеция, Норвегия, Исландия, Гренландия, север США и Канада.
Иначе говоря, это некий геополитический кентавр, одна часть которого – страны Северного моря у побережья Европы, а другая – север Североамериканского континента. Атлантический океан выполняет в этом месторазвитии ту же роль, что и Великая Степь в Евразии – связующего звена между окраинами месторазвития (на что указывал Савицкий). На объективное существование этого месторазвития указывают и данные о связях викингов Гренландии с территорией нынешних Канады и США в раннем средневековье (походы Лейфа Эриксона в «Винланд»). Предшественниками англичан по освоению Североатлантического месторазвития были также голландцы, основавшие Нью-Йорк (Новый Амстердам). Мы это месторазвитие подробно рассматривать не будем, так как границ у России с ним нет, но заметим, что оно граничит с латиноамериканскими месторазвитиями Южной, Центральной Америки и Мексики.
Итак, в месторазвитие Европа входят: страны Балтии, Польша, Германия, Бельгия, Франция, Австрия, Чехия и Словакия, Венгрия, север Италии. Костяк этого месторазвития – Германия и Франция (недаром его называют романо-германским).
Двинемся теперь восточнее. С Румынии (Молдова входит в Евразию, точнее, является таким же государством евразийского фронтира, как Белоруссия и Украина) начинается другое месторазвитие. Мы назовем его балканско-анатолийским (Савицкий называл «вокруг-царьградским»). Оно включает в себя Балканы и Турцию. В нем есть тоже свой «Запад» – Балканы, которые составляют особое мини-месторазвитие, и Анатолия (Азиатская Турция или Малая Азия). В балканско-анатолийское месторазвитие входят Румыния, Болгария, Сербия, Черногория, Босния, Македония, Албания, Турция, Греция, Кипр.
Хорватия и Словения тяготеют к Европе (как бывшие провинции Австро-Венгрии) и являются странами фронтира между Европой и Балканами. Некоторые этнографы говорят о балканской наднациональной идентичности (если присовокупить сюда турок получится балканско-анатолийская), а лингвистами признано наличие балканского языкового союза (куда турецкий язык включают как периферийный). В истории было немало попыток объединить это месторазвитие – от империй византийцев и турок до межвоенной «Балканской Антанты». Балканско-анатолийское месторазвитие граничит со средиземноморским и ближневосточным (переднеазиатско-североафриканским, по Савицкому) месторазвитиями.
Средиземноморское месторазвитие открыл П.Н. Савицкий, правда, описал его крайне скудно. Очевидно, что центром его является Средиземное море, а окраинами – побережье с населяющими его народами, их землями и государствами (от Испании на севере до Италии на юге). Южная Франция – фронтир, соединяющий Европу и Средиземноморье. Иногда ее называют «европейская Украина». В этом смысле украинцам можно уподобить провансальцев – народ, существование которого французские националисты не признают (как и «русские националисты» – существование украинцев), хотя на провансальском (окситанском) языке была и есть целая литература. Затем начинается Испания – страна Средиземноморского месторазвития (входившая в Римскую империю). Затем – южная Италия, Сицилия, Сардиния, Корсика, и с юга подпирает эту конструкцию арабский Магриб (Марокко, Алжир, Тунис, Ливия). Магриб входит в средиземноморское месторазвитие не только географически, но и культурно, ведь некогда всё это было ещё территорией Римской империи. Савицкий вообще считал: «Римская держава выразила собою целостность Средиземноморья как «месторазвития».
Поэтому, кстати, нахождение арабов Магриба в Италии или на юге Франции – не нонсенс, как кажется неофашистам, а историческая традиция. Умберто Эко издевался над итальянскими ультраправыми, заявлявшими, что арабам и мусульманам не место в Италии, и указывал им, что африканцем (бербером) был Августин Блаженный, почитаемый в Италии святой, а на Сицилии существовал арабский эмират. Очевидно, итальянские правые (подобно «русским националистам») не знают истории своей цивилизации и страдают европоцентризмом. Географически Средиземноморье простирается и дальше – до Греции и даже до Турции и Ливана. Но по логике геополитики это уже другие культурно-географические миры (хотя греки, безусловно, народ фронтира Средиземноморья и Балкан, своеобразные «балканские украинцы»).
Ещё одно месторазвитие, которое четко выделил Савицкий – переднеазиатско-африканское (мы его предлагаем звать ближневосточным). Это так называемый Ближний Восток (Израиль, Сирия, Иордания, Ирак, Саудовская Аравия, Йемен, Оман, Объединенные Арабские Эмираты) и Египет с Эфиопией, Суданом и Сомали. Иначе говоря, это Северо-Восточная Африка и Авравийский полуостров с Красным морем в центре. Тесные, хоть и сложные культурные связи стран этого региона не нужно доказывать – они отражены даже в священных книгах христианства и ислама. Главные действующие лица этого месторазвития – это два народа: арабы и евреи.
Ближневосточное (переднеазиатско-североафриканское) месторазвитие граничит со средне-восточным, ирано-афганским месторазвитием. Оно включает в себя Иран и Афганистан. Своими северными областями оно граничит с южной Евразией (ныне независимые государства Закавказья и Центральной Азии), а юго-восточными – с Индийским месторазвитием. Последнее включает в себя Индию и Пакистан (который был частью Индии), а также Непал и Бангладеш.
Так называемый Индо-Китай (Бирма, Таиланд, Камбоджа, Лаос, Вьетнам) как явствует из его названия – фронтир между Индией и Китаем с одной стороны и Индией, Китаем и Индонезией - с другой.
Наконец, к северу от Индии (и за восточной границей России) находится дальневосточное месторазвитие (Китай, обе Кореи и Япония). При всей своей вражде и географической полярности (Китай – континентальная часть, а Япония – островная), они неразрывно связаны. Некогда попытку объединить Китай и Японию предприняли монголы. В ХХ веке это пыталась сделать Японская империя. Теперь мы видим реванш Китая. Япония, правда, подобно Британии на Западе, тоже пытается поменять геополитическую зону (Британия в средние века была частью Европы, сейчас – часть Северо-Атлантического геополитического союза). Япония тяготеет к Северо-Атлантическому политическому союзу, но там она обречена занимать вечно подчинённое положение. Её естественная ориентация – поиск равноправного союза с Китаем (в ближайшем будущем, правда, трудно реализуемого).
На юге мы видим индонезийско-австралийское месторазвитие (фронтир которого – Индо-Китай), которое, кажется, еще никем не было описано как месторазвитие.
Ещё раз перечислим месторазвития большого материка Евразия:
1) Россия-Евразия
2) Европа (романо-германское)
3) Средиземноморское
4) Балканско-анатолийское
5) Персидское или средне-восточное (ирано-афганское)
6) Ближневосточное (переднеазиатско-североафриканское)
7) Дальневосточное (китайско-корейско-японское)
8) Южно-азиатское (индийско-пакистанское).
Вне нашего подробного рассмотрения остались северо-атлантическое, индонезийско-австралийское месторазвитие, а также месторазвития Южной и Центральной Америк и Африки. Если присовокупить их, получится обзор месторазвитий мира. Их изучение – важная задача будущей евразийской геополитики и геософии.
В заключение – наши краткие политические выводы (хотя на самом деле – это тема особой большой работы). Согласно евразийской теории, каждый географически-культурный мир стремится и к политическому единству, к созданию государства-мира. Это для него естественная геополитическая стратегия. На основе нашего анализа мы видим, что мало какие миры Евразии верны естественной стратегии.
Начнём с Европы. Вмешательство в дела Белоруссии и Украины – это, конечно, выход Европы за свои естественные границы. То же самое можно сказать о принятии в ЕС Италии, Испании, Греции, стран бывшей Югославии. Сомнителен и союз с Америкой и вообще нахождение Европы в НАТО (расширение НАТО не только на восток, но и на запад). Противоречит логике её месторазвития пантюркистская политика Турции. Для Турции было бы естественным войти в качестве равноправного члена в Балканский политический союз. Изоляционистская политика Ирана, напротив, естественна и правильна. Как мы уже говорили, противоестественна ориентация Японии на США, это вызвано поражением во Второй мировой войне и боязнью той ненависти к японцам, которая накопилась у китайцев за годы оккупации.
Наконец, очевидно, что задача России – развивать и укреплять Евразийский Экономический Союз и стремиться превратить его в конфедерацию «Евразийский Союз».
Рустем ВАХИТОВ
Источник: «Новая Евразия»