Путешествие в мир забайкальских старообрядцев

Путешествие в мир забайкальских старообрядцев

В истории многих государств были события, разделявшие общество на два непримиримых лагеря. И иногда требуются столетия, чтобы хоть как-то сгладить эти конфликты. История церковного раскола на Руси в середине XVII века – это история русского несгибаемого духа простых людей, вставших на защиту своей культуры, убеждений и образа жизни.

Более чем через сто лет Екатерина II поняла это и решила вернуть старообрядцев из Польши, Белоруссии, Украины – отправить их в Сибирь, чтобы они распахали нетронутые земли сурового края, стали выращивать хлеб и другие сельскохозяйственные продукты. Ведь они искусные земледельцы, к тому же предприимчивы, трудолюбивы, трезвы, да и на западе без них спокойнее.

Переселение в Сибирь происходило не одновременно. Первая партия польских старообрядцев прибыла в Иркутск в декабре 1756 г. А в январе-феврале 1757 г. они были отправлены из Иркутска в Забайкалье и расселены по притокам Селенги. Ещё одна партия ссыльных в 1765 г. была поселена недалеко от Верхнеудинска (ныне Улан-Удэ) в селах Тарбагатай, Куналей, Десятниково и Бурнашево, где уже проживали русские старожилы.

Так они прошли большой и страшный путь насильственного переселения «из поляк за Байкал-море». И до сих пор живут там.

Впервые термин «семейные», или «семейские» ввёл путешественник Алексей Мартос, побывавший в гостях у староверов в Тарбагатае в 1824 г. Декабрист А. Е. Розен в 1830 г. писал: «В отличие от одиночных ссыльных, каких немало, они пришли в Забайкалье семьями и были поселены на новых местах большими семейными общинами, образовав своеобразную этнографическую группу».

В 1830 г., когда группу декабристов вели из Читы в Петровский Завод, они близко познакомились со староверами. Декабристы помнят «эти обширные избы, большие окна, крыльцо крытое, крыши тесовые, чистые горницы покрыты домоткаными коврами. Избы у них красивы не только углами, но и пирогами. Угощали щами, ветчиною, осетриною, пирожками и кашицами. Во дворе телеги кованые, кони дюжие, а люди! Ну, право, все молодец к молодцу! Красавицы - рослые, белолицые, румяные! Всё вокруг показывало довольство, порядок, трудолюбие!» (А.Е. Розен)

Не ошиблась Екатерина II в староверах. Ведь рядом с семейскими и сибиряки стали лучше обрабатывать землю, принялись за пашню и буряты. Гордость берёт за русский народ!

Несмотря на колоссальную энергию, проявленную семейскими при освоении горнотаёжных земель, жилось им здесь нелегко. Они были ограничены в правах, подвергались преследованию. Часовни их были заперты, колокола и кресты сняты, они не имели права иметь священника. Всё это очень оскорбляло и удручало. Но жизнь продолжалась – рождались дети, пахались пашни, сеялись хлеба.

Декабристы писали: «Почва родит там славнейшую пшеницу, коей белизна муки не уступит белизне крупчатой муки московских калачей, и вкус приятный и запах пшеничный, чего не найдёте в лучших французских булках!» Могу сказать смело: хлеб в Тарбагатае и сейчас особенный – вкусный, ароматный, долго не черствеет, сохраняя свежесть.

Наша поездка к семейским началась со встречи на горе Омулёвке (её ещё называют «Спящий лев») недалеко от Тарбагатая. С нами были иностранцы – немцы и американцы. День выдался солнечный, пахло свежестью, недалеко несла свои полные воды Селенга. Цвёл чабрец, украшая зелёный ковер мягкой травы малиновыми кружочками. Высокое чистое небо касалось скалистых обрывов. И нарядные женщины в семейской одежде словно соперничали в красоте с природой. Яркие кофты, алее алого, ещё ярче атласные ленты на сарафанах и фартуках. О головном уборе надо сказать отдельно – это кичка. Её надевают так: сначала убирают волосы под тёмную шапочку с «рожком», затем определённым образом обматывают шаль вокруг головы и сверху украшают. Она блестит на голове красавицы, словно драгоценная корона. На груди ожерелье из разного размера янтарей – от самых малюсеньких до огромных.

В селе Десятниково есть интересный музей семейских. Широкая улица приглашала, раскрашенные и чисто вымытые дома словно спорили между собой: какой из них лучше. Дом-музей был полон нарядными гармонистами и веселыми певуньями, стол ломился от всевозможных яств. Как только мы вошли, полилась задорная песня, ибо у семейских обычай – встречать гостей песней. Русская заливистая гармонь, улыбки, открытые радостные лица – всё это тут же создало непринужденную обстановку.

Быт семейских неприхотлив, но интересен. В переднем углу – икона, каждый входящий молится Богу. Стены оштукатурены и расписаны, кое-где на них видны насечки, сделанные ещё в 1816 г. Староверы строили не торопясь, основательно, знали, что на века. Печи глинобитные, широкие. Печь в доме – кормилица и защитница от лютых сибирских морозов, на ней спали малые дети да больные старики. В центре избы к потолку на пружине подвешена люлька, в которой качался младенец. Всюду по стенам висят разноцветные подрушники для моления, сшитые из атласных подушечек. Всё очень ярко, нарядно.

В суровом далеком краю староверам не на кого было надеяться – сами пряли, сами строгали и строили. Мужчины мастерили кровати из дерева, искусно вырезали спинки и основания, женщины расшивали белье, полотенца. Чтобы всё было красиво и с умом. Пол устилали цветными самоткаными половиками – дорожками и кругами. Одежду тоже шили сами, пояса мужские и женские ткали на самодельных станках. Высоко тогда ценился янтарь – основное женское украшение. За связку таких бус можно было купить целый дом. В янтаре также усматривали и лечебное действие – от зоба.

Девушкам заранее готовили приданое и припрятывали всё это в сундук. В день свадьбы она переезжала в дом жениха вместе со своим полным сундуком, где новый сарафан на каждый день, украшения и женские безделушки. Однако туго приходилось молодой женщине в новой семье – вся тяжелая работа лежала на ней: убрать, приготовить, подоить корову, а также угодить мужу и свекрови. От зари до зари трудились русские женщины. Одно удивительно, что при тяжёлой физической работе они долго сохраняли свою природную красоту и статность. Может быть, это внутренняя глубинная чистота души, может, образ жизни? Ведь семейские женщины вообще никогда не пили вина, тем более не курили и не сквернословили – всё это считалось большим грехом.

После экскурсии по старинной избе все сели за стол. Говорят, что раньше, прежде чем нанимать работника в дом, его угощали. Если плохо ел, то не брали, если ел хорошо – значит, и работать будет хорошо. Нас уговаривать не пришлось. Тут и щи, и мясо с картошкой, и каша с пирожками, и мёд с вареньем и хворостом – всего столько вкусного!

У семейских такое правило – если есть спиртное, то оно стоит в одной большой бутыли в центре стола, и разливают его только мужчины. Одной такой бутылью раньше справляли целую свадьбу – пять дней гуляли. Мало пили, много ели, веселились.

В самом начале трапезы подают чай, обязательно с молоком. Напившись чаю, наши организаторы тоже решили сыграть свадьбу понарошку. Тут же выбрали и жениха - иностранца и невесту – нашу девицу-красавицу. Начали их наряжать. А невеста плачет, ей «жалко» уезжать из родного дома, а жених радуется, ему весело. Хор поёт печальные прощальные песни о горькой участи невесты. Чем невеста была худее, тем больше юбок на неё надевали («восемь юбочек надену, буду гладенькая»). Нарядили, завязали кичку. Теперь она всегда будет её носить, и никто, кроме мужа, не должен видеть жену без головного убора. Накануне вечером невеста молилась Богу и просила у него много детей. И Бог помогал – как правило, семейские женщины очень плодовиты, у них большие семьи.

Весь свадебный ритуал сопровождался песнями, то печальными, то радостными. И когда жених подарил невесте хромовые сапожки, то началась пляска.

Наконец кричат: «Горько!», наши жених и невеста целуются. Все выходят на улицу – пришло время «тушить» свадьбу. Дружки и подружки уже развели костерок, его и будут тушить гости. Все прыгают через костёр, и он медленно затухает.

После обеда мы зашли в соседний дом посмотреть горницу – там сохранилась роспись 1816 г. Просторно, прохладно, уютно, не зря здесь любили отдыхать, спрятавшись от летнего зноя. Высокие стены выкрашены в белый цвет, и сверху на него наносится рисунок разноцветными масляными красками. Яркие, витиеватые, непрекращающиеся орнаменты. Много цветов и птиц. Цветок – символ нетленной земной красоты и духовного совершенства человека. Птица – свобода, свобода выбора жизненного пути, к этому всегда стремились староверы, к этому стремится и их потомство. Огромные, почти во всю стену цветные круги – замкнутость жизненного цикла. Там, где всё начинается, там и заканчивается. Разные жизненные циклы – разного цвета круги.

На следующий день мы поехали в Тарбагатай в старообрядческую церковь. Она открылась несколько лет тому назад. Всего сейчас в Бурятии 17 аналогичных действующих церквей, епископ - Владыка Дальневосточный и Забайкальский Сергий живёт в Улан-Удэ, а Древлеправославный Патриарх Московский и всея Руси Александр – в Москве.

В Тарбагатайском храме батюшка Сергий рассказывал нам, как помогали люди, когда строилась церковь:

- Многие люди долго хранили старинные вещи, ждали, когда вновь откроется церковь, чтобы вернуть то, что принадлежало Богу. Водосвятный крест принесла внучка, а ей сейчас 70 лет. Так от матери – к дочери, от дочери – к внучке. Она и вернула крест в церковь. Всё, что сохранилось после разрушения церквей в 1937 году, люди прятали, ждали, когда вновь оживут, встанут церкви. В 30-е годы здесь в Тарбагатае была создана мастерская по изготовлению мебели из церковных икон! А что? Доски кедровые, крепкие, сухие, добротные, вот и додумались...

Отец Сергий рассказал, что при крещении у староверов происходит 3-разовое полное погружение в купель с головой, а сами службы намного длиннее, и все поклоны земные, то есть стоя на коленях. Матушка Валентина отметила, что особо почитается у них Преподобный Отче Паисий Великий, живший в V веке в Египте. Свечи ставятся и в память об усопших и также и от бесовской напасти. Свечи делают тут же из чистого пчелиного воска, и пахнут они мёдом. Горит такая свеча три часа и стоит недорого.

Нас особо заинтересовали лестовки – это что-то типа чёток. Есть мужские – более тёмных тонов и больших размеров и женские – нежные, расшитые бисером. Лестовку носят на правой руке и по ней молятся о здравии. Молитвы надо прочитать 109 раз и столько же раз поклониться.

Тут же при церкви имеется музей, его основал батюшка Сергий. В музее собраны вещи крестьянского быта XVIII-XIX веков. Мы увидели старинный механизм водяной мельницы, веялку, плуги и капканы, лыжи, подбитые камусом, расписные сани, телегу с деревянной осью и ступу высотой более метра. Мы узнали, как раньше готовили лак для покрытия мебели, телег, саней.

Все эти вещи принесли прихожане Тарбагатая и соседних деревень. Церковные книги в старинных переплётах, большие чайники из чистой меди, всевозможные самовары, выпущенные до и после 1891 г.

Экскурсия быстро закончилась, а нам не хотелось уезжать. Но мы надолго запомним этот тёплый приём с хлебосольными, гостеприимными хозяевами на забайкальской земле. Мы вновь соприкоснулись не только с интересными людьми, бытом семейских, но и с историей нашей страны.

Марианна РЕЗНИЦКАЯ, г. Иркутск

Фото Игоря СИРОХИНА

Читайте также

Вспоминаем Маяковского Вспоминаем Маяковского
В Москве довольно много мест памяти одного из самых ярких поэтов советской эпохи - Владимира Маяковского, чей 130-летний юбилей отмечали совсем недавно. К сожалению, музей на Лубянке давно закрыт на р...
24 сентября 2023
Р. Вахитов. Почему консерватизм теперь должен быть левым? Р. Вахитов. Почему консерватизм теперь должен быть левым?
Существует распространенная точка зрения, согласно которой быть консерватором – значит, быть сторонником правых воззрений. Между консерватизмом и правизной фактически ставится даже знак равенства. Поэ...
24 сентября 2023
Поздравляем с юбилеем нашу прославленную соратницу! Поздравляем с юбилеем нашу прославленную соратницу!
Правление ВСД «Русский Лад» сердечно поздравляет Копец И.А. с юбилеем! Инна Андреевна – единственная в мире женщина, налетавшая на вертолётах 11 500 часов, пилот первого класса, мастер спорта ССС...
24 сентября 2023