Пусть живёт память о «Молодой гвардии»
Перед 80-й годовщиной начала Великой Отечественной войны с особым чувством думаешь о том, насколько неисчерпаема тема советского героизма. А при той фальсификации исторической памяти, что масштабно идёт в мире, увековечение подвига советских людей — задача важнейшая.
Откликаясь на неё, «Правда» регулярно публикует материалы о Великой Отечественной войне и наших героях, в том числе о донбасских подпольщиках из «Молодой гвардии». Имена молодогвардейцев и сейчас звучат на Луганщине в музее «Молодая гвардия» города Краснодона и в музее «Памяти погибших» города Ровеньки, присваиваются учебным заведениям и новым улицам шахтёрского края. Донбасс, противостоящий нацистско-бандеровскому нашествию, не отрёкся от советских героев! А помнят ли ребят из «Молодой гвардии» в современной России?
В «лихие девяностые» кампания дегероизации сполна прошлась по краснодонцам, потому что их образ был знаменитым символом комсомольского мужества. Из более двухсот школьных музеев «Молодая гвардия», что действовали по всему СССР, в наши дни единицы остались в России, а одноимённый фадеевский роман давно выброшен из школьной программы РФ. Зато созданы аж два глупейших «художественных» сериала — «Последняя исповедь» (2006 г.) и «Молодая гвардия» (2015 г.), так преподнёсшие эту историю, что хоть стой, хоть падай. В итоге если старшее поколение ещё знает о краснодонцах, то большинству юных граждан о них неведомо. В лучшем случае наиболее «продвинутые» подростки упомянут «молодогвардейцев», существующих под крылом «Единой России». Да и как без фальши расскажешь о советских героях, если принято помалкивать об истоках их нравственной высоты, то есть о влиянии духа советской эпохи, пионерии, комсомола. Ведь антисоветизм никуда не делся — он по-прежнему действует в разных ипостасях.
Кажется, о каком увековечении тут говорить? Но на протяжении сорока лет, что я интересуюсь историей краснодонского антифашистского подполья, мне встречаются замечательные люди, которых можно назвать пропагандистами подвига «Молодой гвардии». Они и теперь в полную меру своих сил борются за то, чтобы образы советских героев не исчезли окончательно из народного сознания.
Знакомства мои драгоценные начались в период студенчества, в конце 1980-х годов, когда я стала общаться с молодогвардейцами Василием Ивановичем Левашовым из Нового Петергофа и москвичкой Валерией Давыдовной Борц. Все немногие остававшиеся в живых молодогвардейцы до конца своих дней пропагандировали подвиг товарищей. Они, а также близкие погибших и первые сотрудники краснодонского музея «Молодая гвардия», который открылся в 1944 году, стояли у истоков святого дела — сохранения памяти о краснодонских героях. Старт этому делу дали специальная комиссия ЦК ВЛКСМ и указы Президиума Верховного Совета СССР от 13 сентября 1943 года о награждении подпольщиков орденами и медалями.
Я уже работала в Псковской юношеской библиотеке, когда Василий Левашов предложил: «Хочешь, познакомлю с одним театральным человеком? У Анатолия Алексеевича есть моноспектакль «Встречи в Краснодоне».
И вот в один из дней слышу по телефону: «Здравствуйте! Вы Наталья Кимовна? А я ленинградец Анатолий Низовцев, сейчас в Пскове с моноспектаклями». Я знала, что журналисты величают его человеком-театром. До развала СССР актёр и историк Анатолий Низовцев полмира объездил с коллективом Театра исторического портрета, а с момента роспуска коллектива выступает один. Он сам автор и исполнитель литературно-музыкальных программ о выдающихся деятелях культуры и искусства XX века.
Но самое заветное для Низовцева — «Молодая гвардия». В 1950-х годах экскурсия в Краснодон так поразила его, семиклассника, что он возвращался туда всю жизнь, посвятил этой теме кандидатскую диссертацию, многочисленные статьи. А главное — театральная композиция о «Молодой гвардии» органично вписалась в сотрудничество с учебными заведениями и воинскими частями разных городов, включая Псков. Я сама видела, какой благодарный отклик вызывали моноспектакли у псковских военных и учащихся. Правда, в пандемию коронавируса не до поездок, но продолжается работа Анатолия Алексеевича в правлении общества «Дети войны» Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, а ещё дружба со школой-интернатом №49 города Стрельны.
Чем по праву гордится эта школа? В красивом трёхэтажном здании начиная с 1972 года действует школьный музей «Молодая гвардия». А возник он не без помощи молодогвардейца капитана 1 ранга Василия Левашова, которого часто приглашали выступить. В музее я не была давно, поэтому благодарна его заведующей Лидии Николаевне Сущенко, приславшей мне фотографии нынешней экспозиции. Чего в ней только нет!..
С тёплыми чувствами назову ещё одно учебное заведение северной столицы, где не забывают краснодонцев, — среднюю школу №438 посёлка Лисий Нос, что в Приморском районе Санкт-Петербурга. Держу в руках письма от заслуженного учителя РФ Лидии Валентиновны Скобелевой, заведующей краеведческим музеем «Из истории посёлка Лисий Нос и школы».
Как знать, прояснилась бы без школьных следопытов одна из загадок «Молодой гвардии»? Сорок послевоенных лет родные красноармейца Георгия Соловьёва из посёлка Лисий Нос слышали о своём дорогом Жоре одно: пропал без вести. И не представляли, что он по воле фронтовой судьбы попал в оккупированный Краснодон, помогал молодогвардейцам и с ними погиб. В Краснодоне его, не местного, мало кто знал, поэтому там встали вопросы: где же родные погибшего, какова его довоенная биография? В поиске участвовали многие подвижники, но именно ученики школы №438 в 1980-х годах вышли на родных Георгия в посёлке Лисий Нос.
Этим вовсе не исчерпываются связующие нити между городом на Неве и родиной «Молодой гвардии». Но ещё особо отмечу, что оба города увековечили память о краснодонцах монументально. Причём памятник в центре Екатерингофского парка вблизи метро «Нарвская» — копия знаменитого краснодонского монумента «Клятва». Как это вышло? Скульптурная часть «Клятвы», изображающей пятерых Героев Советского Союза у знамени, отливалась в 1954 году для Краснодона на ленинградском заводе «Монумент-скульптура». А для своего города заводчане сделали копию, назвав её «Героям Краснодона». Авторы скульптурной работы — Виктор Мухин, Василий Агибалов, Василий Федченко.
Впервые я оказалась в Екатерингофском парке (тогда он носил имя 30-летия ВЛКСМ) мартовским вечером 1986 года. В свете фонарей издалека виднелся силуэт памятника с постаментом, утопавшим в цветах. Позднее я узнала, что в те дни в городе проходил VIII Всесоюзный слёт школьных музеев «Молодая гвардия», а в парке — большой митинг с участием родственников героев. По словам Анатолия Низовцева, до шестисот человек собирались у монумента на митинги памяти молодогвардейцев. Всё заглохло в 1990-х годах, да и запущенный парк в то разрушительное время вызывал жалость. Перемены в лучшую сторону стали очевидны, когда девять лет назад в городе всевозможными акциями достойно отметили 70-летие «Молодой гвардии». Союз донбассовцев Ленинграда-Петербурга старается возродить традиции чествования молодогвардейцев.
Хочется сказать о подобной работе и в столице нашей Родины. Начну с того, что здесь тоже есть скульптурный образ молодогвардейцев. Его автор — скульптор Василий Фёдоров. Большая композиция, посвящённая писателю Александру Фадееву и его книжным героям «Разгрома» и «Молодой гвардии», создана на Миусской площади. А для меня в Москве по-особому интересен и другой адрес. На Малой Сухаревской живёт удивительный человек — Тамара Александровна Кисничан. Прежде всего благодаря ей 29 октября 1958 года в московской школе №312 открылся первый в стране школьный музей «Молодая гвардия».
Смотрю на Тамару Александровну как на живую легенду: вот передо мной педагог-математик, приобщивший к истории «Молодой гвардии» многие поколения школьников и лично знавший оставшихся подпольщиков, родителей, учителей погибших, друзей… А ведь вожатая Тамара и её пионеры не помышляли о музее, когда впервые ехали в город комсомольской славы — Краснодон. Но поездка так потрясла, что дома они решили: частица Краснодона должна быть в столице! Первый экспонат для музея имелся — горняцкая лампочка, которую шахтёры вручили ребятам со словами: «Пусть она освещает вам жизненный путь, как светит нам в шахте».
Когда в 2006 году я увидела этот музей в Потаповском переулке на Чистых Прудах, он переживал тяжёлые времена, был под угрозой закрытия. Потом школу реорганизовали… И всё же музей, переведённый в школу №1499 по улице Ростокинской, действует по сей день! Тамара Александровна на пенсии, так что о его новостях я расспрашиваю связанную с ним москвичку Елену Валентиновну Павликову, внучку краснодонского коммуниста-подпольщика Степана Григорьевича Яковлева. Порадовал, например, такой факт: в октябре 2020 года этот школьный музей был хорошо представлен в Музее Победы на Поклонной горе.
Известно, что пятеро краснодонских коммунистов-подпольщиков и двадцать пять молодогвардейцев — уроженцы России. Семеро ребят родились на Орловщине. Хранят ли там память хотя бы о Герое Советского Союза Сергее Тюленине? Горячо, восторженно говорил мне о нём по телефону из Орла доктор исторических наук Егор Егорович Щекотихин, автор документальной книги «Сергей Тюленин — исполин русского духа» (Орёл, 2013). В книге рассказано обо всех молодогвардейцах — уроженцах этого края. Места, связанные с Тюлениным, известны москвичу Юрию Леонидовичу Галкину, внучатому племяннику героя, так что расспрашиваю и его. Орловщину Юрий Галкин навещал в 2020 году, на 95-летие со дня рождения Сергея.
Там 1 сентября в городе Новосиль на здании местного филиала Орловского техникума агробизнеса и сервиса торжественно открывали мемориальную доску в память о земляке Тюленине. На линейке выступил директор техникума — депутат-коммунист Орловского областного совета Константин Игоревич Домогатский, а потом к гостям присоединился губернатор Орловской области, тоже член КПРФ Андрей Евгеньевич Клычков. Гости увидели в техникуме обновлённый после ремонта музей Серёжи Тюленина, возникший ещё в 1967 году. Мама героя, Александра Васильевна, в музей приезжала не раз. В постсоветское время у бессовестных чиновников поднялась рука лишить техникум имени Тюленина! Но хорошо, что хотя бы к 2020 году борьба за возвращение славного имени увенчалась успехом. Помогло вмешательство Председателя ЦК КПРФ Геннадия Андреевича Зюганова, к которому обратился за помощью московский родственник Сергея.
Последний раз Серёжа приезжал на малую родину, в деревню Киселёво, в 1938 году краснодонским подростком, страстно мечтавшим летать, как Валерий Чкалов. От дома Тюлениных в Киселёво, что относится сейчас к Нечаевскому сельскому поселению Корсаковского района, осталась лишь часть стены. И на месте деревни — памятный камень с надписью: «Здесь родился и жил Герой Советского Союза молодогвардеец Сергей Тюленин, 1925—1943». А в селе Нечаево с 1967 года стоит замечательный памятник Сергею работы скульптора Валентина Чухаркина.
Кстати, внучатый племянник героя рассказал, что в городе Суровикино Волгоградской области, где он в 2016 году выступал на школьном митинге, возле школы №1 тоже есть памятник Тюленину. А в Ростове-на-Дону имя Сергея носит парк, имя «Молодой гвардии» — школа №32 с прекрасным музеем о краснодонцах. И, конечно, оригинально напоминают о советских героях в кузбасском Кемерове. Там в рамках акции «Кузбасс — к юбилею Победы» на фасадах домов созданы впечатляющие граффити-портреты героев-кемеровчан Веры Волошиной и Юрия Двужильного, а на фасаде дома №6 по улице Сергея Тюленина — граффити этого молодогвардейца. Возможно, очередной портрет украсит там и улицу имени краснодонки Ульяны Громовой?
Конечно, память о советских героях живёт сейчас в чуждое для них, не советское, время. Но и в таких условиях энтузиасты из разных концов России стараются, чтобы наши современники и будущие поколения знали о нравственном величии подвига «Молодой гвардии». Это действительно важно, потому что достойные примеры чувства долга, высоты духа, настоящей дружбы нужны во все времена.
Наталья БУХВАЛ, библиограф областной библиотеки для детей и юношества имени В.А. Каверина. г. Псков
Источник: «Правда»