9 августа 2020
Пускают «под нож» экономику, образование, медицину ради силовиков
Правительство России запускает масштабный секвестр федерального бюджета, который столкнулся с 3-кратным падением нефтегазовых доходов и, по прогнозам Минфина, завершит год с «дырой» в размере 5 триллионов рублей.
Чтобы избавиться от дефицита, в 2021–2023 гг. Минфин планирует уменьшить расходы на 4,684 триллиона руб., или 4,2% ВВП. Суммарное сокращение в 2021 г. составит 1,428 трлн рублей, в 2022-м – 1,892 трлн руб., а в 2023 г. – 1,364 трлн руб.
«Под нож» пойдет большинство расходных статей, включая план поддержки экономики, госпрограммы развития промышленности и АПК, а также здравоохранение, образование и космос, следует из материалов Минфина.
Избежать сокращения финансирования удалось силовикам, судебной системе и высшему госаппарату.
Снижение расходов на госпрограмму по правоохранительной деятельности составит символические 0,4–0,6% и будет полностью компенсировано ростом на 2,3% в 2023-м.
Финансирование администрации президента увеличится на 89 млн руб. в 2021 г., сократится на 191,4 млн руб. в 2022 г., а затем вырастет в 2023-м – на 218,85 млн руб. В сумме АП обойдется бюджету в 14,28 млрд руб. в следующем году, в 14,4 млрд – в 2022-м и 14,8 млрд – в 2023-м.
На «обеспечение деятельности заместителя председателя Совета безопасности Российской Федерации» Дмитрия Медведева и государственных служащих АП запланирован рост расходов на 1,13 млрд руб. – до 25,9 млрд руб. В 2022–2023 гг. расходы могут вырасти на 1,16 млрд руб. – до 26,4 млрд руб.
Для всех прочих статей расходов Минфин планирует включить режим жесткой экономии, порой с двузначным сокращением ассигнований.
Так, на 10% будет урезан план восстановления экономики: вместо 870 млрд руб. на 2021 г. он будет стоить 787 млрд.
Госпрограмма развития промышленности потеряет практически каждый третий рубль (29,6%), в первую очередь за счет снижения бюджета подпрограмм развития транспортного и специального машиностроения.
Госпрограмма развития транспортной системы лишится 12,9% заложенных денег.
Госпрограмма развития здравоохранения будет урезана на 9,1–10% в 2021–2022 гг. и на 17% – в 2023-м. Аналогичное по масштабу сокращение расходов запланировано для ГП по образованию, агропромышленному комплексу и космосу.
Обвальное снижение расходов предусмотрено для системы ЖКХ: в 2021 г. оно составит 5,6%, а в 2022 г. ускорится до 43,8%.
В долгий ящик планируется отложить крупные атомные проекты. Бюджет соответствующей госпрограммы будет уменьшен на 2,2% в следующем году, 10,1% – через год и почти в 3 раза (на 61,4%) – в 2023-м.
В меньшей степени пострадают бюджеты МЧС и МИД: ГП по чрезвычайным ситуациям потеряет 1,6–3% лимитов в 2021–2022 гг., а внешнеполитическая ГП – 1,1–2,5%.
Минфин возвращается к старым рецептам, ставя во главу угла стабильность бюджета, в то время как развитые страны увеличивают дефициты, чтобы поддержать бизнес, потребителей и рухнувший из-за пандемии спрос.
Изначальный проект федерального бюджета на 2021 г. верстали в другой реальности: в него закладывали среднюю цену нефти в 56 долларов за баррель и средний курс доллара в 66,1 руб.
В июле российская нефть продавалась в Европу дороже 40 долларов за бочку, но объемы экспорта – на минимуме с начала 2000-х из-за сделки ОПЕК+, обязывающей Россию уменьшить добычу до уровней 18-летней давности.
В результате дорожающая нефть мало помогает правительству: в июне нефтегазовые доходы рухнули на 66% относительно прошлого года, а по итогам полугодия Минфин отчитался о дыре в бюджете в размере 955 млрд рублей.
Ее фактический размер, впрочем, вдвое больше: апрельский провал доходов кабмин профинансировал за счет разовых поступлений от сделки с акциями Сбербанка (1,2 трлн руб.), записав их в «доходы», а не в «источники финансирования дефицита».
Чтобы избавиться от дефицита, в 2021–2023 гг. Минфин планирует уменьшить расходы на 4,684 триллиона руб., или 4,2% ВВП. Суммарное сокращение в 2021 г. составит 1,428 трлн рублей, в 2022-м – 1,892 трлн руб., а в 2023 г. – 1,364 трлн руб.
«Под нож» пойдет большинство расходных статей, включая план поддержки экономики, госпрограммы развития промышленности и АПК, а также здравоохранение, образование и космос, следует из материалов Минфина.
Избежать сокращения финансирования удалось силовикам, судебной системе и высшему госаппарату.
Снижение расходов на госпрограмму по правоохранительной деятельности составит символические 0,4–0,6% и будет полностью компенсировано ростом на 2,3% в 2023-м.
Финансирование администрации президента увеличится на 89 млн руб. в 2021 г., сократится на 191,4 млн руб. в 2022 г., а затем вырастет в 2023-м – на 218,85 млн руб. В сумме АП обойдется бюджету в 14,28 млрд руб. в следующем году, в 14,4 млрд – в 2022-м и 14,8 млрд – в 2023-м.
На «обеспечение деятельности заместителя председателя Совета безопасности Российской Федерации» Дмитрия Медведева и государственных служащих АП запланирован рост расходов на 1,13 млрд руб. – до 25,9 млрд руб. В 2022–2023 гг. расходы могут вырасти на 1,16 млрд руб. – до 26,4 млрд руб.
Для всех прочих статей расходов Минфин планирует включить режим жесткой экономии, порой с двузначным сокращением ассигнований.
Так, на 10% будет урезан план восстановления экономики: вместо 870 млрд руб. на 2021 г. он будет стоить 787 млрд.
Госпрограмма развития промышленности потеряет практически каждый третий рубль (29,6%), в первую очередь за счет снижения бюджета подпрограмм развития транспортного и специального машиностроения.
Госпрограмма развития транспортной системы лишится 12,9% заложенных денег.
Госпрограмма развития здравоохранения будет урезана на 9,1–10% в 2021–2022 гг. и на 17% – в 2023-м. Аналогичное по масштабу сокращение расходов запланировано для ГП по образованию, агропромышленному комплексу и космосу.
Обвальное снижение расходов предусмотрено для системы ЖКХ: в 2021 г. оно составит 5,6%, а в 2022 г. ускорится до 43,8%.
В долгий ящик планируется отложить крупные атомные проекты. Бюджет соответствующей госпрограммы будет уменьшен на 2,2% в следующем году, 10,1% – через год и почти в 3 раза (на 61,4%) – в 2023-м.
В меньшей степени пострадают бюджеты МЧС и МИД: ГП по чрезвычайным ситуациям потеряет 1,6–3% лимитов в 2021–2022 гг., а внешнеполитическая ГП – 1,1–2,5%.
Минфин возвращается к старым рецептам, ставя во главу угла стабильность бюджета, в то время как развитые страны увеличивают дефициты, чтобы поддержать бизнес, потребителей и рухнувший из-за пандемии спрос.
Изначальный проект федерального бюджета на 2021 г. верстали в другой реальности: в него закладывали среднюю цену нефти в 56 долларов за баррель и средний курс доллара в 66,1 руб.
В июле российская нефть продавалась в Европу дороже 40 долларов за бочку, но объемы экспорта – на минимуме с начала 2000-х из-за сделки ОПЕК+, обязывающей Россию уменьшить добычу до уровней 18-летней давности.
В результате дорожающая нефть мало помогает правительству: в июне нефтегазовые доходы рухнули на 66% относительно прошлого года, а по итогам полугодия Минфин отчитался о дыре в бюджете в размере 955 млрд рублей.
Ее фактический размер, впрочем, вдвое больше: апрельский провал доходов кабмин профинансировал за счет разовых поступлений от сделки с акциями Сбербанка (1,2 трлн руб.), записав их в «доходы», а не в «источники финансирования дефицита».
В мае Минэкономразвития оценило суммарную дыру в бюджетной системе (включая бюджеты регионов и социальных фондов) в 8,5% ВВП, или 9 триллионов рублей.
Источник:Советская Россия